Конспект урока Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Феодосийская общеобразовательная школа I-III ступеней №7

Феодосийского городского совета Республики Крым








Урок

Я и Украина


«Вода. Свойства воды.

Круговорот воды в природе»

3 класс

















Плотникова Вера Михайловна

учитель начальных классов




г.Феодосия, 2013г.


ЦЕЛИ УРОКА:

  • формирование целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность;

  • познакомить со свойствами воды, с тремя состояниями воды в природе;

  • учить работать с гипотезой (предположением, через практический подход).

  • развивать такие приемы умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ;

  • бережное отношение к воде, к природе в целом.

ОБОРУДОВАНИЕ: стаканы различной формы с водой, деревянный кубик, резиновый мячик, ножницы, полоски цветной бумаги, медицинская груша.

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Индивидуальное: учебник 3 класса «Я и Украина», автор Т.Н.Байбара, Н.М.Бибик, рабочая тетрадь, карточки с таблицами, два листика с изображением синей и жёлтой капельки.

ВОДА

ДА

НЕТ

Имеет ли запах?

Имеет ли цвет?

Имеет ли форму?

Есть ли в воде воздух?


ЛЁД

ДА

НЕТ

Имеет ли запах, цвет?

Тает ли при нагревании?

Легче ли лёд воды?

Хрупкий ли лёд?

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Добрый день мои любители природы. Сегодня мы продолжим с вами узнавать загадки нашего окружающего мира. Каким вы хотели бы видеть наш урок?

- Какие качества вам надо проявить, чтобы получился такой урок?

- Какое настроение мы возьмем с собой?

2. Знакомство с новым материалом. Вода в природе.

2.а. Вода в природе.

(Слайды 2, 3, 4, 5, 6 - стихотворение о воде.)

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся.
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!

- Скажите мне, что вы знаете о воде, где она встречается в природе (ответы детей). Давайте рассмотрим схему. (Слайд 7)

Расскажите, какие явления неживой природы связаны с водой.

(Роса, туман, облако, пар, дождь, снег, лёд, иней, роса.)

Вывод: вода - одно из самых важных для природы вещество, оно содержится повсюду, даже внутри живого организма. Ты можешь сосчитать, сколько воды содержится в твоём организме, массу своего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2. Вода не только поит, но и кормит, без воды не приготовить, ни одно блюдо. Вода вырабатывает электрический ток, помогает перевозить грузы.

(Слайд 8- важность воды)

2.б. Три состояния воды

- Вы уже поняли, что вода в природе может находиться в разных состояниях (Слайд -9), а теперь проанализируем. Посмотрите на рисунки.

(Слайд 10 - роса, дождь) - какое состояние воды вы видите? (жидкое)

(Слайд 11 - лёд, снег) - … (твёрдое)

(Слайд 12 - пар, туман, облака) - … (газообразное)

О том, как происходит превращения одного состояния воды в другое, мы сейчас и поговорим.

2.в. Круговорот воды в природе.

Работа с учебником и схемой. (Слайд 13 - круговорот воды в природе)

- Чтобы у себя дома превратить воду в пар достаточно поставить чайник на плиту и под воздействием высокой температуры вода превратиться в пар, а чтобы превратить в лёд - нужно поставить в морозильную камеру ёмкость с водой, и при низкой температуре вода превратиться в лёд. А как же в природе вода меняет своё состояние? Да так же - под воздействием температуры. Сейчас мы узнаем это поподробнее из рассказа о капельке.

Работа с учебником. (Учащийся читает вслух текст учебника стр.89-90, чтение с остановками, на которых ученики обращают внимание на схему круговорота воды в природе).

3. Физкультминутка - релаксация.

(Аудио запись шума воды - дождя, реки, водопада, морского прибоя)

- Ребята, сейчас мы немного отдохнём, снимем напряжение, расслабимся. Откиньтесь на спинку стула, положите руки на колени, расслабьте руки и ноги, закройте глаза. Постарайтесь представить себе то, что вы сейчас услышите.

4. Свойства воды.

(Слайд 14 - свойства воды.) А сейчас мы подробнее узнаем о свойствах воды. Для этого проведём опыты. (На демонстрационном столике стоят стаканы различной формы, полоски цветной бумаги, деревянный кубик, резиновый мячик, медицинская груша, ножницы, у детей на парте таблички для заполнения)

ВОДА

ДА

НЕТ

Имеет ли форму?

Имеет ли цвет?

Имеет ли запах?

Есть ли в воде воздух?

Опыт 1. (Имеет ли вода форму)

- Посмотрим на стаканы. Какой они формы? Нальём в них воду? Что вы заметили? (вода принимает форму стакана, она не имеет своей формы)

Вывод запишите в таблицу.

Опыт 2. (Имеет ли вода цвет и запах?)

- Посмотрите на стакан с водой. Давайте сравним его с полосками белой и цветной бумаги. Что вы заметили, что можете сказать о цвете воды? (вода не имеет цвета, она прозрачная.)А если её понюхать? (вода не имеет запаха)

Вывод запишите в таблицу.

Опыт 3. (Определить, есть ли в воде воздух)

- Посмотрите внимательно на грушу, я буду её опускать в воду и, сжимая, выпускать воздух. В воде образуются пузырьки - это и есть воздух. Что мы можем сказать, содержится ли в воде воздух? Если я просто опущу свою руку, то на поверхности кожи тоже образуются маленькие пузырьки воздуха.

Вывод запишите в таблицу.

А теперь посмотрите на экран (Слайд 15 - вода под микроскопом) в воде под микроскопом видны мельчайшие пузыри воздуха.

- А теперь подумаем, какими свойствами обладает ЛЁД, посмотрите на вторую таблицу и ответьте на вопросы. А дома самостоятельно или с родителями проведите опыты, доказывающие свойства льда и заполните эту таблицу.

Опыт 4. (Проверить, какие предметы плавают в воде, а какие тонут)

- А теперь проверим, какие предметы плавают в воде, а какие - тонут. По очереди опускаем мячик, ножницы, кубик. Что вы замечаете? (То, что легче воды, то плавает, что тяжелее - то тонет). Подробно о том, почему одни предметы плавают, а другие тонут, вы узнаете в старших классах на уроках физики.

5. Водоёмы в природе.

- Вода в больших количествах в природе находится в водоёмах. Разберите это слово по составу, в этом слове два корня -вод - и - ём - т.е.вода и ёмкость. Какие вы знаете водоёмы?

(Слайды 16,17,18, 19, 20 - океан, море, река, озеро, болото).

Кругом вода,
А с питьём беда (море) (Слайды 17)

Течет, течет - не вытечет,

Бежит, бежит- не выбежит. (река) (Слайды 18)

И месяц, и звезды - все в нем отражается.

Как же это зеркало называется? (озеро) (Слайды 19)

Не вода и не суша:
На лодке не уплывёшь,
И ногами не пройдёшь. (болото) (Слайды 20)

¾ поверхности Земли занимает вода. А об обитателях этих водоёмов мы поговорим на следующих уроках.

- А чтобы закрепить ваши знания, выполните самостоятельную работу в тетради на стр. 27 (№ 2,3,4,5). А если у вас возникнут трудности, вы можете воспользоваться учебником или спросить соседа по парте.

6. Домашнее задание

  • не забудьте заполнить таблицу о свойствах льда;

  • прочитайте ещё раз о путешествии капельки в учебнике на стр. 89-90

7. Подведение итогов.

- Подведём итоги нашего урока.

-Что удивило вас на уроке, что открыли для себя нового?

- Кто из ребят помогал вам понять лучше новый материал?

-Какие три состояния воды вы теперь знаете? Что такое круговорот воды в природе?

- Если вы хотите узнать больше о воде, я предлагаю вам энциклопедии, журналы для дополнительного чтения.

Если вам всё было понятно на уроке, и вам понравилось работать на этом уроке, я попрошу прикрепить к классной доске синюю капельку, а если у вас возникали трудности, то жёлтую капельку, и я буду знать, кому нужна помощь.

(Слайд 21 - Спасибо за сотрудничество, вы молодцы!)



© 2010-2022