Тема: развитие речи на занятиях по внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Внеурочная деятельность. Тема: развитие речи на занятиях по внеурочной деятельности

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования организации внеурочной деятельности учащихся уделяется особое внимание. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Конечно, основной формой обучения в школе является урок, но строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей. В главе об использовании здоровьесберегающей технологии я уже касалась этой темы, ведения курса по внеурочной деятельности "Здоровейка", далее опишу свой опыт работы по курсам внеурочной деятельности "Волшебный мир книг", "Учимся красиво говорить" и "Фантазейка". Эти курсы, на мой взгляд, положительно влияют на развитие детей. Одним из показателей уровня культуры человека является речь. Считается, что речь - это канал развития интеллекта. Речевое развитие определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создаёт предпосылки для активного осмысленного участия и общественной жизни, обеспечивает необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития. Много лет я вела спецкурс по развитию речи, а в этом году разработала курс по внеурочной деятельности "Учимся красиво говорить", на основе авторской программы по риторике Т.А. Ладыженской. Цель этого курса - развитие коммуникативных умений: передавать информацию; поддерживать беседу; устанавливать контакты; пересказывать, воспроизводить ситуацию; писать письма, поздрав­ления, объявления; находить способ общения во время разговора, спора, знакомства; красочно оформлять речь.

Каждое занятие начинается с речевой разминки. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, пословицы, поговорки с целью обогащения словарного запаса, развития речи, памяти, мышления. Приведу примеры речевых разминок.

Произнесение скороговорки с ускорением темпа речи.

Постановка смысловой паузы.

- В перелеске перепел

Перепёлку перепел!

- Лилии полили ли

Иль увяли лилии?

У совы у старой

Не глаза, а фары.

Круглые, большие,

Странные такие.


Ребята учатся описывать предметы, явления. Но, чтобы это занятие не было скучным, им предлагается составить загадку-описание. Например, Гончарова Арина сочинила такую загадку: Какой это мастер На стёкла нанёс И листья, и травы, И заросли роз? (Мороз.)


На занятиях включаю работу в паре, группе, например: составить из слов-карточек готовое высказывание. Формируя умение строить диалог, я предлагаю образцы определённых речевых ситуаций: приветствия, разговор по телефону, формы извинения, поздравления, продолжения фразы, подбор синонимов и антонимов.

Постепенно появляются стихотворные попытки, проба пера (по рифме, построчно, по заданному началу). Кружится, порхает снежинка. Как маленькая балеринка. Летит, летит она с небес На бесконечный зимний лес. (М. Путнина) К третьему классу дети уже могут представить собственные сочинения различных жанров и разнообразной тематики. Интерес у детей вызывает описание сюжетных картинок, составление комиксов, попытка сочинять стихи и рассказы. Например, в 4-м классе на одном из занятий по спец.курсу "Развитие речи", предложила: "Представь себе, что ты стал котенком, или листочком, или муравьем...Сочини историю о чудесном превращении: какая жизнь была бы? Чего бы ты опасался? Захотел бы вновь стать "большим" человеком? В своём сочинении сделай вывод о "превращении" ". Дети написали интересные сочинения. Вот одно из них. Я - линейка. Я живу в портфеле. Мой хозяин Андрей. Мне очень плохо, когда на мне рисуют, потому, что я становлюсь грязной и некрасивой. Однажды, когда Андрей решил мной бить мух, я не вытерпела, выскользнула из его рук и выпала из окошка. Там меня нашла девочка Аня. Она меня помыла, и теперь у меня новая хозяйка! (М. Ермаков) Одним из излюбленных видов детского творчества является создание книжки-малышки, сказки на новый лад и с другим концом, перенесение событий в современность и актуализация морали. Тема: развитие речи на занятиях по внеурочной деятельностиТема: развитие речи на занятиях по внеурочной деятельности

Занимаясь внеурочной работой по развитию речи, я отмечаю хорошие результаты: дети становятся более коммуникабельными, вежливыми, толерантными, способными к сотрудничеству. Предлагаю сказку на новый лад, написанную девочкой на занятиях по спец.курс "Развитие речи". Жила - была девочка Кристина и она ходила в балетную школу. Она часто в сольных танцах отвлекалась от выученной партии и танцевала по- своему. Однажды во время репетиции на сцене у неё порвались пуанты. Кристина со своей подругой Ольгой пошли в костюмерный цех подобрать новую обувь. Там они нашли розовые волшебные пуанты. Когда Кристина их надела, то они очутились в волшебном лесу. На озере она увидела прекрасных лебедей. С закатом солнца они превратились в красивых лебедей. Кристина станцевала вместе с ними танец лебедей. Но вдруг из леса на своей колеснице выехала снежная королева. Она забрала лучшую подругу Ольгу. Кристина оправилась на поиски. Когда она добралась до дворца, девочка увидела покрытую льдом свою подругу. Снежная королева встретила Кристину очень неприветливо. Но девочка не испугалась и начала танцевать свой необычный танец. От неё исходил тёплый свет, который растопил всё снежное королевство вместе со снежной королевой. Кристина с Ольгой очутились снова в балетной школе. До выступления оставалось пятнадцать минут. Кристина великолепно выступила, станцевав свой необычный танец, и жюри наградило её поездкой в Париж.

Скворцова Елизавета 4-А класс.



Тема: развитие речи на занятиях по внеурочной деятельности











© 2010-2022