Каждый плод свою землю знает

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока по изобразительному искусству: Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт. Свет и форма. Творческая работа: Экспериментируй с цветом. Прочти композиционные схемы. Нарисуй с натуры натюрморт «Славный урожай».

Класс: 3 «Б»

Учитель: Пронина М.Б.

Творческая работа: Экспериментируй с цветом. Прочти композиционные схемы. Нарисуй с натуры натюрморт «Славный урожай».

Основные цели и задачи урока-образа:

1. Создавать условия для восприятия учащимися эстетического и нравственного смысла художественного воплощения идеи плодородия Земли.
2. Развивать у детей способность эмоционально-ценностного восприятия и оценки натюрморта как одного из жанров изобразительного искусства.
3. Развивать у учащихся наблюдательность, умение видеть богатство и разнообразие даров природы, желание и способность передать их красоту в рисунке.
4. Совершенствовать работу с учащимися по овладению графическими, живописными и композиционными навыками. Углублять представление третьеклассников о форме, объеме предметов, способах колористического решения натюрморта, светотеневой проработки.

Оборудование: выставка овощей и фруктов, организованная в классе, кисти, гуашь, палитра, учебник и рабочая тетрадь Т.Я. Шпикалова , Л.В. Ершова.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  1. Рассматривание детьми многообразия осенних плодов в природе и в произведениях художников. Восхищение богатством урожая.

- Отгадайте загадки об осеннем урожае.

Золотая голова

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка.

(Тыква)

Синий мундир, белая подкладка,

В середине - сладко.

(Слива)

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая.

(Морковь)

Неказиста, шишковатая,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчатая, вкусна!»

(Картошка)

Сидит дед, в шубу одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

(Лук)

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы, кто я? ...

(Свекла)

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

(Помидоры)

Само с кулачок, красный бочок,

Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко.

(Яблоко)


3. Сообщение темы и целей урока.

- Каждому известен вкус многих овощей, фруктов. Кто-то знаком с тем, как ухаживать за овощными грядками. А на этом уроке перед вами дары природы предстанут в качестве героев художественных произведений.

3.1. Углубление представлений учащихся о жанре натюрморта.

( В творческой тетради (с. 10-11) учащиеся рассматривают натюрморты 3. Серебряковой, П. Кузнецова, П.Кузнецова.)

- Это очень разные произведения, но объединяет их то, что в каждом из них изображены плоды земли-матушки.

Натюрморт -это жанр в изобразительном искусстве (главным образом в живописи и графике), посвященный изображению крупным планом неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи и т.п.

3.2. Наблюдению натуральных объектов на выставке.

- Любуясь овощами и фруктами на выставке, предварительно устроенной в классе, отметьте достоинства, за которые художники запечатлели плоды на своих натюрмортах. Выскажите собственные чувства в отношении созданных художественных образов.

-Раскройте смысл пословиц «Каждый плод свою землю знает» и «Всяк молодец на свой образец».

- На нашей земле удивительно разнообразные климатические условия. В каждом ее уголке - своя, особенная природа, потому и урожай в каждой отдельной местности часто сильно отличается от урожая в другой. Не случайно и натюрморты художников, живущих в разных регионах, не похожи один на другой.

- Приведите примеры своеобразия плодов своего края.
2. Выявление третьеклассниками приемов и способов передачи иллюзии объемности на плоской поверхности листа.

- Сравните объекты в природе и их изображения с натуры на картинах.

- Заметьте, как цвет предмета зависит от освещенности, как солнечный свет влияет на цвет теневой поверхности, и подумайте, какие краски следует смешивать, чтобы создать иллюзию реального изображения.

2.1. Работа с учебником.

- В учебнике (с. 23) рассмотрите приемы выявления освещенности, объема, округлости с помощью акварели и гуаши. Рисунок (контур) предмета не закрашивается одной-двумя красками, а изображение «лепится» множеством цветных пятен, каждый раз вновь найденным на палитре цветом. Для освещенной поверхности предмета следует подбирать более светлые и холодные оттенки. Важно знать, что цвет в тени - это не просто та же краска, что и на свету, но более густая. Для передачи теневой поверхности предмета, нахождения ее нужных оттенков в основной цвет следует добавить краски более темные (только не черные) и теплые.

- Выразительность рисунка часто зависит от способа наложения цветовых пятен. В одних случаях (в акварели) при письме цветные мазки располагаются так близко, что происходит их слияние (прием «вливания цвета в цвет»): между мазками нет резких границ, а смешение соседних мазков расширяет цветовую палитру рисунка. В других случаях мазки накладываются отдельно друг от друга (прием «раздельный мазок»). Мазки могут быть точечными (от легкого прикосновения к бумаге кончика кисти), удлиненными, дугообразными, расположенными по форме предмета или в одном направлении.


  1. Практическая работа.

    1. Работа в творческой тетради.

В творческой тетради учащиеся выполняют упражнения на светотеневое решение фруктов разными способами - акварелью или гуашью.
3. 2. Выполнение учащимися рисунка натюрморта из овощей и фруктов с использованием одной из предложенных композиционных схем. Творческая работа над композицией натюрморта «Славный урожай»

- Передайте многоцветность, объемность, освещенность плодов родной земли.

  1. Подведение итогов урока.
    1. Коллективное обсуждение и любование творческими работами. Прослушивание суждений авторов творческих композиций об избранных ими способах воплощения замысла.

КРАТКИЙ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Кузнецов Павел Варфоломеевич (1878-1968) - живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1928). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества - МУЖВЗ (1897-1903) у К. А. Коровина и В. А. Серова. Преподавал (1917-1937, 1945-1948) в ГСХМ - Вхутемасе - Вхутеине и др. институтах Москвы. Один из организаторов выставки «Голубая роза». Член объединений «Мир искусства», «Четыре искусства». Испытывая с начала 1900-х гг. сильное влияние В. Э. Борисова-Мусатова, обращаясь к мотивам сна, видения, Кузнецов стремился найти в смешении реальности и мечты, в плоскостно-линейных ритмах, мерцающем колорите образную аналогию литературному и музыкальному символизму («Голубой фонтан», 1905, ГТГ). В яснопросветленных, проникнутых созерцательным покоем картинах «степной» (или «киргизской») серии декоративная обобщенность сочетается с тонкой градацией цветовых оттенков («Мираж в степи», 1912, ГТГ). В 20-30-х гг., продолжая поиски декоративно-монументальных форм, Кузнецов использовал в станковых произведениях технику настенных росписей («Отдых пастухов», 1927, ГРМ); сохраняя поэтический строй образов, он придает композициям большую динамику и пространственно-временную конкретность, а человеческим фигурам - большую жизненную непосредственность. Художник выполнил многочисленные пейзажи, натюрморты и портреты, работал в области монументальной и театрально-декорационной живописи, а также графики.

Литература: Алпатов М. В. П. В. Кузнецов: Альбом. - М., 1969; Будкова Л. А., Сарабьянов Д. В. П. Кузнецов. - М., 1975; Русакова А. П. Кузнецов. - Л., 1977.

Машков Илья Иванович (1881-1944) - живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1928). Один из основателей «Бубнового валета», автор экспрессивных красочных пейзажей, натюрмортов, портретов, педагог. Обратившись к культуре городского изобразительного фольклора - вывескам, лубкам, задникам фотографических ателье, - Машков открыл для себя новый многообещающий мир форм; в своих натюрмортах художник воссоздавал не только полновесность формы и яркость цвета предмета, но и вещную выразительность хорошо организованной постановки. Его образы вещей покоряют своей чувственной красотой, необычной телесностью, экспрессивной радостью жизни. Неистовый живописный темперамент московского художника находил себе выражение в красочной гиперболичности образов, их монументальности, величавом декоративном ритме. Его влекло многоцветие, праздничность мира в самых звонких, радостных его проявлениях: радующей глаз снеди,роскошно-зрелых фруктах, облике здоровых, полнокровных, жизнерадостных людей.

Литература: Арбузов Г. С., Пушкарев В. А. И. Машков. - Л., 1973; Болотина И. С. И. И. Машков: Альбом. - М., 1977.

Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884-1967) - русский живописец, дочь Е. А. Лансере. Училась в Санкт-Петербурге в школе-мастерскойТ. К. Тенишевой (с 1901) и в студии О. Э. Браза (1903-1905). Член объединения «Мир искусства». С 1924 г. жила в Париже. Характерная для Серебряковой тяга к созданию живых жанровых сцен и натюрмортов, прекрасных женских образов, к уровновешенности композиции и осязаемо-чуткой лепке объемов, точности и лаконичности рисунка формировалась под воздействием искусства итальянских мастеровXVI-XVII вв. и традиций творчества А. Г. Веницианова. Натюрморты Серебряковой хорошо воспринимаются зрителем. Художник тонко чувствует форму и любуется ею, что наполняет ее работы изяществом, светом, добротой.

Литература: Савинов А. Н. З. Е. Серебрякова. - Л., 1973; Князева В. П. З. Е. Серебрякова. - М., 1979.


© 2010-2022