Конспект по русскому языку на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-игра


"ПЕРЕНОС СЛОВ"




Тема: ПЕРЕНОС СЛОВ
Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения: игра - путешествие в сказку
ЦЕЛИ: познакомить учащихся с правилами переноса слов;
-формировать умение переносить слова с учётом их особенностей;
-развивать мыслительные операции сравнения, анализа.
Ход урока
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Сегодня на уроке мы узнаем с вами историю, которая произошла с одной маленькой доброй девочкой в стране ЗНАНИЙ. Она давно мечтает с нами познакомиться и верит, что вы станете ей верными друзьями и помощниками.

2. КАЛЛИГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА
- Отгадайте : Кто один имеет рог?
Ну, конечно… (носорог)
- Выделите первый звук в этом слове. Какой буквой мы обозначаем его на письме?
Сейчас мы запишем эту букву. Я прошу обратить ваше внимание на уклон и ровность прямых линий, наличие соединительного «узелка» между вертикальными прямыми.
Спишите с доски эту букву.
Нн Нн Нн
носорог налим Никита Нева
- Что необычного вы заметили при написании слов? ( некоторые слова записаны с большой буквы)
- Почему их пишут с заглавной буквы? ( Это название реки и имя мальчика)
- Что вы знаете об этой реке?


3. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА
(Изучение нового материала начинается с грамматической сказки.)
В чудесной стране, которой правила Грамматика, была улица, на которой жили Слоги. Слоги жили очень дружно, и поэтому в стране Знания было много… Слов. Каждый день слоги образовывали новые Слова, а Слова переселялись в словесные ручьи. Оказываясь рядом ручейки, соединялись в реки- предложения. Вот и в этот раз Слова решили составить предложение.

(на доске прикреплена река, на которой расположены слова" НАШЕЙ, РЕБЯТА, В, ШКОЛЕ, ДРУЖНЫЕ")

- А вы можете это сделать? (Предложение сначала составляется устно, затем записывается. Учитель пишет на доске таким образом, чтобы какое-нибудь слово, например, слово « ребята», не поместилось на строчке)

4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1)(Продолжение грамматической сказки.)
Вот и у Слова произошло то же самое, у них не хватало строчки, чтобы записать всё предложение.
- Что же делать?- заплакало Слово.- Ведь без меня не получится предложение, а если будет написана только часть слова, то никто ничего не поймёт.
Слово плакало так громко, что его услышала маленькая добрая девочка Чёрточка:
- Не плачь, я помогу тебе.
И, действительно, помогла.
Но сначала она сказала Слову:
- Разделись на слоги.
И Слово разделилось.
(Учащиеся делят слово на слоги, называя их)
Тогда Чёрточка сказала:
- Я могу встать между любым из вас, а оставшуюся часть перенести на другую строчку.

-Как могла бы перенести Чёрточка слово «ребята»? ( ре-бята, ребя-та)
-С тех пор маленькая Чёрточка всегда помогала Словам. Не уместится Слово «ДРУЖБА», а Чёрточка встанет и перенесёт его.
2) Упражнения на закрепление нового материала.
-Где должна встать Чёрточка? (делятся слова: ШКОЛА, ДЕВОЧКА, БАБУШКА)
(предварительно показываются картинки и дети показывают сигнальными карточками количество слогов)
3) Формулируем правило и сопоставляем его с правилом в учебнике
-Сейчас мы разучим с вами маленькое стихотворение, чтобы заучить наше правило
Если знать мы будем слоги,
Не запутаемся в слове.
Мы его перенесём,
По строке опять пойдём.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе - раз, это - брасс.

Одной, другой - это кроль.

Все, как один,

Плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой,

И отправились домой.

!

4) (Продолжение грамматической сказки)
Словам очень понравилась маленькая Чёрточка, и они стали приглашать её и тогда, когда та была не нужна.
Идёт Слово «Ира» и просит перенести его.
-Нет! Тебя нельзя перенести!
-Но почему? Ведь у меня два слога.
- Может быть, вы, ребята, объясните почему?
Добрая Чёрточка решила так: одной букве будет очень неуютно, тоскливо на строчке, поэтому одну букву нельзя переносить и нельзя оставлять на строчке.

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
а) Выборочный диктант
А сейчас из каждой пары слов мы выберем только одно слово то, которое можно перенести.
Ольга - Оля
Анна - Аня
Пётр - Петя
ёлка - ель
шары - шар
б) Списывание с печатного текста загадки
Чёрточка просит нас внимательно списать текст и разделить для переноса те слова, которые можно переносить
Хоть я не снег, а таю,
Не птица, а летаю. (ДЫМ)

6. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
- Чёрточка хочет узнать, кто же из нас был самый внимательный на уроке, кто сможет найти лишнее слово в каждом столбике. Кто догадался, по каким признакам мы должны обнаружить это слово? (оно не переносится)
Игра «Третий лишний»
заяц голова юла
медведь нос кубик
лев рука мяч

7.ИТОГ УРОКА
- Какую историю мы узнали с вами сегодня на уроке? (Слова можно переносить с одной строчки на другую)
- Как можно переносить слова? (Слова переносятся по слогам)
- Что ещё мы должны знать о переносе слов ? (Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку)
-Молодцы, ребята, Чёрточка очень рада за ваши успехи. Она непременно придёт к вам завтра на урок

© 2010-2022