Рабочая программа по технологии 1 класс УМК Начальная школа XXI века

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Раздел 1

Пояснительная

записка



Рабочая программа курса разработана в соответствии с программой «Технология. Ступеньки к мастерству» - концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф.Виноградова (авторы Е.А.Лутцева М.: Вентана - Граф, 2012), примерной программой начального общего образования по технологии, созданной на основе федерального компонента государственного начального общего образования начальной школы.

Тип программы: программа начального общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы:

- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

- для педагогических работников МБОУ «СОШ № 42» ЭМР Саратовской области программа определяет приоритеты в содержании языковой грамотности и способствует интеграции и координации деятельности по реализации начального общего образования;

- для администрации МБОУ «СОШ № 42» программа является основанием для определения качества реализации курса технология начального общего образования

Категория обучающихся: учащиеся 1 «б» класса МБОУ «СОШ

№ 42» ЭМР Саратовской области

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 33 часа.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 час в неделю, по 1 часу.

Общая характеристика учебного предмета

Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии (труду) является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.

Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности. При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета технология являются:

- практико-ориентированная направленность содержания обучения;

-применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов, для решения технических и технологических задач;

- применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора. В примерную программу включено новое содержание - обучение работе на компьютере, что позволяет развивать у младших школьников начальные умения использования различных информационных технологий.

Основные содержательные линии

С учетом специфики данного учебного предмета в программе выделены четыре содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)», «Домашний труд», «Практика работы на компьютере».

Цели обучения

В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие цели:

 развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;

 освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;

 овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

 воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны: Иметь представление:

  • о роли и месте человека в окружающем мире;
  • о созидательной, творческой деятельности человека;
  • о роли природы в жизни человека;
  • о человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;
  • о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
  • о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред.

Знать:

  • Что такое деталь (составная часть изделия);

  • Что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;

  • Какое соединение деталей называют неподвижным;

  • Виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия - на уровне общего представления;

  • Последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

  • Способы разметки: сгибанием, по шаблону;

  • Способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;

  • Виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;

  • Названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;

Уметь:

  • Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

  • Различать материалы и инструменты по их назначению;

  • Различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

  • Качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;

  • Использовать для сушки плоских изделий пресс;

  • Безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

  • Выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

  • Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий;

  • Прогнозировать получение практических результатов;

Под контролем учителя:

  • Организовывать рационально рабочее место в соответствии с используемым материалом;

  • Осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли;

При помощи учителя:

  • Проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ним готовое изделие.

При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств , индивидуально - личностных позиций , ценностных установок , раскрывающих отношение к труду , систему норм и правил межличностного общения , обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности , применяемых , как в рамках образовательного процесса , так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике , технологиях и технологической стороне труда , об основах культуры труда, элементарные умения предметно - преобразовательной деятельности , знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий . элементарный опыт творческой и проектной деятельности. В рабочей программе отражено формирование ключевых образовательных предметных КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ:

  • Учебно - познавательная: умение систематизировать и обобщать материал;
  • Коммуникативная: умение использовать приобретенные знания в практической деятельности;
  • Ценностно - смысловая: умение выполнять самооценку и взаимооценку, умение организовать взаимосвязь своих знаний; умение контролировать и оценивать свои действия;
  • Информационная: находить материал вне учебных пособий, уметь добывать, анализировать и отбирать информацию из различных источников (телевидение, интернет, и т.д.), преобразовывать, сохранять и передавать ее.




Раздел 2

Учебно - тематический

план







Тематический блок

Кол-во часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

1 Что нас окружает

На 1 уроке



2 Кто где живёт

На 1 уроке


3 Азбука мастерства

6 ч.

На каждом уроке

«Подарок своими руками»


4 Работаем с бумагой и картоном

2 ч.

На 1 уроке



5 Помощники мастера

На 1 уроке


«Наши помощники»

6 Сначала нарисуем

На 1 уроке



7 Много и ровно

На 1 уроке



8 Работаем с тканью

На 1 уроке




Всего

33ч











Раздел 3

Основное содержание учебно- тематического плана




Тематический блок, тема учебного занятия

Количество часов

Что нас окружает

Что ты видишь вокруг? Мир природы. Мир рукотворный. Окружающий мир надо беречь

Кто где живёт

Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нем? Если захочешь-сделаешь. Готовим праздник.

Азбука мастерства

Подари сказку «Колобок». Из чего сделан рукотворный мир?

Подсказывает природа. Как устроены разные изделия?

Целое и части. Изделие и его детали. Шаг за шагом. «Пластилин-волшебник». Учимся наклеивать детали.

6 ч.

Работаем с бумагой и картоном

Размечаем круги. Размечаем прямоугольники. Размечаем треугольники. Что можно изготовить из бумаги, а что из ткани? Как соединить детали. Что можно сделать из бумаги.

2 ч.

Помощники мастера

Без инструментов. Научись несложным приемам сгибания.

Сначала нарисуем

Фантазия из бумаги. Какие бывают линии. Из ниток и веревочек.

Много и ровно

Размечаем круги. Размечаем прямоугольники. Размечаем треугольники. Без инструментов. Научись несложным приемам сгибания. Научись несложным приемам сгибания

Работаем с тканью

Свойства ткани. Иглы и булавки. Прямая строчка и ее дочка. Учимся красиво вышивать. Учимся красиво вышивать.

Раздел 4

Календарно-

тематическое

планирование






Календарно-тематическое планирование по технологии- 33ч.

Содержание

Общее

кол-во

часов по

разделу

Кол-во

часов по

теме

Контроль

л/р, п/р, и

т.д.

Дата

план

Дата

факт

Повторение

Что нас окружает.

1

Что ты видишь вокруг?

1

4.09

2

Мир природы.

ИКТ

1

11.09

3

Мир рукотворный

1

18.09

4

Окружающий мир надо беречь

1

25.09

Кто где живет?

5

Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нем?

ИКТ

1

2.10

6

Если захочешь-сделаешь.

1

9.10

7

Готовим праздник.

1

16.10

Азбука мастерства

14

8

Подари сказку «Колобок»

1

23.10

9

Подари сказку «Колобок»

1

30.10

10

Из чего сделан рукотворный мир?

1

13.11

11

Подсказывает природа.

ИКТ

1

20.11

12

Как устроены разные изделия?

27.11

13

Целое и части. Изделие и его детали.

1

4.12

14

Шаг за шагом. «Пластилин-волшебник»

1

11.12

15

Что можно изготовить из бумаги, а что из ткани?

1

18.12

16

Как соединить детали

1

25.12

17

Что можно сделать из бумаги

Проект на тему: «Подарок своими руками»

1

15.01

18

Учимся наклеивать детали

1

22.01

19

Фантазия из бумаги

1

29.01

20

Какие бывают линии

1

5.02

21

Из ниток и веревочек

Исследовательская работа: «Наши помошники»

1

19.02

Много и ровно

22

Размечаем круги

1

26.02

23

Размечаем прямоугольники

1

5.03

24

Размечаем треугольники

1

12.03

25

Без инструментов

1

19.03

26

Научись несложным приемам сгибания

ИКТ

1

2.04

Повторяем классификацию предметов по признакам - природные и рукотворные

27

Научись несложным приемам сгибания

9.04

Повторяем классификацию предметов по признакам - природные и рукотворные

Работаем с тканью

28

Свойства ткани

ИКТ

1

16.04

Повторяем свойства пластилина

29

Иглы и булавки

1

23.04

Повторяем свойства бумаги

30

Прямая строчка и ее дочка

30.04

Повторяем свойства ткани

31

Учимся красиво вышивать

1

7.05

Повторяем способы соединения деталей

32

Учимся красиво вышивать

1

14.05

Повторяем приемы плетения

33

«Книжкина больница»

1

21.05

Повторяем классификацию материала по видам



Раздел 5

Информационно-методическое

обеспечение


Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы по технологии:


  1. Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству. 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева. М.: Вентана - Граф, 2011.

  2. Лутцева Е.А. Технология: Учимся мастерству: 1 класс: рабочая тетрадь. - М.: Вентана - Граф, 2012.

Список литературы для учителя:

  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011г.

  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010.

  • Планируемые результаты начального общего образования. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010.

  • Программа «Технология» 1-4 классы с CD диском, Е.А.Лутцева. М.: Вентана - Граф, 2012.

  • «Уроки технологии с применением информационных технологий» с диском презентаций к каждому уроку; /автор-составитель В.В.Старикова , Москва «Планета» 2011г.

  • DVD- ROM. Современная Мультимедийная энциклопедия «Кирилла и Мефодия.» 2008г

  • Поделки своими руками. Г.И. Перевертень.- М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2007г

Список литературы для учащихся:

  1. Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству. 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева. М.: Вентана - Граф, 2011.

  2. Лутцева Е.А. Технология: Учимся мастерству: 1 класс: рабочая тетрадь. - М.: Вентана - Граф, 2012г.

Интернет-ресурсы:

1. Портрет Санкт-Петербурга: собрание картин. Изображения XVIII-XX века посвящены трехсотлетию Санкт-Петербурга. (mobyprint.ru/spb/).

2. Начальные уроки рисования. Планы уроков по курсу рисования и компьютерной графики. Обзор различной техники рисования и основных принципов работы с рисунком. Методические рекомендации. (syrylynrainbowdragon.tripod.com/home.html).

3. Компьютерные программы для изучения народного декоративно-прикладного искусства.

Коллекция развивающих компьютерных программ для детей младшего школьного возраста, посвященных прикладному народному творчеству: Гжель, Жостово, Хохлома.

Описание программ. Download. (kuzbass.ru/~vbp53/vb/oglavl.htm).

4. Путь оригами. История и азбука оригами. Базовые формы, с которых начинается большинство фигурок. Фотогалерея. (origami-do.ru/index.htm).

5. Умелые ручки: детское творчество. Аппликации, поделки из пластилина, флористика. Методические рекомендации и фото. (tatianag2002.narod.ru/art.html).

6. Волшебный пластилин. Подборка советов по работе с пластилином: методические рекомендации, условия работы, обустройство рабочего места. (novgorod.fio.ru/projects/Project1087/index.htm).

7. Мягкая игрушка. Каталоги мягкой игрушки: шитая игрушка, вязаная игрушка, меховая игрушка. Выкройки, методические рекомендации, техника изготовления игрушек. (stoys.narod.ru/index.html).

14


© 2010-2022