- Преподавателю
- Начальные классы
- Исследовательская работа
Исследовательская работа
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Третьякова Т.А. |
Дата | 01.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Управление народного образования администрации Каракулинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Боярская средняя общеобразовательная школа»
Окружающий мир
(исследовательская работа)
« Спорт - залог здоровья!»
Выполнила
Драчева Светлана
Юрьевна
ученица 4 класса
Руководитель:
Третьякова Татьяна
Анатольевна
учитель начальных
классов
2014 г.
Оглавление
-
Введение 3
-
Основная часть
Глава I. Самый главный враг здоровья 5
Глава II. В здоровом теле - здоровый дух 7
2.1. История зарождения спорта 7
2.2. История спорта в государствах древнего мира 8
2.3 Когда и каким видом спорта заниматься? 9 Глава III. Исследовательская работа 11 3.1. Этапы моей работы 11
3.2. Закаляю своё тело с пользой для дела 12
3.3. Результаты опроса 13 . 3.4 Путь к победе. Результат. 14
Заключение 15
Список литературы 17
Приложения 18
Введение
Чтоб здоровье раздобыть,
Не надо далеко ходить.
Нужно нам самим стараться,
И всё будет получаться.
Здоровье - это физические и духовные качества человека, которые являются основой его долголетия. Что же помогает людям поддерживать эти качества в хорошем состоянии? В нашей жизни каждому надо глубоко задуматься, как сохранить здоровье и не потерять. Укреплять своё здоровье, закалять себя, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, быть всегда жизнерадостным и делать добро окружающим. Здоровье - это самое большое богатство и его нужно беречь. Будет здоровым тело - будет здоровый дух! Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения. Занятия спортом приносят радость и удовольствие. Человек, который занимается спортом, развивается не только физически, но и умственно, повышается интеллект! Также спорт - это способ самовыражения, способ достигнуть определённых вершин и целей. Спорт это активность мозга и тела человека. Спорт - это разминки, тренировки, отдых, стремление улучшать свое здоровье, свои рекорды.
Сегодня наша страна является хозяйкой Олимпийских игр. Поэтому сегодня особенно важно понять, что перед подрастающим поколением стоит задача ответственно подготовиться к тому, чтобы достойно представить нашу страну в будущем.
Я считаю, что эта тема актуальна, потому что современный человек мало двигается, т.к. его труд на производстве заменяется специальной техникой, развиваются средства транспорта, а телевидение и компьютеры не желают отпускать от своего экрана. Всё это ведёт к недостаточной физической нагрузке, а, значит, к болезням. И еще, что немаловажно, в настоящее время в нашей стране очень активно начал развиваться спорт, как профессиональный, так и любительский. Предлагаются различные, способы и средства для организации активного отдыха и здорового образа жизни. Целью моей работы стало изучение влияния спорта на здоровье человека. Для достижения цели я поставил перед собой задачи: - выяснить, действительно ли здоровье и спорт тесно связаны друг с другом - проанализировать анкеты одноклассников - сделать выводы Гипотеза: чтобы быть здоровым, сильным, крепким, каждый должен заниматься спортом: посещать тренировки, работать над собой, быть ответственным и дисциплинированным. Цели исследования я постараюсь достичь путём изучения специальной литературы, а также благодаря беседам с одноклассниками и с нашими учителями физической культуры. Методы исследования: - поиск информации; - отбор информации; - работа с документальными источниками; - систематизация собственного опыта; - наблюдение; - анкетирование, проведение опроса; - обработка результатов;
В исследовании можно выделить следующие этапы:
-
Изучение литературы по данной теме.
-
Отбор проблем по данной теме.
-
Выбор методов исследования общественного мнения. Составление анкет.
-
Обработка полученных данных.
Глава I.
1.1 Самый главный враг здоровья. Жизнь современного человека, благодаря техническому процессу и благам современной цивилизации, стала намного более удобной, чем, скажем, каких-нибудь 20-30 лет назад. Транспорт довозит нас до нужного места, избавляя от необходимости преодолевать пешком большие расстояния, бытовая техника помогает нам справиться с домашними делами. Люди стали меньше двигаться. Чтобы что-то сделать, не нужно прилагать особых усилий. В итоге мышцы человека, большую часть времени находящиеся в покое, начинают терять эластичность, пропадает лёгкость в движениях и возникает гиподинамия - болезненное состояние, вызванное пониженной физической активностью. Гиподинамию называют болезнью современной цивилизации. Причины развития гиподинамии могут быть различны. Низкая двигательная активность может быть вызвана каким-либо заболеванием или длительным постельным режимом, но, чаще всего, её причиной становится малоподвижный (сидячий) образ жизни. Для стабильной полноценной работы организму необходима достаточная физическая активность и нагрузка на мышцы, от этого в немалой степени зависит самочувствие и здоровье человека. При гиподинамии ухудшается работа головного мозга, снижается умственная активность и трудоспособность, появляется быстрая утомляемость, общая слабость, бессонница. К сожалению, статистика последнего времени свидетельствует: 1-е место заболеваний школьников занимают - заболевания опорно-двигательного аппарата. 2-е место - органов пищеварения. 3-е место - глаз. 4-е место - дыхательной системы. 5-е место - обмена веществ. По данным последней детской диспансеризации: 34% детей практически здоровы. 50% - имеют риск развития в скором будущем различных заболеваний. 16% - уже имеют хронические болезни. Занятия спортом направлены на укрепления здоровья. Кроме физических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость), развиваются и духовные (настойчивость, воля, самообладание, решительность, целеустремлённость). А это очень важно! Ведь недаром народная пословица гласит: « В здоровом теле - здоровый дух!».
Глава II. В здоровом теле - здоровый дух.
2.1. История зарождения спорта
На самых ранних этапах развития человечества борьба за существование диктовала свои законы. Физическая сила и ловкость на охоте, войне и при распределении добычи играли очень важную роль. Аборигены в Австралии и по сей день сохранили как метод охоты преследование антилопы или кенгуру бегом - пока животное не устанет.Физическая форма поддерживалась, кроме того, и тренировками. Австралийские аборигены постоянно упражнялись в стрельбе из лука и метании бумеранга, соревновались в беге и прыжках, играли в некое подобие мяча. У индейских племён Америки пользовались популярностью бросание мяча в цель, бег на дальние расстояния, поднятие тяжестей - камней различного веса. Среди ацтеков, майя, инков получила распространение групповая игра с каучуковым мячом, в которой каждая команда стремилась забросить мяч в кольцо, прикреплённое к столбу или стене. Чем не прародитель современного баскетбола! Первобытные племена Африки в физическом воспитании детей применяли фехтование на палках, борьбу, бег с грузом, раскачивание на лианах Племена бушменов отличались исключительной выносливостью, Их состязания в беге по холмистой местности иногда продолжались весь день. Благодаря такой тренировке охотники могли преследовать добычу в течение многих часов, а затем и доставлять тяжёлый груз домой.
2.2 История спорта в государствах древнего мира
История развития спорта имеет необычайно давние корни. Следы физической культуры и спорта были обнаружены в ранних государствах (IV-III тысячелетия до н. э.). Ритуальные соревнования в честь бога Мардука, покровителя Вавилона, более чем на тысячу лет предварили древнегреческие Олимпиады. В эти соревнования входили стрельба из лука, борьба на поясах, фехтование на мечах, кулачный бой, скачки в седле, гонки на колесницах, метание копья и охота.В Индии и Персии в древности были широко распространены охота, верховая езда, фехтование на мечах, гонки на колесницах, стрельба из лука, игры с мячом и палкой. В Индии возникли конное поло, шахматы, хоккей на траве и другие игры. В Персии появились школы, где детей обучали верховой езде, метанию дротиков, стрельбе из лука.
На клинописных табличках, на стенах древнеегипетских пирамид учёные обнаружили изображения более 400 видов физических упражнений и игр. Среди них борьба, соревнования лучников, плавание, гребля, гонки на колесницах и др. В Древнем Египте в специальных помещениях устраивались соревнования по бегу, прыжкам и метаниям, поднятию тяжестей, борьбе и кулачному бою, фехтованию, а также различные спортивные игры. Наивысшего расцвета физическая культура и спорт достигли в Древней Греции, где состоялись первые Олимпийские игры.
История спорта очень богата на интересные и красивые события. Люди еще в далекие времена соревновались в различных состязаниях. Спорт всегда был для человечества хорошей альтернативой, способствующей мирной, здоровой жизни.
2.3.Когда и каким видом спорта нужно заниматься? Спортом можно начинать заниматься с детства. Потому что движение детям необходимо, а спорт - это и есть движение. У нас в школе имеются различные спортивные секции. Из беседы со своим учителем физической культуры я узнала, что каждый вид спорта направлен на развитие определённых умений, но занятие любым из них одинаково полезно для здоровья. 1.Плавание Плавание самый распространенный и полезный вид спорта. Врачи рекомендуют обучать детей плаванию прямо с рождения. Начинать обучение можно уже с 2-3-х недельного возраста (но не позднее 3 месяцев). Занятия плаванием укрепляют нервную систему и помогают правильному формированию костно-мышечной системы, улучшают дыхание и кровообращение. Особенно полезно плавание детям со сколиозом, деформацией грудной клетки, близорукостью, сахарным диабетом, гастритом, ожирением, легкой формой бронхиальной астмы. Плавание поможет избавиться от частых простудных заболеваний, стать сильным и выносливым.
2. Футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, теннис В футболе развиваются мышцы ног и тазового пояса, воспитываются волевые качества. В баскетболе совершенствуется работа зрительного, двигательного и вестибулярного анализаторов, повышаются функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, улучшается координация движений. В волейболе развиваются быстрота и точность реакций, ловкость, глазомер, улучшается осанка. В хоккее укрепляются сердечно-сосудистая, дыхательная и нервная системы, опорно-двигательный аппарат. Рекомендуются при заболеваниях обмена веществ, остеохондрозе в начальных стадиях. Теннис развивает координацию, улучшает дыхательную систему, полезен при остеохондрозе и заболеваниях обмена веществ.
3. Лыжный спорт, фигурное катание, хоккей Ходьба на лыжах и катание на коньках полезны для развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышают работоспособность и выносливость. Лыжи и коньки особенно рекомендованы детям со сколиозом. При наличии плоскостопия рекомендованы лыжи. 5. Гимнастика Поможет приобрести гибкость, ловкость, осанку, умение двигаться плавно и грациозно, способствует исчезновению плоскостопия. Повышает самооценку и формирует спортивный характер . Если мы будем заниматься одним из этих видов спорта (по желанию), то мальчика научат постоять за себя когда это необходимо, приучат к дисциплине, он станет сильнее и здоровее, девочка же станет пластичней и у нее однозначно повысится иммунитет. Спорт принесет
пользу не только здоровью физическому, но еще и психическому, моральному, эмоциональному состоянию ребенка.
Глава III. Исследовательская работа.
3.1. Этапы моей работы. Существует пословица: «Сколько людей - столько и мнений». Это означает, что каждый имеет право на свободу выбора и право принимать решения самостоятельно и независимо! И, по моему мнению, спорт - дело каждого. Человек самостоятельно выбирает, какой вид спорта ему по душе, в какую секцию ему записаться и… уделять ли внимание спорту вообще. Что же касается меня, я считаю, что спорт - это необходимая часть каждого из нас. Спорт - это то, что приносит радость и удовольствие (если человек занимается им добровольно). Также спорт - это способ самовыражения, способ достигнуть определённых вершин и целей! Я люблю заниматься спортом. Больше всего мне по душе гимнастика и лыжи. В зимнее время очень люблю кататься на лыжах. Часто мы с папой ходим на лыжах. И как приятно на душе, сколько бодрости и радости! Именно папа привил у меня любовь к этому виду спорта. Чтобы добиться успеха и побед, мы стараемся не пропускать ни одного выходного дня. Папа всегда говорит, что мы добиваемся побед благодаря нашим стараниям, ведь сколько надо над собой работать, чтобы был виден успех. И всё лето, и все каникулы по режиму я посещаю спортивные секции. Занимаясь, я поставила себе цель: «Тренироваться, стараться, закаляться, и не болеть! Ведь я укрепляю своё здоровье спортом.» Что же касается меня, я всегда иду на тренировку с радостью и охотой! Для меня - это место, где я могу отвлечься от всех дел, хлопот, проблем и забот! Все неурядицы и проблемы остаются за спортивным залом! Более того, я заметила, приходя на тренировку с плохим настроением, я никогда не выхожу из зала без улыбки на лице и прекрасного настроения, массой положительных эмоций!!! Я заметила также, что спортивная тренировка - очень хороший способ избавиться от неудач. А как же усталость, как физическое утомление?.. Я с радостью отвечу - это того стоит!!! Научно доказано: человек, который занимается спортом, развивается не только физически, но и умственно, повышается интеллект! Именно среди спортсменов множество отличников, медалистов, призёров и победителей школьных, районных, даже международных олимпиад, много медалистов! Возможно, это связано с тем, что все спортсмены гораздо более организованны, собранны и дисциплинированны. 3.2. Закаляю своё тело с пользой для дела. Для осуществления своей цели, в первую очередь, я составила памятку здорового человека и стараюсь придерживаться этого: - ежедневно делать зарядку; - вовремя питаться; - планировать свой день; - вовремя ложиться спать; - следить за личной гигиеной; - быть чистым и опрятным; - хорошо говорить и думать о людях; - радоваться своим успехам и успехам других людей. Чтобы хорошо учиться, заниматься многими важными и интересными делами, отдыхать и расти здоровым - в первую очередь, надо соблюдать режим дня! Режим дня - это распорядок дня (в переводе с французского языка означает «установленный распорядок жизни, работы, питания, отдыха, сна».) Установленный распорядок дня мне позволяет правильно распределять время. Ниже представлен мой режим дня на данный момент. Я стараюсь ему следовать и вносить разумные изменения. (Приложение№1) В выходные дни режим дня изменяется: больше свободного времени на отдых, поездки, кино, увлечения и т. д. Еще он может меняться из-за каких-то неотложных дел.
3.3. Результаты опроса Работая над темой своего исследования, я провела опрос среди числа учащихся нашей школы, результаты которого отражены в диаграммах.( Приложение № 2). Из диаграмм видно, что учащиеся, которые занимаются спортом, развивают в себе не только физические, но и психические качества. Среди физических качеств большинство ребят назвали быстроту ,силу, ловкость, выносливость, а среди психических - настойчивость, волю и решительность. Также опрос показал, что из 46 детей утреннюю гимнастику делают только 10, посещают спортивные секции - 18 человек. Остальные ребята ответили ,что им некогда заниматься спортом, так как они часто болеют. Из этого можно сделать вывод, что ученики, не занимающиеся спортом, чаще болеют и пропускают уроки.
Чтобы определить физическую работоспособность (подготовку) учащихся, я провела степ-тест (Приложение № 3).
Подсчитав данные, я получила следующие результаты:
-
Физическая работоспособность (подготовка)
Количество человек
неудовлетворительная
11
слабая
10
удовлетворительная
5
хорошая
4
отличная
9
прекрасная
5
3.3. Путь к победе. Результат. Для чего я занимаюсь спортом? Чтобы укреплять здоровье, чтобы побеждать соперников, чтобы быть сильнее, чтобы быть здоровым! В своей исследовательской работе я доказала, что для того, чтобы добиться успеха, нужна сила. А для того, чтобы была сила, нужно старательно заниматься, что я и делаю на тренировках. Я стала более выносливее, терпеливее. Самое главное - во мне воспиталось чувство ответственности. Я добросовестно и с большим удовольствием посещаю тренировки. Постепенно они приносят мне неплохие результаты: во-первых, я не болею уже много лет, а во-вторых, пытаюсь завоёвывать призовые места на соревнованиях. Мой учитель мне говорит, что я добилась этого благодаря своему старанию. Я и впредь буду работать над собой, чтобы быть спортивным и здоровым. Чтобы не болеть.
Заключение
Изучив тему «Спорт- залог здоровья» я пришла к выводу, что спорт оказывает на организм человека развивающее и исправляющее действие. Спортивные занятия позволяют устранить дефекты осанки - искривление позвоночника, сутулость. Кроме того, физические упражнения улучшают психическое состояние, внешний вид и настроение человека, повышают общий жизненный тонус. Сейчас я с гордостью могу сказать, что благодаря тренировке силы воли, я смогла изменить свой распорядок дня, принципы питания, регулярность и размер физических нагрузок. За последнее время я добилась серьезных результатов. Я значительно поправила свое здоровье, о чем с уверенностью могу сказать, потому что не болела уже долгое время! И теперь хочу поделиться новыми знаниями и умениями со своими одноклассниками. Моя гипотеза подтвердилась. Для того, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье, нужно иметь огромную силу воли, нужно заставлять себя работать над собой, закалять себя на выносливость.Спорт открывает много полезного и интересного. И не стоит отчаиваться, если не все сразу получается. Важно видеть цель. Близкая она или дальняя, но ты стремишься к ней. А достигнув, не уповай на славу, стремись к еще большему совершенству.
Одних людей влечет в спорте слава, известность, других - желание стать сильным и смелым, третьих - желание соревноваться, побеждать. Цель у всех разная, но главное в её достижении - это вера с себя, в свои силы.
Мир спорта широк и многообразен. Приобщаться к нему необходимо. Главное иметь огромное желание и заинтересованность принимать помощь, знания, умения, совершенствоваться в достигнутом, чтобы подняться к высотам мастерства, расти сильным смелым и здоровым.
1. Занятия физкультурой и спортом полезны для укрепления здоровья.
2. Если хочешь стать целеустремленным, ловким, дисциплинированным, организованным, уверенным в свои силы занимайся спортом.
3. Мое увлечение я хочу передать другим ребятам, заинтересовать их, приобщить к спорту.
4. Занимаясь спортом, приобретаешь новых друзей, учишься работать в команде.
«Спорт учит честно выигрывать,
Спорт учит с достоинством проигрывать.
И так, спорт учит всему - учит жизни».
Э. ХЕМИНГУЭЙ
Список используемой литературы:
- Дадыгин, С.В. Богатыри земли российской. / С.В. Дадыгин.- М.; Изд-во Просвещение, 2005
- Здоровье на «отлично»! Самоучитель по укреплению здоровья для детей. - М.; Изд-во РИПОЛ КЛАССИК, 2002.
- Куценко, Г.И. Книга о здоровом образе жизни./ Г.И.Куценко - М.; Изд-во Профиздат, 1997
- Елисейкин, А.Г. Спорт. Характер. Честь./ А.Г. Елисейкин. - М.;Изд-во Просвещение, 1994
- Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого./ В.К.Бальсевич- М.; Изд-во Физкультура и спорт, 1999
- Всё о спорте [Текст] / авт.-сост. Г. Михалкин. - М.: Астрель; АСТ, 2000
- Залесский, М. З. Как стать сильным [Текст] / М. З. Залесский; худож. В. Жигарев. - М.: РОСМЭН, 2000
- Мальцев, А. И. Быстрее, выше, сильнее! Легкая атлетика и гимнастика для школьников [Текст] / А. И. Мальцев. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005
-
zdoroviekrasota.com/aktivnost/65-fitnes/373-gipodinamiya-bolezn-sovremennogo-cheloveka.html
- zdorovosport.ru/history.html
- ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EF%EE%F0%F2
- grekomania.ru/articles/greek-history/11-ancient-greece
- ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%8F
Приложение №1 Таблица моего распорядка дня.
Время
Занятия
07.45
Подъем
07.45 - 08.00
Зарядка
08.10 - 08.30
Завтрак
08.30- 08.40
Путь от дома до школы
09.00 - 13.40
Учеба
13.50 - 14.10
Путь от школы до дома
14.30 - 15.00
Обед
15.00 - 18.00
Тренировка
18.15 - 19.15
Отдых
19.25 - 19.40
Ужин
19.40 - 21.00
Домашняя работа
21.00 - 21.40
Отдых
21.40
Подготовка ко сну
22.00
Отбой
Приложение № 2 Ученик___________________________________________________
- Делаешь ли ты утреннюю гимнастику? Приносит ли это пользу твоему здоровью?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какую спортивную секцию ты посещаешь?__________________________________________________
- Часто ли ты болеешь?_________________________________________
- Какими физическими качествами ты обладаешь?
- Какими психическими качествами ты обладаешь?
Приложение № 3.
Степ-тест
В течение 3 минут сделать 60 шагов по ступенькам вверх, затем остановиться, подождать 30 секунд после этого посчитать пульс в течении 60 секунд и оценить свою физическую работоспособность (подготовку). Если пульс равен:
99 и более - неудовлетворительная;
88 - 98 - слабая;
88 - 77 - удовлетворительная;
77 - 66 - хорошая;
66 - 55 - отличная;
менее 55 - прекрасная.