Сборник упражнений по здоровьесбережению

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Акбулакская СОШ № 2»









Сборник упражнений по здоровьесбережению

обучающихся на уроках





Сборник упражнений по здоровьесбережению












Комплекс упражнений для глаз


1.Взгляд направлять последовательно влево-вправо, вправо-прямо, вверх-прямо, вниз-прямо без задержек в отведенном положении. (Повторить 10 раз.) 2.Взгляд смещать по диагонали: влево-вниз-прямо, вправо-вверх-прямо, вправо-вниз-прямо, влево-вверх-прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении. 3.Круговые движения глаз: до 10 кругов влево, а затем вправо. Выполнять упражнение сначала быстро, а затем как можно медленнее. 4.Изменение фокусного расстояния: посмотреть на кончик носа, а затем вдаль. Упражнение повторить несколько раз. 5.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.Повторить 4-5 раз. 6.Крепко зажмурить глаза(считать до3), открыть их и посмотреть вдаль(считать до 5). Повторить 4-5 раз. 7.Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, поворачивая голову, за медленными движениями указательного паль ца вытянутой руки влево, вправо, вверх, вниз. Повторить 4-5 раз. 8.Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 10=-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз 9.В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6.Повторить 1-2 раза. 10.Ах. как долго мы писали, Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами) Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо) Ах, как солнце высоко! (Посмотреть вверх) Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза руками) В классе радугу построим. Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо,вверх-влево) Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз) Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)













Дыхательная гимнастика

Правила выполнения.

1.Во время упражнений дышать только через нос. 2.Все вдохи-выдохи делаются в режиме строевого шага. 3.Гимнастика выполняется под счет на 8 (Уч-ся считают только про себя: «и» -вдох, «цифра»-выдох). 4.Вдох делается одновременно с движением. 5.Минимальное количество упражнений-3. Комплексы упражнений. «Ладошки» И. п.- встать прямо, руки согнуты в локтях, локти вниз, ладони от себя. Производятся короткие, ритмичные вдохи носом и одновременное сжимание ладоней в кулаки. Выдохи происходят самостоятельно без выталкивания с помощью мышц. Делается 4 вдоха с последующей паузой 3-4 секунды.Норма-24 раза по 4 вдоха. «Погончики» И. п.- встать прямо, кисти рук сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. В момент вдоха резкий толчок кулаками вниз, после чего кисти рук возвращаются в и.п. с одновременным выдохом. Кисти рук выше пояса не поднимать. Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений, с перерывами между 8(3-4 секунды).Выполняется стоя, сидя, лежа. «Кошка» И. п.- встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола. На вдохе делается полуприсед с одновременным поворотом туловища влево или вправо. Руки делают хватательные движения на уровне пояса. Спина прямая. «Насос» И. п.- встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола, руки вдоль туловища. На вдохе делается легкий наклон, руки тянутся к полу, но не касаются его. На выдохе слегка выпрямляться, но не входить в основную стойку. Спина круглая, голова опущена.

«Проколотый мяч» Сделайте глубокий вдох. При выдохе сымитируйте свист воздуха из проколотого мяча.

«Звукоподражание» Воспроизведите различные звуки из живой природы и окружающей жизни: свист ветра, писк комара, рокот мотора и т.п..

«Цветочный магазин»

И.п.- стоя. Делая вдох, представьте себе, что нюхайте цветок(ребра расширяются, низ живота подтягивается).Выдох медленный и плавный. Выполнять 3-4 раза.

«Маятник головой» И. п.- встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола, руки вдоль туловища.

Опусти голову вниз, резкий короткий вдох. Поднять голову вверх - тоже вдох. Выдох происходит пассивно при смене позиций.

«Свеча» Взять узкую полоску бумаги, представить себе, что это свеча. Делать медленный выдох в ее направлении. Выдыхаемая струя должна быть без резких колебаний. Бумага контролирует ровность воздуха. «Задуть» 3-5 воображаемых свечей на выдохе. Вдох должен быть максимально глубоким.

«Повороты головой»

И. п.-встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола, руки вдоль туловища. Поворот головой вправо-шумный короткий вдох. Поворот головы влево- шумный короткий выдох .Посередине голова не останавливается, шея не напрягается. Выдох через рот во время смены позиций.


Упражнения для формирования правильной осанки.


У меня спина прямая

У меня спина прямая,

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь:

(Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь,

(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.

(Повороты туловища.)

Раз, два. три. четыре.

Три. четыре, раз. два.

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой.

(Повороты туловища.)

Прямо голову держу,

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз. два. три. четыре,

(Повороты туловища.)

Три. четыре, раз, два.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться.

(Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться,

(Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда!

(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз, два, три, четыре

(Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.

Наклоняемся с хлопком.

Наклоняемся с хлопком.

И с хлопком потом встаем.

Вниз и вверх, вниз и вверх.

Ну-ка. хлопни громче всех!

(Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу, распрямиться - хлопнуть над головой.)

На одной ноге мы скачем.

Как упругий звонкий мячик.

На другой поскачем тоже.

Очень долго прыгать можем.

(Прыжки на одной ножке.)

Головой вращаем плавно.

Смотрим влево, смотрим вправо

(Поворот головы вправо и влево.)

И пройдемся мы немного.

{Ходьба на месте.)

И вернемся вновь к уроку.

(Дети садятся за парты.)

Мы старались, мы учились.

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех'?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять.

(Приседания.)

Рядом с партою идем,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели

(Присесть.)

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

Для начала мы с тобой

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)


Комплекс 1 Физкультминутка "Тюша-толстячок" Тюша-Плюша толстячок спрятал шапку в сундучок. В сундуке проснулась мышка, мышка - серая глупышка. Только шапку увидала - сразу в обморок упала. 1. И.п. - стойка ноги врозь, руки опущены. 1 - руки на пояс; 2 - руки к плечам; 3 - руки вверх; 4 - руки через стороны вниз и в и.п. 4 раза, темп средний. 2. И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 - отвести локти назад, прогнуться, левую ногу в сторону - на носок; 2 - 3 - держать; 5 - 6 - и.п.; то же правой ногой. 6 раз, темп средний. 3. И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 - наклон туловища назад; 2 - 4 - держать; 5 - 6 - и.п. 4 раза, темп медленный. 4. И.п. - стойка ноги врозь, руки опущены. 1 - наклон туловища вперед, руки в стороны; 2 - и .п. 4 раза, темп средний. 5. И.п. - стойка ноги врозь, руки опущены. 1- поворот головы направо; 2 - и.п.; 3 - 4 - поворот головы налево; 5 - и.п.; 6 - руки через стороны вверх; 7 - и.п. 4 раза, темп медленный. 6. И.п. - о.с. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями с помощью указательных пальцев рук 30 с. В и.п. - глаза открыть. Методические указания Упражнения для укрепления зрительного анализатора отмечены сплошной линией. При выполнении некоторых упражнений придерживайтесь следующих правил: Упр. 2 - отводя локти назад, вдохнуть, плечи развести, хорошо сблизить лопатки, удерживать напряжение, ногу в колене выпрямить. Упр. 3 - выполняя наклон туловища назад, ноги в коленях не сгибать, хорошо сблизить лопатки. Упр. 4 - поворачивая голову в сторону, смотреть в сторону и назад, в и.п. - смотреть прямо (укрепление прямых и косых мышц глаза). Упр. 5 - массируя веки, нельзя сильно давить на глазные "яблоки". Игра "Солнечный зайчик" Игроки встают из-за парт и принимают положение правильной осанки, руки на пояс (руки за голову, локти в стороны), спина прямая. Вместе с учителем произносят слова: Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнатку. Мы захлопаем в ладошки, очень рады солнышку. Одновременно выполняют хлопки в ладоши над головой. Затем учитель зеркальцем пускает "зайчика" и говорит: Скачут побегайчики, солнечные зайчики. Мы зовем их - не идут, Были тут и нет их тут. Дети следят глазами за лучиком и на вопрос учителя: "Где зайка?" говорят и показывают рукой. Методические указания Игра способствуетзакреплению стереотипа правильной осанки и тренирует зрительный аппарат. Игра "Радуга" Дети вместе с учителем произносят: Радуга-дуга-дуга, Унеси меня в луга, На травушку шелковую, На речку бирюзовую, На желтенький песок! Одновременно дети закрывают глаза, представляют летний пейзаж и выполняют покачивание туловищем из стороны в сторону, руки над головой. Затем глаза открывают и закрывают, садятся за парты и расслабляются. Учитель называет цвет, играющие стремятся с закрытыми глазами "увидеть" заданный цвет. По истечении 3 - 5 с учитель спрашивает у одного из игроков, что он видел. Продолжительность всей игры - 30 с. Методические указания Игра "Радуга" - это игра на воображение. Как созерцание, так и представление различных цветов радуги оказывает благоприятное воздействие на организм ребенка. Так, синий цвет положительно влияет на зрение и слух; желтый - на желудочно-кишечный тракт, кровяное давление; зеленый - на сердечно-сосудистую систему. Красным цветом нельзя злоупотреблять: он возбуждает нервную систему. Игра "Одуванчик" Дети сидят за партами, на столах у них лежит по нескольку фишек: желтые, синие, красные, оранжевые. Малыши внимательно смотрят и запоминают их расположение. Затем закрывают глаза. Учитель говорит: В желтой шапочке стоит, словно солнышко горит. Вот проходит день за днем - желтой шапки нет на нем. Очень тихо учитель меняет желтую фишку на белую у нескольких школьников. Дети открывают глаза и пытаются обнаружить произошедшие изменения. Учитель спрашивает: "У кого из вас созрел одуванчик?". Игра снова повторяется. Ее общая продолжительность - 20 - 30 с. Методические указания Вместо фишек можно использовать кружки из цветной бумаги. У некоторых учащихся учитель просто меняет фишки местами. Можно рекомендовать детям плотно зажмурить глаза. Речитатив можно усложнить, добавив слова: В шапке он уже другой - нежно-белый, пуховой! Для формирования стереотипа правильной осанки, сидя за партой, дети принимают положение: руки за спину, пальцы переплетаются, плечи разведены. Комплекс 2 Физкультминутка "Будильник" Мой будильник поутру Сам гуляет по двору. А когда вставать мне нужно, В первый класс идти пора, Мой будильник непослушный убегает со двора! 1. И.п. - о.с. отвести руки назад, ладонями вперед; 2 - 3 - держать; 4 - и.п. 4 - 6 раз, темп средний. 2. И.п. - сидя на краю стула, лицом к проходу, руки в упоре сзади. 1 - принять положение "угол"; 2 - 3 - держать; 4 - и.п. 4 раза, темп медленный. 3. И.п. - сидя за партой, руки на столе. Попеременные движения ногами: пятка, носок. 15-20 с, темп средний. 4. И.п. - сидя на стуле, руки на поясе, локти в стороны, пятки вместе, носки врозь. Имитация загребания песка ногами (дугообразные движения стопами через стороны вперед, носки соединить, пятки в стороны, подтянуть стопы под себя). Можно также "нарисовать" стопами букву "Ф" 6 раз, темп средний. Методические указания Речитатив произносит учитель, дети повторяют лишь слова: "В первый класс идти пора... убегает со двора". В упр. 1 напрячь мышцы, сближающие лопатки, голову держать прямо. Выполняя упр. 2, ноги выпрямить, носки оттянуть, плечи развернуть, смотреть прямо. Упражнение поочередно выполняет один, затем другой ряд. При имиации загребания стопами песка точкой опоры должен быть внешний свод стопы, пальцы ног поджаты. Комплекс 3 Физкультминутка "Утята" Возле речки пять утят в ряд на камешке сидят, В воду пять утят глядят, а купаться не хотят. 1. И.п. - стойка ноги вместе, руки перед грудью, согнутые в локтях. Имитация плавания стилем брасс на груди, затем на спине. 20 с, темп медленный. 2. И.п. - о.с. Имитация ныряния солдатиком (присед, руки через стороны вверх). 20 с, темп средний. 3. И.п. - сидя на краю стула, лицом к проходу, руки в упоре, держаться за сиденье стула. Имитация ногами плавания стилем брасс. 20 с, темп средний. Методические указания Речитатив полностью произносит учитель. Выполняя упр. 1, хорошо сближать лопатки, смотреть прямо. В упр. 2 спину держать ровно, вперед не наклоняться. Упр. 3 выполняется рядами поочередно. Следить, чтобы дети хорошо подтягивали колени к животу, стопы на себя и затем выталкивали их по полукругу (как лягушка). Комплекс 4 Физкультминутка "Гости" Как-то вечером к медведю на пирог пришли соседи: Еж, барсук, енот, "косой", волк с плутовкою лисой. А медведь никак не мог разделить на всех пирог. 1. И.п. - стойка ноги вместе, руки, согнутые в локтях, за спину: 1 - глаза зажмурить; 2 - 3 - держать; 4 - глаза открыть. 4 - 6 раз, темп средний. 2. И.п. - стойка ноги врозь: 1 - наклон туловища вперед, руки на затылок, локти в стороны; 2 - и.п. 4 - 6 раз, темп медленный. 3. И.п. - о.с. Отвести левую ногу назад-на носок, руки на пояс; 2 - и.п.; 3 - 4 - то же, правую назад-на носок. 4 - 6 раз, темп средний. 4. И.п. - сидя на краю стула, лицом к проходу, руки в упоре за сиденье стула. Имитация движений "велосипед". 30 с, темп средний. 5. И.п. - о.с. Ходьба на месте на внешнем своде стопы. Руки за спину, пальцы переплетены. 20 с, темп средний, руки через стороны вверх - вдох; и.п. - выдох. Методические указания Выполняя упражнения, сохранять правильную осанку.




















Памятка для родителей 1
Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка? Для того чтобы зарядка стала для вашего ребенка-первоклассника необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:

  • Приучать своего ребенка к гимнастике с 2-3 лет.
  • Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.
  • Превращать утреннюю гимнастику в праздник бодрости и поднятия духа.
  • Включать веселую и ритмичную музыку.
  • Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
  • Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
  • Выполнять зарядку в течение 10-20 минут.
  • Включать в комплекс зарядки не более 8-10 упражнений.
  • Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
  • Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.

Памятка для родителей 2 Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий первоклассником? Оздоровительная минутка проводится через каждые 1-15 минут выполнения домашних заданий.
  • Общая продолжительность оздоровительной минутки не более 3 минут.
  • Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнить упражнения для рук: сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистями и т.д.
  • Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой - для снятия напряжения.
Они могут быть такими:
  1. «Моем руки» - энергичное потирание ладошкой о ладошку.
  2. «Моем окна» - попеременное, активное протирание воображаемого окна.
  3. «Ловим бабочку» - воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно её поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.
  4. После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивания, приседания, повороты туловища в разные стороны.
  5. Если ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.
  6. Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный, спортивный инвентарь: мяч, скакалка, обруч, гантели и т.д.
  7. Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!
© 2010-2022