Шесть шляп, как метод развития мышления учащихся

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня ,в свете требований ФГОС очень актуальной является проблема создания, использования новых приемов, способов, технологий педагогической деятельности, ориентированных на развитие способностей и возможностей ребенка.

Школа не должна научить на всю жизнь, она должна научиться учиться всю жизнь. Как научить этому учащихся? Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность ,участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т.е. реализовать ключевые компетенции?

Приобретение компетенций базируется на опыте и деятельности обучающегося. Чтобы научиться работать- нужно работать. Чтобы научиться общаться- нужно общаться. Нельзя научиться пользоваться компьютером, не прибегая к практике, нельзя выучить иностранный язык, не разговаривая на нём. Сократ говорил: «Чтобы научиться игре на флейте, нужно (сделать паузу- возможно, аудитория закончит фразу) играть самому».Современные условия развития общества всё больше указывают на то, что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности и т.д. становится более актуальными. Педагогическому сообществу необходимо осознать, что и от нас требуется иной подход к организации образовательной среды и иные образовательные технологии.

Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня, учителя начальных классов, это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания. Я пришла к выводу, что действительно актуальна технология критического мышления Ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным, активизировать мыслительную деятельность учащихся при решении учебных задач на уроках любого предмета, способность думать и самостоятельно решать проблемы, не поддаваясь эмоциям, предрассудкам.

Наверняка у вас, достаточно опытных людей, имеется большой багаж методов и приемов , которые вы используете для активизации познавательной деятельности учащихся. Одним из направлений, которое вызывает интерес и педагогов, и родителей, и детей является метод «Шесть шляп мышления», предназначенный для того, чтобы научить людей более эффективно управлять своим мышлением. Возможно, вы знакомы с этим методом?

(СПРОСИТЬ АУДИТОРИЮ :

-ВАМ ЗНАКОМ ЭТОТ МЕТОД?

-У ВАС ЕСТЬ ОТНОШЕНИЕ К ЭТОМУ МЕТОДУ?

-ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЭТОД МЕТОД?

Об этом мы и поговорим с вами сегодня.

Для меня метод «Шляпы мышления» имеет значимый профессиональный интерес. Несколько лет я использую положения метода для организации своей педагогической деятельности. « Метод 6 шляп» разработан доктором медицины и психологии Оксфордского университета Эдвардом де Боне, крупнейшим специалистом с мировым именем в области творческого и концептуального мышления.(Слайд о БОНЕ)

И для начала напомню вам притчу о старом шляпнике. ПРИТЧА ПРИТЧА(ЖЕЛАТЕЛЬНЫ слайды,морда старика- благородного трудяги,шестерых сыновей под стать притчи:белый-деловой костюм без излишеств,типа клерка;черный-черный фрак,типаж Воланда-воплощения зла;красный-светский франт с бабочкой,тростью;желтый-румяный рыжий толстячок с веснушками; зеленый-типаж просвещенного интеллигента с одухотворенным выражением лица,синяя-типаж аналитика с калькулятором,диаграммами,схемами,чертежами). В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам. Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе. Первый говорит: «Возьму белую шляпу, так как белый - благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное - он выбрал синюю шляпу. Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца. Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, беспристрастно анализировать факты и события. Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, ранимым, и кому-то это нравилось, а кому-то - нет. Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось. Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным. Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал. Некоторых это раздражало, а кое-кто завидовал. Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше. Полагаю,что здесь нужно сделать паузу и понять,что обозначают цвета этих шести шляп. А чем закончилась притча, вы узнаете чуть позже,договорились? (Пояснения символов шляп -слайды). Согласитесь, что погладить себя по голове одной рукой- просто! Погладьте, пожалуйста, себя по голове, теперь по животику, а теперь начертите глазами восьмёрку. Очень хорошо. А теперь сделайте это всё одновременно. Легко? А теперь представьте себя на улице: вы торопитесь,перебегаете через дорогу,из сумочки достаете мобильный телефон,вам звонят,нужно найти в блокноте информацию, Очень часто в нашей голове происходит то же самое. Мы одновременно пытаемся удержать информацию, пытаясь при этом следовать логике. Наши эмоции также постоянно участвуют в игре. Кроме того, мы должны быть конструктивны. Иногда мы даже можем пытаться подходить к делу творчески и искать новые идеи. В результате всё это мешает прийти к конструктивному решению. Эдвард де Боно разделяет мышление на шесть типов: белая шляпа, красная, чёрная, жёлтая, зелёная, синяя) -Его слова: (1 слайд) Если наше дело в шляпе, если наше тело в шляпе, если наши мысли в шляпе, значит в шляпе-то вся суть! Презентация - Сейчас мы проведем фрагмент урока математики по теме « Во сколько раз больше или меньше», используя метод 6 шляп мышления Эдварда Де Боно в решении задач. - Нужно сказать, что учитель ранее на уроках объяснял принцип метода 6 шляп. Ученики знают значение каждой шляпы. СЛАЙДЫ - цели, оборудование

Решение Задачи 1.

Надеваем белую шляпу - и собираем информацию, которая у нас имеется. А имеются горшки с медом у Пуха и банки с вареньем у Барсука. Необходимо определить во сколько раз горшков с медом больше, чем банок с вареньем. Как это сделать?

Надеваем черную шляпу - ребята, рассмотрим какие имеются недостатки, проблемы в решении задачи.

Надеваем красную шляпу - ребята выскажите свои эмоции предположения по данному вопросу, есть ли у вас предложения, как решить задачу, что необходимо сделать.

Надеваем желтую шляпу - мы видим, что у Пуха больше горшочков чем у Барсука. Давайте посчитаем сколько горшков с медом и банок с вареньем. Каким правилом можно воспользоваться, чтобы узнать во сколько раз горшков с медом больше, чем банок с вареньем?

Надеваем зеленую шляпу - мы определили, что горшков 5 рядов по 3 = 15 и банок 1 ряд по 3 = 3. 15>3 воспользуемся правилом: Поделим большее число на меньшее получим 5. В 5 раз.

Надеваем синюю шляпу - подведем итог: использовав ПРАВИЛО мы выяснили, что горшков с медом в 5 раз больше чем банок с вареньем.

А банок с вареньем в 5 раз меньше, чем горшков с медом.

ПРАВИЛО: Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.

-Рассмотрим еще один фрагмент урока окружающего мира, 2 класс, УМК «Система Л.В.Занкова» Тема:«Познай себя» (2 урок по теме «Планета профессий «Человек - Человек»). Задачи урока:

  • Познакомить с профессиями группы «Человек - Человек»через творческое домашнее задание, которое презентовалось каждой группой на уроке.
  • Развивать информационную компетентность через работу с разными источниками информации и самостоятельную ее обработку.
  • Формировать готовность к общению и сотрудничеству (коммуникативную и кооперативную компетентности) через технологии «Перспектива», «Шесть шляп мышления».
  • Формировать контрольно-оценочную самостоятельность

Ход урока:



Учитель: Сегодня на занятии, знакомясь с той или иной профессией, мы должны ответить на вопрос «Какими качествами должны обладать люди данных профессий?» Мы будем работать четырьмя творческими группами, то под одной или другой шляпой. Дома вы готовили сообщения о людях разных профессий. Игра будет проходить в четыре раунда. После каждого раунда группы меняют свои ролевые позиции. Под полями зеленой шляпы первыми будут выступать «НОВАТОРЫ». Они должны рассказать об истории той или иной профессии, о качествах личности. «ОПТИМИСТЫ» выступят под полями желтой шляпы. Им необходимо заметить в выступлении «новаторов» все положительные моменты. «ПЕССИМИСТЫ» же наоборот, выступая под полями черной шляпы должны увидеть в выступлении ребят все недостатки, «минусы», в корректной форме их высказать. Ну и, наконец, «ЭКСПЕРТЫ», выступая под полями синей шляпы, оценивают работу каждой творческой группы. У «новаторов» отмечают:

  • Достоверность материала;
  • Опору на свой жизненный опыт;
  • Использование дополнительного материла;
  • Четкость речи;
  • Зрелищность презентации.
Оценивая «оптимистов», отмечают все ли + увидели ребята. Если «эксперты» увидели дополнительные +, они имеют право снизить балл «оптимистам». Оценивая работу «пессимистов», отмечают, все ли - были замечены, корректно ли сообщались замечания. Если «эксперты» заметили дополнительные -, они имеют право снизить балл. . Важный момент, все эмоции и чувства, то есть нахождение под полями красной шляпы, можно высказать только в перерывах между раундами. Группа будет получать штрафные очки, если во время выступления кто-то из участников подгруппы будет делать замечания вслух, обсуждать свои вопросы, вести себя некорректно. Учитель: Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке и работу своих товарищей.

Шесть шляп, как метод развития мышления учащихся





Перед вами рисунок шляпки. Если вам все понравилось, у вас хорошее настроение - раскрасьте шляпку в желтый цвет. Если вам было трудно, что-то у вас не получалось, и вам хочется что-то исправить, раскрасьте шляпку в зеленый цвет. А если вам было скучно и неинтересно - в черный.


А теперь вернемся к нашей притче. «Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…» -Как вы думаете, что решили сделать братья?
Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны. Смена шляп - ключевая идея метода де Боно. Меняйте шляпы, коллеги)))
Предлагаю немного отвлечься и разыграть всем нам известную сказку « Репка», используя метод 6 шляп. ( делимся на 6 групп. Каждая получает свой текст. На подготовку 3 мин) Представитель каждой группы читает свою версию сказки.

"Сказка про репку" от шести шляп


Шесть шляп, как метод развития мышления учащихся



Версия Белой шляпы В хозяйстве «Последствия Октября», в центральной усадьбе проживает семья И.В. Пупыркина, который, по словам соседей, занимается выведением новых видов овощных культур. Лицензии на данный вид деятельности г. И. В. Пупыркин не имеет. Первого мая 2001 года г. И. Пупыркин начал эксперимент по выращиванию выведенной им репы пупырчатой. Данный сорт репы получил латинское название «Репус пупыргигантикус». Товар не сертифицирован. Согласно предположениям исследователя, данный сорт репы растет в два раза быстрее обычных сортов, а его урожайность в три-четыре раза выше, чем у имею­щихся аналогов. Пятнадцатого июня 2001 года г. Пупыркин приступил к сбору урожая. Репа дала такой большой урожай, что семья Пупыркиных, состоящая из трех человек и двух домашних животных, не справилась с его уборкой. После рассмотрения запроса г. И. Пупыркина правление хозяйства выделило ему репоуборочный комбайн системы «Грызун». С помощью репоуборочного ком­байна урожай был убран силами семейной бригады Пупыркиных.

Версия Черной шляпы В одной заброшенной деревне, в которой и было-то два полуразрушенных дома, жили-были дед да баба. Были они старые и хворые. В хозяйстве остались у них только облезлые да хромые кот с собакою, да мышь немощная. И вот, когда все были уже при смерти от недоедания, приехала из города внучка. Вся продвинутая такая: губы накрашены, пахнет дорогим парфюмом, в то время, когда родные де­душка и бабушка помирают с голоду! У бабы с дедом глаза заблестели - надежда появилась, что внучка их накормит. Но не тут-то было! Внучка тут и говорит: - Благотворительностью заниматься сейчас невыгодно! Вы и так на свою пен­сию у меня треть налогов забираете, а еще говорите, что есть нечего! «Чтобы накормить голодного, не надо ему давать рыбу, надо научить его ловить рыбу!» - так говорят умные люди! - Деточка! - взмолились дед с бабкой. - Да нам рыбу-то и есть нечем - зу­бов-то нет! Нам бы хоть репку вареную покушать, - просят старые. - Нечего вам тут хандрить, да придуриваться, - отвечает внучка, - чай, не в загазованном городе живете, а на свежем воздухе! Вот вам семя репки - новый сорт, французский, голландского развеса. Посадите - вырастет. Если не отрави­тесь, семенами потом торговать будем. Хорошо, на ту пору уже снег сошел, земля, вроде, отогрелась. Пошел дед в огород, посадил семечко. Сидят дед с бабкой в избе неделю, другую, третью... И видят, небо все хмурит­ся, да хмурится, солнца не видно, а дождь не идет. Решил дед все-таки из дома выйти, посмотреть, что за погоды во дворе стоят такие хмурые. Вышел дед на улицу - солнце светит. А под окном гигантская репа вымахала! В два раза больше самого деда вместе с бабкой, если их друг на дружку поста­вить! Вот что свет загораживало. Дед и не пробовал даже вытаскивать ее из земли. Подошел так пару раз, но­жичком по кусочку отрезал, бабка сварила, они наконец поели. На ту пору внучка опять приехала, смотрит на репу - слюни текут. Так и за­хлебнулась в слюне-то. А бабка с дедом еще долго ту репу отрезали, да варили, делились с собакой, кошкой и мышью. Только все сильно сокрушались, что наслед­ников у них нет, не на кого семена репкины оставить...

Шесть шляп, как метод развития мышления учащихся



Версия Желтой шляпы В одной процветающей чудесной стране жила-была пара любящих друг друга, уже немолодых людей. За свою жизнь они принесли много добра: родили и воспи­тали детей - теперь те в городе живут, пользу людям приносят, построили краси­вый прочный дом - он еще и правнукам служить будет, защищали окружающую природу, помогали животным. Несмотря на почтенный возраст, они не тратили свое время на просмотр «мыльных опер» или на обсуждение сплетен и политических новостей. Все свободное время они посвятили выведению и выращиванию новых сортов фруктов и овощей. С одной сто­роны, это приносило им дополнительный доход, а с другой - им нравился сам процесс селекции. Общее дело объединяло их и укрепляло их чувства к друг другу. Однажды, собравшись вечером у телевизора, их дети, живущие в городе, уви­дели репортаж о вручении государственной премии родителям. Те стояли рядом с гигантской репой, которая заняла первое место на выставке достижений сельско­го хозяйства. Премиальные деньги принесли большую пользу: внучка была отправлена на обучение в Гарвардский университет, а сами супруги наконец смогли осуществить давнюю мечту - отправились в кругосветное путешествие вместе со своими люби­мыми животными. Версия Красной шляпы - Вот жизнь, елки-палки, крестьянская, - сокрушенно сплюнул дед и раздра­женно пнул ком грязи. - И семян-то приличных не купить! Одна репа осталась, - уже печально закончил он и обессилено присел на бревно. -Что делать, и на том спасибо при наших-то пенсиях, - примирительно вор­ковала бабка. -Да ты что, старая, этого негодяя агронома задумала защищать, - в гневе заорал дед. - Это он все лучшие семена захапал, а нам неходовую репу подсу­нул! - и дед с чувством сломал подвернувшуюся под руки ветку. - Ничего, ничего, ты посади, может, вырастет, - сказала бабка, смахнув, пока никто не видит, скорбную слезу. Долго ли коротко ли, выросла репка, да такая огромная, что и солнца не ви­дать. -Ого! - только и смог сказать дед, удивленно почесывая затылок. -Вот бог послал, так послал! - радостно залепетала бабка. - Услышал наши молитвы, - и слезы радости полились из глаз бабки. -А этот агроном, ничего, парень толковый, - романтично протянула внучка, но так, чтобы ее никто не услышал. - Нашли, чему радоваться, не мясо же выросло, - разочарованным хором тявкнули и мяукнули Жучка и Мурка. - Репка, конечно, не сыр, но есть можно, - загадочно пискнула мышь, урча брюхом. Все вместе, ведомые каждый своим ожиданием, они вытащили репку. И радо­вались урожаю, как дети. Версия Зеленой шляпы Когда у деда на огороде выросла невиданных размеров репка, встал вопрос: как ее выкапывать и использовать. Дед, а о нем нужно сказать, что он был заслу­женный изобретатель и рационализатор, собрал свое семейство для проведения «мозгового штурма». - Итак, - начал он, когда его жена, внучка, собака, кот и белая мышь были в сборе, - перед нами стоит серьезная, но приятная проблема. Урожай выведенной тобой, внучка, репы, показал жизнеспособность этого сорта! Поздравляю! Он превзошел все ожидания. Но что будем делать? Предлагаю создать поле идей по проблеме - как выкопать репку. Высказывайтесь, пожалуйста! - Предлагаю пригласить Ваньку из соседнего села с бригадой, - потупившись сказала внучка. - Отлично, записываю, - отреагировал дед. - А я предлагаю отрезать от репки по кусочку, пока не кончится, - сказала бабка, потирая руки. - Отлично, записываю, - отреагировал дед. - Предлагаю наброситься на нее всем вместе с разбегу, - протявкала поро­дистая Жучка. - Отлично, записываю, - отреагировал дед. - А я считаю, что ее надо поливать молоком, чтобы корни захлебнулись и сами отсоединились от земли, тут мы репку и поймаем, - мяукнул кот, облизываясь. - Отлично, записываю, - отреагировал дед. - А я, - пискнула белая мышь, - могу подточить корешок репки, если вы обес­печите меры безопасности. -Замечательно, - сказал дед. - А теперь проведем оценку и отбор... Так, продемонстрировав навыки ситуационного анализа, семья вытащила реп­ку. Потом также творчески они подошли и к проблеме ее использования. На рынок поступили новые консервы из репы, которые принесли семье нема­лые доходы. Версия Синей шляпы Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая. Захотел он вытянуть ее, да не смог один. Ему потребовалась помощь всей семьи, включая даже, на первый взгляд, бесполезного и вредного персонажа. Имеется в виду, конечно, мышь. В чем смысл произошедшего не только для отдельно взятой крестьянской семьи, а для человеческого пути? Иногда плоды наших трудов неожиданно велики. Но не надо стремиться пожи­нать их в одиночку, необходимо делиться. С другой стороны, сколько же нужно труда вложить, чтобы выросла репка, да еще большая-пребольшая? За этой про­стой метафорой скрывается колоссальный объем внутренней работы, которую делает человек, идущий своим Путем... Никто не видит этого труда, многие дума­ют, что это так просто - вырастить репку! А вы попробуйте! Нет, не каждый на это способен. Здесь, по-видимому, имеется конфликт между творцом и потребителем. Дед, посадивший репку, - творец. Потребитель - тот, кто над ним смеется. Поду­маешь, мол, репка! Но нет - репка это, конечно, не колбаса, но очень полезный продукт. Кстати, если посмотреть состав полезных веществ в колбасе и репке, кто выиграет? Поэтому дед - дальновидный, заботливый хозяин. Он не станет выращивать продукт, вредный для потенциального потребителя, он - подвижник здорового образа жизни!

Сказка «Репка» от имени Черной шляпы

Посадил дед репку. Выросла репка большая - пребольшая. Дед и думает: «Что-то здесь не так! Уж больно она огромная!» И испугался дед, что репка его - генномодифицированная. А тут рядом еще атомная электростанция, мало ли, вдруг радиация! Сел дед, пригорюнился. Решил бабку позвать, посоветоваться. Она как про радиацию услыхала, ноги в руки и бегом подальше от дома!

Дед думает: «Как же я без бабки-то теперь? Надо внучку позвать!» А внучка с родителями в лес за грибами ушла.

Стало темнеть, дед за бабку с внучкой еще пуще заволновался: темно все-таки, в лесу волки воют, по дорогам разбойники да бандиты всякие шастают.

Тут Жучка залаяла, прямо с цепи срывается. «Ну все!» - подумал дед. - «Собака, и та взбесилась, все эта проклятая радиация! Совсем я один остался, некому мне помочь, хоть ложись и помирай!» - и дед заплакал.

Делать нечего, пошел он в избу, не сидеть же ночь на улице. А в избе кошка, лежит на печи, признаков жизни не подает. Тут с дедом чуть сердечный приступ не случился, стал он задыхаться и за сердце хвататься. «Ну все!» - думает. - «Погубила меня наша экология да эти ГМО проклятые!» Прилег дед на лавку, лежит, еле дышит. Смотрит, мышь бежит, да кусочек сыра во рту несет. «Мышка, не ешь его, он из молока коровы сделан, что на лугу у АЭС пасется!» - в панике закричал дед. А мышка себе дальше в норку побежала.

Начал дед ворочаться на скамье с беспокойства да неудобства. Тут еще свет слепящий в глаза ему засветил… Дед со скамейки-то и упал!

Глаза открывает, глядь, за столом бабка с внучкой, пирожки лепят, кошка сметану лижет из блюдца. «Ничего не понимаю…» - пробормотал дед. Глядь в окно, а там Жучка на цепи бегает, хвостиком виляет. А под полом мышь пищит.

«Эх и беспокойно ты спал, дед!» - говорит ему бабка. - «Так с лавки и свалился!» Дед в недоумении, как так?! И рассказал домочадцам свой сон.

Подивились они такому, а бабка и говорит: «Ты так распереживался наверно потому, что рядом завод нефтяной строить хотят! Так ты не бойся, мы с Никитичной сегодня с утра по деревне прошли, подписи собрали, да депутату нашему отнесли, чтоб стройку эту подальше от нас перенесли, он помочь обещал! И даже вахту для рабочих выделить!»

Вздохнул дед с облегчением, да вдруг как подскочет: «А как же репка?!» «А что репка, ее вон 2 грядки целых! Ты если себя хорошо уже чувствуешь, то пошли урожай собирать, внучка пока пирожков напечет, Жучка будет дом сторожить да ее охранять, а кошка мышей ловить,» - сказала бабка.

Дед обрадовался, что у них все так ладно да складно в доме, пошли они с бабкой репу убирать (вполне таких обычных размеров!). Собрали они большой урожай, которого на всю зиму хватило. И варили они репку, и тушили, и в печке запекали. Кушали да нахваливали!

А завд построили в 10 км от деревни. Рабочие туда на новом автобусе ездят. И живут они всей деревней, поживают, добра наживают. А дед теперь спит спокойно и с лавки больше не падает!

_______________________________________________________________

Шесть шляп, как метод развития мышления учащихся

Ну и немного поговорим еще об одном методе развития познавательной, активной деятельности уч-ся на уроке- групповой метод.

Приложение. Слайд 1.

Мы знаем, что в школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в начальной школе мы должны сформировать у младшего школьника основные компоненты этой ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. А это возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно при использовании парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.

Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться - это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман). Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

Именно актуальность организации групповой работы в системе развивающего обучения определила тему нашего Круглого Стола.

Слайд 2.

Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Слайд 3.

Задачи групповой работы:

  1. Активизация познавательной деятельности.

  2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

  3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).

  4. Совершенствование межличностных отношений в классе.

Слайд 4.

Плюсы и минусы групповой работы.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Плюсы:

  1. Повышается учебная и познавательная мотивация.

  2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

  3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

  4. Улучшается психологический климат в классе.

Минусы.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

  1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

  2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

  3. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

  4. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

  5. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

Слайд 5.

Принципы групповой работы.

С целью успешного проведения групповой работы важно соблюдать следующие принципы:

  1. Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.

  2. Учитывать особенности состава группы.

  3. Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.

  4. Распределять роли между участниками группы.

  5. Организовывать коммуникацию в группе и между группами.

  6. Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.

Слайд 6.

Варианты комплектования групп.

Разделение класса на группы - это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

  • Разделитесь на группы по ... человек.

  • Разделитесь на ... равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная - согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой - изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела - конкуренции).

4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».

5. По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

Слайд 7.

Виды групповой работы.

Назовем несколько видов групповой работы, которые можно использовать на уроках в начальной школе.

  • Работа в парах.

  • Мозговой штурм.

  • Игра «Продолжи».

  • Охота за сокровищами.

  • Снежный ком.

  • Мозаичная группа или Пазлы.

  • Прием «Зигзаг». (Метод пилы).

Слайд 8.

Мозговой штурм.

  • Используется для генерации идей.

  • Соблюдается жесткий регламент.

  • Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).

  • После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.

Слайд 9.

Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий).

Слайд 10.

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы.

Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания.

Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Слайд 11.

Снежный ком.

Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Слайд 12.

Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

В заключение работы делают выводы.

Слайд 13.

Прием «Зигзаг». Или метод пилы.

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Слайд 14.

Поведение учителя во время проведения групповой работы.

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:

  1. Он может контролировать.

  2. Организовывать.

  3. Оценивать работу учеников.

  4. Участвовать в работе группы.

  5. Предлагать участникам разные варианты решений.

  6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:

  • сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;

  • воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;

  • уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;

  • исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);

  • оказывать давление на участников или мешать им высказываться.

  • нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;

  • нельзя давать слишком категоричных оценок - они действуют на участников подавляюще;

  • не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.

  • и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.

Слайд 15.

Принципы выбора заданий для групповой работы.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

Целесообразно использовать:

  • задания, которые требуют выполнения большого объема работы;

  • задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;

  • задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;

  • задания, требующие принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы.

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

Слайд 16.

Правила совместной работы.

В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью который учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.

На слайде показаны примерные правила совместной работы.

Слайд 17.

Критерии эффективности групповой работы. (Приложение 1)

Учитель может оценить эффективность групповой работы на уроке по следующим критериям.

Попробуем оценить эффективность групповой работы на посещенных нами уроках по данным критериям.

Слайд 18.

Советы учителю.

В заключение несколько советов по учителю по организации групповой работы:

  • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

  • следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

  • групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I - II классах, не более 20-30 минут - в III - IV классах;

  • нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.


-Подводя итоги нашей беседы, нужно отметить что изучение метода Эдварда де Боне, помогает в организации работы в группах, для формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Использование данного метода в сочетании с традиционной методикой преподавания гарантирует:

  • комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения;
  • высокий и прочный уровень обученности учащихся;
  • формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться; дискутировать;
  • объединение учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс;
обеспечение эффективной социализации учащихся


Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать инте-ресными и увлекательными не только работу учащих-

ся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги в изучении математики. Занимательность услов- ного мира игры делает положительно эмоционально

окрашенной монотонную деятельность по запомина-нию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизи-рует все психические процессы и функции ребёнка. Дру-гой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации,т. е. усваиваемый учащимися материал проходит через

своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Дидактические игры на уроке

Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят навыков хорошего счёта. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет инте-рес как к счёту, так и к урокам вообще. Для того чтобы возбудить интерес к счёту, активизировать мыслительную деятельность, необходимо использовать дидактиче-ские игры.

Перед игрой учитель должен доступно изложить её сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое обо-

рудование, сделать нужные записи на доске.В игре в той или иной роли должен участвовать каж-дый ученик класса.

Если у доски работает небольшое число учащихся,то все остальные должны выполнять роли контролёров,судей, учителей и т. д. Характер деятельности учащих-ся в игре зависит от места игры на уроке, от её места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа. Если игра исполь-зуется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические дей-ствия детей с группами предметов или рисунков.

В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности - исполнительную, воспроизводящую, контролирующую и поисковую

В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения математике.

На каждом уроке необходимо создать такую учеб-ную ситуацию, которая позволила бы каждому ребён-ку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать

игра, которая способствует развитию познаватель-ной деятельности и воспитанию нравственных начал.

Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника,дают большой результат. У ребёнка в начальной школе фантазия развита настолько, что позволяет ему оказы-ваться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру.

Приводим пример некоторых дидактических игр.

Яблонька ( слайд)

Дети получают задание - выбрать те яблоки, на которых записаны примеры, например с ответом 15.

7 + 8

6 + 9 4 + 8

3 + 7

8 + 8

9 + 7

Наряди ёлочку (слайд)

Учитель вывешивает два плаката с изображением ёлочек. На доске записаны столбики примеров (от 8 до10 в каждом). К доске выходят два ученика. По сигна-

лу учителя дети начинают решать примеры. Решив при-мер, ученик вешает игрушку на свою ёлочку. Кто первым повесит последнюю игрушку, тот получает приз - рису-нок с новогодней игрушкой.

5 + 2 =

7 + 4 =

12 - 6 =

14 - 7 =

3 + 8 =

5 + 6 =

15 - 9 =

13 - 6 =

Кто больше примеров составит?

Учитель ставит песочные часы на видное место и задаёт задание придумать примеры на сложение двух чисел, одно из которых однозначное, другое двузнач-

ное, сумма их равна 60, и записать в тетрадь. По исте-чении времени (3 мин) работа прекращается. Побежда-ет тот, кто составит больше примеров.

Кто считает лучше?

Учитель делит класс на три команды. Каждый член команды получает карточку с числом от 1 до 10. Учитель читает пример. Ученик, у которого на карточке соответ-ствующий результат, встаёт. Тот, кто первым даёт пра-вильный ответ, приносит своей команде очко. Побежда-ет команда, набравшая больше очков.

Узнай слово ( слайд)

На доске записаны примеры. Дети решают их. Каждо-му числу в ответе соответствует определённая буква.Ученики ставят буквы по порядку и разгадывают слово

3 7 12 14 8

Ж Р И А Ф

9 - 6 = 16 - 9 =

7 + 5 = 6 + 8 = 9 + 9 =

.Особый интерес у детей вызывают задания, в кото-рых принимают участие любимые герои сказок или мультфильмов.

Задачи с любимыми героями(слайд)

1) Когда Карлсон украл у домомучительницы 9 плюшек, то у неё осталось ещё 14 плюшек. Сколько плюшек было у домомучительницы?

2) Один гном нашёл в своей подземной пещере 15 изумрудов, а другой - на 4 изумруда меньше. Сколь-ко всего изумрудов получит в подарок Белоснежка?

Урок-игра

Особенно ребята любят, когда весь урок проходитв игровой форме. Это такие уроки, как:

• урок-сказка;

• урок-КВН;

• урок-путешествие;

• урок-кроссворд;

• урок-смотр знаний.

Для создания игровых ситуаций учитель может использовать исторические экскурсии, жизненные фак-ты, занимательные задачи, научно-популярные расска-

зы, отрывки из литературных произведений и т. п. Ребя-та любят выступать в качестве историков, фокусников, сказочных героев, экскурсоводов, почтальонов и т. п.

При подготовке таких уроков можно заранее поручить детям подготовить сообщение из истории математики, занимательную задачу, математический фокус и т. д.

Помоги Золушке (игра, которая длится целый урок)

Злая мачеха закрыла Золушку на чердаке и на каждом этаже дома повесила по огромному замку. Но мы сможем освободить бедную Золушку, если будем выполнять задания, записанные на замках (задания раз-ного вида: задачи, примеры, неравенства, геометриче-ские задания и т. д.).

Деловые (имитационные)игры на уроках математики

в 3-4 классах

Дидактическая( слайд)

игра Тема урока

«Строитель» «Площадь многоугольников»,

«Периметр многоугольников»

«Конструктор» «Преобразование фигур на плоскости»

«Проектировщик» Решение задач с помощью движений

(симметрия, параллельный перенос)

«Магазин» Решение задач на нахождение цены,

количества, стоимости

Использование дидактических игр даёт наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с не устой-чивым вниманием, пониженным интересом к предме-ту, для которых математика кажется скучной и сухой наукой.

Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, активизирует мыслительную деятельность младших школьников, вносит раз-нообразие и эмоциональную окраску в учебную работу,

снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характе-ру математического материала является эффективным

средством активизации учебной деятельности школь-ников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умст-венной деятельности.

Ожидаемые результаты ( слайд)

использования игры на уроке

игры активизируют мыслительную деятельность

на всех стадиях изучения материала;

игры активизируют познавательную деятельность

на всех стадиях изучения материала;

игры расширяют кругозор,

повышают учебную мотивацию;

с помощью игры легче устанавливать

эмоциональный контакт с учащимися.

В заключение можно сделать вывод, что использо-вание игровых технологий в период обучения в началь-ной школе является наиболее эффективным средством повышения качества знаний учащихся по предмету. Поэ-тому творчески работать следует каждому учителю. Учитель должен прежде всего обладать творческой деятельностью, умело и методически правильно использовать данное средство, способствуя активизации мыслитель-

ной деятельности.

Использование на уроках игровых методик явля-ется важным средством воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к математике, что очень важно. У многих детей обнаруживаются большие способности, ини-циатива, изобретательность.


© 2010-2022