- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание однокоренных слов
Конспект урока по русскому языку Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание однокоренных слов
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шуйская С.А. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Начальная Общеобразовательная школа с. Ленинское»
Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме:
"Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание однокоренных слов"
Учитель:
Шуйская Светлана Александровна
2015-2016 уч.год
Тема: "Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание однокоренных слов"
Цель: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень;
Задачи:
-
развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;
-
научить находить корень в однокоренных словах;
-
развивать внимание, вырабатывать орфографическую зоркость, умение доказывать, рассуждать, делать выводы;
-
воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль;
-
воспитывать интерес к русскому языку.
УУД:
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, инициативное сотрудничество, построение речевых высказываний, лидерство и соглашение действий партнёров.
Личностные: самоопределение, самообразование, нравственное, эстетическое оценивание.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планирование своих действий, адекватно воспринимать оценку учителем.
Познавательные: формирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации, выполнение логических УУД (анализ, классификация, сравнение и т.д.), моделирование основной и второстепенной информации.
Ход урока:
-
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
-Прозвенел звонок. Начинается урок. Все встали ровненько, еще раз проверили свою готовность к уроку.
(проверяет готовность к уроку)
Мотивация
-Посмотрите на экран, давайте прочитаем слова, постарайтесь собрать из слов предложение:
нас, всё, у, сегодня, получится!
-Произнесем хором.
-А что для этого нам необходимо, чтобы все получилось?
-У нас сегодня всё получится!
(произносят)
-слушать внимательно
Пальчиковая гимнастика и для глаз
(для глаз - осенняя физминутка листопад)-презентация
Для пальчиков
Белка (В самом начале кулачек сжат)
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки: (Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому…
(выполняют действия)
Чистописание
-Откройте тетради, положите их правильно. Запишите число, классная работа.
Начнем наш урок с минутки чистописания. Внимательно посмотрите на доску.
Что записано в 1 строке?
-Прочитайте
-Какое соединение использовано для написания этих слогов?
-В каких слогах верхнее?
-Нижнее? Запишите.
-Во второй строке записаны слова.
-Прочитайте
Назовите первый слог в каждом слове
Какое соединение в них использовано в слоге ри?
-Что вы можете сказать о словах 2-ой строки?
-слоги буквы р с гласными
Читают
-Рис, рисунок, рисовать
-ри
-словарные
Словарная работа
Актуализация изученного материала
-Назовите общую часть, имеющеюся в этих словах?
-Скажите, а мы можем все три слова назвать родственными?
-Почему?
(если затрудняются: вспомните правило)
-Запишите словарные слова.
-Выделите общую часть. 1 человек у доски.
-Оцените себя на полях +/-
Вывод:
-Итак, что мы повторили?
-Рис
-Нет
-Слово рис имеет другое лексическое значение.
(Они имеют общую часть и близки по смыслу.)
Сообщение темы урока
-Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать на уроке?
-Сегодня на уроке мы узнаем, как называются родственные слова и как называется их общая часть.
-Откройте учебник, стр.61, прочитайте тему нашего урока.
-Мы продолжим работать над темой родственные слова
Дерево знаний
-Кто считает, что у него сегодня все получится выбирает -зеленый цвет, а кто считает, что могут возникнуть сложности- красное яблоко
(делают выбор)
Работа по теме урока
Работа с учебником
- Работаем с упр. 84
-Прочитайте задание
-Читаем первую группу слов.
-Почему они так объединены?
-Какую общую часть имеют слова?
-Чем различается лексическое значение этих слов?
-Вторую группу слов запишите самостоятельно в строчку, через запятую. Выделите общую часть.
-Проверяем.
-Сравните с образцом на доске.
-Оцените правильность выполнения.
-Назовите общую часть
-Общая часть родственных слов называется особым словом. Вы хотите знать, каким?
- Для этого прочитайте первое предложение из правила.
Как называется общая часть родственных слов? (корень)
-А как называются такие родственные слова?
-Прочитайте правило дальше. Найдите ответ на вопрос, что же такое корень?
-Приведите примеры из правила однокоренных слов
-Назовите корень в этих словах
(один ученик читает, остальные следят)
- Они имеют общую часть и близкие по значению.
-дом
-домик и домишко - это небольшие дома. А домище - большой дом
- слон
- общая часть родственных слов называется корнем
-однокоренными
-корень - это самая главная часть в слове, в ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
-лес, лесок, лесной, лесник
-лес
Физминутка
- Сейчас мы немного отдохнём и отправимся в лес.
-Ребята, какое сейчас время года?
-Какое явление можно наблюдать осенью?
(Музыка П.И. Чайковского«Конец ноября»)
-Представьте что мы в лесу и там - листопад. Встаньте, протяните руки воображаемому листопаду, ощутите на ладонях красивые листочки, покружитесь, попытайтесь поймать самые красивые листья.
-Представьте, что мы поднимаем листики, которые, опали с деревьев и кидаем их друг в друга.
- Пройдём по знакомой тропе к опушке леса. Шагаем, вдыхаем чистый свежий воздух, наблюдаем за изменениями в жизни живой и неживой природы. Но вот, к сожалению, время прогулки заканчивается и мы, отдохнувшие, с массой положительных эмоций, набравшись сил и энергии, возвращаемся в класс и продолжаем работу.
Итог:
-А кто был внимателен и заметил, какие однокоренные слова встретились в нашей физминутке?
-осень
-Листопад
(выполняют движения)
-листья, листопад, листочки, листики
Закрепление изученного материала
Парная работа
проверка
-Так, что такое корень?
-А как называют родственные слова с одинаковым корнем?
-Сейчас вам предстоит работать в паре. Давайте вспомним правила работы в паре.
-Прочитайте задание в карточке.
-Скажите, что нужно выполнить в задании?
-Прочитайте слова. Пары каждого ряда имеют свой набор слов.
-Можете приступать к выполнению.
(2 ученика у интерактивной доски выполняют аналогичную работу).
Вывод 1ученик, что такое однокоренные слова, что такое корень - 2-й ученик
(дают определение понятию корень)
-однокоренные
(называют правила работы)
-Найди однокоренные слова. Запиши группу однокоренных слов. Выдели корень
- Гриб, зима, грибок, дубок, грибной
- Гора, горка, горевать, горный, вода
-Лист, лисица, листок, листва, море
-Сор, сорвать, соринка, сорить, тигр
(проговаривают)
(выполняют задание)
Работа со словарем
Письмо с комментированием
- Обратите внимание, у каждого ряда были разные однокоренные слова, у ребят у доски тоже были однокоренные слова. Как вы думаете, таких слов в русском языке много?
-Как вы думаете, где могут быть собраны такие слова?
-Откройте учебники на стр. 135. Как называется словарь на этой странице?
-Какое сейчас время года?
-А что можно сказать о погоде осенью?
-Найдите в словаре слово дождь, и прочитайте однокоренные слова к нему
-Почему эти слова в одной группе? Назовите корень в этих словах.
-А что означает каждое слово?
-Составьте предложение с любым из этих слов (устно)
- Посмотрите на доску.
-Прочитайте что записано
-Мы можем сказать, что записано предложение?
-Почему?
- Добавьте не достающее слово и запишите предложение
-Да
(варианты ответов)
-Словарь однокоренных слов
-осень
-дождь, дождик, дождевой дождливый
(составляют предложения)
-Осенью часто идёт
-Нет
итог урока. Групповая работа
- А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 5 деревьев с корнями ,а вы -листочки с этих деревьев( у детей на партах листики со словами).Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов.
-правила работы в группе
1 группа - рыб -
Рыбак, рынок, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка.
2 группа - ум -
Умный, умница, умник, умненький, разум, уметь, умалять.
3 группа - ворон -
Ворона, ворон, вороненок, проворонил, вороний, воронка, воротник.
4 группа - вод -
Вода, водород, водица, водяной, подводник, водный. Водитель
5 группа -лет-
Летать, лететь, летательный, летающий, лето, полёт
-Какие слова остались лишними.
-Докажите, почему они лишние?
Итак:
-Что такое корень?
-Какие слова называем однокоренными?
(крепят листья на деревья)
(называют слова)
Рефлексия
-Посмотрите, на доску, скажите записанные слова родственные?
-Докажите почему?
-А как называется их общая часть?
-Назовите её.
-В начале урока каждый из вас выбрал цвет яблока, у некоторых из вас были опасения. Кто сейчас готов изменить свой выбор, кому сегодня все было ясно и понятно. Могут пойти и изменить цвет яблочка на дереве.
-Час, часок, часовой, часы
-час
(изменяют выбор)
Домашнее задание
на доске заранее