Опыт работы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







«САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»








Главная цель курса «Литературное чтение» - это литературное

развитие младших школьников в процессе обучения. Это введение детей в мир отечественной и зарубежной детской литературы, обогащение читательского опыта ребёнка, помощь в становлении самостоятельного читателя.

Из основной главной цели вытекает ряд задач, решение которых способствует становлению ребёнка - читателя:

обеспечение полноценного восприятия произведения, понимания учащимися текста и специфики его литературного жанра,

выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя;

работа над навыком чтения;

формирование литературоведческих представлений и понятий, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова;

включение учащихся в самостоятельную творческую деятель-

ность, развитие речи;

расширение круга чтения младших школьников.

Особенности курса «Литературное чтение»:

уроки литературного слушания в первом классе;

использование технологии моделирования;

«нерасчленённость» и «переплетённость» классного и внеклассного чтения;

использование схем, таблиц, кроссвордов;

разноуровневые задания, позволяющие осуществить дифферен-

цированный подход в обучении;

осуществление самоконтроля и самооценки.

При реализации программы курса «Литературное чтение» определились следующие этапы формирования самостоятельной читательской деятельности.

Этапы различаются: целями обучения, структурой урока, методикой обучения, учебным материалом, требованиями к ЗУН.

Первый этап - подготовительный (1класс)

Цель: обучение восприятию литературного произведения.

Задачи:

  1. обогатить читательский опыт детей;

  2. отрабатывать специальные читательские умения;

  3. развивать речь учащихся;

  4. развивать интерес к самостоятельному чтению.

Основная форма работы: урок литературного слушания.

Основной метод: наглядное моделирование через введение

системы заместителей для жанров, тем, героев, составление схематических планов.

Второй этап - начальный (2класс)

Цель: развитие читательских и речевых умений.

Задачи:

  1. формировать правильное, осознанное, плавное чтение;

  2. развивать интерес к чтение, расширять читательский кругозор;

  3. воспитывать нравственно-этические основы;

  4. совершенствовать восприятие, понимание и воспроизведение текста;

  5. отрабатывать умение работать с текстом, учебной и детской

книгой.

Основные формы работы: уроки разного типа (урок литературного чтения, уроки слушания, нетрадиционные формы уроков).

Третий этап: основной (3класс).

Цель: обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему стать самостоятельным читателем.

Задачи:

1. обеспечить полноценное восприятие произведения;

2. выявлять точку зрения писателя, формировать позицию читателя;

3. совершенствовать самостоятельное чтение, чтение молча, выразительное чтение;

4. включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность;

5. формировать литературоведческие представления;

6. расширять круг чтения, формировать читательские умения.

Четвёртый этап - заключительный (4класс).

Цель: формирование самостоятельного читателя.

Продолжается реализация задач, поставленных на основном этапе.

Специфика уроков литературного слушания.

Первоклассник обычно имеет достаточно большой опыт общения с литературой и книгой. Посредником этого опыта являются взрослые,

которые много читают дошкольникам. Не ослабевает интерес ребёнка к восприятию художественной литературы и с приходом в школу.

Вместе с тем систематическое и полноценное общение с разнообраз-

ными книгами в первые школьные годы нарушается: резко сокращается чтение взрослого ребёнку, т. к. изменяется позиция родителей к совместной читательской деятельности с детьми. Авторы

комплекта видят выход в проведении специальных уроков слушания.

Специфика уроков слушания прежде всего в том, что приоритетной

Целью таких уроков является обучение восприятию литературного

текста. Для первоклассника, ещё не овладевшего навыком чтения,

слушание литературных произведений, которые читает ему учитель,

является источником развития стойкого интереса к литературе, накоп-

ление читательского опыта, развитие речи, воображения. Кроме этого,

такое общение с книгой становится первой серьёзной школой нравст-

венности и культуры.

Исходя из указанной главной цели уроков слушания выделяются конкретные дидактические задачи:

  1. развитие способности эмоционально откликаться на события,

описанные автором произведения, воспитание чувства сопри-

частности и сопереживания;

  1. формирование понимания темы, основной идеи произведения,

его структуры и языковых средств;

  1. развитие ориентировки в некоторых жанрах литературы: сказка, стихотворение, рассказ.

Уроки литературного слушания эффективно использовать и для фор-

мирования читательской деятельности. На этих уроках формируются

читательские умения: знание фамилий авторов, умение правильно назвать произведение, ориентировка в «строении» книги (переплёт,

обложка, иллюстрации, оглавление).

Необходимым условием является использование детской книги для

работы на уроке. И обязательным этапом на уроке было рассматрива-

ние книги.

Для формирования специальных читательских умений предлагается метод наглядного моделирования через введение системы заместите-

лей для жанров, тем, героев, а также составление схематических пла-

нов.

С первых уроков слушания совместно с детьми выбираются заместите-

ли, которые помогают ребёнку сориентироваться в книге, понять особенности литературного произведения.

Жанры обозначаются фигурами (например, сказка-круг, рассказ-прямоугольник), темы чтения замещаются цветом (например, о природе - зелёным, о детях - жёлтым).

Предлагаю следующие упражнения с моделями:

сравнение разных моделей;

подбор произведений к моделям;

выбор нужной модели из нескольких к какому-то произведению;

подбор произведений по темам в соответствии с моделью;

заполнение модели обложки.

Упражнения с книгами:

При рассматривании книг добиваюсь, чтобы правильно называли

её (фамилия автора, заглавие), разделить на группы по теме, по

жанру, по автору, какая книга лишняя на выставке и почему?

И т. д.

Работа по формированию типа правильной читательской деятельности

И читательской самостоятельности будет продолжена на уроках лите-

ратурного чтения во 2-4 классах.


© 2010-2022