Урок по русскому языку Второстепенные члены предложения в 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ Самарский лицей информационных технологий

городского округа Самара

Конспект урока русского языка в 3 классе

Тема урока:

«Второстепенные члены предложения»

УМК (Система Л.В. Занкова)

Разработала урок: Митрофанова А.И. Учебник: «Русский язык», 3 класс, А.В. Полякова

(«Просвещение», 2013 г.)





Заверено: заместитель директора по УВР МАОУ Сам ЛИТ г.о. Самара ______ /Тысченко Я.В./





2015- 2016 уч. г.



Технологическая карта урока

Тема урока

Второстепенные члены предложения

Цель урока

создать условия для формирования грамматического понятия «второстепенные члены предложения»; расширить знания о конструкции предложения, учить распространять предложения второстепенными членами.

Планируемый результат обучения Предметный:

  • уметь устанавливать связь между словами
  • уметь распознавать в предложении главные и второстепенные члены
  • строить распространённые предложения, т.е. предложения с второстепенными членами
  • знать понятие распространённое и нераспространённое предложение
  • знать понятие второстепенные члены предложения


Метапредметный:
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • оценивать правильность выполнения действий;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • пользоваться толковым словарем, обогащать словарный запас, раскрывая смысл фразеологических оборотов, учить употреблять их в речи;


Личностный:
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.


Основные понятия

Главные и второстепенные члены предложения, распространенные и нераспространенные предложения, грамматическая основа предложения, подлежащее и сказуемое, существительное, глагол.

Межпредметные связи

Окружающий мир, музыка

Ресурсы

  • компьютер;

  • карточки с заданиями (Приложение);

  • толковый словарь С.И. Ожегова;

  • презентация в программе Notebook;

  • ЭОР (музыкальная зарядка для глаз);

Задачи:

  1. Образовательная - учить строить распространённые предложения; формировать умение различать главные члены предложения и второстепенные члены.

  2. Развивающая - развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

  3. Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

  4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Тип урока урок «открытия новых знаний».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Скриншоты слайдов презентации с пояснениями

Мотивация к учебной деятельности

Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональ-

ной обстановки

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.

Самоконтроль готовности.

Настрой на работу.

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Личностные:

готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность

Урок по русскому языку Второстепенные члены предложения в 3 классе

Словарно-орфографическая работа

Цель: закрепление правила написания изученных слов из словаря, развитие орфографической зоркости.

-Ребята, а сейчас мы с вами запишем пословицы с комментированием.

- Первая пословица звучит так: «Сентябрь птиц в дорогу погнал».

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Теперь запишем эту пословицу в тетрадях и выделим все известные нам орфограммы.

-Следующая пословица: «Октябрь ни колеса, ни полоза не знает.»

-А как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Запишем пословицу в тетради и выделим известные нам орфограммы.

- И последняя пословица: «В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается».

- Как вы понимаете смысл данной пословицы?

- Запишем пословицу в тетради и выделим известные нам орфограммы.

-А теперь посмотрите на доску и сравните ваши записи в тетрадях с записями на доске.

-Ребята, скажите, а о чём эти пословицы?

-За окном стоит красавица осень. Осень-художница все деревья и кусты раскрашивает яркими красками. Каждому деревцу дарит свой неповторимый наряд. Осенью природа дарит нам свою сказочную красоту.

-А теперь выполним зарядку для глаз.

Формируют собственное мнение

Один ученик комментирует с проговариванием изученных орфограмм, все остальные пишут под его диктовку.

Следующий ученик комментирует с проговариванием изученных орфограмм, все остальные пишут под его диктовку.

Другой ученик комментирует с проговариванием изученных орфограмм, все остальные пишут под его диктовку.

Об осени.

Коммуникативные:

- умение вступать в диалог

Регулятивные:

- умение находить несколько вариантов решения учебной задачи,

-вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки.

Личностные:

-ориентация на анализ соответствия результатов требования конкретной учебной задачи.

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

(В это время интерактивная доска выключена.)









Урок по русскому языку Второстепенные члены предложения в 3 классе

Физминутка для глаз


Выполняют глазодвигательные упражнения, помогающие снять напряжение, утомление глаз

Личностные:

-умение применять правила охраны своего здоровья

Урок по русскому языку Второстепенные члены предложения в 3 классе

Урок по русскому языку Второстепенные члены предложения в 3 классеУрок по русскому языку Второстепенные члены предложения в 3 классе

Актуализация знаний

Цель:

формирование предпосылок для овладения понятием второстепенные члены предложения









- Ребята, а сейчас поиграем в игру «Угадай-ка». Я буду читать вам загадки, а вы говорите отгадки.

- Я его в основе встречу,

Подчеркну одной чертой.

На вопрос «Кто?», «Что?» ответит

Этот главный член. Какой?

-Следующая загадка:

Этот главный член найду,

Две черты я проведу.

Он в основе есть, скажу я,

Называется...

-Ребята, а что такое подлежащее и сказуемое?

-А теперь продолжите:

Я главные члены ищу в предложении.

Подлежащего нет, где-то спряталось снова.

Оно со сказуемым в соединении

Составляет...

-А какой частью речи выражено подлежащее? Сказуемое?

-Выделите, пожалуйста, в наших пословицах грамматические основы, пользуясь алгоритмом. Работаем в паре.



-Сверьте с доской.

-Почему подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения?

-Как называются предложения, которые состоят только из главных членов, из грамматической основы?

Ребята высказывают свои догадки.

-Подлежащее.

-Сказуемым.

-Это главные члены предложения.

Грамматическую основу.

Работают в парах.



Высказывают своё мнение.

-Без главных членов нет смысла. Это основа предложения. В них заключается главная мысль сказанного.

-Нераспространенные предложения.

Познавательные:

- закрепление знаний о подлежащем и сказуемом как грамматической основы предложения.

Регулятивные:

- умение слушать в соответствии с целевой установкой





Урок по русскому языку Второстепенные члены предложения в 3 классе

Урок по русскому языку Второстепенные члены предложения в 3 классе

Урок по русскому языку Второстепенные члены предложения в 3 классе

Формулирование темы урока

Цель:

организовать формулировку темы урока с помощью учителя

-Ребята, посмотрите, в пословицах кроме главных членов предложения есть и другие члены предложения. Кто знает, как они называются?

-А как выдумаете, для чего нужны в предложениях второстепенные члены?

-Сравните: что записано с левой стороны?

-А с правой стороны?

- Так о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Как мы сформулируем тему нашего урока?

-Второстепенные члены предложения.

Высказывают свои предположения.

-Предложения, состоящие только из главных членов.

-Красивое стихотворение про осень, где в предложениях кроме главных членов встречаются и второстепенные члены предложения.

Второстепенные члены предложения.

Регулятивные:

- определять и формулировать тему урока с помощью учителя













Урок по русскому языку Второстепенные члены предложения в 3 классе

Постановка цели и задач урока

Цель:

организовать формулировку цели и задач урока с помощью учителя

- Итак, мы с вами сформулировали тему нашего урока.

- А теперь нам предстоит поставить цель урока и задачи для достижения нашей цели.

Формируют собственное мнение: определяют цель и ставят задачи урока

Познавательные:

-подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные:

-уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Урок по русскому языку Второстепенные члены предложения в 3 классе

Физминутка



Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки - изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла, и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

Выполняют движения под музыку «Осенняя мелодия» Вячеслав Моцардо

Личностные:

- умение применять правила своего здоровья

Открытие нового

Цель:

организовать поиск решения учебной проблемы с использованием подводящего от проблемы диалога, организовать свою деятельность для выполнения работы в паре.

-Посмотрите на экран.

-Какое задание можно предложить?

-Для начала составим по картинке предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого, т.е. из главных членов.

-А теперь каждая пара скажет по одному составленному предложению.

-Мы заметили, что большинство предложений в парах совпадали. Как вы думаете, почему так получилось?

-Как нужно изменить предложения, чтобы они не были похожи друг на друга?

-Добавьте второстепенные члены. Работаем в парах.

-А теперь каждая пара прочитает по одному новому предложению.

-Что заметили?

-И теперь снова попытаемся ответить на вопрос: для чего же в предложениях нужны второстепенные члены?





-Как вы думаете, как называются предложения, в которых помимо главных членов есть и второстепенные члены предложения?

-Теперь сравним наши выводы с правилом из учебника. Откройте учебник на стр.19, прочитайте. На стр.21-прочитайте.

Дети высказывают свои предположения.

Дети выполняют задание в парах.



Добавить второстепенные члены в предложения.

Работа в парах.

Предложения получились более полные, с конкретным смыслом, выразительные.

Формулировка вывода

Второстепенные члены предложения помогают более точно выразить мысль. Они не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют представления о сказанном, делают информацию более понятной. С второстепенными членами в предложениях наша речь становится выразительной.

Распространённые предложения.

Читают правило в учебнике, сравнивают со своими выводами.

Познавательные:

- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия, строить рассуждения, подводить под понятие, устанавливать аналогии, выполнять учебные действия,

-умение обобщать полученные знания и формулировать правило,

-проводить сравнение.

Коммуникативные:

-умение участвовать в учебном диалоге при обсуждении ответа;

-уметь учитывать разные мнения, интересы и обосновывать собственную позицию;

-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

-формулировать собственное мнение.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- выполнять учебные действия в устной речи.

Предметные:

-введение в активный словарь термина «второстепенные члены предложения»,

- строить распространённые предложения.

Личностные:

-проявлять интерес к описанию золотой осени.

Урок по русскому языку Второстепенные члены предложения в 3 классе



























































































Работа по учебнику А.В.Поляковой, стр.19, 21.

(В это время интерактивная доска выключена.)

Физминутка по схеме Базарнова.

Закрепление изученного

Цель:

-выявить степень усвоения изученного материала,

-уметь строить распространённые предложения.

-Ребята, а теперь вы можете сами попробовать построить распространённые предложения, т.е. предложения с второстепенными членами. Этот вид работы вы выполните в группах.

-Вспомните правила работы в группе.

-Если что-то непонятно, можно обратиться к словарю.

-Для каждой группы Волшебница Осень приготовила свои красочные листочки с картинками. По этим картинкам вы составите 4-5 предложений и запишите их на вторых половинках листочков.

-Приступайте к работе.

Дети объединяются в группы, получают план работы и отчета группы.

Обсуждают предложенный учителем материал, аргументируют свои высказывания, приходят к общему выводу.

Задание для первой группы.

Урок по русскому языку Второстепенные члены предложения в 3 классе

Урок по русскому языку Второстепенные члены предложения в 3 классе

Урок по русскому языку Второстепенные члены предложения в 3 классе

Задание для второй группы.

Урок по русскому языку Второстепенные члены предложения в 3 классе

Урок по русскому языку Второстепенные члены предложения в 3 классе

Задание для третьей группы.

Урок по русскому языку Второстепенные члены предложения в 3 классе

Урок по русскому языку Второстепенные члены предложения в 3 классе

Задание для четвёртой группы.

Урок по русскому языку Второстепенные члены предложения в 3 классе

Урок по русскому языку Второстепенные члены предложения в 3 классе



Задание для пятой группы.

Урок по русскому языку Второстепенные члены предложения в 3 классе

Урок по русскому языку Второстепенные члены предложения в 3 классе

Отчет группы.

Познавательные:

-использовать приобретённые знания при создании текста-описания

Коммуникативные:

-уметь договариваться, взаимодействовать с каждым одноклассником в группе,

-уметь управлять голосом,

-уметь адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Регулятивные:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

-выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Личностные:

-ценность совместной деятельности

-осознание ответственности человека за общее благополучие

- творческое отношение к процессу создания текста- описания












Подведение итогов урока и рефлексия

Цель:

-способство -

вать формированию вывода.

Цель:

-осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.





-Итак, наш урок подходит к концу. Ребята, как вы думаете, мы достигли поставленной перед собой цели?

-Решили задачи?

-Чему же мы учились сегодня на уроке?

-Что запомнили на уроке?

-Для чего нужны в предложениях второстепенные члены?

-Ребята, у вас на партах лежат маленькие кленовые листочки. Если вам было легко, то покажите зеленый листочек, если выполняли задания, но испытывали трудности, то желтый, а если было трудно, то красный.



-Глядя на нашу работу, мы видим, что поставленные задачи решены, а значит и цель урока достигнута.

-Я рада, что у нас с вами получилось строить грамотные, в каких-то группах даже образные распространённые предложения; вы старались рассуждать, чтобы сделать выводы.

Личностные:

- сохранять мотивацию и положительное отношение к учёбе.

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Рефлексия:

Личностные:

-представление о причинах успеха в учебе;

Регулятивные:

-оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

своих действий;

Коммуникативные:

-формулировать собственное мнение и позицию;

-строить устные высказывания.





Домашнее задание

-А теперь вы получите домашнее задание. У вас на партах лежат листочки со схемами, по которым вы дома попробуете составить и записать предложения с второстепенными членами на осеннюю тему. В этих предложениях вы выделите грамматические основы.

- Урок окончен. Молодцы! Всем спасибо!

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других

Урок по русскому языку Второстепенные члены предложения в 3 классе



© 2010-2022