- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок Познание мира в 1 классе на тему Зима
Урок Познание мира в 1 классе на тему Зима
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Первушкина Г.В. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Данный урок по познанию мира предназначен в помощь учителям начальных классов, работающим в 1 классе по теме «Органы чувств человека».
Урок разработан по учебнику «Познание мира» издательства «Алматыкiтап », 2012 г. Авторы: Аймагамбетова К.А., Идилова Т.С.
Тип урока: изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный с элементами исследования.
Цель урока: расширить представления учащихся о зимнем времени года средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.
Планируемые результаты: научить детей называть характерные признаки зимы, зимние месяцы, ставить опыты, рассуждать, делать выводы, способствовать развитию желания у учащихся помогать птицам зимой.
По окончанию урока учащиеся должны: Знать: - названия зимних месяцев; - признаки и явления зимы.
Уметь: - определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; - различать признаки зимы; - ставить опыты с помощью учителя; - формулировать результат опыта.
На уроке были использованы: Презентация «Зима», картинки - пазлы , загадки, исследование свойств снега и льда, физминутка, кластер «Признаки зимы», видеоролики «Образование снежинки» и «Зимующие птицы».
Содержание материала и виды работы направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Тренинг, позитивный ролик, эмоциональный настрой на урок, подбор современных методов и приёмов помогут каждому ребёнку продвинуться в своём индивидуальном развитии.
Открытый урок по познанию мира
Учитель Первушкина Г.В.
Сабақ/ Урок: Дата: 04.12.15
Пән/ Предмет: познание мира
Тақырып/ Тема: Зима
Цель урока: расширить представления учащихся о зимнем времени года средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.
Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно-воспитательные задачи: 1. Білімдік / Образовательные: дать учащимся четкие представления о характерных признаках зимы; познакомить со свойствами снега и льда; 2. Дамытушылық / Развивающие: развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся, умение анализировать, обобщать.
расширить кругозор учащихся; 3. Тәрбиелік / Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания; желание помочь животным и птицам в трудные времена.
Оборудование: Учебник «Познание мира», Презентация, демонстрационный материал, снег и лёд для проведения опытов, листы белой и цветной бумаги, карточки для работы в группах.
Сабақтың түрі / Тип урока: сообщение новых знаний
Сабақ барысы / Ход урока :
Слайд 1
I. Организационный момент 1.Тренинг 2мин. - Ребята, посмотрите за окно, скажите, что вы там видите?
Представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошёл сильный снег (руками машут), снежинки весело кружат в воздухе (кружатся), постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки - девочки(сели девочки), затем снежинки по больше (сели мальчики). Все снежинки оказались на земле. Тихо всё кругом, наступила звёздная ночь.
С восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись зимнему солнышку, улыбнулись и сказали друг другу "Добрый день!" (повернулись друг к другу), скажите «Добрый день!» не только друг другу, но и нашим гостям.
И вот настал новый день. Как здорово, что мы сегодня здесь все вместе. У нас в классе много гостей. Вы волнуетесь, и я волнуюсь. Давайте наше волнение отправим за дверь. А на урок возьмём …
- Что мы возьмём на урок? (спокойствие, уверенность, заботу, добро и знания.)
2. Деление на 3 группы( с помощью снежинок ) 2 мин.
- Ребята, снежинки сегодня не только за окном, но они и в нашем классе. Залетели и опустились на доску, на ваши столы. Возьмите себе по одной снежинке, и сядьте, за тот стол, на который опустилась такая же снежинка.
Первыми садятся девочки, затем мальчики.
На доске снежинки 3 цветов. Дети берут с доски снежинки и по цвету определяются группы.
3.Позитив «Здравствуй, здравствуй, 1 класс» 2 мин. Просмотр ролика. Слайд 1 - гиперссылка
Итак,
Вы пришли сюда … учиться, Если хочешь отвечать,
Не лениться, … а трудиться. Руку не забудь поднять.
Работать … старательно, Если спросят, надо встать,
Слушать … внимательно. Четко, громко отвечать.
Слайд 2
II. Введение в тему 3 мин.
1) Сообщение темы урока
- Ребята, сегодня я хочу начать урок со стихотворения
Тройка, тройка прилетела Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица - Белокура, белолица Как махнула рукавом - Все покрылось серебром.
- Кто узнал эту царицу? (зима) Как на казахском языке будет слово зима?
Слайд 3
- А что такое зима? (время года)
- Вам нравится зима? За что?
- Вы, тоже ей уже понравились.
- Давайте поздороваемся с Зимой.
Ученик (наизусть). (Виолетта)
Здравствуй, зимушка-зима! (Г. Ладонщиков)
Здравствуй, зимушка-зима!
Белым снегом нас покрыло:
И деревья и дома.
Свищет ветер легкокрылый - Здравствуй, зимушка-зима!- хором
- Зима, ребята, не только за окном. Она сегодня у нас на уроке и хочет поближе с нами познакомиться. А вы хотите, больше узнать, о «проказнице» Зиме. Я не зря её назвала проказницей, её так называл поэт А.С.Пушкин, потому что она приходит с чем?
(дети - буранами, метелями, вьюгами, морозами.)
Ученик (наизусть). (Алуа)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
III. Работа по теме урока
- Вернёмся к стихотворению. Ребята, когда я читала стихотворение, то сказала, что «Тройка, тройка прилетела Скакуны в той тройке белы... ».
Вы можете назвать этих скакунов? Нет? Тогда предлагаю вам выполнить задание, и назвать скакунов - помощников нашей гостьи.
- У вас на столах конверты, откройте их и соберите картинку.
Слайд 4.
1. Игра(2мин.) на сотрудничество «Собери картинку».
Дети собирают из пазлов картинку и читают название
месяца. Играет музыка П.И.Чайковского «Времена года»,
«Декабрь»
- Что написано на картинке? Какое слово получилось?
- Как назвать, одним словом? (Зимние месяцы.)
Слайд 5
2. Работа с пословицами. 2мин.
На доске пословицы с пропущенными месяцами. (перевёрнуты)
- Посмотрите на доску, прочтите пословицу и назовите пропущенное слово в пословице.
-Названия, каких зимних месяцев пропущены в пословицах:
(Февраль) (ақпан) - месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца.
(Декабрь) (желтоқсан) - год кончает, зиму начинает.
(Январь) ( қантар) - году начало, зиме - середина.
(открываю названия месяца, назвать на казахском языке)
- Расположите названия зимних месяцев в порядке их наступления в природе.
- месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца
Декабрь
- год кончает,
зиму начинает
Январь
- году начало,
зиме - середина
Февраль
Слайд 6 3.Чтение стихотворений о месяцах. 2мин. - Молодцы, порадовали матушку - зиму. Я просила ребят подготовить стихи о зимних месяцах.
Н. Зубарева (Алдиар)
Я - декабрь, старший сын,
Льда и снега господин.
Я работы не боюсь,
Днём и ночью я тружусь:
Землю снегом посыпаю,
Речки льдами покрываю,
Чтобы дети не скучали
В эти зимние деньки,
Чтобы смело доставали
Санки, лыжи и коньки!
Сергей Козлов (Сергей)
Я люблю тебя, Январь!
Для меня ты месяц лучший -
Молодой, большой, скрипучий,
Золотистый, как янтарь
Солнце, снег, огонь, мороз -
Пламя белое берёз!
Догоняй меня, лови!
На коньках помчусь - засвищут
Под ногами соловьи!
Михаил Садовский (Арлан)
В феврале, в феврале
Вьюга мчится на метле,
Заметает все пути,
Чтобы марту не пройти,
Не пройти - не придти
И весну не привести!..
4. Составление кластера «Признаки зимы» 1 мин. (Учитель достаёт красивый конверт с зимними узорами. Конверт с загадками, записанные на снежинках)
- Продолжим знакомство с нашей гостьей?
- Посмотрите, что у меня в руках? (письмо)
- Хотите узнать, кто его нам отправил? Без кого не бывает зимы? Отгадайте.
Слайд 7
В голове - снег,
В животе - снег,
И в ногах - снег,
И в руках - снег.
Что за чудо человек?
Слайд 8
Задание от снеговика. 3 мин.
Снеговик принёс вам красивый конверт. Он просит вас назвать признаки зимы с помощью загадок, которые в этом волшебном конверте. Приметы - отличительные свойства, признаки, по которым можно узнать зиму.
У вас на столе карточки - отгадки. У кого на столе будет карточка тучка - отгадка, выходит и приклеивает на доску.
Бел да не сахар, ног нет, а идёт. (Снег)
Белые мухи всё поле одели. (Снежинки)
Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)
По ночам злится, воет, но не волчица. (Вьюга)
Прозрачный, как стекло, а не вставить в окно. (Лёд)
Растёт она вниз головой, не летом растёт, а зимой.
На солнце её припечёт, заплачет она и умрёт. (Сосулька)
Заметает улицы, укутывает ель. Закружит, завьюжится. Снежная ...(Метель).
И не снег, и не лёд, А серебром деревья уберёт. (Иней)
- Молодцы! А скажите, что такое «снег, мороз, вьюга, лёд»? (Признаки зимы)
Признаки зимы
Слайд 9
Снеговик приглашает вас отдохнуть. ФИЗМИНУТКА 1.5.мин
Слайд 10
5. Исследовательская работа. «Свойства воды и льда»
- Молодцы, хорошо знаете приметы зимы.
- А теперь из этих признаков, назовите наиболее яркие признаки зимы?
Он всё время занят делом.
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. Снег
Рыбам жить зимой тепло:
Крыша - толстое стекло. Лёд.
На доске карточки со словами
СНЕГ
ЛЁД
белый
бесцветный
хрупкий
рыхлый
Не прозрачный
прозрачный
Слайд 11
- Снеговик предлагает нам изучить свойства снега и льда, проведя исследование. Вы уже были исследователями. Нравится вам проводить исследования. Тогда приглашаю к столу двух учеников к доске.
ОПЫТ 1. На столике снег и лёд. Вызываю двух учеников для проведения исследования.
- Рассмотрите снег и лёд. Что можете сказать о них?
- Сделайте горку из снега. (1 ученик0. Сделайте горку из льда. (2 ученик).
- Что заметили?
- После обильного снегопада пройдемся по снегу. На нем мы увидим следы.
Пройдемся по ледяной дорожке - следов нет. Возьмем кусочек льда и ударим по нему. Лед раскололся.
Вывод: снег рыхлый, а лед плотный, но хрупкий.
ВЫВОД: Снег рыхлый, а лёд хрупкий.
Находят табличку и приклеивают в нужный столбик.
ОПЫТ 2. Рассмотрим второе свойство.
Возьмём лист белой бумаги , поднесём к нему снег.
- Какого цвета снег? (с бумагой одинаковый)
Возьмём кусочек льда и листы цветной бумаги. Поместим листы за лёд. Меняем бумагу. Меняется цвет льда.
- Какого цвета лёд?
ВЫВОД: Снег белый, лёд - бесцветный.
- Почему? Оказывается, снег не может пропустить через себя весь солнечный луч и отражает чистейший цвет белого солнечного луча. А лёд пропускает солнечный луч и остается бесцветным.
Находят табличку и приклеивают в нужный столбик.
ОПЫТ 3. Возьмем рисунок петушка, поместим его за ком снега -
ничего не видно.
Возьмем пластинку льда и поместим за неё того же петушка.
Видите, как хорошо просматривается цвет и форма.
Вывод: Снег не прозрачный, а лёд прозрачный.
Теперь положите снег в один стакан с водой, а лёд в другой.
Что вы заметили? Что происходит со снегом и льдом?
ВЫВОД: В тепле снег и лёд тают. Образуется вода.
Находят табличку и приклеивают в нужный столбик.
- Почему снег и лёд зимой на улице не тают?
ВЫВОД: Зимой на улице холодно. А это ребята, главный признак зимы - похолодание.
Слайд 12
- Что вы узнали, выполняя эти опыты? (СВОЙСТВА СНЕГА И ЛЬДА)
СВОЙСТВА
СНЕГ
ЛЁД
Рыхлый
Хрупкий
Прозрачный
Непрозрачный
Белый
Бесцветный
Слайд 13
6. Ролик «Как образуются снежинки?» 3 мин.
- Откуда берется снег? - Так из чего состоит снег? Из снежинок.
- А вы хотите узнать, как образуются снежинки?
Просмотр ролика «Снежинка»
На фоне ролика учитель рассказывает об образовании снежинок.
- Посмотрите и послушайте внимательно и узнаете много интересного об образовании снежинок.
Причудливые снежинки издавна привлекали людей. Снежинки образуются высоко - высоко. Это не что иное как капельки воды, превратившиеся в маленькие кристаллики льда. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой!
Кто из нас не любовался причудливыми формами, упавших на ладошки, снежинок которые, тут же таяли от тепла рук, или неосторожного дыхания?
Тяжело разглядеть в снегопаде одну единственную снежинку с целыми лучиками неповреждёнными в полёте.
За её разглядыванием можно провести много времени изучая форму кристаллов. Чтобы поймать снежинку невредимой - она должна упасть на шерстяное полотно варежки или шарфа. Запутавшись в ворсинках шерсти она не обломает лучики, а вы сможете рассмотреть через лупу или лучше через микроскоп.
Посмотрите, какие они разные, двух одинаковых снежинок не бывает. Но одна общая черта у них есть. Все снежинки имеют 6 лучей. Таково строение молекулы воды.
Знаете ли вы, что строение, размер, форма снежинки зависит от высоты на которой она образовалась, а также от температуры, которую кристаллики льда преодолевают в падении.
В полёте кристаллы соединяются между собой - образуя неповторимую красавицу - снежинку.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья.
Так, слой за слоем ложится снег на землю
Слайд 14 7. Беседа об изменениях в живой природе. - А как вы думаете, для чего снег нужен? - Есть ли от него польза?
Ученик. Снег, как пуховое одеяло для земли. Он укрывает землю, корни деревьев и все растения, защищает их от вымерзания. (Залина)
Слайд 15
Ученик. Снег нужен и животным. Он согревает их, помогает спрятаться. Лось - лесной великан, на ночь ложится в снег, оставляя снаружи лишь голову и спину с густой шерстью.
Ученик. Для зайца в белой шубке снег - защита от врагов и теплый дом. Но, белеет шерсть на зиму у зайцев-беляков, есть еще зайцы русаки, которые и зимой остаются серыми. Им труднее зимовать.
Ученик. Ночуют в снегу глухари, рябчики, куропатки. Они роют пещерки глубиной 20-30 см, или ныряют в снег на лету, либо с дерева.
Ученик. Мыши тоже рады снегу. Он спрятал их норки. Им тепло. Изредка мыши выбираются наружу.
Ученик. Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. В непогоду - белка к своему гнезду спешит. Гнездо у белки, как у птицы: из веток, из сучьев, будто большой шар, круглое, а сбоку лазейка. Заберется белочка в гнездо, лазейку подстилкой закроет. Потом свернется клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит. Там у нее и жёлуди, и орехи есть - на всю зиму запасов хватит.
Слайд 16
8. Как зимуют птицы? Ролик «Птицы зимой» (Гиперссылка)
- А вот птицам, ребята, зимой приходится тяжело.
- Как вы думаете почему? (снег засыпал семечки, зёрнышки. ягоды)
- Ребята, а как вы думаете, что страшнее всего для птиц зимой? - Чем мы с вами можем помочь птицам?
- Почему люди должны помогать птицам?
- Ребята, а чем мы можем покормить птиц зимой? Страшней голода для птиц ничего нет. Сытой птице мороз не страшен. - Кто из вас уже начал подкармливать птиц? - Тогда давайте поиграем в игру «Да - нет»
Слайд 17
9. Игра «Да - нет» - Я буду называть продукты. Если они подходят, чтобы положить в кормушку, вы говорите «да», не подходят - «нет». - Семечки подсолнуха и тыквы. (Да). - Ягоды рябины. (Да). - Шоколадные конфеты. (Нет). - Белый или чёрный хлеб. (Да). - Пшённая или гречневая каша. (Да). - Солёное сало. (Нет). - Дольки яблока. (Да). - Рыба. (Да). - Молодцы!
Покормите птиц зимой! Стихотворение Сугробами засыпаны Бугры, дворы, дорожки. Не могут пташки отыскать Ни зёрнышка, ни крошки. И вот летают всё слабей Ворона, галка, воробей. Скорей на помощь, дети! Вот в этот самый трудный час Спасенье птицы ждут от нас. Кормите их! Согрейте! Повесьте домик на суку! Рассыпьте крошки на снегу. А то и манной кашки… И оживут бедняжки! По небу весело скользя, Взлетят пернатые друзья И пропоют, чирикая: «Спасибо, вам великое!»
Слайд 18
VI. Итог урока
-
Птицы, которые остаются зимовать на родине называются зимующими. Да.
-
Заяц зимой ложится в спячку. Нет
-
Зимой у клестов появляются птенцы. Да.
-
Зимние дни длиннее, а ночи короче. Нет.
-
Снежинка - это капелька воды замерзшая в падении. Да.
-
Белки зимой имеют рыжий окрас. Нет.
-
Зимой осадки выпадают в виде снега. Да.
-
Все деревья зимой голые. Нет.
-
Птиц зимой нужно подкармливать. Да.
- Ни одно время года не может быть так волшебно, как зима
Всё живое прячется от морозов, спят растения под снежными
покрывалами. А чародейка-зима проверяет свои владения,
добавляет снега, льда, инея, рисует чудные картины.
V. Рефлексия
- В волшебном конверте притаилась еще одна снежинка с загадкой:
Снег идёт, снег идёт,
У ёлочки собрался весёлый народ,
Все поют и пляшут, водят хоровод,
Дружно отмечают праздник … (Новый год).
- У нас тоже есть елочка. Но она пока совсем не нарядная. Нам нужно её нарядить.
Молодцы, ребята, вы все сегодня были внимательны и активны, хорошо отвечали, исследовали
Я оцениваю вашу работу отлично, и выбираю для ёлочки красную звезду. Вы тоже выберите «шар настроения» и повесьте его на ёлку.
Красный шар - у меня отличное настроение, мне было интересно на уроке.
Желтый - я испытывал небольшие трудности во время урока.
Синий - мне было очень трудно выполнять задания.
- Всем спасибо за труд! Урок окончен.
Слайд 20
Все выстраиваются возле доски. Девочки читают стихотворение «Ақ қыс»
Аппақ қыстың бояды, Снег да снежные узоры. Аппақ қыстың бораны, В поле вьюги разговоры, Ақ көрпеге орайды! В пять часов уж тьма! Ақ қар байтақ даланы. День-коньки, снежки, салазки, Аяз шымшып қояды Вечер-бабушкины сказки! Суық те аздап болады Вот она зима! Тұған жердің ақ қысты Ақ құшағын жаяды
Слайд 21
Поздравление учителей
- Возьмите поздравительные шарики и поздравьте наших гостей с наступающим праздником - Новым годом. (дети дарят открытки)
- Постарайтесь понаблюдать за особенностями зимы и подготовить рассказ о своих наблюдениях к следующему уроку.
Спасибо за урок.
Самоанализ открытого урока познание мира в 1 классе
учителя начальных классов Первушкиной Галины Васильевны
Дата проведения урока: 04.12. 15
Количество учеников: 13 человек.
Присутствуют на уроке: 13 человек
Урок по порядку: 14
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный с элементами исследования
Тема урока: «Зима»
По окончании урока учащиеся должны:
Знать: - названия зимних месяцев; - признаки зимы, свойства снега и льда
Уметь: - определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; - различать характерные признаки зимы; - ставить опыты с помощью учителя; - формулировать результат опыта;
Планируемые результаты: иметь четкие представления о характерных признаках зимы, ставить опыты, рассуждать, делать выводы, способствовать развитию интереса в познании природы зимой;
Тема урока выбрана в соответствии с календарно-тематическим планом, четвёртый урок в разделе «Времена года».
Цель урока: расширить представления учащихся о зимнем времени года средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий;
Учебно-воспитательные задачи:
1. Дать учащимся четкие представления о характерных признаках зимы; познакомить со свойствами снега и льда:
2. Развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся, умение анализировать, обобщать.
расширить кругозор учащихся; 3. Воспитывать чувство сопереживания; желание помочь животным и птицам в трудные времена.
Оборудование: Учебник «Познание мира», Презентация, демонстрационный материал, снег и лёд для проведения опытов, листы белой и цветной бумаги, карточки для работы в группах.
Урок состоял из следующих этапов:
I. Организационный момент.
1. Тренинг
2. Деление на 3 группы
3. Позитив «Здравствуй, здравствуй, 1 класс»
II. Введение в тему.
-
Определение темы урока
-
Опережающие задания(чтение стихотворений учащимися)
-
Игра на сотрудничество «Собери картинку».
III. Работа по теме урока
-
Работа с пословицами.
-
Учимся составлять кластер « Признаки зимы»
-
Исследовательская работа. «Свойства воды и льда»
-
Ролик «Как образуются снежинки?»
-
Беседа об изменениях в живой природе
-
Ролик «Птицы зимой»
-
Игра «Да - нет»
IV. Итог урока
1. Тест
2. Чтение стихотворения «Ақ қыс»
V. Рефлексия «Нарядим ёлку»
Красный шар - у меня отличное настроение, мне было интересно на уроке.
Желтый - я испытывал небольшие трудности во время урока.
Синий - мне было очень трудно выполнять задания.
В данном уроке я использовала все семь модулей программы Кембриджского обучения:
- Новые подходы в преподавании и обучении
- обучение критическому мышлению
- оценивание для обучения
- использование ИКТ
- обучение талантливых и одаренных
- преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями
- управление и лидерство в обучении
Поставленных целей я добилась, об этом свидетельствуют ответы учеников и созданные ими постеры.
Активность на уроке была достигнута через систему вопросов, различные формы организации работы, использование проблемной ситуации, элементов занимательности и наглядности (мультимедийная презентация). Содержание материала и виды работы на уроке были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Цель и поставленные задачи проведённый урок достиг. Дети усвоили необходимый материал по теме «Зима»
Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических возможностей первоклассников. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных методов и приёмов помог каждому ребёнку продвинуться в своём индивидуальном развитии.
13