Конспект урока на тему Д. Н. Мамин-Сибиряк

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок чтения в 3-м классе по теме "Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца - длиные уши, косые глаза, короткий хвост»" Цели урока:

  • образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем по изучению нового произведения, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов нового произведения;
  • развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
  • воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе; самостоятельность, активность.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала. Логика урока: мотивация - актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся - организация восприятия - организация осмысления - первичная проверка понимания вопроса - организация первичного закрепления - анализ первичного закрепления - рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент

- Все услышали звонок, начинаем наш урок! К гостям нашим повернитесь, дружно все им улыбнитесь. Добрый день всем, и пора отправляться в чудеса!

Живет в нем вся вселенная,

А вещь обыкновенная:

В нем ты увидишь море и тайгу,

Жирафов, близко солнце и луну.

Вот Скрудж Макдаг нас всех заворожил.

И сняться в передачах пригласил!

- Ребята, а кто из вас любит смотреть передачи по телевизору?

- Давайте сегодня попробуем провести урок "В гостях у телепередач". Но одно условие: зрителями будут наши гости, а мы будем режиссерами-постановщиками. Мне позвольте быть главной ведущей. Итак, начинаем.

2. Актуализация знаний:

Речевая разминка

Перед началом работы давайте сделаем речевую разминку.

Артикуляционная подготовка речевого аппарата.

1) Упражнения для дыхания:

а) глубокий вдох через нос , выдох через ротпорциями;

б) вдох небольшими порциями через нос, полный выдох через рот;

в) вдыхаем аромат цветов;

г) дуем на одуванчик;

д) дуем на снежинку.

2) Звуковая гимнастика:

о а у - плавно на одном выдохе,

ух ох ах - произносим отрывисто,

гху гха гхо - выдыхая порциями,

с ш з - чередование произнесения звуков.

3)Чистоговорка

Га-ка-га-ка - убегай скорее…(зайка).

Олк-олк-олк-олк-уходи отсюда…(волк).

"В гостях у сказки"

- Прочитайте название любимой передачи.

Что это такое сказка?

- Сказка - фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики.

- Назовите их. (проверка по картинкам)

- Подумайте и скажите, чем отличаются эти сказки друг от друга?

- Какие бывают сказки? Что вы знаете о народных сказках? О литературных?

(Народные сказки появились давным-давно. Их придумывал народ. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их стали гораздо позже. В них есть элементы волшебства, волшебные предметы, силы)

- Верно, ребята.

Литературная, авторская сказка - это сказка особая. У нее есть автор.

(У авторских сказок немало общего с народными, но у них есть автор. Например, в авторских сказках так же, как и народных, действуют волшебные силы, есть волшебные предметы. Но литературная, авторская сказка, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная) Мы сегодня начинаем изучать новый раздел. Прочитайте его название. - Что значит «литературные сказки»? На какие две группы разделены сказки? -Сказки разделили на 2 группы: народные и литературные, или авторские .(таблица) Сказки просто и интересно. Их легко запомнить.

"Мой серебряный шар"

Введение в тему урока

На столах у вас есть слова, соберите из них название произведения, с которым сегодня познакомимся.

(СЛОВА: ПРО, СКАЗКА, ЗАЙЦА, ХРАБРОГО, УШИ, ГЛАЗА, ХВОСТ, ДЛИННЫЕ, КОРОТКИЙ, КОСЫЕ

Проверьте. У вас получилось название первой сказки из сборника «Аленушкины сказки», но в этот сборник входит много других сказок. Знакомство с творчеством писателя.

-Сегодня мы познакомимся с литературной «Сказкой про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

- Автор этой сказки Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

(Портрет писателя)

- Хочу вас познакомить с его биографией.

Настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка - Мамин.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк - родился 25 октября 1852 года в семье заводского священника. Получил домашнее образование. Дмитрий Наркисович стал сочинять сказки для больной дочери, которой трудно иногда было засыпать по ночам. Впоследствии, кому-то из друзей пришла в голову мысль издать эти сказки. Так появилась книга «Алёнушкины сказки» Каждая сказка- это своеобразный урок. В центре «Аленушкиных сказок» - животные, рыбы, насекомые, куклы, а вот человек в них почти не появляется.

Из всех своих книг Мамин-Сибиряк особенно дорожил "Аленушкиными

сказками". Он говорил: "Это моя любимая книжка - ее писала сама любовь, и

поэтому она переживет все остальное".

- А начинаются "Алёнушкины сказки" с присказки.

- Что же такое присказка?

(Присказка - короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки)

- Верно, ребята.

- А для чего нужна присказка? (чтобы слушателей настроить на сказочный лад)

- А как же нужно читать присказку? (плавно, нараспев).

- В чем особенность присказки? (с любопытством, в ожидании, настраивает на слушание сказки).

- Откройте учебник на с. 182 и послушайте присказку

- Представьте, что вы - старший брат, сестра, мама или бабушка Аленушки, и прочитайте присказку, передав интонацией голоса нежность и любовь к малютке.

- Почему Аленушку писатель окружил только животными?

Отправляемся на передачу «В мире животных» .

- Что можно узнать по названию сказки?

(ЗАЯЦ ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ. ДАЁТСЯ ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ЕГО. ТОЛЬКО НЕПОНЯТНО, ПОЧЕМУ ОН ХРАБРЫЙ, ЕСЛИ ЗАЙЦЫ ОБЫЧНО ТРУСЫ)

- Одна из лучших сказок, включенных в сборник, это "Сказка про храброго Зайца-Длинные уши, Косые глаза, Короткий хвост".

Проанализируйте, о ком идет речь

  1. Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.

  2. Как его не корми, он всё в лес глядит.

  3. Его ноги кормят.

Проанализируйте, о ком идет речь

  1. Он от листа бежит, а лягушка от него.

  2. Его ноги носят.

  3. За двумя погонишься, ни одного не поймаешь.

- Нам предстоит сегодня узнать, каким же был заяц в этой сказке? Может быть, это какой-то необычный заяц, действительно сказочный. - О ком пойдет речь в сказке? (Из названия сказки ясно, что главным героем будет заяц. Даже даётся его подробное описание. Только не понятно, почему сказано, что он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.)

- О каком зайце? (о храбром Зайце - длинные уши, косые глаза, короткий хвост») - Верно, ребята.

- Вы знаете о жизни животных, пора прочитать нам сказку .Как вы думаете о ком будет сказка?

- После прочтения вы должны ответить на вопрос: "Почему заяц из трусливого и боязливого превратился в смелого и храброго?"

Подготовка к восприятию сказки.

1) Прочитайте слова, которые встретятся в тексте:(по карточкам)

гнул вать лось

прыгнул глядывать казалось

подпрыгнул выглядывать показалось

2) Читайте шёпотом, по слогам, затем громко,целыми словами:

вспорх-нёт

взо-брал-ся

встрях-нул-ся

Эту сказку мы будем читать по частям. Я ее разделила на 4 части (части даны не по порядку и нам нужно озаглавить части сказки).

1. Надоело бояться.

2. Задал стрекача.

3. Волк тут как тут.

4. Ай, да косой!

(Восстанавливаем порядок и работаем по частям)

а) Чтение первой части: чтение 1 части (вслух по цепочке).

- Как заяц описан в первой части? (Смешной, глупый)

- Почему? Какое название подойдет к первой части? (Надоело бояться)

- Почему всем сделалось весело?

б) чтение второй части (жужжащее чтение).

- Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (жужжащее чтение).

Начинают жужжащим чтением, затем учитель подает команды: "Губы" (читают про себя), "Молния" (30 секунд читают на максимальной скорости).

- О чем говорится в этой части?

- Как волк вел себя, когда услышал зайцев?

- Опишите волка. Какой он?

- Найдите слова в этой части, которыми можно заменить выражение: Появился, как только о нем вспомнили. (А волк - тут как тут)

- Можно ли назвать этими словами вторую часть? Почему?

в)чтение третьей части сказки

- Упражнение на развитие зрительного восприятия "Игра в прятки". Начинаю читать со слов: (Заяц-хвастун подпрыгнул кверху…)

- Какие слова-глаголы показывают напряжённость ситуации?

• Подпрыгнул, точно мячик! (Легко)

• Кубарем прокатился! (Вертясь, стремительно)

• Задал стрекоча! (Стремительно убежать)

• Готов выскочить из собственной кожи!

• Несчастный зайчик!

• Замертво свалился.

- Как автор охарактеризовал здесь зайца? (хвастун, несчастный, бедняга, замер, свалился, устал)

- Обратите внимание ещё раз на название сказки.

- Почему же в сказке заяц назван храбрым?

- Будем дальше искать ответ на вопрос

- Что произошло с остальными зайцами?

- Кто первым поверил в то, что заяц бесстрашный?

- Догадались ли все, что их заяц случайно, от страха оказался на спине волка?

- А волк что подумал, когда бежал совсем в другую сторону от зайца?

г) чтение четвертой части (чтение за лидером)

- За что хвалили зайцы своего брата?

-Как было на самом деле?

- «Еле жив от страха» - как понимаете это выражение?

- Какие слова помогают понять, что заяц снова начал хвастаться?

- Какая черта характера опять появилась у зайца? (хваставство)

- Итак, какую задачу ставили в начале урока? (почему заяц назван храбрым, если всегда считается трусливым) Разобрались в этом? (так назвали его другие зайцы, для них он был храбрым)

- А сам заяц верит, что он храбрый? (да) Прочитайте, где об этом сказано.

-Какими словами заканчивается сказка? (баю-баю-баю) Почему?

(Надоело бояться, надоело прятаться, главное поверить в себя!).

- Пора отдохнуть.

В эфире программа "Театр + ТV".

Физминутка «Зайка»

- Зайцы бывают не только трусливые и храбрые, но и грустные, и веселые. Веселые зайцы могут нас посмешить и любят потанцевать.

Встаем возле своих стульчиков.

Ну-ка, зайка, выходи

Ну-ка, серый, выходи

Зайка, зайка попляши

Ну-ка, серый попляши

Ручками похлопай,

Ножками потопай

И немножко покружись

Всем нам низко поклонись.

Зайка, зайка берегись

Под кусточком - хитрый лис

Хочет зайку он схватить

Хочет зайку изловить.

Зайка, уши навостри

И в избушку побеги,

Спрячься дома у себя,-

Не поймает лис тебя.

Разыгрывание сцены «Как заяц хвастал»

А давайте попробуем разыграть сценку - как заяц хвастал.

Заяц - хваста, Зайцы, Волк.

Словарная работа Отдохнули пора на передачу "Ново-TV" Мы находимся на телепередаче . Словарная работа (уточнение лексического значения выражений). - В этой сказке автор использует слова и образные выражения, значение которых, вам уже знакомо, а также новые выражения, значение которых мы сейчас уточним.

Душа в пятки убежала - сильно испугался чего-либо

Отведавшие волчьих зубов - сталкивались с волком - Как вы понимаете выражение «язык у хвастуна точно примёрз»? ( не смог говорить)

Не смел дохнуть - замереть от ужаса, страха; испытывать робость, не осмелиться что-либо сделать.

Задал такого стрекача - убежать стремительно, с большой скоростью

Выскочить из собственной кожи - сильно измениться, стать другим, преодолеть какие-то трудности, из последних сил.

Гонится по пятам - бежит след в след.

Замертво свалился - без признаков жизни (упасть, повалиться)

(Значения слов можно узнать из словарей, например словарь Ожегова, словарь Даля, энциклопедических словарей)


Групповая работа. Пожалуйста на столах у вас листочки .Журналисты дали нам словарную работу. Найдите, пожалуйста, определения к 3м выражениям, соедините стрелочкой. Отвечать будет один из группы, определитесь.

Работа в парах (соединить стрелочкой правильный ответ)

душа в пятки сердце замерло от испуга

не может говорить от страха

очень быстро побежал

язык примёрз сердце замерло от испуга

не может говорить от страха

очень быстро побежал

задал стрекача сердце замерло от испуга

не может говорить от страха

очень быстро побежал

Проверка работы:

душа в пятки сердце замерло от испуга

язык примёрз не может говорить от страха

задал стрекача очень быстро побежал

Анализ сказки

"Время деловых людей"

- Мы прочитали с вами сказку.

-Понравилась она вам? -Что особенно понравилось? - Каким изображен заяц в начале сказки?

Хвастать - желать прославиться чем-либо, врать, говорить неправду особенно с похвальбою о себе.

- Как вы относитесь к хвастовству?

-Объясните свою точку зрения.

Итог: хвастовство не есть хорошее качество Ребята, вспомните случаи из вашей жизни, когда у вас «душа в пятки убежала» (рассказы детей).

-Что вызывало смех в сказке ?

-Когда вам было страшно?

-Назовите героев произведения.

-Кто главный герой?

-Когда вам было жалко главного героя ?

-Вам было стыдно за главного героя?

-Посмотрите на пословицы и выберите подходящую для нашей сказки: Работа с пословицами. -Прочитайте. Как понимаете смысл пословицы:

Волка ноги кормят. Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит У страха глаза велики, чего нет, то и видят



  1. «Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит. (Это значит, что заяц всего боится, даже листочка с дерева, когда он шевелится).

  2. Поговорка «У страха глаза велики»? -( Эту поговорку можно отнести и к зайцу, и к волку. Зайцу казалось, что волк гонится за ним по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. А волку показа­лось, что кто-то в него выстрелил, когда заяц упал на него.)
  3. «Волка ноги кормят.»

Ответы детей:

«Волка ноги кормят». Он хотел есть и пошёл искать себе добычу. А сыт он бывает благодаря своим ногам. Побегает, поймает добычу - и будет сыт.

«Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит». Это значит, что заяц всего боится, даже листочка с дерева, когда он шевелится.

-К кому из героев сказки можно применить поговорку

«У страха глаза велики, чего нет, то и видят» (и волку и зайцу - Зайцу казалось, что волк гонится за ним по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. А волку показалось, что кто-то в него выстрелил, когда заяц упал на него).

Выберите самую точную пословицу, подходящую к теме урока Работа по иллюстрациям (выборочное чтение). - Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице 184. Найдите в тексте предложения, соответствующие ей и зачитайте их. (Начали кувыркаться…а все смеются) - Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице 185. Найдите в тексте предложения, соответствующие ей и зачитайте их. (Заяц-Хвастун подпрыгнул…из собственной кожи)

Передача «Совершенно секретно»

Словесное рисование

- На секунду прикройте глаза.

Представьте себе полянку в лесу.

На пеньке - заяц. Вдруг он увидел, что рядом волк ...

Откройте глаза. Расскажите, что вы увидели, словесно проиллюстрируйте то, что вы вообразили.

У каждого участника лежит файл с заданием. Вы должны ответить на вопрос. Найдите слова, которые описывают действия героев.

1 группа - Действия зайца

(Крикнул во весь лес, расхрабрился, взобрался на пенек, уселся на задние лапки, увидел волка, точно примерз, подпрыгнул кверху, упал со страху, перевернулся, задал стрекача, бежал, выбился из сил, обессилел, замертво свалился, вылез, встряхнулся, начал верить, что никого не боится.)

2 группа- Действия других зайцев

(Собрались, сбежались, приплелись, все слушают, ушам не верят, хихикнули, засмеялись, сделалось весело, начали кувыркаться, прыгать, скакать, разыгрались, не видят, веселятся пуще прежнего, не могли прийти в себя, спрятались, убрали, завалились, начали выглядывать, начали искать, нашли, закричали в один голос)

3 группа - Действия волка.

(Ходил, проголодался, подумал, слышит, остановился, понюхал воздух, начал подкрадываться, близко подошел, начал выглядывать, бежал в другую сторону, ему показалось, убежал)

Творческая работа.

Предлагаю дать совет человеку, который хочет быть храбрым. (Одна группа - что для этого нужно делать, 2 - группа - что не надо делать)

Прослушивание и оценивание творческих работ.

Экспресс- диагностика.

Обьясните смысл слова «храбрый», «трусливый» по Толковому словарю Ожегова.

Храбрый- тот, кто отличается храбростью, смелостью.

Трусливый - тот, кто легко поддается чувству страха.

Работа с фигурками зайцев, вырезанных из бумаги.(по группам)

- Кто считает, что, заяц храбрый- прикрепите фигурку на пенёк, а кто считает, что заяц на самом деле трус- рядом ёлочкой.

- У каждого своё мнение и ваше право считать зайца храбрым или трусливым.

Рефлексия.

- Вспомните содержание сказки и продолжите высказывание:

* Меня рассмешило то, что…

* Мне понравилось то, что…

*Меня взволновало то, что…

*Меня обрадовало то, что…

Итог урока

"Мудрая ромашка".(На лепестках ромашки напечатаны пословицы Дети объясняют смысл этих пословиц)

В народе всегда четко разграничивали добро и зло, правду и ложь, трусость и храбрость.

1. Он сам своей тени боится.

2. Волка бояться - в лес не ходить.

3. У страха глаза велики.

4. Душа в пятки ушла.

5. Пуганая ворона куста боится.

6. Смелость - города берет.



- С какой сказкой познакомились? - Какая это сказка? (литературная). Почему? (есть автор) - Кто автор этой сказки? - Как автор характеризует зайца? Какой он? (для зайцев он храбрый, а на самом деле он трусливый) - Чему учит сказка? (не надо хвастаться, а то в следующий раз можно и попасть волку в пасть). -Правильно, ребята.

Выставление оценок "Звездный дождь"

- Подходит к концу наша телевизионная программа.

В память о нашем уроке все, кто принимал активное участие в постановке различных передач, получают отличные отметки и звездочку от программы "Звездный дождь".

Домашнее задание - На подготовке вам необходимо подготовить пересказ сказки и придумать продолжение.

- Спасибо за урок!



© 2010-2022