Проектная деятельность на уроках в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конструирование

проектной деятельности

в курсе «Я - исследователь»

( 1 - 4 класс)




Автор работы

Жучкова Марина Николаевна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 36 г. Твери



2014

Содержание




Введение ................................................ 1

1. Проектно-исследовательская деятельность ....................................1

2. Актуальность программы «Я - исследователь» ...............................3

3.Особенности проектной работы в начальной школе ........................5

4. Этапы работы над проектом............................................................... 6

5. Внеурочная деятельность в приоритете ............................................ 12

6. Оценивание успешности выполнения проекта ............................... 14


7. Конструирование проектной деятельности …………………………15


8. Формирование УУД ………………………………………………….18

Заключение ............................................ 19

Список литературы .................................. 21

Приложения: ............................................ 22


В 2011 году при переходе на стандарт II поколения, передо мной встал выбор: какое направление внеурочной деятельности выбрать для своих первоклашек, чтобы реализация ФГОС приносила удовольствие и пользу всем. В пользу проектной деятельности говорили многие факты, но и сомнений было немало: возрастные особенности учащихся; не было до этого опыта конструирования проектной деятельности; большой затрат времени; мало примеров организации такой деятельности среди других коллег. Но рискнула и не пожалела. Сейчас я веду кружок «Я - исследователь» уже для третьеклассников. А начиналось все с изучения материалов, которые относятся к проектной деятельности. Для себя выделили несколько аспектов в этом направлении. Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования. Главная идея проектной деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности школьников на результат. Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:

  • мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.

  • исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.

  • коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.

  • социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини - коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками - с людьми, которые его окружают;

Эти основополагающие аспекты стали основными в моей программе «Я - исследователь». Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся.

Педагогическая целесообразность проектной технологии Сфера применения проектной технологии велика - от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка. Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения. Теперь я точно знаю, что освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы действительно можно начинать уже в начальной школе. Ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы. Надо сказать, что у младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых - поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность - хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе. Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Я - исследователь», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей. Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания. Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.

Задачи:

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;

  • стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;

  • развитие духовно-нравственных качеств ребенка через познание окружающего его духовное наследие.

  • формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;

  • формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;

  • развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации "Об образовании". Это:

- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности. Для обучающихся в начальной школе При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей). Наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных занятиях начиная со 2 класса (таких как: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и так далее) возможно проведение в 3-ем классе во 2-ом полугодии одного проекта или исследования, в 4-ом - двух проектов или исследований. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребёнка в работу.

Этапы работы над проектом


Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность родителей

1. Погружение в проект

Цель - подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

- определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

- создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

• проблему проекта;

• сюжетную ситуацию;

• цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей.


2. Планирование деятельности

Цель - пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

- определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

- установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

- распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;

• распределить роли в группах;

• спланировать деятельность по решению задач проекта;

• продумать возможные формы презентации результатов проекта;

• продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:

• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

• распределение ролей в группе;

• планирование работы;

• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.


Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель - разработка проекта.

Задачи:

- самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

- промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.


Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

4. Оформление результатов

Цель - структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

- анализ и синтез данных;

- формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5. Презентация результатов

Цель - демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

- подготовка презентационных материалов;

- подготовка публичного выступления;

- презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

• обобщает и резюмирует полученные результаты;

• подводит итоги обучения;

• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

• понимание проблемы, цели и задач;

• умение планировать и осуществлять работу;

• найденный способ решения проблемы;

• рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Цель - оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Задачи:

- коллективное обсуждение результатов проекта;

- самоанализ проектной деятельности.

Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся.

Наблюдает, направляет процесс.

Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:

• коллективного обсуждения;

• самоанализа.

Консультируют в оформлении отчета.


После изучения теории по проектно-исследовательской деятельности, я еще раз убедилась, что такую работу лучше спланировать и организовать в условиях внеурочной кружковой работы. В пользу внеурочной деятельности можно привести и следующие аргументы, рассмотрев ее в сравнении с современным уроком: 1. Учителя используют на уроке педагогические технологии, основанные на применении исследовательского метода обучения, т.е. самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы. 2. Существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчёт, урок изобретательства, урок «удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об учёных, урок - защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «патент на открытие», урок открытых мыслей и т.п. 3. Учебный эксперимент позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов. 4. Домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе вышеперечисленные варианты, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени. Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности. 1.Некоторые школы включают в свои образовательные программы исследовательскую практику учащихся. Исследовательская практика учащихся может проводиться в самой школе, на базе внешних учреждений образования и науки или в полевых условиях. 2. Существует практика сдачи переводных и выпускных экзаменов в форме защиты выпускной экзаменационной работы. Выпускная экзаменационная работа - это учебно-исследовательское ученическое произведение на определённую тему. 3. Факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности. 4. Участие в олимпиадах конкурсах, конференциях, в т. ч. дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий. 5. Учебно-исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов необходима для целеполагания и диагностики результативности проекта. 6. Образовательные экспедиции - походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера. Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  • степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  • практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
  • количество новой информации использованной для выполнения проекта;
  • степень осмысления использованной информации;
  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
  • владение рефлексией;
  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  • социальное и прикладное значение полученных результатов
В целях обобщения работы учащихся в кружке « Я - исследователь» представлено портфолио младшего школьника как индивидуального "портфеля" образовательных индивидуальных достижений ученика начальной школы в познавательной, творческой, социальной, коммуникативной деятельности. Конструирование проектной деятельности для реализации курса «Я - исследователь» происходило поэтапно: 1 класс - учились работать в группах и парах, отбирали материал к своим выступлениям. В I четверти в кружке занималось 11 человек, после выступления на родительском собрании с проектом «Я и моя семья», к нам присоединилось еще 7 человек. К концу 1 класса стали ходить все учащиеся, в количестве 29 человек. Сейчас это полноценная группа учащихся с интересными планами и возможностью их реализовать.
На диаграмме видно, что к 3 классу представили свои проекты все учащиеся, 5 из них - делали их самостоятельно. К III четверти уже 19 человек умеют делать презентации в программе Microsoft Office PowerPoint. 2 класс - проходила подготовка к первым самостоятельным проектам, используя материал рабочей тетради И.А.Савенкова «Я - исследователь» Проектная деятельность на уроках в начальной школеПроектная деятельность на уроках в начальной школеПроектная деятельность на уроках в начальной школе Учащиеся самостоятельно выбирали тему для выступления, прорабатывали цели и задачи к теме, выполняли пошаговые инструкции, представленные в рабочей тетради и предложенные учителем. (см Приложения) 3 класс - выстраивается работа по выполнению презентации в программе Microsoft Office PowerPoint, подготовка презентации к выступлению, используя рабочую тетрадь А.С. Горячев «Все сумею, все смогу»
Проектная деятельность на уроках в начальной школеПроектная деятельность на уроках в начальной школе
В процессе работы над темой, учитель каждому ученику предложил еще несколько вариантов подтем (ромашка), которые могут помочь им полнее подготовиться к выступлению. Учащиеся красными флажками отмечалт свой выбор. Проектная деятельность на уроках в начальной школеПроектная деятельность на уроках в начальной школе Для обучения учащихся выполнению презентаций в программе Microsoft Office PowerPoint был разработан ряд занятий, к которому были привлечены старшеклассники. Каждый учащийся имеет возможность работать с программой в индивидуальном ноутбуке. Это процесс оказался очень продуктивным и эффективным. (см Презентация) 4 класс - продолжится работа над оформлением презентаций, используя анимацию и спецэффекты. И в заключении хочется сказать, что значение проектной деятельности заключается в том, что в ходе его выполнения учащиеся учатся:
  • самостоятельно приобретать знания,
  • ориентироваться в потоке информации,
  • анализировать, обобщать явления,
  • делать выводы и заключения.



В ходе освоения программы целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД):

проектировочные

исследовательские

информационные

кооперативные

Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

Выдвижение предположения, установление причинно - следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.

Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного.

Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.

коммуникативные

экспериментальные

рефлексивные

презентационные

Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.

Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.


И самое главное, на мой взгляд, что те навыки и умения, которые ребята приобретают, занимаясь в кружке «Я - исследователь», они переносят и на предметные области. Они с удовольствием по собственной инициативе делают свои презентации по окружающему миру, литературному чтению. Радует, что они не только продумывают свое выступление, но и много готовятся по выбранной теме, чтобы суметь ответить на вопросы одноклассников.

Проектная деятельность на уроках в начальной школе

Шевчук Юлия (3 - а класс) Предмет Окружающий мир

Тема Животные маленькие и большие


Проектная деятельность на уроках в начальной школе

Простатинова Вероника (3 - а класс) Предмет Окружающий мир

Тема Животные маленькие и большие Сейчас уже процесс идет полным ходом, много идей и у меня, и у учащихся и их родителей. Такая совместная проектная деятельность приносит свои результаты. Если ученик получит в школе эти навыки, то ему в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшем к меняющимся условиям жизни. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения творческих задач, реализовать усвоенные им средства и способы работы, работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. Кроме того, формируются коммуникативные умения учащихся, что является необходимым условием реализации личности в современном мире.


Список, используемой литературы



  1. Проектные задачи в начальной школе. Стандарт второго поколения. 2011

  2. Дубова М.В. Организация проектной деятельности в начальной школе. Баласс 2011

  3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.

  4. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. - 2004. - №2.

  5. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших

школьников: Книга для учителя начальных классов. - М.: Вентана-Граф, 2004.

  1. Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное

исследование // Школьные технологии. - 1998. - № 4. - С. 144-148. 1

  1. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. Нач. школа. - 2004. № 2

  2. Горячев, Иглина: Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы) Москва, Просвещение 2010

  3. .Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников. - М.: Вентана-Нрафф, 2002. - 112 с

  4. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.:АРКТИ, 2008. - 80 с


26


© 2010-2022