Доклад Развитие творческих способностей детей с ОВЗ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Иркутской области

Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казённое учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

г. Усть-Илимска



Областные педагогические чтения «Социально - педагогические условия обеспечения социализации детей с ОВЗ».






Доклад


Тема: Развитие творческих способностей и создание условий для социальной адаптации через театральную деятельность у детей с ограниченными возможностями здоровья.








Выполнила: Бузуева Татьяна Александровна

воспитатель ОГСКОУ СКОШ

г. Усть-Илимска



2015г.

Слайд №1

Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. В процессе изучения научной литературы по теме и практической работы, используя самые разнообразные методы и приемы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, пришла к определенным выводам о том, что театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также реализации их индивидуальных возможностей.

Слайд №2

Цель работы: социальная адаптация и развитие творческих способностей детей с ОВЗ через театрализованную деятельность.Для реализации данной цели, я поставила перед собой ряд задач:

Слайд №3

1.развивать эмоциональную сферу детей;
2.повышать уровень самооценки у детей;
3. реализовать творческие возможности каждого ребенка;
4. формировать умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми; Для решения поставленных задач разработала проект «Сказочная страна», над которым работаю с 2013 года.

Слайд №4 Сказочный мир театра - страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр - благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Образы русских народных сказок входят в жизнь ребенка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.

Слайд №5

Театрализованная деятельность представляет собой:

  • Знакомство с литературными произведениями

  • Инсценирование художественных произведений (стихи, небольшие рассказы, сказки)

  • Работу над звуковой культурой речи (дикция, артикуляция)

  • Этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств (работа над интонационной выразительностью)

  • Использование различных театральных кукол для иллюстрации к художественным произведениям или для обыгрывания.

Слайд №6

В течение с 2013-2015гг были проведены занятия:

беседа с детьми на тему: «Что такое театр», какие бывают виды театра, посещают ли дети наш драматический театр. Рассказали детям о профессиях в театре (актёр, художник, композитор). На последующих занятиях дети учились пользоваться различными интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивлённо, строили диалоги, самостоятельно выбрав себе партнёра.

Слайд №7

Также на занятиях были использованы различные этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить своё. Этюды помогают ребёнку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе. У детей пробудился интерес к театрально-игровой деятельности.

Слайд №8

Дети естественно действуют на сцене. Совершенствовались художественно- исполнительские умения в создании художественного образа. Умеют называть предметы театрального оборудования, следить за развитием действия в спектакле. Дети знают правила манипуляции перчаточными куклами, куклами-ложками.

Слайд №9

Совершенствовалась интонационная выразительность речи; дети пользуются интонациями, выражающие эмоциональные состояния (грусть, радость). Проявляют желание искать выразительные средства для создания игрового образа, используя невербальные средства общения.

Слайд №10

Дети проявляют интерес к художественной литературе. Сформированы зачатки эстетического отношения к слову. Умеют ясно выражать свои мысли, чувства, эмоции. У детей развита коммуникабельность; умеют слышать, слушать партнеров; понимают взрослых, общаются со взрослыми в разных ситуациях.

Слайд №11

Адекватно реагируют на поведение партнеров. Умеют оценивать действия других детей и сравнивать их со своими собственными действиями. Уважают труд взрослых и детей, бережно относятся к театральным куклам, реквизиту, декорациям.

Слайд №12

На театральных занятиях необходима атмосфера доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых.

Слайд №13 фильм

Одной из наиболее ярких постановок проекта была инсценировка сказки «Дюймовочка», где дети самостоятельно передали характерные особенности героев в стихах, песнях и танцах. То что сейчас вы можете наблюдать на экране.

Слайд №14 Очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Выступая на праздниках, принимая посильное участие в театральных постановках, перед зрителями, дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх. Коллективная театрализованная деятельность строится с учетом индивидуальных особенности каждого ребенка, предоставляются детям равные возможности для участия в инсценировках и праздниках. При таком подходе даже самые робкие дети учатся справляться с волнением и страхом. Слайд №15 В любой театрализованной постановке, независимо от выраженности диагноза (двигательных способностей детей, уровня умственного развития), каждый ребенок исполняет доступную для него роль. Слайд №16 Дети приобретают опыт разного рода во взаимоотношениях между героями сказки или инсценировки. Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т.к. является основой для дальнейшего общения со сверстниками, педагогами и взрослыми. Слайд №17 Принимая участие в разных постановках, дети устанавливают и визуальный, т.е. зрительный контакт не только с взрослыми, но и другими детьми. Следя взглядом за одним из детей или взрослым, ребенок может исполнить практически самостоятельно достаточно сложный танец или повторить какие-либо движения в игре, песне с движениями.

Слайд №18 Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей всегда имеют нравственную направленность. Слайд №19

Большую роль в театрализованной деятельности играет взаимодействие педагога с родителями. Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, и родителями. В лице родителей нашла поддержку в подготовительной работе, изготовлении декораций, атрибутов, костюмов, игрушек, помощь в разучивание роли или стихов.

А так же важна эмоциональная поддержка, присутствие на музыкальных спектаклях и праздниках. Каждый ребенок, чувствуя поддержку взрослого испытывает радость и желание участвовать в следующих постановках. Слайд №20 Эффективность проводимой работы с детьми в рамках проекта «Сказочная страна» определяется с помощью диагностического комплекса, который предусматривает как психологическую, так и педагогическую оценку развития навыков театрализованной деятельности.
Анализ диагностики детей с ОВЗ 2013-2015г., показал следующие результаты развития театрализованной деятельности: Уровень развития Театрализованной дея-ти 2013-2014уч.г 2014-2015уч.г Высокий 8% 16% Средний 34% 51% Низкий 58% 33%



Из диаграммы видим, что заметна положительная динамика в развитии театрализованной деятельности у детей.



Слайд №21 Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе. Как показывают наблюдения, участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии: -знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются; -развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление; -активизируется собственная речь; -активнее и успешнее формируются навыки невербального общения -обогащается словарный запас; -совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений; -развивается эмоционально-волевая сфера; -корректируется поведение; -формируется самостоятельность и активность. Занимаясь с детьми театром, я стремлюсь к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, они смогли использовать и в повседневной жизни. Слайд №22 Театрализованная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с ОВЗ, а так же развития у них творческих способностей. Через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.

Слайд №23

Спасибо за внимание.



© 2010-2022