- Преподавателю
- Начальные классы
- Прощание с букварём. Утренник
Прощание с букварём. Утренник
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кулибабина Т.И. |
Дата | 06.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Из Букварины в страну Литературию.
Литературная игра для первоклассников.
Фонограмма песни В.Шаинского «Чему учат в школе». На сцене появляется королева Азбука. На ней корона, мантия, через плечо голубая лента с надписью «Азбука», в руках - золотая указка, букварь.
Азбука. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, конечно, я королева Азбука, а все буквы, с которыми вы познакомились на уроках, - мои подданные. Мы все - жители волшебной страны Букварины, которая расположена на страницах вашего букваря. А кстати, кто -нибудь знает, откуда взялось моё имя? Ну название букварь - понятно, в нём буквы. А азбука? Какое красивое имя! Так что же оно значит? Давным - давно у наших предков алфавит открывала буква А , но называлась она тогда иначе - аз. Вторая буква, так похожая на современную Б, называлась буки. Аз и буки - вот и получилась - азбука! И пришла я к вам сегодня не случайно.Сегодня вы отправляетесь в далёкое путешествие - в мир книг, в страну Литературию. Я пришла проводить вас. Пришла со мной и моя королевская дружина - все 33 моих богатыря, которым я поручаю сопровождать вас в путешествии. Они никогда вас не покинут и помогут в трудную минуту. Но при одном условии: всех их вы должны знать по именам! Моя верная дружина - это буквы. Сейчас мы проведём перекличку - по очереди будем называть все буквы алфавита. Если назовём правильно, то буквы оживут и обязательно отзовутся.
Итак, объявляется первый конкурс «Живая буква». Назовём первую букву.
Зал. А.
Буква А. Астра, азбука, айва Начинается на «А»,
И кончается на «А»
Астра, азбука, айва.
Буква Б. Блеял жалобно баран:
-- Приближается буран!
Бьёт он в бубны, трубит в трубы:
-- Берегитесь, кто без шубы!
В. Вишен спелых полон сад,
Вишни гроздьями висят.
Вышли к детям садоводы.
-- Угощайтесь! - говорят.
Г. Грач гнездо мастерил,
Галке грач говорил:
-- Галка, ты не кичись.
Гнёзда вить научись.
Д. Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом!
Е,Ё (по строчке)
«Ё» не»Е» - взгляните сами.
Буква - с точками-глазами,
А снимите точки с «Ё» -
Превратите в «Е» её.
Ж. Жук жуку жужжал: «Жу-жу!
Ну, жарища, вам скажу!
Жарит так перед дождём!
Что ж, жару мы переждём».
З. В звезде найдёшь ты букву З, и в золоте, и в розе, земле, алмазе, бирюзе, заре, земле, морозе.
И. Идёт ишак
И что не шаг:
-- Иа! Иа!-
Кричит ишак. -
Хозяин ездит на такси,
А я ему мешки носи!
Й. Йодом смазан палец мой -
Йод кусает! Ой, ой, ой!
Но пускай пощиплет йод,
Потерплю - и всё пройдёт.
К. Кузнецу сказал казак:
-- Конь не кован! Как же так?!
Как скакать на скачках мне
На некованом коне?
Л. Люди дальним лесом шли,
Люди радугу нашли,
Стали радугу делить,
Стали радугу пилить:
Дали Коле,
Дали Вале,
Лиле с Лёлей
Долю дали,
Дали филину в дупло -
Стало филину светло.
М. Мячик мой -
Прыг-скок
С мостовой
На мосток, она больна?
А мосток
Был мал -
Мячик в речку
Упал.
Н.
Ночи нынче так темны,
А на небе нет луны.
Непонятно, где луна…
Может быть она больна?
О. Окунь жил в реке под кручей,
Полосатый и колючий.
Был он очень осторожен,
Но его поймал я всё же!
П. Под копною у просёлка
Пела в поле перепёлка.
Прилетел перепел -
Перепёлку перепел.
Р. Р-рах-трах-тара-рах! -
Раскатился гром в горах,
Прогремел за чёрной тучей,
Прорычал над рыжей кручей.
Пусть в горах грохочет гром,
Всё равно гулять пойдём.
С. Сом усами шевелил,
Строго сыну говорил:
- Стал ты слишком суетлив!
Стал ты слишком говорлив!
С несолидным сыном- сомом
Стыдно мне ходить к знакомым…
Сын прошёлся колесом:
- Я ж сомёнок, а не сом…
Т. Толстый трутень слёзы лил:
- Почему я всем не мио?...
Сёстры- пчёлы бьют меня,
Будто я им не родня.
- Трутень, ты не любишь труд,
Вот за то тебя и бьют.
У. Удод у дороги
Увидел ужа,
Удод улетел,
От испуга дрожа,
А уж зашуршал
И уполз в камыши,
Над глупым удодом
Смеясь от души.
Ф. Флейта плакалась фаготу:
- Я фальшивить стала что-то!
Фыркал ей в ответ фагот:
- Не терплю фальшивых нот!
Х. Хутор виден у холма -
Скрыты зеленью дома,
А людей, что в нём живут,
Хуторянами зовут.
Ц. Цапля цокала птенцу:
- Цаплям серый цвет к лицу!
Целый свет хоть облети,
Цвета лучше не найти.
Ч. Чик-чирик! Чик- чирик!
С чердака несётся крик.
Что же это за чудак,
Что шумит на весь чердак?
Ш. Шёл малыш-
малышок.
Нашёл шёлка
мешок,
Сшил из шёлка
штаны
Сто шагов
ширины.
Щ. - Щуку я отыщу,-
Обещал лещ лещу,-
Ей обид не прощу,
Чешую всю спущу!..
Но с разинутым ртом
Лещ умолк, трепеща:
Щеголяя хвостом,
Щука шла на леща.
Ъ.Ь. Размечтался мягкий знак:
- Скушать сальца б натощак…
Возмутился твёрдый знак:
- Объедаться! Как же так?
Ведь у нас и без еды
Как арбузы животы!
Ы. «Ы» на вид весьма сурова,
Но характером скромна:
Никогда в начале слова
Не становится она.
Но не ты, немы, не вы
Не обходимся без «Ы».
Э. Эхо бродит по лесам,
Крику вторит эхо.
Засмеёмся - эхо нам
Отвечает смехом.
Ю. Юла кружилась у стола,
Как шмель, она гудела,
А мне казалось, что юла
О чём-то песню пела.
Я. Якал якорь:
Я тяжёл,
Я моря все обошёл.
И поэтому на флоте
Я всегда в большом почёте.
Словно орден меня носят
И линкор,
И миноносец.
Ну а спишут с корабля -
Стану памятником я.
Якорь
Хоть и якал,
А ведь прав был
Якорь.
Дети. Как видите, Буквария -
Чудесная страна,
Хотя в страну Букварию
Дорога и трудна.
Но любят все Букварию
И крепко дружат с ней:
С высот страны Букварии
Дорога в мир видней.
Королева Азбука.
Я рада, что вы, ребята, так хорошо знаете все 33 буквы. Но из букв надо ещё уметь составлять слова. Составить слово - таково задание нашего конкурса «Школьники строят слова». А вот какое это слово, вы узнаете, получив у меня карточку (дом, жук, шар, лес).
(Королева оценивает, правильно ли выполнено задание, и выдаёт жетончики за скорость и правильность выполнения).
Королева. Молодцы, ребята! А теперь новое задание. Первые буквы слов уходят, а составить новые слова нам помогут буквы Т, П, Л, В.
Слова: дом-том, шар-пар, жук-лук, лес-вес.( Королева оценивает конкурс).
Спасибо, буквы! Наш следующий конкурс…
Вбегает Незнайка.
Незнайка. Ваше величество, подождите! Я тоже хочу с вами поиграть. Я с ребятами на страницах букваря побывал, я теперь знаю все буквы. Я даже стихи запоминать научился. Хотите послушать?
Королева. Ну как, ребята, послушаем? Наш новый конкурс так и назовём - «Незнайкины стихи». Слушайте внимательно и, если Незнайка ошибётся, поправьте его.
Незнайка. Ну, слушайте:
Тает снег. Течёт ручей. На ветках полно Врачей.
Королева. Кого? Кого? Какое здесь слово должно быть, ребята?
Зал. Грачей!
Незнайка. Ну, подумаешь, разочек ошибся. Слушайте дальше:
Синеет море перед нами, летают майки над волнами…
Ну что? Опять ошибся? А как надо?
Зал. Чайки!
Незнайка. Тогда другое прочитаю, вчера выучил:
Говорят, один рыбак в речке выловил башмак. Но зато ему потом на крючок попался дом.
Почему вы смеётесь, а не хлопаете? Неужели я опять не так сказал?
Зал. Не дом, а сом.
Незнайка. Ну, понял - понял. Слушайте дальше:
Врач напомнил дяде Мите:
- Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном!
Зал. Не цапель, а капель!
Королева. Эх, Незнайка, стихи заучивать не так-то просто. А ты опять допустил ошибку. Давайте поможем Незнайке. Сейчас мы с вами будем вспоминать стихи, написанные поэтом А.Шибаевы. Я начну, а заканчивать будете вы.
Дядя Саша огорчён.
Рассказал он вот о чём…
«Видел Настю-ученицу
Я на улице сейчас.
Настя - славная девчонка,
Настя ходит в первый класс!
Но… давно уже от Насти
Я не слышу слова… ( Зал. Здрасьте!)
А слово-то какое -
Очень дорогое!»
Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но - представьте! - зря от Вити
Ждал я слова … (Зал. Извините!)
А слово - то какое -
Очень дорогое!
Он про внучку говорил:
- Экая досада!
Я портфель ей подарил.
Вижу, очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба.
Ну сказала бы …( Зал. Спасибо!)
А слово - то какое -
Очень дорогое!
Королева. Молодцы, ребята! Хорошие стихи вы выучили. И слова хорошие и очень нужные в жизни вспомнили. Эти слова считаются волшебными! Ну как, Незнайка, понял, как стихи учить надо?
Незнайка. Подумаешь, стихи! Вы б сказку сочинить попробовали! А то стихи запоминать!
Королева. Сказку, говоришь? Ну что ж! Наши ребята и это умеют. Вот садись со мной и будем слушать.
Сказки в сказке.
Идёт как-то Лиса лесом. Видит знакомые поросята Ниф-Ниф, Наф Наф и Нуф-Нуф дома себе строят. Два брата построили избушки лубяные, а самый ленивый Ниф-Ниф - ледяную.
Остановилась Лиса у этой избушки и запела:
-- Ниф-Ниф! Ниф-Ниф! Выгляни в окошко, дам тебе горошку.
А из избушки:
-- Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!
Испугалась Лиса и побежала к следующему домику. Заглянула в окошко и говорит:
-- Нуф-Нуф! Я тебя съем!
А Нуф-Нуф отвечает:
-- Не ешь меня, Лиса, я тебе песенку спою.
Да как закричит:
-- Хорошо живу на свете я, Нуф-Нуф!
Оттого пою я эти песни вслух!
Лиса заткнула уши и побежала к третьей избушке. Постучала в дверь и спрашивает:
-- Кто-кто в теремочке живёт?
-- Я - Наф-Наф, а ты кто?
-- Отопри скорей! Отвори скорей! Это Лиса пришла, молочка принесла.
-- Дёрни, Лиса, за верёвочку, дверь и откроется.
Открыла Лиса дверь, а на пороге Серый Волк:
-- Ну, Лисавета, здравствуй!
Испугалась Лиса и … проснулась!
Приснится же такое!
Незнайка. Вот это да! Вот так сказка! Здорово у вас получилось, ребята.
Королева. А может ты сказку расскажешь?
Незнайка. Ну нет, не сумею! Я лучше вам загадки загадаю, и не простые. Это кроссворд! Разгадав загадку, отгадку нужно вписать на то место, где стоит соответствующая цифра. А в конце мы все вместе прочитаем очень важное слово. Конкурс называется «Важное слово». Итак, вопрос первый.
Тридцать три богатыря
К нам пришли сюда не зря.
Изучая их секреты,
Ты на всё найдёшь ответы.
Но скажи-ка нам пока,
Как зовут их? (Азбука.)
Слово вписывается в кроссворд. Выделяется буква К.
Незнайка. Правильно. Второй вопрос.
Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, всё ль в порядке,
В ранце ль книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник:
Кто он?(Ученик).
Записывается слово в кроссворд, выделяется буква Н.
Незнайка. Ответ принят! Следующий вопрос:
Когда приходим мы в свой класс,
Она встречает первой нас.
Она добра, хоть и бывает строгой,
В мир знаний открывая нам дорогу.
Кто это, назовите! (Учитель).
В слове выделяется буква И.
Незнайка. Правильно! Ещё вопрос:
Путешествую по странам,
По морям и океанам,
И по суше, и средь вод, -
Мне не нужен пароход,
Поезд, самолёт, автобус,
Потому что есть, друзья,
Шар волшебный у меня,
Называется он… (Глобус.)
Вписать, выделить букву Г.
Незнайка. Хорошо! И теперь последний вопрос:
У каждой девчонки и у мальчишки
Есть эта книжка - заветная книжка,
Читают и ныне, читали и встарь
Чудесную книжку с названьем? (Букварь.)
Вписать, выделить букву А.
Незнайка. Теперь посмотрите, что у нас получилось.
, А З Б У К А
У Ч Е Н И К
У Ч И Т Е Л Ь
Г Л О Б У С
Б У К В А Р Ь
В это время на сцену вносят макет книги.
Королева. Посмотрите-ка, какая книга! Это ваш новый учебник, которому сегодня букварь уступит своё место. А поведут вас туда ваши любимые сказочные герои. Какие именно? Сейчас узнаем!
Звучит « Песенка о сказке».
Королева.
Сейчас начнётся здесь парад,
К нам нынче выйдут целым строем
Те, с кем всегда ты встрече рад, -
Твои любимые герои …
Вот шелестят уже страницы
И кто-то к нам уже стучится!
Из книги появляются первые герои. Это Буратино и Мурзилка.
Буратино.
Знаю, кто уроки учит,
Ключик золотой получит.
С ним в мир знаний, мне поверь,
Ты всегда откроешь дверь.
На страницы букваря
К вам откуда вышел я? («Золотой ключик».)
Мурзилка.
Со страницы букваря
К вам сейчас явился я.
Но вы знаете едва ли,
Что родился я в журнале.
Кто бы мне сейчас назвал
Моё имя и журнал? (Мурзилка.)
Появляется следующая героиня в русском народном костюме.
Василиса Премудрая.
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляя сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла …
Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая.)
Следующий персонаж - девочка в испачканном платье с метлой в руке.
Золушка.
Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла,
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял,
А я башмачок потеряла тогда же!
Кто я такая? Кто тут подскажет? (Золушка.)
Ещё два персонажа в мотоциклетных касках, кожаных куртках и с гаечными ключами.
Винтик и Шпунтик.
Прокатиться мы решили
С ветерком в автомобиле,
Правду в сказке вам сказали:
Сами мы его создали!
Ведь такого нет нигде:
Ездит он на газводе,
И сироп в нём вместо смазки.
Из какой, друзья, мы сказки? Винтик и Шпунтик из сказки Н.Носова «Приключения Винтик и Шпунтик из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
Королева Азбука. Эти литературные герои, а с ними и многие другие поведут вас, ребята, дальше в страну Литературию. Но всегда с вами рядом будет и моя дружина, мои буквы. Добрый вам путь! На память о сегодняшнем празднике хочу вручить вам подарки - книжки. Их вам теперь предстоит читать самостоятельно.
Звучит фонограмма песни «Чему учат в школе».