Программа повышения родительской компетенции в помощи обучающимся с ОВЗ в заучивании стихотворений

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Брюховская СКШИ VIII вида»








Программа повышения родительской компетенции

в помощи обучающимся с ОВЗ

в заучивании стихотворений.












подготовила Кирьянова Наталья Викторовна,

учитель начальных классов












2014г.

Пояснительная записка Программой С(К)ОУ VIII вида предусматривается заучивание стихов на протяжении всех лет обучения в школе. Стихотворные тексты развивают эстетическое восприятие родного языка, способствуют воспитанию у детей положительного, заинтересованного отношения к художественному слову, книге. Заучивание стихотворений наизусть имеет большую коррекционную ценность, так как способствует не только развитию речи, но и памяти, что особенно важно для умственно отсталых детей. Однако особенности психофизического развития детей, особенно памяти, затрудняют запоминание ими стихотворных текстов. Осложняют этот вид деятельности и узкий кругозор детей, недостаточное понимание речи, скудный словарный запас. Поэтому в работе по обучению школьников с нарушением интеллекта заучивать стихотворения можно выделить некоторые особенности. Они выражаются в более тщательной словарной работе, в обязательной предварительной беседе по актуализации представлений, в большем количестве повторений, в некоторых специальных приемах заучивания, а также приемах, способствующих углублению понимания. Детям обычно заучивание стихотворений дается как домашнее задание. Но этот вид работы вызывает большие трудности у большинства обучающихся. Они не всегда учат стихи вовремя. Я считаю, что проблема состоит в неумение и нежелание родителей учить стихи с детьми, недостаточное знание родителей о структуре и методах заучивания стихов, способах подачи их детям. Эта проблема обусловила выбор программы повышения родительской компетенции по заучиванию стихов детьми. Цель: формирование у родителей заинтересованности и умение заучивать стихи с детьми. В соответствии с целью программы, необходимо обеспечить решение следующих задач в сфере основных компетенций: 1) информационная компетенция: - формировать у родителей знания об особенностях и закономерностях развития памяти у детей; - дать информацию родителям о важности выразительного заучивания стихов, как средства развития внимания, памяти, выразительности речи, развития самосознания ребенка, всестороннего развития ребенка. 2) мотивационная компетенция: - содействовать формированию потребности и интереса родителей к изучению особенностей своего ребенка; - способствовать возникновению интереса родителей к заучиванию стихов с детьми; - способствовать формированию установки на поощрение успеха ребенка в заучиванию стихов. 3) Технологическая компетенция: - формировать представления у родителей о способах заучивания стихов. 4) коммуникативная компетенция: - способствовать формированию направленности родителей на установление контакта с детьми при заучивании стихов. 5) рефлексивная компетенция: - способствовать формированию осознанного отношения родителей к заучиванию стихов детьми.

Участники программы.

Основным звеном программы является коллектив родителей и детей, а также педагог, психолог.

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на один учебный год.

Ожидаемые результаты работы. - формирование у родителей знаний об особенностях и закономерностях развития памяти у детей; - вовлечение родителей в процесс заучивания стихов детьми; - формирование интереса родителей к заучиванию стихов с детьми; - обучение родителей способам заучивания стихов; - раскрытие творческого потенциала обучащихся по заучиванию стихов посредством проведения совместных праздников.

Основные принципы взаимодействия

при работе с родителями.

  1. Принцип взаимного уважения и доверия;
  2. Принцип взаимной поддержки и помощи;
  3. Принцип терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Содержание работы

Направления работы:

  1. Диагностико - коррекционное.
  2. Психолого - педагогическое просвещение родителей.
  3. Совместная деятельность.

Диагностико - коррекционное Цель: изучение памяти обучащихся, интереса родителей совместного заучивания стихов с детьми. Работа проводится совместно с психологом школы. Формы работы:

  • Анкетирование
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • Опрос родителей «Интересно ли с Вами ребенку заучивать стихи?»
  • выпуск памяток для родителей.

Психолого - педагогическое просвещение родителей. Цель: повышение педагогической культуры родителей, их психолого - педагогической компетенции по заучиванию стихов.

Формы работы:

  • родительские собрания;
  • индивидуальные консультации педагога;
  • тематические консультации («Как развить плохую память ребенка», «Способы заучивания стихов»);
  • наглядная информация по темам «Вместе учим стихи наизусть», «Заучивание стихов с использованием приемов мнемотехники».

Совместная деятельность. Цель: организация совместной деятельности родителей, детей и педагога с целью раскрытие творческого потенциала обучащихся по заучиванию стихов.

  • Приглашение родителей на детские праздники.
  • В совместной деятельности педагога, детей и их родителей устанавливаются дружественные отношения сотрудничества.

Литература для педагогов.

1. С.Я. Рубинштейн «Психология умственно отсталого школьника».

2. Д.Н. Исаев, Т.А. Колосова «Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков»

3. М. Зиганов, В. Козаренко «Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления».

4. В.А Козаренко «Учебник мнемотехники».

5. Т.Б. Епифанцева «Настольная книга педагога-дефектолога»

6. С.Д. Забрамная, О.В. Боровик «Практический материал для психолого-педагогического обследования детей».

7. Э.В. Якубовская «Разучивание стихотворений с умственно отсталыми школьниками в пропедевтический период обучения грамоте» // Коррекционная педагогика № 1. 2005.

8. А. А. Смирнов «Проблемы психологии памяти»- М., 1966.- С. 49.

Литература и сайты для родителей.

1. Информация на стенде по темам «Вместе учим стихи наизусть», «Заучивание стихов с использованием приемов мнемотехники».

2. file:///C:/Users/User/Downloads/-30-images-stories-defektolog-stihi.pdf - мнемотехника.

Методические материалы для педагога и родителей.

1. file:///C:/Users/User/Downloads/-30-images-stories-defektolog-stihi.pdf - мнемотехника.

2. Рекомендации родителям по заучиванию стихов

Правила заучивания стихотворений 1. Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка. Поэтическое произведение должно нравиться своей музыкальностью, цветистостью образов, должно приносить эстетическое и моральное удовлетворение, вызывать желание пережить снова и снова чувства, возбуждаемые стихом, желание воссоздавать, слышать еще раз и т. д. 2. Нужно не спеша, выразительно прочитать ребенку все стихотворение от начала и до конца. Понимание содержания способствует эффективному запоминанию. Если взрослый расскажет стихотворение наизусть, то эффект будет большим. Обратите внимание на первые попытки ребенка воссоздать стихотворение: если появляются искаженные слова, авторские слова заменяются другими, или какие-то слова ребенок постоянно забывает- это свидетельствует о том, что он их не понимает. Задача взрослых - доступно их объяснить. 3. Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух), зоровики (те, кому нужно увидеть то, что запоминается) и кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации). От вида запоминания зависит выбор вспомогательных приемов запоминания. Для аудиала нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (и шепотом, и громко, и как медведь, и как зайчик и т. д.). Для зоровиков обязательным является увидеть картинку: или в книге, или нарисованную родителями. Взрослым не нужно бояться, что они не имеют художественных способностей, сам факт рисования привлекает внимание ребенка. Кинестетикам помогут разнообразные жесты, которые как опоры будут напоминать, о чем будет идти речь дальше в стихотворении. Самостоятельно определить, к какому типу относится ребенок, можно практическим путем, обратив внимание на способ запоминания, который более всего ему нравится и который в дальнейшем окажется более эффективным. Не нужно требовать, чтобы ребенок сразу запомнил и повторил все стихотворение. У кого-то получается легко запомнить большое по объему произведение, а кому-то нужно повторять на протяжении недели одно четверостишие. Но если родители будут спокойны и уверенны, будут ободрять своего ребенка, у них обязательно все получится. Кстати, вспомните, а вы сами быстро запоминаете? Нужно периодически возвращаться к изученным ранее произведениям. Таким образом, вы будете тренировать долговременную память и наполнять поэтический «сундучок» ребенка. Приемы, помогающие лучшему запоминанию: выполнение игровых действий с предметами во время чтения; договаривание детьми слов, которые рифмуются; чтение стихов-диалогов по ролям; драматизация. Обратите внимание, что стихотворение заучивается полностью, без деления на отдельные строки и строфы. Для лучшего запоминания можно задавать вопросы по содержанию текста, а отвечать на вопросы лучше цитатами из этого стихотворения. Особое нужно уделять выразительности чтения. Для этого можно использовать такие приемы: образец выразительного чтения взрослого (как основной прием); подсказывание нужной интонации; напоминание случая из жизни ребенка, похожего на описанный в стихотворении, чтобы правильно воссоздать чувства; анализ характера персонажей, который помогает выбрать нужную интонацию. (Какая лисичка? (Хитрая) Как она говорит? (Льстиво, уговаривая))

Другие методы заучивания стихов: Визуальный Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и то же. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память. Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я - тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки-маляки особенно не влияют. Главное - принцип. Затем, по вашему «картинному плану» чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию. Двигательный Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы. Слуховой Это самый распространенный метод. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком. Логический После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии. Пересказываем стихи своими словами. Читается все стихотворение, и ребенок рассказывает, о чем в нем говорится, кто действующие лица, что они делают, как выглядят. Можно помочь ему наводящими вопросами. Цель «пересказа» в том, чтобы ребенок как можно глубже проник в смысл того, о чем говорится в стихотворении, установил различные смысловые связи между элементами текста. Такая смысловая обработка материала тоже значительно облегчает его последующее запоминание. Желательно обучить ребенка всем трем методам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их одновременно. Лучше соблюдать такую последовательность: сначала читается все стихотворение, потом оно «пересказывается» и только после этого заучивается по строкам с параллельным «переводом» текстовой информации в образную форму.

Используемые интернет-ресурсы.

1. О.Р. Ворошнина «Работа с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ».

2. doshvozrast.ru/metodich/pedoput36.htm

3. yandex.ru/clck/jsredir?from

4. file:///C:/Users/User/Downloads/-30-images-stories-defektolog-stihi.pdf





© 2010-2022