Конспект урока по русскому языку на тему Группы слов 2 класс. Перспектива

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка

Учитель

Потапова Л.И.

Класс

Тип урока

Освоение новых знаний

Тема урока

Группы слов

Цели учителя

Организовать деятельность учащихся, направленную на освоение знаний основных признаков деления слов на группы в русском языке.

Цели учебной деятельности (цели ученика)

Узнать, какие бывают группы слов, и попробовать распределять слова на группы.

Новые знания

Все слова в русском языке делятся на группы. Первая группа это слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопрос кто? или что?; вторая группа это слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопрос какой?; третья - это слова, обозначающие действие предмета и отвечающие на вопрос что делает?

Задачи урока

1. Организовать мотивацию к учебной деятельности.

2. Организовать актуализацию знаний.

3. Организовать выполнение пробного действия.

4. Организовать фиксацию индивидуального затруднения.

5. Организовать выявление причины затруднения.

6. Организовать построение проекта выхода из затруднения.

7. Организовать реализацию построенного проекта.

8. Организовать включение в систему знаний.

9. Организовать рефлексию учебной деятельности.

Оборудование

Презентация к уроку, CD, фрагмент из 11 серии мультфильма «Маша и Медведь» - «Первый раз в первый класс», карточки со словами. Для каждого ученика: слова для пробного действия; картинки с изображением солнышка, облачка, тучки.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация к учебной деятельности

СЛАЙД 2

Приветствие гостей.

Сегодня с нами будут работать герои любимого мультфильма.(отрывок м/ф)

Чем захотела заняться Маша? А зачем?

А мы зачем учимся?

Как мы их открываем?

Вы хотите открыть новые знания?

Тогда - в путь! Сначала - чистописание.

Дети приветствуют.

Узнают Машу и Медведя.

Решила учиться. Чтобы много знать.

Чтобы открывать новые знания.

Делаем два шага. Сначала надо понять, что мы не знаем и самим открыть способ.

Да!

Актуализация знаний

СЛАЙД 3


СЛАЙД 4


СЛАЙД 5


СЛАЙД 6

1.Маша - большая шалунья. Она перепутала все буквы. Расставьте их в алфавитном порядке.

(На доске - а г в б)

Какая буква будет следующей в этом ряду?

Какая буква лишняя в этой группе? Почему?

Какие слоги можно составить с этими буквами?

Обозначим звуковую дорожку.

Чем похожи эти слоги?

Почему?

2. Теперь повторим то, что уже знакомо.

И здесь Маша напроказничала. Помогите ей составить предложение. Работаем парами.

Прочитаем предложение. Запишем его в тетрадь. Какие орфограммы при записи предложения надо соблюдать?

Я задам вопрос, а вы ответьте мне одним словом. Что? Подчеркните одной линией.

Ветер (что делает?) Подчеркните двумя линиями.

Ветер (какой?) Подчеркните волнистой линией.

Сколько слов в этом предложении?

3.А знаете ли вы сколько слов в русском языке? Представьте себе огромный мешок из которого Маша высыпала все слова русского языка, а их в нашем языке более 180 тысяч.

Что же делать? Придётся Мише наводить порядок.

А как?

Можно ли на одну «полку» поставить слова «говорит и сорока»? Или «зелёный и пенал»? Будет ли тогда порядок? Поможем Мише навести порядок в словах.

Значит тема нашего урока: «Группы слов»

а б в г

д - записывают в тетрадь.

Буква - а.

Она гласная.

Ба га ва да - записывают.

Все согласные звуки твёрдые. Буква А обозначает твёрдость согласных.

На парте - листочки с отдельными словами: ветер,

дует, тёплый. Дети работают в парах.

Большая буква в начале, точка в конце.

Записывают в тетрадь.

Ветер - подчёркивают одной линией.

Дует - подчёркивают двумя линиями.

Тёплый - подчёркивают волнистой линией.

В этом предложении 3 слова.

Нет, не знаем.

Надо их как-то сгруппировать.

Порядка не будет.

Читают слайд.

Создание проблемной ситуации

На парте у вас лежат листочки со словами. Попробуйте разделить их на три группы.

Работать будем группами. Старший читает слова, а остальные догадываются, какое слово возьмём в первую группу, какое - во вторую, какое - в третью и обоснуйте (объясните) ваше деление.

Дети поворачиваются в группы. Старший читает слова и обсуждают варианты ответа.

Фиксация затруднений

Кто смог разделить слова на 3 группы? Подготовьте объяснение.

Кто не смог?

Выявление причин затруднения

Почему? (Вы знаете какие бывают группы?)

Не знаем какие бывают группы.

Постановка цели урока

СЛАЙД 7

Какую цель поставим перед собой?

А вот что нам для этого необходимо расскажет Самоваров И.И.

А кто такой Самоваров И.И.?

Читаем в учебнике с.

Что же просит И.И.?

Построить эталон деления на группы.

Научиться делить слова на группы.

Дети читают по учебнику.

Учёный,кот. помогает нам открывать новые знания.

Разгадать секрет групп.

Реализация проекта выхода из проблемной ситуации



СЛАЙД 8

Вспомните вопросительные слова из первого задания.

На какой вопрос отвечало слово, которое мы подчеркнули одной линией? А какой ещё вопрос мы иногда задаём?

Что обозначают слова, которые отвечают на эти вопросы?

Выберите слова, к которым можно задать эти вопросы.

Запись в тетрадь в столбик. Первый секрет раскрыт. (на доске табличка:Кто?

Что?

Предмет)

Кто догадался, какой вопрос зададим ещё?

Выберите слова.Добавляем в таблицу:

Что делает?

Действие предмета

Что обозначают эти слова?

Запишем эти слова.

Ещё один секрет открыли.

И какой ещё вопрос зададим?

А эти слова что обозначают?

На доске запись:

Кто? Что делает? Какой?

Что?

Предмет Действие Признак

предмета предмета

Мы получили эталон деления на группы.

С его помощью запишите слова по группам.

Что?

Кто?

Они обозначают предмет или живое существо.

Кто?петух, сорока

Что? Пенал.

Что делает?

Лежит, слышит, говорит.

Действие предмета.

Какой? Зелёный, сладкий, добрый.

Признак предмета.

Дети записывают слова в столбики.

Физкульт- минутка

Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за парту тихо сесть.
Семь - учиться нам не лень.

Включение в систему знаний



СЛАЙД 9

1.Вспомните, какую цель вы поставили перед собой? Сост. эталон?

Узнали какие бывают группы слов? - Распределили слова на группы?

А что нам необходимо было разгадать для достижения цели урока?

Разгадали секрет каждой группы слов? Докажите по эталону.

Какой секрет вы открыли у первой группы слов?

У второй?

У третьей?


2.А теперь поиграем с Мишей.

Игра «Найди лишнее слово».

- Найдите в каждой строчке лишнее слово и назовите его.

Книга, трава, бегает, вишня.

Спит, красивый, читает, рисует.

Белый, черный, красный, тетрадь.

3.Интерактивная игра «Помоги ёжику собрать урожай»

Читаем по слайду.

Да!

Да.

Да.

Какой секрет у каждой группы.

Да.

Первая группа это слова, обозначающие предмет или явление и отвечающие на вопрос кто? или что?; вторая группа это слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопрос какой?; третья - слова, обозначающие действие предмета и отвечающие на вопрос что делает?

Рефлексия учебной деятельности

Оцените свою деятельность на уроке. Если вы разгадали секрет у каждой группы слов, нарисуйте солнышко, если вы все поняли, но пока сомневаетесь в своих знаниях нарисуйте облачко, если же вам все было трудно и непонятно, нарисуйте тучки.

Наш урок окончен, а облачка и тучки мы развеем на следующих уроках!

Маша и Миша желают вам удачи и прощаются с вами


© 2010-2022