Исследовательская работа Тема: «Тотемные растения и животные наших предков»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа Тема: «Тотемные растения и животные наших предков»Исследовательская работа Тема: «Тотемные растения и животные наших предков»


МОУ Прогимназия № 1 ГП Терек


III Республиканский конкурс исследовательских работ

и проектов школьников «Первые шаги в науку»


Город Терек

Школа МОУ Прогимназия №1 ГП Терек

Класс 4

Направление: «Открываем тайны нашей речи»

Исследовательская работа

Тема:

«Тотемные растения и животные наших предков»







Руководитель: Шомахова Мадина Анатольевна

Учитель высшей квалификационной категории


Учащиеся: Ашижева Анжелика

Гоников Эльдар




Содержание


1. Введение………………………………………………………………..3

2. Основная часть………………………………………………………..5

1. Древние представления о мире.……………………………………... 5

2. Изучение истории своих предков.……………………………………5

3. Анкетирование.…………………………………………………...….. 6

4. Почитаемые растения…………………………………………………7

4.1. Многочисленные предания о боярышнике………………….....7

4. 2. Просо (история, происхождение)……………………………...8

  1. 3. Богатырское зерно --«нартыху»………………………………9

5. Поклонение священным животным…………………………………9

5.1. Медведь………………………………………………………….9

5. 2. Роль коня в прошлом адыгского народа……………………10

5.3. Собака-- символ верности и надежности…………………….11

3.Заключение…………………………………………………………12

4. Список использованной литературы……………………………13

5.Приложения………………………………………………………… 14

Мультимедийная презентация к работе


Введение.

Постигая законы волшебной сказки по литературному чтению мы узнали невероятные вещи. До сих пор мы думали, что существует множество волшебных сказок и все они разные. Но если внимательно прочитать и проанализировать, то все они подчинены определённым правилам. А что самое интересное под эти правила подходят и наши адыгские сказки тоже.

На уроке кабардинского чтения изучая сказку «Батыр сын медведя» у меня возник вопрос: «Были ли тотемные растения и животные у наших предков?». Учительница честно призналась, что однозначного ответа на этот вопрос у неё нет, и предложила провести исследование. А как вы думаете, были ли тотемные растения и животные у наших предков?

Мы с Эльдаром договорились, что я собираю сведения о тотемном растении, а он о животном.

Наша учительница предложила провести анкетирование и узнать мнение одноклассников тоже. Тогда мы решили не ограничиваться одноклассниками и начали опрашивать взрослое население тоже. Результаты данных анкет и изучения различных источников информаций по теме предлагаем вашему вниманию.

Цель работы:

  • Изучить представление древних адыгов о мире, о жизни, изучить историю, культуру, традиции своего народа.

Задачи:

  1. Провести анкетирование учащихся класса.

  2. Провести опрос взрослых.

  3. Проанализировать полученные результаты.

  4. Изучить различные источники с целью получения сведений о первопредках адыгов.

  5. Обобщить полученные результаты.

Объект изучения:

Духовная культура адыгского народа.

Методы исследования:

  • Составление вопросов и проведение анкетирования;

  • Анализ полученных данных.

  • Поиск информаций по данной теме;

  • Обобщение и систематизация полученной информации;

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что мы хотим знать историю происхождения своих предков, которая является основой духовной культуры адыгского народа. Результатами нашего исследования могут воспользоваться учащиеся 4 классов при прохождении темы «Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире»

Гипотеза: мы предполагаем, что тотемное растение кабардинцев это боярышник, а тотемное животное-медведь.


Основная часть

1. Древние представления о мире.

Люди в древности верили, что их первопредком является какое-нибудь животное или растение. Таких животных- прародителей и такие растения называли тотемами. Слово «тотем» пришло к нам из языка североамериканских индейцев. Буквально « т-отем» означает « его род» или « его прародитель». По толковому словарю С. И. Ожегова « Тотем. У первобытных народов обожествляемое животное ( иногда явление природы, растение, предмет), считающиеся предком рода». Тотем - это еще и растение, животное-дух- хранитель, оберегающий весь род и каждого человека в отдельности. Так как тотем это образно-энергетическое представление животного, то он содержит в себе абсолютную силу данного вида. Тотемизм имел место у всех народов всех континентов земного шара, и его

пережитки до сих пор сохранились в религиозных верованиях многих.

Тотемам люди поклонялись. 2. Изучение истории своих предков. Миллионы людей увлекаются изучением истории своих предков. Ведь важно понять, чем жили наши предки, каковы традиции, характеры, присущие нашему роду. Человек, который не знает своих корней, не любит свою малую Родину, не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа. А без этого не может быть ни взаимопонимания, ни культуры межнациональных отношений.

Черкесы (адыги) -древний народ живущий на Северном Кавказе. Сами черкесы называют себя «адыгэ». Тотемизм есть первая форма религиозного осознания родственных отношений.

Одним из основных элементов черкесской (адыгской) религиозной системы является вера в существование душ (духов) предков, которые имеют возможность видеть и оценивать дела их потомков. Задачами земного существования человека является сохранение чести (напэ), сострадание к нуждающимся (гущlэгъу), безвозмездное оказание помощи (псапэ). Это позволяет душе человека после смерти присоединиться к душам предков с чистой совестью (напэ хужькlэ).

3. Анкетирование. В первую очередь мы решили провести анкетирование и узнать мнение окружающих. В опросе приняло участие 23 учащихся нашего класса и 6 человек взрослых. В ходе анализа анкет мы получили следующие результаты.

Вопросы

1

Было ли тотемное растение у адыгов ?

Да

16

Нет

5

Не знаю

8

2

Какое? Варианты ответов:

Боярышник-2, Кукуруза (Нартыху)-5, Просо (Ху, хугу)-7, Пшеница--2

3

Было ли тотемное животное у адыгов ?

Да

24

Нет

1

Не знаю

4

4

Какое? Варианты ответов:

Медведь-9, Конь, лошадь-12, Кошка -1, Обезьяна-1 Собака--1

Опрошенные по-разному аргументировали свои ответы. Зная, что тотем - это дух- хранитель, оберегающий весь род и каждого человека в отдельности, мы с подругой решили, что тотемное растение кабардинцев-это боярышник. Мой дедушка делает талисманы-обереги из боярышника и раздаёт детям, а ещё я знаю, что люльки для младенцев делают из боярышника. Ссылаясь на адыгский эпос «Нарты» некоторые выбрали «нартыху» от слов «нарт+ху». Адыги (черкесы) издавна возделывали кукурузу - богатырское зерно («нартыху» кукуруза, дословно, зерно нартов - былинных богатырей).

Большинство опрошенных, особенно взрослые участники предположили, что одним из самых почитаемых адыгами зерновых культур является просо. Такое пшено сами адыги называют «хугу». Специфической особенностью адыгейской (черкесской) национальной кухни являются блюда из пшена.

Мои одноклассники также как и я с большим интересом прочитали сказку «Батыр сын медведя». Мы уже хорошо знали, что люди в древности верили, что их первопредком является какое-нибудь животное. На основании этого решили, что медведь очень достойный кандидат, быть тотемным животным для нашего рода. Но нашлось гораздо больше людей, которые отдали предпочтение коню или лошади. Конь для адыга имеет большое значение. Особенно часто упоминается в нартских сказаниях конь. Он - неразлучный друг любого нартского героя.

Из всех опрошенных особый интерес вызвал ответ нашего завуча. Она раньше вела у нас уроки кабардинского. Арина Владимировна сказала, что тотемное животные адыгов, вероятнее всего, собака и немедленно порекомендовала книгу «Духовная вселенная адыгов», автор М.М.Хацукова.

Теперь оставалось проверить все предложенные варианты ответов.

4. Почитаемые растения.

4.1. Многочисленные предания о боярышнике.

Боярышник относится к ягодным растениям семейства розоцветных и используется человеком очень давно как пищевое и как лекарственное растение. Боярышник широко распространен в России. Он встречается в восточных районах европейской части России и в южной части Сибири. Латинское родовое название боярышника (Cratae¬gus) произошло от греческого слова, которое переводится на русский язык как "сильный", "крепкий". Это название боярышник получил за свое долголетие, стойкость к неблагоприятным условиям и за свою твердую древесину. Лекарственные свойства боярышника использовались еще во времена древнеримского врача Диоскорида то есть с I в. до н. э

О боярышнике, как и о многих растениях, сложены многочисленные предания. Цветущий боярышник считается символом надежды, поскольку его цветение возвещает о пришествии весны. В прошлом целительную силу боярышника связывали с его колючими ветвями. Считалось, что колючие растения - это защита от злых духов, которые насылают различные болезни.

В Древней Греции подвешивали ветви боярышника к воротам своих домов, чтобы не дать нечисти проникнуть в жилище. Римляне клали ветки и листья боярышника в люльки своих малышей, чтобы отвадить от них дьявола. В Бурятии над люлькой заболевшего ребенка во время чтения заклинаний размахивают ветвями боярышника и шиповника.

У адыгов было много поверий и магических приемов, в которые они верили, и этим как бы оберегали своих детей. Колыбель для ребенка делали из боярышника. Считалось, что боярышник - охраняющее и «доброе» дерево. Было поверье о том, что ребенок, выросший в люльке из боярышника, будет счастливым. Информации о том, что боярышнику поклонялись или считали его святым, не было обнаружено.

4. 2. Просо (история, происхождение)

...Семьсот лет назад от берегов монгольской реки Курулен двинулись в свой завоевательный поход бесчисленные войны Чингиз-хана. Каждый воин этого войска в торбе вез зерна какого-то растения. Они на стоянках быстро варили из них кашу и ели. Это было просо, которое монголы знали и возделывали еще в глубокой древности. Именно Монголию и смежные с ней Маньчжурию и юго-восточный Казахстан считают родиной этого растения. Отсюда просо завезли монголы в Среднюю Азию и Восточную Европу.

Вторая родина проса - Индия, откуда оно еще в первом тысячелетии до нашей эры попало в древний Иран, а затем в Армению и Грузию.

Просо-одна из самых почитаемых адыгами зерновых культур. Пшено, получаемое из проса, относится к высококалорийным продуктам, в то же время, оно легко усваивается. Кабардинское пшено - ярко-желтого цвета. Такое пшено сами адыги называют «хугу». Из него они готовят - пасту, жамуко, халву (хьэлыуэ), куейжапхо. Специфической особенностью адыгейской национальной кухни является то, что традиционно адыги подавали ко всем мясным блюдам вместо хлеба пшенную пасту.

Особое внимание нужно уделить такому блюду как хьэлыуэ. Её готовят на все мероприятия в любой кабардинской семье, будь то свадьба, любое торжество, дни рождения детей или родителей, юбилеи, 40 дней или год траура.

  1. 3. Богатырское зерно --«нартыху»

Родина кукурузы - Центральная и Южная Америка, где эта культура возделывалась с древнейших времен. Ученые предполагают, что это самое древнее хлебное растение планеты. Об этом свидетельствует тот факт, что при археологических раскопках в Перуанской республике ученые нашли початки кукурузы, датируемые 5 тысячелетием до н.э. В Америке кукурузу называют маисом. Маис у индейцев возводился в ранг божества, они поклонялись ему как священному растению. В честь маиса устраивались пышные торжества. Об этом свидетельствуют фигурки богов и богинь с початками кукурузы в руках, обнаруженные при изучении древних стоянок человека. В Европу маис был завезен в 1496 г. Х.Колумбом. В нашей стране маис называют кукурузой. Название кукурузы турецкого происхождения. В Турции это растение называют кокороз, т.е. высокое растение. Первое знакомство с кукурузой народов Российской Федерации произошло во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг., когда Россия овладела Крымом. Кукурузу в Российской Федерации на первых порах называли турецкой пшеницей.

Адыги (черкесы) издавна возделывали кукурузу - богатырское зерно («нартыху» - кукуруза, дословно, зерно нартов - былинных богатырей). Но если учитывать время появления кукурузы в Европе, то исключается версия, что она является тотемным растением адыгов и определённо это священное растение индейцев.

5. Поклонение священным животным.

5.1. Медведь

Медведь - символизирует воскресение (появление весной из своей зимней берлоги с медвежонком), новую жизнь. В героических мифах медведь - солярный символ (обозначающий солнце, светлый мир). В мифах о потопах он превращается в лунного, ассоциируясь с богинями Луны Дианой и Артемидой.

В традиции американских индейцев означает сверхъестественную силу, выносливость, крепость, смерч. У китайцев олицетворяет силу и храбрость.
У японцев медведь символизировал доброжелательность, мужество и силу.
Для шамана медведь - посланник лесных духов.

Значительное место занимает медведь в мифологии адыгов. В сказках и сказаниях он рядом с человеком часто появляется в обыденных ситуациях. То медведь уносит ребёнка в лес, кормит его оленьим жиром и мёдом, то в ответ на то, что человек вытащил занозу из его лапы, приносит ему много мёда. О том, что медведь является почитаемым священным животным адыгов нет записи нигде.

5. 2. Роль коня в прошлом адыгского народа.

Конь для адыга (черкеса) - это часть его культуры, это его национальное достояние. Особенно часто упоминается во многих нартских сказаниях конь. Он - неразлучный друг любого нартского героя. Конь в нартском эпосе выступает таким же всесильным, как сам герой. Жизнь нарта была немыслима без верного коня. Почти ни один нарт не совершал ни одного подвига без коня. Конь наделен неимоверными силами и возможностями, в эпосе выступает как человек, как говорящая сверхъестественная сила. Конь, пока не испытает своего хозяина на верность в дружбе, его отвагу, не доверится ему. Он не подпускает к себе слабых и трусов.

Таким образом, адыги на протяжении многих веков в тяжелейших условиях неустанно работали над созданием своего вечного спутника жизни - коня . У них была целая система воспитания и содержания коня. Факт, что они вывели знаменитую кабардинскую породу лошадей, которая считается сейчас одной из самых выносливых на дальних дистанциях среди всех пород лошадей планеты, является красноречивым доказательством большой любви адыгского этноса к лошади. Его отношение к этому благородному животному так же строго и почтительно, как к самому человеку. Черкес скорее всего сам будет голодать, нежели оставит коня без корма. Я с сожалением признаю, что не нашёл ни одного источника с формулировкой, что конь тотемное животное кабардинцев.

5.3. Собака-- символ верности и надежности.

Во всем мире собаку связывают с верностью и надежностью.

Ее природный инстинкт - служение хозяину. Даже когда с ней плохо обращаются, она отвечает на всё с любовью.

Согласно справочным данным, в широком смысле слова дух-это не материальное бытие. С религиозной точки зрения дух-Бог, сверхъестественная сущность, которая может быть предметом веры. В связи с такими представлениями обратимся и мы к слову Тхьэ-Бог. Древняя религия черкесов представляет собой систему поклонения Великому Тхьэ, (Тхьэшхуэ). Многие филологи выделяют в слове «Тхьэ» два компонента «Т» и «хьэ» и связывают слово «тхьэ» (Бог) с названием собаки или волка (хьэ).

В частности, И. Ф. Яковлев отмечает, что на древность и культовое

значение собаки в быту черкесов указывает наличие, например, у них

таких имен, как мужские имена Хьэшыр (щенок), Хьэнащхъуэ (сероглазая собака), Хьэнэф (слепая собака) и т. д. Н. Ф. Яковлев пишет, что у кабардинцев до последнего времени оставалась примета: «если в какой-нибудь семье часто умирали дети, то родители верили, что детям следует давать имена, начинающиеся на слог «хьэ», например, Хьэсэн, Хьэмид, Хьэзрэт,Хьэдис и т. д. Слово «хьэ» собака в составе имени, по суеверным представлениям выполняло защитную функцию, ограждая ребенка от болезней, злых чар (сглаза) и смерти. В картотеке адыгских имен с элементом «хьэ» - 250 единиц (200 - мужских и 50 - женских ). Все это указывает, что древнейшее домашнее животное- собака -

у черкесских племен первоначально почиталось как священное животное, охраняющее человека и его жилище и является тотемным животным.

6. Заключение.

Тотемизм как одна из древних и примитивных форм религиозных верований первобытных людей возник и у древних предков адыгов в эпоху родового строя.

В языческой культовой практике адыгов важное место занимало поклонение священным деревьям, которые, по народным представлениям, приобретали сверхъестественные способности либо в силу удара молнии, либо по причине "причастности" к легендарным событиям - победы над врагами, избавления от эпидемии и т.д. Сильнейший магический эффект приписывался амулетам из кусочков коры священных деревьев. Такие рощи (чаще - дубовые) представляли собой заповедные территории и служили в качестве храмов. Из этого можно сделать вывод, что определённого тотемного растения, которому бы поклонялись адыги в древности не существует.

Как у большинства народов, тотемизм у адыгов проявлялся в основном в почитании тех или иных животных. По суеверным представлениям собака выполняла защитную функцию и почиталась, как священное животное, охраняющее человека и его дом. Считается, что тотемным животным адыгов была собака.

Таким образом, тотемизм занимает в религиозных верованиях адыгов особое

место. Все эти ранние формы религии играли огромную роль в их духовной жизни.

Они соответствовали тем социальноэкономическим условиям, при которых

были рождены черкесы, и на протяжении тысячелетий поддерживали их

духовность. В представлении адыгов, религиозные верования помогали в решении многих жизненных проблем. Тотемизм имел место у всех народов всех континентов земного шара, и его пережитки до сих пор сохранились в религиозных верованиях многих.



Список использованной литературы

  1. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.

  2. Шортанов А.Т. Адыгские культы. Нальчик, 1992. С.46-60. Шортанов А.Т. Адыгские культы. Нальчик, 1992. С.46-60.


  1. Чуракова, Н.А. Литературное чтение 4 класс, часть 1, учебник Авт.Чуракова Н.А.- М.: ООО « Издательство «Академкнига/Учебник» 2012г.-192 с.


  1. Куготов Л. Анэдэлъхубзэ.4 класс. Учебное пособие.Нальчик.Эльбрус.2009 г.

  2. Хацукова М.М. Духовная вселенная адыгов. - Нальчик: Поли-графсервис и Т, 2004. -440 с.

  3. Большая хрестоматия самых лучших стихов, сказок и рассказов для начальной школы: М: Астрель, Коллектив авторов. 2010г.

  4. Что такое. Кто такой. В 3 томах. Издательство «Педагогика-Пресс» М.2000г.

  5. Ресурсы Интернет.




Приложение 1

Анкета

Было ли тотемное растение у адыгов ?

Да нет не знаю

Если да, то какое?__________________________________

Было ли тотемное животное у адыгов ?

Да нет не знаю

Если да, то какое?___________________________________



Приложение 2

Результаты анкетирования.

Вопросы

1

Было ли тотемное растение у адыгов ?

Да

16

Нет

5

Не знаю

8

2

Какое? Варианты ответов:

Боярышник-2, Кукуруза (Нартыху)-5, Просо (Ху, хугу)-7, Пшеница--2

3

Было ли тотемное животное у адыгов ?

Да

24

Нет

1

Не знаю

4

4

Какое? Варианты ответов:

Медведь-10, Конь, лошадь-12, Кошка -1 Собака--1

15


© 2010-2022