Урок русского языка 2 класс Программа Занкова

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования РС (Якутия)

Муниципальное управление образованием

Средняя общеобразовательная школа № 1



Проект урока русского языка

2 класс (1 -4)

( Программа РО Л.В. Занкова)



Тема. Род имён существительных.

Учитель начальных классов:

Беленкова Альбина Ятимовна



г. Нерюнгри 2014 г.

Тема. Род имён существительных.

Цели:

  • познакомить с понятием «род имени существительного», с приёмами определения рода;

  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, делать выводы;

  • воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи при работе в группах, умение слушать и слышать.

Деятельностная цель:

формирование умений реализации новых способов действий

формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания

Задачи:

  • Создать условия для «открытия» учащимися понятия род имён существительных и наличие у существительных трёх родов

  • Формировать умение определять род имён существительных в начальной форме.

  • Формировать универсальные учебные действия:

Формируемые УУД.

1. Личностные УУД

Формирование:

интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

понимания причин успехов в учебе.

2. РегулятивныеУУД

на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

принимать роль в учебном сотрудничестве.

3. Познавательные УУД

пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить сообщение в устной форме;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно).

4. Коммуникативные УУД

ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

формулировать собственное мнение и позицию.

Тип урока: ОНЗ

Метод: частично- поисковый

Оборудование: презентация, карточки для групповой работы, словарь русского языка, тест.

Ход урока

I.Орг. момент. Мотивация учебной деятельности.

Итак, друзья, внимание:

Прозвенел звонок!

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок.

Учитель (настраивает детей на работу, раскрепощает их). Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для вас сегодня добрым. И разбудит в каждом из нас лучшие чувства - желание слышать, понимать и поддерживать друг друга.

Вдохните глубоко и, когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться. Ведь улыбка - знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу. Я желаю вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас!

II. Актуализация полученных знаний и пробное действие.

1. Словарная работа (под диктовку).

Ветер, заяц, зеркало, лопата, пальто, одежда.

Контроль. Самопроверка по словарю.

2. -Прочитайте слова.

-Поставьте знак ударения.

-Что объединяет эти слова? Докажите.

- Устно поставьте существительные во множественное число.

Индивидуальная работа.

По перфокарточкам.

1 уч. Определить число имён существительных.

2 уч. Поставить существительные во множественное число. 3 уч. От существительных ед.ч. образовать существительные мн.ч.


- На какие группы можно разделить эти слова?

(одушевлённые, неодушевлённые)

- Что мы знаем об этой части речи?

Ответы детей.

  • Имя существительное - это часть речи.

  • Оно обозначает предмет, явление природы, событие.

  • Отвечает на вопросы «кто?», «что?»

  • Бывает одушевлённым и неодушевлённым.

  • Имена собственные относятся к именам существительным.

  • Изменяются по числам. Это первый грамматический признак существительных.

-Как выдумаете, всё ли мы знаем об имени существительном?

- Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению признаков этой части речи.

III. Постановка учебной проблемы и «открытие» темы урока.

-Попробуйте разделить записанные слова на три группы.

- В чём затруднение?

( Работа в парах).

Вам соседом вместе дружно

Поработать в паре нужно.

Вы заданье выполняйте,

Цель урока выясняйте.

- Посмотрите на группы букв и найдите в каждой из них лишнюю букву. Обоснуйте свой ответ.

г о с т з (о- обозначает гласный звук, остальные - согласные)

п б з с р г к (р - обозначает звонкий непарный согласный звук, остальные - парные согласные)

р л м н д (д - обозначает парный согласный звук, остальные - непарные согласные)

- Посмотрите на выделенные нами буквы, какое слово можно составить из них? (РОД)

- Прочитайте это слово и вдумайтесь в его смысл. Что оно обозначает? (Мнения детей.)

- Это слово имеет несколько значений. Давайте обратимся к словарю.

( Слайд 1)

Род - основная общественная организация первобытно-общинного строя, объединённая кровным родством.

Род - ряд поколений, происходящих от одного предка.

Род - разновидность чего-то, обладающая какими-нибудь свойствами, качествами (род войск, род оружия).

Род - грамматическое значение имён существительных, прилагательных, некоторых форм глагола, выражаемая с помощью системы окончаний.


IV. Выявление места и причины затруднения

- Какое задание вам нужно было выполнить?

- В чём причина затруднения?

- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? ( Слайд 2)



Род
имён существительных


- Какие цели можно поставить сегодня на уроке?

-Сформулируйте цели урока с помощью опорных слов:

  • « Хочу…»

  • «Могу…»

( Мнения детей.)

( Обобщаю.)

- Познакомимся с понятием «род имён существительных», с приёмами определения рода;

- будем учиться различать род имён существительных;

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, делать выводы;

- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи при работе в группах, умение

слушать и слышать.

V. Физминутка (музыкальная)

VI. Построение проекта выхода из затруднения.

1) - Послушайте загадку, отгадайте её.

Утром -

Так заведено -

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт оно

Розовой жар - птицей:

А стемнеет - он придёт:

Тоненький, смущённый, -

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной.

Срок прошёл - плывёт она

В пелене тумана, Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна.

Кто же он, оно, она?

( Месяц, солнце и луна.)

- К какой части речи относятся эти слова: он, она, оно? ( Местоимения.)

- Сегодня на уроке эти местоимения будут нашими помощниками.

2) Работа в парах.

- Используя наших помощников, разбейте слова на группы. (В тетрадях)

Проверка: фронтальная

- Сколько групп получилось? (3)

- Да, у нас получилось 3 группы родов.

- Как их можно назвать?

- Все слова, к которым можно поставить местоимение он -м.р., она - ж.р.

-А как вы думаете, слова, к которым можно поставить местоимение оно - какого рода?

Я предлагаю группу слов поставить между словами м.р. и ж.р. посередине. Эти слова относятся к группе слов с.р.

-Какое местоимение нам помогает определить слова среднего рода? (Оно)

-Я предлагаю вам присвоить предметы, которые обозначены этими существительными.

-Как вы скажете, что домик принадлежит вам? (Он, мой)

- А берёза? (Она, моя) А окно? (Оно, моё) (Аналогичная работа проводится с другими существительными.)

- Давайте сделаем вывод. (Учащиеся делают вывод, что существительные бывают мужского, женского, среднего рода.)

- Да, это 2 признак существительных.

-А какой способ определения рода существительных в ед. числе мы выявили?

( Ответы детей.)

- Подумайте и скажите: могу я так сказать: существительные изменяются по родам?

- Докажите. (Выслушиваю разные мнения детей.)

- Вы согласны со мной, что род имён существительных - постоянный признак?

3) Работа с учебником (стр. 126-127)

-Давайте посмотрим, как об этом говорится в учебнике. Автор согласен с нашим выводом?

- Прочитайте правило. Какие ещё местоимения помогают в определении рода имени существительного?

VI. Реализация построенного проекта.

3) Работа в группах (Вспоминаем правила работы в группе).

(1и 3 гр.-1 задание)

Определите род имён существительных.

Девочка, трава, небо, солнце, стол, ветер, рёва, плакса, левша.

( 2- 4 гр. -2 задание)

Прочитайте слова, определите род.

Яблоки, гуси, чашки, реки, зеркала, щипцы, ножницы.

Проверка. Коллективная.

1 задание.

- В чём проблема?

- К какому роду можно отнести существительные рёва, плакса, левша? Подставьте слова-

помощники, попробуйте определить род.

-Я открою вам ещё один секрет: оказывается, в русском языке есть слова, которые

относятся и к м.р. и ж.р. Хотите узнать, какой род будет у этих слов? ( Слайд 3)



М. Р.

Ж. Р.

СР. Р.

Общий род

он, мой, этот

она, моя, эта

оно, мое, это


-Оказывается, эти слова общего рода. А чтобы определить род таких существительных,

надо посмотреть, с каким словом они употребляются.

2 задание.

- Что общего в словах? ( Существительные множественного числа.)

- Каким местоимением можно заменить? (Они)

- Какого рода существительные? ( Нельзя определить.)

- Что же, у этих существительных совсем рода нет?

- Как быть? Может, кто-то уже догадался? (Поставить существительное в ед. ч.)

- Какие слова у вас остались? (Щипцы и ножницы.)

- Почему? ( Они употребляются только во множественном числе.)

- Сделайте вывод.

Чтобы определить род имени существительного во множественном числе, нужно

поставить в единственное число, а у тех слов, которые употребляются только

во множественном числе, род не определяется.

VI. Игра на внимание.

-Я называю существительные разного рода. Если оно м.р., то приседают мальчики,

если оно ж.р., то приседают девочки, если ср.р., то подпрыгивают все.

( Дождь, небо, снег, стол, яблоко, ученица, книга, урожай, стекло.)

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. ).

- А теперь - внимание!

Выполним задание.

1) Упр. 238. Выписать слова: 1 ряд - м.р., 2 ряд - ж.р.. 3 ряд - ср.р.

2) Проверка.Коллективное обсуждение.

- Прочитайте небольшое стихотворение, которое у вас написано на листочке.

(На партах лежат листочки.Читают хором.)

- Дома его выучите, оно поможет вам определять род существительных.

Женский род запомню я

И скажу « она, моя»,

И запомню род мужской

И опять скажу: « Он, мой».

Средний род - «Оно, моё!»

Это правило твоё.

3)- Давайте составим алгоритм определения рода существительных. ( Слайд 4)

Поставь существительное в единственное число.

Найди вспомогательное слово.

Укажи род существительного.

VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Тестирование.

- Я предлагаю вам тест. Проверим себя, как вы усвоили второй грамматический

признак существительных. Согласны поработать?

- Называю существительные, если есть существительные м.р. ставите +, если нет --.

( Малыш, тётя, дедушка, окно, стекло, ученик, тетрадь, девочка, книга, карандаш.)

Проверка.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

+ - + - - + - - - +

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке .Самооценка.

- Вы сегодня хорошо поработали. Давайте вспомним, какие секреты имени

существительного мы открыли на уроке.

О чём шла речь на уроке.

Попробуй теперь рассказать.

За что похвалить себя можешь,

Хотелось бы всем нам узнать

-У каждого из вас на столе лежит лесенка успеха.

Оцените собственные результаты по изученной теме.





15


© 2010-2022