УМК Перспективная начальная школа

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
УМК «Перспективная начальная школа» Проект «Перспективная начальная школа» - результат многолетней работы коллектива сотрудников российской Академии наук. Это программа развития и личностно-ориентированного обучения, совершенствования всех сторон личности ребенка, фундамент для дальнейшего усвоения прочных и крепких знаний. Концепция, которая лежит в основе создания комплекта учебников не могла появиться без обобщения опыта тех комплектов, которые сегодня популярны и результативны в начальной школе. Это, прежде всего, комплекты учебников по развивающим системам обучения Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина - Давыдова, комплект учебников «Школа 2100» и «Школа ХХI века» академика Виноградовой Н.Ф., «Гармония». Только с учётом сильных сторон всех направлений стала возможна разработка УМК «Перспективная начальная школа». УМК «Перспективная начальная школа» подготовлен с учётом всех требований к ребёнку XXI века. Здесь применён очень интересный подход к подаче материала, более интересно для младшего школьника раскрыты темы занятий. Очень много креативного материала, подталкивающего детей к творчеству. «Перспективная начальная школа» с самого начала приучает своих воспитанников работать со всевозможными словарями и самостоятельно искать информацию в самых разных источниках. Подборка словарей - и орфоэпический, и орфографический, и фразеологический, и даже этимологический - есть и в самих учебниках, и, выполняя задания, дети просто вынуждены заглядывать туда по нескольку раз за урок. Идея личностно ориентированного обучения (ЛОО) не является новой, так как ещё в трудах Ж.Ж. Руссо находим: "У детей своя манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассудней, как желание заменить её нашей" Личностно-ориентированное обучение предлагает педагогу, прежде всего, исходить из природы конкретного ребенка, его задатков, способностей, возможностей, интересов, личных потребностей и т.п Издательство "Академкнига/Учебник" на базе созданной концепции "Перспективная начальная школа" закончило создание комплекта учебников для всех четырех классов. Более 240 тысяч детей сегодня учатся по ним практически во всех регионах России. Главное, что отличает эти книги, - это развернутая перед ребенком картина мира, присутствие не одной точки зрения. И еще. Авторам удалось показать, что знания нужны не сами по себе, а для того, чтобы лучше понять окружающую ребенка жизнь. Среди авторов - ученые РАН, Академии образования, Академии повышения квалификации работников образования. Сегодня по данным мониторинга, проведенного в целом ряде регионов, уже можно говорить об успешности комплекта. А в конкурсе, проведенном Минобразованием Московской области (а это 80 с лишним районов), в номинации "самый успешный ученик" победили ребята, учившиеся по этим книгам. Это в широком смысле гуманитарная программа. - Основная установка комплекта, - внимание к практическим задачам. Знания - это часть жизни, а не нечто абстрактное. . Задания в учебниках направлены на активизацию познавательной деятельности, развитие самостоятельности и инициативы в обучении, формирование сознательного интереса к предмету. Ребёнок чувствует, что учение - это радость маленьких открытий.
Учебники привлекают внимание внешней интригой, доступностью подачи учебного материала, основанной на жизненном опыте ребенка. Задания в учебниках направлены на активизацию познавательной деятельности, развитие самостоятельности и инициативы в обучении, формирование сознательного интереса к предмету. Ребёнок чувствует, что учение - это радость маленьких открытий. Они оформлены таким образом, что сразу привлекают внимание не только детей, но и взрослых. Хочется их листать, рассматривать, просто подержать в руках. Наличие большого количества иллюстраций привлекает внимание, дети проживают жизненные моменты совместно с героями, сопереживают и помогают им, иллюстрации помогают решить определенные дидактические задачи. Родители отмечают, что даже им интересны сами учебники и задания в них.
В учебнике математики А.Л. Чекина привлекает четко прослеживающаяся система разнообразных упражнений по развитию произвольности психических процессов («заключи в красную рамку, обведи синим карандашом», пошаговое выполнение заданий и т.д.), ежедневная работа по развитию мелкой моторики («раскрась, обведи, нарисуй»). Знакомство детей с базовыми геометрическими понятиями основано на имеющемся жизненном опыте детей, представлениях о формах предметов. Разнообразный геометрический материал, схемы и рисунки в учебнике, вся система заданий значительно развивают у детей наглядно-образное мышление. Наличие двух точек зрения на исследуемую проблему позволяет ребенку примерить свое мнение, свой жизненный опыт к одной из них, дети учатся доказывать правильность собственных суждений. Уже никого не удивляет наличие нескольких верных решений в задании.
Учебник русского языка на первый взгляд он и на учебник-то не похож. В 1 классе дети со сказочными персонажами просто путешествуют по Волшебному Лесу, спасают его обитателей, помогают им, тем самым постигают тайны языка и решают определенные языковые проблемы. Тексты учебника завораживают своей сказочной атмосферой. Но все задания учебника простроены в соответствии с основными принципами программы. С помощью маркировки, единой для учебника и тетради, ребята уже свободно ориентируются в пособиях, находят новую тему, возвращаются к изученному, пользуются подсказками, работают в группах и осуществляют проверку.
Курс по литературному чтению решает многие задачи для всего комплекта: формирование умения отыскивать нужную информацию в книге, ориентируясь на страницу «Содержание»; умение определять содержание текста по его названию. Учебник, хрестоматия и тетрадь для самостоятельных работ связаны структурно кругом идей. Все четыре года вместе с детьми путешествуют Маша и Миша - герои всего курса. Это создаёт ощущение непрерывности, последовательности обучения. В учебники литературного чтения заложен колоссальный искусствоведческий материал, сюда помещены потрясающего качества художественные репродукции, диски с музыкальными произведениями)
Особо хочется сказать о работе в минигруппах. Детям этого возраста свойственна определенная собственническая позиция. Они не любят даже когда сосед по парте заглядывает в их тетрадь, а уж порисовать или раскрасить картинку в своем учебнике они не позволят никому. Дети закрывают ладошками выполненную работу, отодвигаются. Учебники УМК «Перспективная начальная школа» уже с помощью пиктограмм нацеливают детей на работу в группе, предлагают посмотреть у соседа, обменяться тетрадями. Такая ежедневная работа способствует формированию нравственных основ личности: учит детей налаживать контакт, доверять соседу по парте, планировать общую работу, распределять обязанности.
Детям очень нравится учебник «Наш мир»: красочный, яркий, с большим удовольствием работают в тетрадях. Тексты и задания в учебнике и тетради обращены лично к ученикам и рассчитаны на работу в группах. Все задания рассчитаны на многовариантные ответы. Изучение окружающего мира идет путём сравнения. Наблюдая и сравнивая, дети делают первые самостоятельные выводы. Задания направлены на поисковую деятельность (например, деление растений на группы. «Перспективная начальная школа» включает в себя такие образовательные области, как филология, математика, информатика, естествознание, обществознание, искусство, музыкальное образование. Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира. При отборе учебного материала, разработке языка изложения материала, разработке методического аппарата комплекта учитывались следующие положения: - возраст школьника (первоклассник может быть как 6,5 лет, так и 7-8) - разный уровень его развития (школьник, не посещавший детского сада, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами); -топографическая принадлежность школьника. Это не только городской, но и сельский школьник; - разный уровень владения языком (не всегда является носителем одного языка или имеет логопедические проблемы); -особенности мировосприятия школьника, который часто общается с одним носителем знаний - учителем - учитывалась и разная наполняемость классов Продуманная система заданий и вопросов, эксперименты побуждают детей быть наблюдательными, внимательными ко всему происходящему, дети с удовольствием вовлекают в этот процесс родителей, ищут дополнительные сведения в справочных изданиях, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» с этой целью включает в себя огромный штат учебных пособий таких, как учебник, хрестоматия, рабочие тетради для самостоятельных работ, тетради для контроля знаний и умений. Развивая самостоятельность ребенка с первых шагов в школе, «Перспективная начальная школа» добивается хороших результатов обучения чтению, письму и счету. Дети быстрее осваивают навыки беглого чтения, письма, и решение логических упражнений не вызывает у учащихся затруднений. УМК «Перспективная начальная школа» построен по принципу усложнения учебного материала, много интересных и творческих заданий, развивающих мышление и память ребенка. Во-первых, эти учебники рисуют детям полную картину мира, опираясь при этом на жизненный опыт самого ребенка. Такое в учебной литературе встретишь нечасто. Во-вторых, они учат говорить (на развитие речи тут работают не только литература и русский язык, но даже математика и «Окружающий мир»), наблюдать и... читать. Не просматривать страницы по диагонали, а именно читать - жадно и с увлечением. У ребенка вообще может сложиться впечатление, что перед ним вовсе не учебник, а занимательная приключенческая повесть про умненькую девочку Машу, ее младшего братца Мишу, про их друзей, одноклассников и замечательную учительницу Евдокию Васильевну, объяснения которой просты и доходчивы. Эта сюжетная линия захватывает читателя сразу и надолго: кому не захочется разделить с любимыми героями все их испытания? У такой «чтивости», кстати, есть еще один серьезный плюс. Если, заболев, ребенок пропускает занятия, то отныне это уже не трагедия для родителей: прочитали, разобрали, выполнили вместе и не отстали от программы. Задача школы - не просто дать детям комплекс знаний, а научить их эти знания добывать самостоятельно. Считаю, что весь комплект учебников с этой задачей успешно справляется. В заключении следует отметить, что опыт решения педагогических задач с помощью УМК «Перспективная начальная школа» должен позволить школьнику перейти в среднюю школу с большим багажом всех необходимых знаний для дальнейшего обучения.



4

© 2010-2022