Урок-суд по теме Охрана животных

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Иканова Татьяна Петровна

МОУ лицей «МОК №2»

Урок-суд 3 класс


Тема: Охрана животных
Цель: - сформировать целостный взгляд на проблемы сохранности живой природы и места человека в ней; - развивать экологическое мышление, речь, умение делать выводы; - воспитывать экологическую культуру младшего школьника.
Тип урока: обобщение знаний.
Оборудование: 1) книги с иллюстрациями редких и вымерших животных; 2) таблички с надписями (судья, главный обвинитель, адвокат, присяжные заседатели).

Ход урока I. Организационный момент 1. Проверка домашнего задания (фронтальная беседа). - Чем домашние животные отличаются от диких? (Домашние животные всегда рядом с человеком, он их кормит и заботится о них; дикие животные живут в дикой природе, добывают пищу самостоятельно). - Почему из огромного разнообразия животных человек приручил дикого кабана? (Кабан - всеядное животное; накапливает много жирного мяса; самка способна рождать большое количество поросят). - А сейчас люди получают какую-либо пользу от диких животных? (Мех, кожу, мясо, жир. Промыслом стали добыча и разведение диких животных). 2. Итог проверки домашнего задания. - Давайте вернемся к началу нашего урока. Что такое дикая природа для животных? Это их дом, где они обитают - живут, добывают пищу, рождают и выращивают потомство. А если природа - это дом для животных, то от того, в каком она сама находится состоянии, зависит жизнь животных. Но только ли животных? А наша с вами? Попробуем разобраться во всем вместе. ІІ. Сообщение темы урока. - Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока. - Совершенно верно, тема нашего сегодняшнего урока - «Охрана животных». На нашем уроке мы будем говорить не только о животных, но и об экологии, состоянии природы. Давайте все вместе вспомним, что же такое «экология»? Эйнос - греческое слово, означающее «жилище», «дом». Логос - означает «умение», «знание». Экология - это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к планете Земля. Экологи придумали прекрасный празд­ник - День Земли. Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля. В этот день люди вспоминают, что они живут в одном, общем для всех, доме. И каждый думает о том, как он прожил этот год. Сделал ли он что-то хорошее для Зем­ли? Не сделал ли чего-нибудь плохого? Давайте и мы об этом подумаем. 1. Мобилизующий этап. Учитель: Здравствуй, природа! Здравствуйте, леса, го­ры, реки, моря, озера, поля и горы! Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи, голуби! Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки! Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и близкими, но и со всеми живыми суще­ствами, что его окружают, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы больше уже никогда не увидим - люди уничтожили их. Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить побольше денег за продажу редкого животного или его ме­ха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу - развлекается. Человек - царь природы. Но кто поставил человека над природой? Сам че­ловек! А кто такой человек без природы? (Обсуждение в группах данной проблемы). Учитель: Представить человека вне природы невоз­можно... без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, ше­леста листьев. Все это щедро дает нам природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить. А если бы могли? Что бы они нам сказали? Давайте пофантазируем и устроим «суд» над человеком, который так плохо относится к природе, к тому, что нас окружает и является частью на­шей жизни. ІІІ. Актуализация знаний Учитель: Судьей я предлагаю выбрать Зубра. Наверня­ка вы слышали о нем, но не могу не выразить восхищения и уважения, которые вызывает у меня этот замечательный зверь. Главным обвинителем будет Крымский благородный олень, гордость полуострова, древнейший обитатель горно-лесного Крыма. Адвокатом, защитником человека пусть будет Собака, а все те, кто здесь находится - присяжные заседатели.
Судья: Прошу внимания! Судебное разбирательство начинается! Слово главному обвинителю.
Обвинитель: Я не могу понять только одного: ведь чело­век сам - творение природы. Он не имеет права выносить смертный приговор тем живым существам, которые, по его мнению, вредны или опасны. Он не понимает, что в приро­де нарушается равновесие, которое восстановить очень трудно. Я обвиняю человека в том, что он уничтожил такое за­мечательное животное, как зебра - квагга. Когда люди стали осваивать Африку, они решили, что зебры занимают па­стбища, пригодные для скота, и стали убивать «солнечных лошадок». К началу XX века в Америке почти не осталось бизонов. А было их не менее 70 миллионов. В это же время умер в зоопарке последний странствую­щий голубь. Огромные стаи этих птиц были уничтожены ра­ди вкусного мяса. Примерно 250 лет назад люди обнаружили морских коров, а через 27 лет уничтожили последнюю особь этого вида. Крупная нелетающая птица дронт уже никогда не будет жить на Земле; люди их всех убили. Где бы ни появился человек, он всегда что-нибудь раз­рушал, кого-нибудь убивал. А что делается сейчас? Огляни­тесь вокруг: вы становитесь жертвами своего непонимания или недопонимания. Отравлены воздух, реки. Оглянитесь! Остановитесь! Подумайте!
Судья: Какое наказание, по-вашему мнению, уважае­мый Тур, заслуживает человек? Обвинитель: Он наказал и продолжает наказывать се­бя сам. Впрочем, свое мнение я выскажу позже.
Судья: Теперь слово предоставляется защите.
Защитник: Я понимаю негодование уважаемого обвини­теля и согласна с ним - человек сам себя наказывает. Но, поверьте мне, человек заслуживает и уважения. Обвинитель: Уважения?
Защитник: Да! Да! Кто, как не мы, домашние животные, знаем человека?
Обвинитель: Смешно, Вы же зависите от него во всем. Вам не выгодно его обвинять, а иначе кто будет вас кор­мить?
Защитник: А знаете ли вы, что первый заповедник был создан в 1832 году именно в Америке, то есть там, где при­роде был нанесен сокрушительный удар. Там же в 1873 го­ду был создан первый национальный парк.
Судья: Прежде, чем выслушать свидетелей со стороны обвинения, и со стороны защиты, суд удаляется на пере­рыв.

Физкультминутка Здравствуй, земля - землюшка, матушка, Ты нас кормишь, поишь, оберегаешь, От дождя и зноя спасаешь. Ты наша родительница, наша спасительница, Научи нас уму-разуму: Загадай загадки, а мы их отгадаем, Тебя порадуем.
А загадки не простые - Травы, да цветы сухие, Корешки, орешки, хвоя, Многое еще другое. Разноцветные листочки, Чудной осени сыночки. Камушки, ракушки, ветки И иные твои детки. Притворяются деревами, Облаками и домами, Речкой, морем и дождем, Первым толстеньким грибком. О тебе, земля, загадки. Что выращивают грядки?
Судья: Первый свидетель обвинения: Воздух.
Воздух: За год только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5 миллиардов тонн. В результате истонча­ется озоновый слой, появляются озоновые дыры. В эти ды­ры попадают ультрафиолетовые лучи, которые вызывают раковые заболевания, уменьшается количество кислорода. А если добавить выхлопные газы от транспорта, котельных, заводов...
Судья: Свидетель обвинения: Вода.
Вода: Я не буду говорить, я предоставляю вашему вни­манию документальный фильм, который расскажет о за­грязнении водоемов (Демонстрируется видеофильм).
Судья: Продолжаем слушание свидетелей. Приглаша­ются бабочки Аполлон и Махаон.
Аполлон: И слышать ничего не хотим. Сначала уничто­жают, а затем заповедники с парками создают. Нет! Нет! Мы слишком обижены на человека, чтобы прощать.
Махаон: Как же простить, если до сих пор меня ловят все, кому не лень. Я даже жалею, что родилась такой кра­савицей.
Судья: Все ловят! И птицы?
Махаон: О нет! Я имела в виду людей: и взрослых, и детей. А птицы меня не трогают. Яркие пятна на моих крыльях предупреждают птиц о том, что меня трогать нель­зя, что я несъедобная. А в минуту опасности я могу даже испугать птицу шипением.
Аполлон: Как же убедить людей, что красивы мы только на воле, в полете? С каждым годом нас становится все меньше и меньше.
Судья: Следующий свидетель - Лягушка.
Лягушка: Человеческая неблагодарность не знает гра­ниц. Мы, лягушки, к своему несчастью, относимся к нелю­бимым человеком существам, к «противным». И никому нет дела до того, что мы уничтожаем 1-2% вредных насекомых. Это огромное количество. Но как жаль, что мы сами безза­щитны и беспомощны.
Судья: Мы выслушали всех свидетелей. После всего, что мы здесь узнали, что же делать с человеком?
Защитник: Любой суд предоставляет слово обвиняемо­му. Послушаем Человека.
Человек: Я не буду оправдываться. Я хочу попросить у вас прощения, хотя от этого вам не будет легче.
Защитник: А я хочу вам вот что сказать. Да, то, что сде­лал человек с природой, ужасное преступление. Но ведь человек может хоть что-то исправить. Именно человек соз­дал Красную книгу. Именно он создает заповедники и охра­няет их. К нашему счастью, люди на Земле разные.
Учитель: Прошу слова. Уважаемый судья, хочу вые-. пить на стороне защиты и рассказать о том, какие меры принял человек, что он сделал для природы нашей местности.
Заповедник - заповедное место, где оберегают и coxpаняют ценные и редкие растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.
Заказник - род заповедника, где находятся под особой охраной растения и животные.

На территории нашего полуострова 6 государственных заповедников, 33 заказника (16 - общегосударственного значения), 87 памятников природы (15 - общегосударственного значения), 10 заповедных урочищ. Все это богатство и составляет природный заповедный фонд Автономии. Каждый из них уникален.
Судья: Да! Только благодаря людям мне удалось вы­жить.
Обвинитель: Но именно благодаря людям вы чуть не исчезли с земли.
Аполлон: Что же получается? Так или иначе, мы все зависим от человека?
Судья: К сожалению, зависим!
Кошка: Хоть я и домашнее животное, я с вами согласна. Ужас! Сколько раз меня человек выгонял из дома.
Тур: Видите? Уже и домашние животные стали обвини­телями.
Судья (зачитывает решение): Внимательно изучив материалы дела, мы установили, что каждому пятому виду зверей, каждому четвертому виду рептилий и амфибий, каждому пятому виду птиц нашей фауны угрожает опас­ность. 25000 видов высших растений планеты на гране уничтожения. За последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей, 26 видов птиц и несколько сот видов расте­ний. Непосредственную угрозу представляет также загряз­нение Черного и Азовского морей в пределах курортных зон.
Решение суда таково: пусть Человек исправит то, что пока еще можно исправить. Ведь без нас и еще многих других животных, птиц, растений, без чистого воздуха, чистой воды и многого другого он не сможет вы­жить.
Лягушка: Получается так, что человек может сам себе подписать смертный приговор.
Судья: Получается так.
IV. Работа в группах. Зачитать правила поведения отды­хающих на природе, обратить внимание на запретные зна­ки. Дети рисуют свои знаки и сдают выполненные работы учителю. V. Итог урока. Метод «Микрофон». - Что вас больше всего удивило? - Что вас больше всего взволнова­ло? - Что вас больше всего поразило? - Что вас больше всего напугало? - Что вас заставило задуматься? - Какие вы сделали выводы?

Стих Е. Евтушенко

  • Берегите эту Землю,
  • Эти воды,
  • Даже малую былиночку любя,
  • Берегите всех зверей внутри природы,
  • Убивайте лишь зверей
Все: Внутри себя!!!
  • Планета наша - капля голубая -
  • Летит во тьме миров сквозь бездну лет.
  • Люби ее, храни, она живая.
Все: Тебе держать пред будущим ответ.
  • Ив море кит,
  • Ив синем небе птица,
  • Фиалка у ручья,
  • И человек -
  • Всем надо в общем доме ужиться,
Все: Чтобы не стал последним этот век!!!


VI. Организационный конец урока. Учитель: Звенит звонок! Вот и закончен наш урок!


© 2010-2022