- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока и презентация почтению на тему Звук и буква Ж (1 класс)
Конспект урока и презентация почтению на тему Звук и буква Ж (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Горбанёва Н.М. |
Дата | 01.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида п. Орловского
Урок по чтению и развитию речи в 1 классе
по теме «Звук ж. Буквы Ж, ж.»
Разработала и провела
учитель младших классов
Горбанёва Наталья Михайловна
2015г.
Урок чтения и развития речи 1 класс
Тема урока: Звук ж. Буквы Ж, ж.
Цель: Формирование навыков чтения.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с буквой Ж и звуком [ж];
учить давать характеристику звукам; учить распознавать звук [ж] и букву ж в словах; учить читать слоги, слова, с новой буквой, закрепить ранее изученные звуки и буквы.
Развивающие:
развивать фонематический слух, внимание, корригировать и развивать память, наглядно - образное мышление; отрабатывать навык звукового анализа слов; развивать артикуляционную моторику, дыхание, мелкую моторику рук, развивать речь обучающихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
Воспитательные:
воспитывать интерес к чтению; прививать навыки культурного общения;
воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник "Букварь " (авторы В.В.Воронкова и др.), индивидуальные карточки(раскрасить букву, штриховка буквы, дописать букву и др.), домики с буквами, печатная буква Ж, слоговая таблица, буквы и мешочек, счётные палочки, пуговицы, компьютер, медиапроектор
Ход урока
Слайд 1
1. Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться,
Не стучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться!
Чему мы учимся на уроках чтения? (На уроках чтения мы знакомимся с буквами, учимся читать и правильно говорить.)
Слайд 2
2. Артикуляционная гимнастика.
Улыбка - заборчик - окошко - трубочка.
упражнения «Часики», «Улыбочка-трубочка», «Почистим зубки»
3. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с «жителями» города «Буквоград». Но сначала давайте вспомним, какие известные нам буквы «проживают» в этом удивительном городе.
Слайд 3
Посмотрите, какие красивые у них домики. Давайте вспомним «жильцов» первого домика.
а
ы
у
о
и
- Назовите буквы.
- Почему эти буквы поселились в домике под красной крышей? (гласные)
- Назовите буквы, обозначающие мягкость предшествующего согласного звука.
- Молодцы! Продолжим повторение букв и посмотрим, какие буквы проживают во втором домике.
- Назовите буквы.
- Почему эти буквы поселились в домике под синей крышей? (согласные)
м
с
х
ш
л
н
р
к
п
т
з
в
- Как отличить гласные звуки от согласных?
- Ребята, вы отлично справились с заданиями, а теперь нас ждут новые задания.
4. Постановка учебной задачи.
- Мы с вами вспомнили всех известных нам «жителей» города «Буквоград»
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. Хотите узнать с какой?
Ставьте ушки на макушку,
слушайте внимательно,
загадаю вам загадки,
отгадайте обязательно!
Слайд 4
-
Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский …(жук)
-
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (журавль)
-
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями -
Листьями деревьев. (жираф)
- Назовите первые звуки слов - отгадок.
- Произнесите, как жужжит жук.
- А теперь попытайтесь сформулировать тему урока.
- Каковы цели нашего урока? Чему вы должны научиться?
5. Характеристика звука [ж]
Произносят слова-отгадки.
- Как вы думаете, звук [ж] гласный или согласный? Почему?
- Твёрдый или мягкий?
ВЫВОД: звук [ж] согласный, всегда твёрдый.
6. Автоматизация звука [ж] в чистоговорках
Жу-жу-жу- на цветке сижу;
Жа-жа-жа-вот иголки у ежа. Жи-жи-жи-под кустом шуршат ежи. Же-же-же-погаси же свет уже. Жу-жу-жу-я по улице хожу.
7. Игра «Гости» Если в слове услышите новый звук, значит гость долгожданный - похлопаем ему, а если нет - потопаем. (задание выполняют стоя) Железо, ножи, муха, пружина, зайка, журнал, шапка, дружба, глаза, лужайка, шуба, Жанна. - Молодцы! Вы были очень внимательны!
8. Знакомство с новой буквой Ж ж
Слайд 5
Звук [ж] обозначается буквой ж (демонстрация буквы)
- Из каких элементов состоит буква ж?
Сконструируйте букву ж.
Iв - выложить из пуговиц
IIв - из счётных палочек
- Обведите букву по контуру пальчиком.
- На что похожа буква ж? (ответы детей)
Слайд 6
1. Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у нее
Шесть жучиных ножек.
2. Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
3.Стала снежинка буквою Ж,
Солнце ее не растопит уже!
- В букву можно превратиться, буквой можно притвориться!
Вокруг себя повернись и в букву Ж превратись. (Дети двигаются, изображая букву)
9. Задание на карточках.
- Найди и раскрась букву Ж.
- Заштрихуй букву.
- Допиши букву.
- Установить, где находится звук [ж] в слове (
10. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Слайд 7
11. Чтение слогов с буквой Ж. Хоровое чтение
-
жа
жу
жи
жо
- Произнесите первый звук. Охарактеризуйте его.
- Сделайте вывод. (буква Ж обозначает твёрдый звук)
Слайд 8
- «Жильцом» какого домика станет буква Ж?
м
с
х
ш
л
н
р
к
п
т
з
в
ж
а
ы
у
о
и
Слайд 9
Игра «Слоговое лото»
- Прочитайте слоги. Читают по цепочке.
-
жа
жу
жи
жо
- Придумайте слова со слогами.
(жа-дина, жа-ра, жа-ло, жа-ба, жа-воронок, жук, жу-равль, жи-раф,
жир, жи-лище, жи-вотные, Жо-ра)
11. Чтение слов с буквой «Ж, ж». Букву новую узнали Образ мы её создали, А теперь вперёд, друзья, Сможем мы прочесть слова.
12. Физ. минутка для глаз
Слайд 10
Слайд 11, 12, 13, 14 Хоровое чтение. жук лу-жа ко-жа жа-ло жа-ра лу-жок ро-жок Жо-ра
Выборочное чтение слов.
Слайд 15
- Прочитайте слова, где Ж стоит в начале слова. - Прочитайте слова, где буква Ж стоит в середине слова. - Почему слово Жора с заглавной буквы?
12. Дифференцированная работа по учебнику стр.79
- В каком квадрате живёт буква Ж? (в синем) - Почему?
- Кого мы видим рядом с квадратом? - Почему?
Чтение слогов и слов по вариантам.
Iв - читают слоги и слова
IIв - читают слоги
-Что общее есть в этих слогах?
- Чем схожи слова каждой пары?
Читает каждый вариант своё задание.
13. Итог урока.
Игра «Угадай букву»
Оборудование: буквы Ж, А,У, К, Ш,Ы, Ш, Н,И волшебный мешочек.
Инструкция: В мешочке лежат буквы, ученик должен на ощупь определить букву.
Слайд 16
14. Рефлексия.
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями.
- Какое открытие для себя вы сегодня сделали? С какой буквой познакомились? (Буквой Ж)
- Какой звук она обозначает? ([ж]- согласный, твёрдый).
- Назовите слова, в которых есть звук [ж].
- Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались,
Спасибо вам за урок.
Д/З букварь стр. 79, слоги и слова читать, напечатать букву ж на карточке.