Конспект по обучению грамоте на тему Буква й, звук й (1 класс0

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Конспект урока


по обучению грамоте


1 класс


с использованием проблемного обучения и личностно- ориентированного подхода с применением


мультимедийного оборудования










Копылова Ирина Николаевна

Учитель начальных классов МОУ СОШ № 1

г.Кыштыма Челябинской области

Урок обучения грамоте

Тема: : ЗВУК [й'], БУКВА й




















Тема урока: Звук[й'], БУКВА й

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: Образовательные: Формировать умение находить в словах букву й, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки сознательного, правильного, беглого чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).

Способствовать развитию фонематического слуха, связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать ответы учащихся; воспитание сознательного отношения к учёбе и к изучению предмета.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

- Регулятивные УУД: : умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий, высказывать свои предположения

- Коммуникативные УУД: : умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Техническое оборудование: проектор, компьютер, презентация, карточки со словами для групповой работы, геометрические фигуры.

Литература: Г.А. Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте»- Москва «ВЛАДОС» -2002г.






Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1

Самоопределение к деятельности

Организационный момент. Психологический настрой

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно -значимом уровне.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение новой темы:

Скажите, каким бы вы хотели видеть наш урок? Повернитесь друг к другу. Положите свои ладошки на ладошки друга. Скажите: «Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу».

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают, проговаривают, выполняют упражнение

Создание условий для возникновения потребности включения в деятельность.

Коммуникативные УУД:

-формировать умение слушать и понимать других.

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные УУД:

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

-понимание значение знаний для человека и принятие этих знаний; желание и стремление хорошо учиться.

2

Формулирование учащимися темы и цели урока

Постановка учебной задачи. Открытие детьми нового.

Цель: прогнозирование темы и цели урока, формирование познавательных мотивов учебной деятельности, стремления открыть знания, приобрести умения. наблюдение за звуками, осознание темы урока

- Назовите предмет, изображённый на картинке

(слайд 1)

-Замените в слове майка сонорный твёрдый согласный звук на другой звук с такой же характеристикой, чтобы получилось слово, обозначающее породу собак.

Какой звук вы заменили и какое слово у вас получилось?

- В слове лайка сонорный твёрдый звук замените на парный звонкий твёрдый согласный звук, чтобы получилось название детали, предназначенной для скрепления чего- либо. Эта деталь имеет отверстие и винтовую нарезку. Какое слово у вас получилось?

-Назовите новый для вас звук, имеющийся в словах майка, лайка, гайка, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Отталкиваясь от темы , сформулируйте цель нашего урока.

Дети отвечают на вопросы:

- Это майка.

-В слове майка надо заменить звук [м] на звук [л]. Получилось слово лайка.

(слайд 2) Это порода собак.



-В слове лайка мы заменили звук [л] на звук [г]. Получилось слово гайка.








-В словах майка, лайка, гайка одинаковый новый звук [й].значит тема нашего урока- «Звук[й] и буква, которая его обозначает».

(слайд 3)

Цель нашего урока- познакомиться со звуком [й] и буквой, которая его обозначает; учиться отличать звук [й] и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги и слова с новой буквой.

(слайд 4)

Познавательные УУД

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение анализировать, сравнивать,

классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД

Формировать умение слушать и понимать других;

Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

3






4.




5.



6.




7.




8.



9.

Знакомство с новым звуком.






Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону в классе

Цель: формирование способности выбрать учебный материал для решения поставленной задачи.



Физминутка.



Работа над темой урока.

Знакомство с буквой.




























Первичное закрепление

Цель: развитие навыков чтения, умения выделять звуки и давать характеристику им.













Включение в систему знаний и повторение

Цель: применение нового знания, формирование навыка чтения


Рефлексия деятельности

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

- Сегодня к нам на урок пришёл ещё один сказочный герой. В его имени два слога. Он много читает и поэтому много знает. Какой герой у нас в гостях и из какой сказки он к нам пришёл?

-Сейчас вы будете выполнять задания , которые предлагает Знайка. За каждое выполненное задание вы получаете геометрическую фигуру, которые пригодятся нам в конце урока.

-Произнесите слово Знайка, выделяя голосом в нём последний звук первого слога.

-Назовите выделенный звук.

-Произнесите звук ещё раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении; как образуется этот звук; как он произносится: твёрдо или мягко. Сделайте необходимые выводы.

-Охарактеризуйте коротко звук[й].

-Знайка послушал ваши рассуждения, сделанный вами вывод и сказал мне, что в характеристике звука требуется кое-что уточнить. Он предлагает, чтобы уточнение вы внесли сами. Знайка просит вас назвать слова, в которых звук[й] был бы глухой и твёрдый.

-Вы назвали много слов со звуком [й], но среди них нет ни одного, в котором этот звук был бы глухой и твёрдый. Я тоже таких слов не знаю. Какой мы можем сделать вывод из этого явления?

-Знайка не только любит читать. Он привык очень бережно обращаться с книгами. Вам он предлагает составить правила обращения с книгами и соблюдать их. Постарайтесь, чтобы в каждом составленном вами предложении было хотя бы одно слово со звуком [й].

- Кто составил первое предложение?

-Кто сформулировал следующие пункты правил?

-Молодцы, ребята! Хорошие правила составили. Не забывайте их выполнять. А теперь давайте узнаем несколько Знайкиных тайн. Что Знайка больше всего любит: кисель или йогурт и почему?

-Из каких фруктов Знайка больше всего любит варенье: из айвы или яблок?

-Какой месяц в году для Знайки самый лучший?

-На физминутке мы с вами узнаем, о чём недавно прочитал Знайка в книгах. Если в названном мной слове есть звук[й] вы несколько раз подпрыгиваете на месте, если звука [й] нет то вы качаете головой вправо-влево.

(О войне, о путешествиях, о тайне, о пустыне, о спорте, о йоге, о медведе, о зайце, об айсберге, о водопаде.)

-Я буду перелистывать книгу, на каждой странице которой изображена та или иная буква. Если вы знакомились раньше с ними на уроках, то называете их. Если встретится незнакомая буква, хлопаете в ладоши.( Дети хлопают при виде буквы й)

-Вот вы и поприветствовали новую букву. А как она называется?

-Букву «й» зовут «и кратким»,

«й» как «и» в твоей тетрадке.

Чтобы «й» не путать с «и»,

Сверху галочку пиши.

Ты ей шапку подари-

Станет краткой буква «и».

Эта буква не простая,

Голос краток и сердит,

Потому что запятая

На её плечах сидит.

-На какую букву похожа буква й?

-В какой домик на ленте памяти мы поместим букву й?

-Знайка придумал для вас интересное задание, но решил, чтобы вы его сформулировали сами, внимательно рассмотрев данную запись:

1)чайка, соловей, …,…,

2)репейник, зверобой, …, …,

Слова для справок: воробей, сельдерей, шалфей, сойка, пырей, райская птичка, кофейное дерево.

-Прочитайте слова первой цепочки.

- Прочитайте слова второй цепочки.

-Знайка предлагает прочитать текст, который называется «Снайперы». Кто такой снайпер?


-Что и почему в тексте названо снайперами?


Знайке понравилось как вы читали. Но наш урок заканчивается. И Знайке пора назад, в сказку. Давайте подведём итог урока.


-С какой новой буквой мы с вами познакомились? Что вы можете о ней рассказать? О чём вы ещё узнали на уроке?
-Из фигурок, которые вы получали за выполненные задания давайте построим фигуру главного героя нашего урока Знайки.

Какое настроение у вас сейчас? Нарисуйте его на личике Знайки.





-К нам в гости пришёл Знайка. В его имени два слога. Это герой сказки Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

(слайд 5)


-Знай-й-й-ка

-Это звук [й].

-При произнесении звука [й] воздух встречает препятствие. Значит этот звук согласный. При его произнесении слышится голос и шум. В ушах есть звон. Значит , он звонкий. Звук[й] произносится мягко. Значит , он мягкий.

(Получают большой прямоугольник)

Дети называют слова со звуком [й].


-Звук[й] всегда звонкий и всегда мягкий.

(получают два средних прямоугольника).


Работают в группах.

-Открывай книгу чистыми руками.

-Не загибай страницы.

-Пользуйся закладкой.

- Вовремя меняй книги в библиотеке.

(получают ещё прямоугольники)

-Знайка больше всего любит йогурт. В этом слове есть звук[й].

(слайд 6)


-Знайка больше любит варенье из айвы.

(слайд 7)

-Месяц май.

(слайд 8)



(слайд 9)







-Это буква «й краткое».

(слайд 10)













- Буква й похожа на букву и, только у неё сверху есть значок, похожий на запятую.



-Надо продолжить две цепочки слов, используя слова для справок. В первой цепочке будут названия птиц, во второй- названия растений, в которых есть звук и буква й.





-Чайка, соловей, воробей ,райская птичка, сойка

(слайд 11)


-Репейник, зверобой, сельдерей, шалфей, пырей, кофейное дерево ( получают круг)

-Снайпер- меткий стрелок.

(слайд 12)


Дети читают текст

(слайд 13)


-Снайперами названы некоторые растения. Они стреляют своими семенами. (получают последнюю фигурку)











(слайд 14)

Познавательные УУД:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Коммуникативные УУД:

- владение монологической и диалогической формами речи;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

Умение работать в группах,

договариваться. Умение учитывать позицию партнёра



Цель: снятие физического и умственного напряжения

Познавательные УУД: нирование своих действий,

Регулятивные: устанавливание аналогии.









Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных

УУД.

Познавательные УУД

Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте.

Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.

Регулятивные УУД:

Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

Формирование умения принимать ответственность за результаты своей деятельности.

Личностные УУД

Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок?






© 2010-2022