Исследовательская работа

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работаИсследовательская работаИсследовательская работаИсследовательская работаУправление народного образования администрации Каракулинского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Боярская средняя общеобразовательная школа»













Окружающий мир

(исследовательская работа)

« Спорт - залог здоровья!»



Выполнила

Драчева Светлана

Юрьевна

ученица 4 класса

Руководитель:

Третьякова Татьяна

Анатольевна

учитель начальных

классов

2014 г.

Оглавление

  1. Введение 3

  2. Основная часть

Глава I. Самый главный враг здоровья 5

Глава II. В здоровом теле - здоровый дух 7

2.1. История зарождения спорта 7

2.2. История спорта в государствах древнего мира 8

2.3 Когда и каким видом спорта заниматься? 9 Глава III. Исследовательская работа 11 3.1. Этапы моей работы 11

3.2. Закаляю своё тело с пользой для дела 12

3.3. Результаты опроса 13 . 3.4 Путь к победе. Результат. 14

Заключение 15

Список литературы 17

Приложения 18



Введение

Чтоб здоровье раздобыть,
Не надо далеко ходить.
Нужно нам самим стараться,
И всё будет получаться.

Здоровье - это физические и духовные качества человека, которые являются основой его долголетия. Что же помогает людям поддерживать эти качества в хорошем состоянии? В нашей жизни каждому надо глубоко задуматься, как сохранить здоровье и не потерять. Укреплять своё здоровье, закалять себя, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, быть всегда жизнерадостным и делать добро окружающим. Здоровье - это самое большое богатство и его нужно беречь. Будет здоровым тело - будет здоровый дух! Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения. Занятия спортом приносят радость и удовольствие. Человек, который занимается спортом, развивается не только физически, но и умственно, повышается интеллект! Также спорт - это способ самовыражения, способ достигнуть определённых вершин и целей. Спорт это активность мозга и тела человека. Спорт - это разминки, тренировки, отдых, стремление улучшать свое здоровье, свои рекорды.

Сегодня наша страна является хозяйкой Олимпийских игр. Поэтому сегодня особенно важно понять, что перед подрастающим поколением стоит задача ответственно подготовиться к тому, чтобы достойно представить нашу страну в будущем.

Я считаю, что эта тема актуальна, потому что современный человек мало двигается, т.к. его труд на производстве заменяется специальной техникой, развиваются средства транспорта, а телевидение и компьютеры не желают отпускать от своего экрана. Всё это ведёт к недостаточной физической нагрузке, а, значит, к болезням. И еще, что немаловажно, в настоящее время в нашей стране очень активно начал развиваться спорт, как профессиональный, так и любительский. Предлагаются различные, способы и средства для организации активного отдыха и здорового образа жизни. Целью моей работы стало изучение влияния спорта на здоровье человека. Для достижения цели я поставил перед собой задачи: - выяснить, действительно ли здоровье и спорт тесно связаны друг с другом - проанализировать анкеты одноклассников - сделать выводы Гипотеза: чтобы быть здоровым, сильным, крепким, каждый должен заниматься спортом: посещать тренировки, работать над собой, быть ответственным и дисциплинированным. Цели исследования я постараюсь достичь путём изучения специальной литературы, а также благодаря беседам с одноклассниками и с нашими учителями физической культуры. Методы исследования: - поиск информации; - отбор информации; - работа с документальными источниками; - систематизация собственного опыта; - наблюдение; - анкетирование, проведение опроса; - обработка результатов;

В исследовании можно выделить следующие этапы:

  1. Изучение литературы по данной теме.

  2. Отбор проблем по данной теме.

  3. Выбор методов исследования общественного мнения. Составление анкет.

  4. Обработка полученных данных.

Глава I.

1.1 Самый главный враг здоровья. Жизнь современного человека, благодаря техническому процессу и благам современной цивилизации, стала намного более удобной, чем, скажем, каких-нибудь 20-30 лет назад. Транспорт довозит нас до нужного места, избавляя от необходимости преодолевать пешком большие расстояния, бытовая техника помогает нам справиться с домашними делами. Люди стали меньше двигаться. Чтобы что-то сделать, не нужно прилагать особых усилий. В итоге мышцы человека, большую часть времени находящиеся в покое, начинают терять эластичность, пропадает лёгкость в движениях и возникает гиподинамия - болезненное состояние, вызванное пониженной физической активностью. Гиподинамию называют болезнью современной цивилизации. Причины развития гиподинамии могут быть различны. Низкая двигательная активность может быть вызвана каким-либо заболеванием или длительным постельным режимом, но, чаще всего, её причиной становится малоподвижный (сидячий) образ жизни. Для стабильной полноценной работы организму необходима достаточная физическая активность и нагрузка на мышцы, от этого в немалой степени зависит самочувствие и здоровье человека. При гиподинамии ухудшается работа головного мозга, снижается умственная активность и трудоспособность, появляется быстрая утомляемость, общая слабость, бессонница. К сожалению, статистика последнего времени свидетельствует: 1-е место заболеваний школьников занимают - заболевания опорно-двигательного аппарата. 2-е место - органов пищеварения. 3-е место - глаз. 4-е место - дыхательной системы. 5-е место - обмена веществ. По данным последней детской диспансеризации: 34% детей практически здоровы. 50% - имеют риск развития в скором будущем различных заболеваний. 16% - уже имеют хронические болезни. Занятия спортом направлены на укрепления здоровья. Кроме физических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость), развиваются и духовные (настойчивость, воля, самообладание, решительность, целеустремлённость). А это очень важно! Ведь недаром народная пословица гласит: « В здоровом теле - здоровый дух!».























Глава II. В здоровом теле - здоровый дух.

2.1. История зарождения спорта

На самых ранних этапах развития человечества борьба за существование диктовала свои законы. Физическая сила и ловкость на охоте, войне и при распределении добычи играли очень важную роль. Аборигены в Австралии и по сей день сохранили как метод охоты преследование антилопы или кенгуру бегом - пока животное не устанет.
Физическая форма поддерживалась, кроме того, и тренировками. Австралийские аборигены постоянно упражнялись в стрельбе из лука и метании бумеранга, соревновались в беге и прыжках, играли в некое подобие мяча. У индейских племён Америки пользовались популярностью бросание мяча в цель, бег на дальние расстояния, поднятие тяжестей - камней различного веса. Среди ацтеков, майя, инков получила распространение групповая игра с каучуковым мячом, в которой каждая команда стремилась забросить мяч в кольцо, прикреплённое к столбу или стене. Чем не прародитель современного баскетбола! Первобытные племена Африки в физическом воспитании детей применяли фехтование на палках, борьбу, бег с грузом, раскачивание на лианах Племена бушменов отличались исключительной выносливостью, Их состязания в беге по холмистой местности иногда продолжались весь день. Благодаря такой тренировке охотники могли преследовать добычу в течение многих часов, а затем и доставлять тяжёлый груз домой.



2.2 История спорта в государствах древнего мира

История развития спорта имеет необычайно давние корни. Следы физической культуры и спорта были обнаружены в ранних государствах (IV-III тысячелетия до н. э.). Ритуальные соревнования в честь бога Мардука, покровителя Вавилона, более чем на тысячу лет предварили древнегреческие Олимпиады. В эти соревнования входили стрельба из лука, борьба на поясах, фехтование на мечах, кулачный бой, скачки в седле, гонки на колесницах, метание копья и охота.
В Индии и Персии в древности были широко распространены охота, верховая езда, фехтование на мечах, гонки на колесницах, стрельба из лука, игры с мячом и палкой. В Индии возникли конное поло, шахматы, хоккей на траве и другие игры. В Персии появились школы, где детей обучали верховой езде, метанию дротиков, стрельбе из лука.
На клинописных табличках, на стенах древнеегипетских пирамид учёные обнаружили изображения более 400 видов физических упражнений и игр. Среди них борьба, соревнования лучников, плавание, гребля, гонки на колесницах и др. В Древнем Египте в специальных помещениях устраивались соревнования по бегу, прыжкам и метаниям, поднятию тяжестей, борьбе и кулачному бою, фехтованию, а также различные спортивные игры. Наивысшего расцвета физическая культура и спорт достигли в Древней Греции, где состоялись первые Олимпийские игры.
История спорта очень богата на интересные и красивые события. Люди еще в далекие времена соревновались в различных состязаниях. Спорт всегда был для человечества хорошей альтернативой, способствующей мирной, здоровой жизни.

2.3.Когда и каким видом спорта нужно заниматься? Спортом можно начинать заниматься с детства. Потому что движение детям необходимо, а спорт - это и есть движение. У нас в школе имеются различные спортивные секции. Из беседы со своим учителем физической культуры я узнала, что каждый вид спорта направлен на развитие определённых умений, но занятие любым из них одинаково полезно для здоровья. 1.Плавание Плавание самый распространенный и полезный вид спорта. Врачи рекомендуют обучать детей плаванию прямо с рождения. Начинать обучение можно уже с 2-3-х недельного возраста (но не позднее 3 месяцев). Занятия плаванием укрепляют нервную систему и помогают правильному формированию костно-мышечной системы, улучшают дыхание и кровообращение. Особенно полезно плавание детям со сколиозом, деформацией грудной клетки, близорукостью, сахарным диабетом, гастритом, ожирением, легкой формой бронхиальной астмы. Плавание поможет избавиться от частых простудных заболеваний, стать сильным и выносливым.
2. Футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, теннис В футболе развиваются мышцы ног и тазового пояса, воспитываются волевые качества. В баскетболе совершенствуется работа зрительного, двигательного и вестибулярного анализаторов, повышаются функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, улучшается координация движений. В волейболе развиваются быстрота и точность реакций, ловкость, глазомер, улучшается осанка. В хоккее укрепляются сердечно-сосудистая, дыхательная и нервная системы, опорно-двигательный аппарат. Рекомендуются при заболеваниях обмена веществ, остеохондрозе в начальных стадиях. Теннис развивает координацию, улучшает дыхательную систему, полезен при остеохондрозе и заболеваниях обмена веществ.
3. Лыжный спорт, фигурное катание, хоккей Ходьба на лыжах и катание на коньках полезны для развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышают работоспособность и выносливость. Лыжи и коньки особенно рекомендованы детям со сколиозом. При наличии плоскостопия рекомендованы лыжи. 5. Гимнастика Поможет приобрести гибкость, ловкость, осанку, умение двигаться плавно и грациозно, способствует исчезновению плоскостопия. Повышает самооценку и формирует спортивный характер . Если мы будем заниматься одним из этих видов спорта (по желанию), то мальчика научат постоять за себя когда это необходимо, приучат к дисциплине, он станет сильнее и здоровее, девочка же станет пластичней и у нее однозначно повысится иммунитет. Спорт принесет
пользу не только здоровью физическому, но еще и психическому, моральному, эмоциональному состоянию ребенка.












Глава III. Исследовательская работа.

3.1. Этапы моей работы. Существует пословица: «Сколько людей - столько и мнений». Это означает, что каждый имеет право на свободу выбора и право принимать решения самостоятельно и независимо! И, по моему мнению, спорт - дело каждого. Человек самостоятельно выбирает, какой вид спорта ему по душе, в какую секцию ему записаться и… уделять ли внимание спорту вообще. Что же касается меня, я считаю, что спорт - это необходимая часть каждого из нас. Спорт - это то, что приносит радость и удовольствие (если человек занимается им добровольно). Также спорт - это способ самовыражения, способ достигнуть определённых вершин и целей! Я люблю заниматься спортом. Больше всего мне по душе гимнастика и лыжи. В зимнее время очень люблю кататься на лыжах. Часто мы с папой ходим на лыжах. И как приятно на душе, сколько бодрости и радости! Именно папа привил у меня любовь к этому виду спорта. Чтобы добиться успеха и побед, мы стараемся не пропускать ни одного выходного дня. Папа всегда говорит, что мы добиваемся побед благодаря нашим стараниям, ведь сколько надо над собой работать, чтобы был виден успех. И всё лето, и все каникулы по режиму я посещаю спортивные секции. Занимаясь, я поставила себе цель: «Тренироваться, стараться, закаляться, и не болеть! Ведь я укрепляю своё здоровье спортом.» Что же касается меня, я всегда иду на тренировку с радостью и охотой! Для меня - это место, где я могу отвлечься от всех дел, хлопот, проблем и забот! Все неурядицы и проблемы остаются за спортивным залом! Более того, я заметила, приходя на тренировку с плохим настроением, я никогда не выхожу из зала без улыбки на лице и прекрасного настроения, массой положительных эмоций!!! Я заметила также, что спортивная тренировка - очень хороший способ избавиться от неудач. А как же усталость, как физическое утомление?.. Я с радостью отвечу - это того стоит!!! Научно доказано: человек, который занимается спортом, развивается не только физически, но и умственно, повышается интеллект! Именно среди спортсменов множество отличников, медалистов, призёров и победителей школьных, районных, даже международных олимпиад, много медалистов! Возможно, это связано с тем, что все спортсмены гораздо более организованны, собранны и дисциплинированны. 3.2. Закаляю своё тело с пользой для дела. Для осуществления своей цели, в первую очередь, я составила памятку здорового человека и стараюсь придерживаться этого: - ежедневно делать зарядку; - вовремя питаться; - планировать свой день; - вовремя ложиться спать; - следить за личной гигиеной; - быть чистым и опрятным; - хорошо говорить и думать о людях; - радоваться своим успехам и успехам других людей. Чтобы хорошо учиться, заниматься многими важными и интересными делами, отдыхать и расти здоровым - в первую очередь, надо соблюдать режим дня! Режим дня - это распорядок дня (в переводе с французского языка означает «установленный распорядок жизни, работы, питания, отдыха, сна».) Установленный распорядок дня мне позволяет правильно распределять время. Ниже представлен мой режим дня на данный момент. Я стараюсь ему следовать и вносить разумные изменения. (Приложение№1) В выходные дни режим дня изменяется: больше свободного времени на отдых, поездки, кино, увлечения и т. д. Еще он может меняться из-за каких-то неотложных дел.

3.3. Результаты опроса Работая над темой своего исследования, я провела опрос среди числа учащихся нашей школы, результаты которого отражены в диаграммах.( Приложение № 2). Из диаграмм видно, что учащиеся, которые занимаются спортом, развивают в себе не только физические, но и психические качества. Среди физических качеств большинство ребят назвали быстроту ,силу, ловкость, выносливость, а среди психических - настойчивость, волю и решительность. Также опрос показал, что из 46 детей утреннюю гимнастику делают только 10, посещают спортивные секции - 18 человек. Остальные ребята ответили ,что им некогда заниматься спортом, так как они часто болеют. Из этого можно сделать вывод, что ученики, не занимающиеся спортом, чаще болеют и пропускают уроки.

Чтобы определить физическую работоспособность (подготовку) учащихся, я провела степ-тест (Приложение № 3).

Подсчитав данные, я получила следующие результаты:



Физическая работоспособность (подготовка)

Количество человек

неудовлетворительная

11

слабая

10

удовлетворительная

5

хорошая

4

отличная

9

прекрасная

5

3.3. Путь к победе. Результат. Для чего я занимаюсь спортом? Чтобы укреплять здоровье, чтобы побеждать соперников, чтобы быть сильнее, чтобы быть здоровым! В своей исследовательской работе я доказала, что для того, чтобы добиться успеха, нужна сила. А для того, чтобы была сила, нужно старательно заниматься, что я и делаю на тренировках. Я стала более выносливее, терпеливее. Самое главное - во мне воспиталось чувство ответственности. Я добросовестно и с большим удовольствием посещаю тренировки. Постепенно они приносят мне неплохие результаты: во-первых, я не болею уже много лет, а во-вторых, пытаюсь завоёвывать призовые места на соревнованиях. Мой учитель мне говорит, что я добилась этого благодаря своему старанию. Я и впредь буду работать над собой, чтобы быть спортивным и здоровым. Чтобы не болеть.

Заключение

Изучив тему «Спорт- залог здоровья» я пришла к выводу, что спорт оказывает на организм человека развивающее и исправляющее действие. Спортивные занятия позволяют устранить дефекты осанки - искривление позвоночника, сутулость. Кроме того, физические упражнения улучшают психическое состояние, внешний вид и настроение человека, повышают общий жизненный тонус. Сейчас я с гордостью могу сказать, что благодаря тренировке силы воли, я смогла изменить свой распорядок дня, принципы питания, регулярность и размер физических нагрузок. За последнее время я добилась серьезных результатов. Я значительно поправила свое здоровье, о чем с уверенностью могу сказать, потому что не болела уже долгое время! И теперь хочу поделиться новыми знаниями и умениями со своими одноклассниками. Моя гипотеза подтвердилась. Для того, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье, нужно иметь огромную силу воли, нужно заставлять себя работать над собой, закалять себя на выносливость.

Спорт открывает много полезного и интересного. И не стоит отчаиваться, если не все сразу получается. Важно видеть цель. Близкая она или дальняя, но ты стремишься к ней. А достигнув, не уповай на славу, стремись к еще большему совершенству.

Одних людей влечет в спорте слава, известность, других - желание стать сильным и смелым, третьих - желание соревноваться, побеждать. Цель у всех разная, но главное в её достижении - это вера с себя, в свои силы.

Мир спорта широк и многообразен. Приобщаться к нему необходимо. Главное иметь огромное желание и заинтересованность принимать помощь, знания, умения, совершенствоваться в достигнутом, чтобы подняться к высотам мастерства, расти сильным смелым и здоровым.

1. Занятия физкультурой и спортом полезны для укрепления здоровья.

2. Если хочешь стать целеустремленным, ловким, дисциплинированным, организованным, уверенным в свои силы занимайся спортом.

3. Мое увлечение я хочу передать другим ребятам, заинтересовать их, приобщить к спорту.

4. Занимаясь спортом, приобретаешь новых друзей, учишься работать в команде.

«Спорт учит честно выигрывать,

Спорт учит с достоинством проигрывать.

И так, спорт учит всему - учит жизни».

Э. ХЕМИНГУЭЙ

















Список используемой литературы:

  • Дадыгин, С.В. Богатыри земли российской. / С.В. Дадыгин.- М.; Изд-во Просвещение, 2005
  • Здоровье на «отлично»! Самоучитель по укреплению здоровья для детей. - М.; Изд-во РИПОЛ КЛАССИК, 2002.
  • Куценко, Г.И. Книга о здоровом образе жизни./ Г.И.Куценко - М.; Изд-во Профиздат, 1997
  • Елисейкин, А.Г. Спорт. Характер. Честь./ А.Г. Елисейкин. - М.;Изд-во Просвещение, 1994
  • Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого./ В.К.Бальсевич- М.; Изд-во Физкультура и спорт, 1999
  • Всё о спорте [Текст] / авт.-сост. Г. Михалкин. - М.: Астрель; АСТ, 2000
  • Залесский, М. З. Как стать сильным [Текст] / М. З. Залесский; худож. В. Жигарев. - М.: РОСМЭН, 2000
  • Мальцев, А. И. Быстрее, выше, сильнее! Легкая атлетика и гимнастика для школьников [Текст] / А. И. Мальцев. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005
  • zdoroviekrasota.com/aktivnost/65-fitnes/373-gipodinamiya-bolezn-sovremennogo-cheloveka.html

  • zdorovosport.ru/history.html
  • ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EF%EE%F0%F2
  • grekomania.ru/articles/greek-history/11-ancient-greece
  • ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%8F



Приложение №1 Таблица моего распорядка дня.

Время

Занятия

07.45

Подъем

07.45 - 08.00

Зарядка

08.10 - 08.30

Завтрак

08.30- 08.40

Путь от дома до школы

09.00 - 13.40

Учеба

13.50 - 14.10

Путь от школы до дома

14.30 - 15.00

Обед

15.00 - 18.00

Тренировка

18.15 - 19.15

Отдых

19.25 - 19.40

Ужин

19.40 - 21.00

Домашняя работа

21.00 - 21.40

Отдых

21.40

Подготовка ко сну

22.00

Отбой








Приложение № 2 Ученик___________________________________________________

  1. Делаешь ли ты утреннюю гимнастику? Приносит ли это пользу твоему здоровью?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Какую спортивную секцию ты посещаешь?__________________________________________________
  3. Часто ли ты болеешь?_________________________________________
  4. Какими физическими качествами ты обладаешь?
быстрота, сила, ловкость, выносливость
  1. Какими психическими качествами ты обладаешь?
настойчивость, воля, самообладание, решительность, целеустремлённость






Приложение № 3.

Степ-тест

В течение 3 минут сделать 60 шагов по ступенькам вверх, затем остановиться, подождать 30 секунд после этого посчитать пульс в течении 60 секунд и оценить свою физическую работоспособность (подготовку). Если пульс равен:

99 и более - неудовлетворительная;

88 - 98 - слабая;

88 - 77 - удовлетворительная;

77 - 66 - хорошая;

66 - 55 - отличная;

менее 55 - прекрасная.











© 2010-2022