Разработка раздела образовательной программы по литературному чтению 1 класс. Жили-были буквы

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 47










Методическая разработка раздела образовательной программы

«Жили-были буквы»

по литературному чтению в 1 классе



Выполнила:

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 47 п. Фролищи

Володарского района

Нижегородской области

Чивикина Ольга Николаевна







2014-2015 учебный год



Актуальность опыта

Современное образование ориентировано на развитие личности. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Как показывает педагогическая практика, большинство учащихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 5 классах начинают терять интерес к учёбе, а особенно к изучению литературы. Это приводит к тому, что среднестатистический выпускник школы не обладает творческой инициативой, не имеет навыка самостоятельного движения в информационных полях. Снижение интереса школьников к изучению литературы, понижение творческой активности учеников заставило меня, как учителя, задуматься над этой проблемой. Более глубоко была изучена методическая и психолого-педагогическая литература по проблеме мотивации учения и сделан вывод о необходимости развития творческой составляющей у учащихся. На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить свою индивидуальность. Так возникла идея о приобщении учащихся к исследовательской деятельности на уроках литературы.

В последнее время интерес учеников к изучению литературы снижается. Одной из причин подобной ситуации является несоответствие объёма информации, которую ребёнок должен освоить, и отводимым для этого временем в рамках школьного урока. Ещё одна серьёзная причина снижения интереса учащихся к изучению русского языка и литературы - в преобладании репродуктивных заданий в большинстве учебников. Может ли подобная ситуация способствовать развитию творческих способностей?

Таким образом, возникает противоречие между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и необходимостью применять новые средства и методы для повышения уровня развития творческого начала личности школьника. Помочь в разрешении данного противоречия может внедрение исследовательской технологии на уроках литературы. Все это послужило началом работы по данной проблеме и формированием педагогического опыта по теме «Исследовательская деятельность на уроках литературы как средство развития творческой личности обучающихся».

Новизна опыта Новизна состоит в использовании системы работы, основанной на применении методики поэтапного приобщения учащихся к исследовательской деятельности на уроках литературного чтения с целью формирования творческой личности, способной к самореализации.

Цели и задачи опыта


Представленный опыт работы направлен на создание необходимых условий, содействующих развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся и усилению их мотивации в изучении литературы на основе использования проектно-исследовательского метода как средства творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности.

Ожидаемые результаты

Креативная личность школьника, конкурентноспособный ученик.

Теоретическое обоснование опыта



В настоящее время в качестве одной из важнейших задач общего образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера (В.И. Андреев, З.И. Васильева, Е.И. Казакова, И.А. Колесникова, О.Е. Лебедев, А.С. Роботова, Г.С. Сухотская, А.П. Тряпицына и др.). При этом овладение учащимися методами исследовательской деятельности ученые относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных школьников. В исследованиях В.И. Андреева, С.П. Арсенова, Л.В. Гурьева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.В. Козловой, Л.М. Федоряк, З.А. Хайретдиновой, Д.Б. Эльконина и др. подчеркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Исследование (в широком смысле - как способ освоения нового) является неотъемлемой частью жизни любого человека и, конечно же, с древних времен этот вид познавательной деятельности выделялся как элемент процесса обучения. В настоящее время в педагогической теории и практике исследовательская деятельность школьников рассматривается как одно из средств реализации личностно ориентированной парадигмы образования, предполагающей развитие креативности на основе организации обучения, способствующего творческому усвоению знаний. Отмечается необходимость перехода к непрерывному образованию исследовательского типа, которое рассматривается как одно из основных решений проблемы самообразования, является условием формирования не только познавательной активности, потребности в творческой деятельности, но и развития всех ключевых потенциалов учащегося. Вместе с тем по-прежнему актуальна более узкая трактовка, согласно которой обучение в целом есть вид (или часть) научного познания и исследовательская деятельность школьников является результатом выявления особенности обучения по сравнению с научным исследованием. Исследовательская деятельность обучаемых, как творческая по характеру, проходит следующие этапы: - возникновение идеи или проблемы; - решение задачи (сбор и анализ информации, выработка идеи решения, обсуждение их с преподавателем, моделирование); - реализация идеи на практике. Творческая деятельность предполагает создание нечто качественно нового, ранее неизвестного. Английским ученым Г. Уоллсом (1924) были выделены четыре фазы творческого процесса: подготовка, созревание (идеи), озарение и проверка. Таким образом, учебно-исследовательская и творческая деятельность взаимно дополняют друг друга. При изучении и оценке качества знаний, умений и навыков учащихся ученые выделяют три уровня: репродуктивный, конструктивный и творческий. Многолетней практикой доказано, что самые прочные знания приобретаются учащимися в ходе исследовательской деятельности и имеют творческий уровень. Приемы мышления, которые обеспечивают этот уровень знаний, также являются творческими: ученики определяют тему и задачи работы, формируют гипотезу и план поиска, превращая ее в решение, вывод, затем проверяют полученные данные. Знания творческого уровня достигаются эвристическими и исследовательским методами, которые побуждают учащихся к самостоятельной творческой деятельности. Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся: - формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке; - значительно расширяется кругозор в предметных областях; - происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения; - наилучшим образом развиваются творческие задатки. К основным видам творческой деятельности школьников относятся следующие виды работ: - информационно-реферативные; - проблемно-реферативные; - экспериментальные; - натуралистические и описательные; - исследовательские. Перечисленные виды творческой деятельности школьников имеют общие элементы. Это, прежде всего компиляция литературных данных. В случае реферативных работ компиляция является основным содержанием работы, в случае трех последних выступает в качестве литературного обзора. Таким образом, учебно-исследовательская деятельность выступает одним из мощных инструментов по формированию творческих способностей школьников. Навыки творческой деятельности готовят учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем. В результате изучения методической и психолого-педагогической литературы автором опыта был сформулирован вывод: чтобы добиться повышения интереса учащихся к изучению русского языка и литературы, нужно сделать обучение желанным процессом. А это возможно благодаря развитию творческих способностей школьников. Возник новый вопрос: какая технология может способствовать развитию у детей творческих способностей, поможет ученику стать творческой личностью? Для решения этой проблемы мы определились со спектром способностей, которыми должна обладать творческая личность. В этом нам помогла найти книга «Поиск новых путей: из опыта работы» (С.Н.Громцева). К творческим способностям следует отнести: - стремление исследовать и открывать новое; - гибкость в мышлении; - способность находить нестандартные пути решения проблемы. Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения для развития творческой личности недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Одной из таких технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса и продуктивно развивать креативную личность, является исследовательский метод, представляющий собой систему обучения, гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных возможностей, волевых качеств в процессе исследования под контролем учителя. Результаты ученического исследования должны иметь практическую значимость. Именно этими идеями педагогической науки я и руководствуюсь при реализации данного опыта.

Пояснительная записка к программе Рабочая программа по литературному чтению разработана для 1-4 классов на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 - 4 классы» Литературное чтение - один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи­вает результативность по другим предметам начальной школы. Курс литературного чтения направлен на достижение следу­ющих целей: - овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение; - обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран. Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире. В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях. На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить. Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства. Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.


Курс литературного чтения в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Цель изучения литературного чтения в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. А.С. Пушкин утверждал: «Чтение - вот лучшее учение». Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, книге. «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова. Художник-автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель». (С.Я. Маршак. «Воспитание словом»). Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). В решении этой важной задачи особую роль играют МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ и ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ связи курса литературы, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определённой литературной школы, направления, выявление литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий. ПРИНЦИП КОНЦЕНТРИЗМА, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определённым авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста. Одним из признаков правильного понимания текста является ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться учителем в продуманной системе. С целью СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ в учебниках и учебниках-хрестоматиях даны специальные рубрики, обращающие внимание учащихся на работу со словом. В программу включён перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказов, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы (создание сказок, былин, стихотворений, очерков, рассказов). Уроки ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков. Обучение учащихся 1 класса осуществляется по учебнику Литератураное чтение 1 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. Авт.-сост. Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой - М.: Просвещение, 2012. «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте. Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения. Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником раз личного вида информации и формирование библиографических умений. Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздоя направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения. Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идет освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей. Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения. Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, поп и мать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится па основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения. Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-по шли; цельные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста. Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные Средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи). При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства. Анализ образных средств языка в начальной школе проводится и объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему. Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей). На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения. Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать Художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются об разные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства. Место курса «Литературное чтение» в учебном плане Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2-4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Результаты изучения курса Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностные результаты: 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относится к людям иной национальной принадлежности; 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу; 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развития мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за сноп по ступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб ной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение, способами решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представления ин формации о книгах; 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации ин формации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать раз личные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой литературы, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 3) достижение необходимого для продолжения образовании уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 4) использование разных видов чтения изучающее (смысловое, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении и давать и обосновывать нравственную оценку поступков героем; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; 6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; 7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; 8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

Цели и задачи педагогической деятельности при изучении раздела образовательной программы «Жили-были буквы»


Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности посредством внедрения исследовательской деятельности на уроках литературного чтения. Учитывая, что организовать ученическую деятельность, связанную с решением творческой задачи, нужно так, чтобы школьники сами делали свои первые учебные открытия, выделим задачи, способствующие формированию и развитию творческой личности:

  1. развивать умение самостоятельно творчески мыслить и использовать это умение на практике;
  2. развивать познавательные навыки, умение ориентироваться в информационном пространстве; умение видеть проблему и прогнозировать способы её решения.
Выполнение исследования в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности. Подобный вид деятельности в области литературы формирует навыки самостоятельной работы с художественным и литературоведческим текстом, обогащает читательский опыт, формирует лингвистическую компетентность, способствует развитию творческих способностей ученика.

Триединая дидактическая цель раздела


  1. Познавательная: знакомство с понятием «автор», «писатель», «произведение», «действующие лица», сочинять двустишие о букве, делить текста на части, составление картинного плана,
  2. Развивающая: совершенствовать навык чтения, формирование навыков выразительного чтения текстов по ролям (орфоэпически, с разной интонацией), умение анализа и сравнивать произведения, развитие творческих способностей учащихся.
  3. Воспитательная: воспитание у учащихся интереса к чтению, воспитание у детей любви к своему.
..

Ожидаемые результаты освоения раздела программы

  1. Сформированный интерес к чтению как основному виду учебной деятельности у учащихся.
  2. Знание учащимися основных литературных понятий (фольклор, устное народное творчество, сказка, её виды, эпитет, гипербола, сравнение, сказочные формулы).
  3. Умение учащихся проявлять свои творческие способности посредством исследовательской деятельности на уроках литературы.
  4. Повышение уровня воспитанности учащихся.

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями


В 2014-2015 учебном году в 1 классе обучалось 15 человек. Из них 10 мальчиков и 5 девочек. 13 учащихся 2007 года рождения и 1 ученица - 2006г.р., 1 ученик - 2008 г.р. Неуспевающих учащихся нет. Все учащиеся данного класса обладают всеми видами восприятия (форма, пространство, цвет, величина, целостное изображение). Это позволяет им успешно овладевать знаниями по всем учебным дисциплинам. У 100% учащихся данного класса развиты познавательные и психические процессы: 1. ВНИМАНИЕ. 78% учащихся обладают устойчивым произвольным вниманием. Лишь у 28% учащихся внимание неустойчивое. Периодически возникают сложности с переключением внимания с 1 вида деятельности на другой. 2. ПАМЯТЬ. У 100% учащихся хорошо развита наглядная память (образ предмета, картинка). Если сравнивать развитие слуховой и зрительной памяти, то преобладающей является зрительная память 68% из 100%, слуховая память составляет 32% из 100%. Следовательно, все учащиеся способны запоминать и воспроизводить учебный материал. 3. МЫШЛЕНИЕ. Все учащиеся обладают наглядно-образным и наглядно-действенным мышлением (100%). Словесно-логическое мышление в достаточной степени развито у 78% учащихся. 4. РЕЧЬ. У всех учащихся данного класса хорошо развита фразовая речь (100%).связной речью, к сожалению, обладают не все учащиеся (68% из 100%). Благодаря сформированности процесса восприятия и познавательных психических процессов дети обладают способностью успешно усваивать учебный материал.

Среди детей данного класса у 5 учащихся более развиты математические представления, а у 10 учащихся преобладают гуманитарные способности. Это позволяет учителю словеснику ориентировать детей на творческий вид деятельности на уроках литературного чтения.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Вид контроля

Дата проведения

Общеучебные

Метапредметные

Личностные

Жили-были буквы. - 7ч.

1.

В. Данько «Загадочные буквы».

Понятия «автор», «писатель», «произведение». Сочинение двустиший о буквах.

Обучающийся будет владеть понятиями «автор», «писатель», «произведение» будет использовать эти понятия в речи, понимать и различать их значения. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться создавать свои двустишия о буквах.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира,

Осознанное чтение целыми словами за счет перечитывания текста с различными заданиями; передача впечатления от услышанного своими словами; ответы на вопросы по содержанию.

Чтение текста

2.

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». Понятие «действующие лица». Деление текста на части, составление картинного плана.

Обучающийся научится пересказывать текст с опорой на картинку; будет владеть понятием «действующее лицо». Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться составлять картинный план.

Осознанное чтение целыми словами за счет перечитывания текста с различными заданиями; передача

Беседа по вопросам

впечатления от услышанного своими словами; пересказ текста.

3.

С. Черный «Живая азбука»;

Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет».

Чтение произведения по ролям. Передача различных интонаций при чтении. Анализ и сравнение произведений.

Обучающийся научится находить заглавие текста, называть автора произведения, в процессе выборочного чтения находить ответы на вопросы. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться инсценировать художественное произведение, подбирать пословицу для доводов в споре.

Осознанное чтение целыми словами за счет перечитывания текста с различными заданиями; понимание основного содержания текста; выразительное чтение.

Чтение наизусть

4.

Г. Сапгир «Про медведя»,

М. Бородицкая «Разговор с пчелой»,

И. Гамазкова «Кто как кричит?».

Передача различных интонаций при чтении. Игра «Подбери рифму».

Обучающийся научится выразительно читать произведение, понимать содержание прочитанного; отвечать на вопросы по содержанию. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться подбирать рифму, передавать интонационно чувства и характеры героев.

произведениям искусства.

7.Адекватно воспринимать оценку учителя

Осознанное чтение целыми словами за счет перечитывания текста с различными заданиями; понимание основного содержания текста; выразительное чтение.

Беседа по вопросам.

5.

Е. Григорьева «Живая азбука»

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

Анализ произведения: выявление его идейно-художественной направленности.

Обучающийся научится читать текст художест-венного произведения про себя (без учета скорости).

Осознанное чтение целыми словами за счет перечитывания текста с различными заданиями; понимание основного содержания текста; выразительное чтение.

Фронтальный опрос.

6.

Из старых книг.

Урок-обобщение по разделу «Жили-были буквы».

Сравнение художественных произведений, объединенных общей тематикой. Иллюстрирование произведения. Знакомство с элементами книги.

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться создавать иллюстрированную книгу в соответствии с заданной тематикой.

Осознанное чтение целыми словами за счет перечитывания текста с различными заданиями; выразительное чтение.

Беседа по вопросам.

7.

Проект «Создаем город букв»

Создавать иллюстрированную книгу в соответствии с заданной тематикой.

Опираясь на технологическую карту-схему составить страничку своей буквы

Проект








Технология и форма организации деятельности В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках данного опыта используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы. Работа ведется по трем направлениям: 1) прежде всего, это собственно уроки-исследования, полностью или частично построенные с помощью методов и приемов исследовательской работы; 2) использование отдельных исследовательских методов и приемов на различных этапах уроков, при организации групповой и самостоятельной работы учащихся, при выполнении домашнего задания и т.п.; 3) исследовательская работа во внеурочное время. Для того чтобы проектная работа была максимально эффективна, на каждом уроке ведется целенаправленная работа по отработки навыков работы над проектом: сбор материала, поиск необходимой информации. Все наработки дети складываются в папку «Мой проект» и на итоговый урок этот материал используется для оформления проекта. Важно то, что к итоговому уроку ребенок готов, имеет собранный материал. А самое главное, что проект будет выполнен ребенком, а не родителями.

Задания исследовательского характера проводятся не только на уроках литературного чтения, но и ИЗО, технология. При изучении данного раздела ведется подготовительная работа к заключительному уроку-проекту:

Урок

Проектная деятельность

Подготовительная работа к уроку-проекту

1

В. Данько «Загадочные буквы»

Работают в группах: «поселить» букву в свой домик и сочинить про нее двустишие. Домики в виде схемы детям предлагается: для гласных, для согласных (твердых, мягких, звонких, глухих), для Ь и Ъ знаков

2

И . Токмакова «Аля, Кляксич и буква А»:

Работа со словарем, поиск лексического значения слова «Клякса - бесформенное пятно краски или чернил»

Практическая работа: дети пишут чернилами и пером, «оживляем кляксы» (используются чернила красного, синего, зеленого и черного цвета для передачи «характера» буквы)

3

С. Черный «Живая азбука»;

Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет».

Инсценировка произведений, сравнительный анализ произведений

Работа в группах. Творческое здание «Маскарад» дети с помощью веселых стишков или небольших инсценировок представляют свою загаданную букву, 2 группа отгадывает, затем роли меняются.

4

Г. Сапгир «Про медведя»,

М. Бородицкая «Разговор с пчелой»,

И. Гамазкова «Кто как кричит?».

Игра «Подбери рифму».

Распределяются буквы п группам Д.з. принести картинки из журналов и т.д. по темам «Вкусная азбука», «Живая азбука», «Цветочная азбука», «Фруктовая азбука» и т.д.

Удобно для работы использовать каталоги овощей, фруктов, цветов

5

Е. Григорьева «Живая азбука»

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

Шаблон буквы, обводится и «оживляется» представляется своя буквы строчками из произведений раздела.

6

Из старых книг.

Урок-обобщение по разделу «Жили-были буквы».

Работа в группах. Знакомство с элементами книги. Задание в виде схемы

Практическая работа. Письмо на глиняной дощечки и бересте.

7

Проект «Город букв»

Работа в группах (дети объединяются по интересам) Предлагается собрать книгу по темам «Вкусная азбука», «Живая азбука», «Цветочная азбука», «Фруктовая азбука» и т.д.



Ученики в процессе исследования устанавливают истины, которые пока являются для них открытием, занимаются исследованием в том направлении, которое интересно для них, что обеспечивает прочное усвоение материала. Прежде чем приступить к исследовательской работе (групповой или индивидуальной) учащимся даются предварительные задания разной степени сложности, для того, чтобы выяснить устойчивость и глубину их знаний, умение сравнивать, анализировать, отбирать главное, то есть выявить степень подготовленности детей к исследовательской работе. Затем с учётом индивидуальных особенностей используются индивидуальные задания, чтобы в урочной деятельности у каждого из них возникло ощущение нужности, чувство сопричастности к происходящему. Кто-то из ребят увлекается музыкой, другие - историей, некоторые пробуют себя в качестве поэтов. Задача педагога - научить ребят мыслить самостоятельно, приучить их к исследовательской деятельности, вызвать интерес к творчеству изучаемого поэта или писателя. Как это сделать? Для этого и определяется круг интересов учащихся. В результате совместной деятельности на протяжении нескольких уроков каждая группа собирает свои наработки, ребята принимают активное участие в обсуждении и рецензировании работ своих товарищей, подводят итоги своей деятельности, отмечаются типичные ошибки, выявляются трудности, с которыми столкнулись учащиеся в ходе исследования. А на заключительном уроке каждый из них готовится к публичному выступлению, которое может сопровождаться иллюстрациями, сообщениями, произведениями собственного сочинения - стилизация авторских. На начальной ступени ученики, подготовленные к проектной работе в поисковой деятельности, предпочтение, как правило, отдают работе со сказкой, загадками, потешками («Устное народное творчество»), Задачу учителя прослеживается в грамотно организованных этапах деятельности учащихся по подготовке к созданию исследовательских работ.
Этапы приобщения учащихся к исследовательской деятельности:

  1. Ознакомительный (введение понятия «исследовательская деятельность», «проект», объяснение целей и задач внедрения исследовательского метода; знакомство со структурой исследовательской работы).
  2. Подготовительный:
- изучение темы - формулировка проблемы - выдвижение гипотезы - определение целей и задач - составление плана работы и определение временных рамок - определение и распределение обязанностей в группе 3. Деятельностный: - сбор и анализ информации - обработка информации - разработка собственного варианта решения проблемы (оформление) - защита работы (выступление, инсценировка, исследовательская работа (страничка книги), презентация)

Основные этапы организации учебной деятельности

при использовании исследовательского метода: Первый этап работы - ознакомительный. Учащимся даётся понятие «исследовательская деятельность», объясняются цели и задачи внедрения исследовательской технологии в процесс обучения, происходит знакомство правилами оформления исследовательских работ (проектов, книг, альбомов). Цель данного этапа - вызвать желание учащихся заниматься исследованием. Второй этап - подготовительный: выбор области исследования, определение проблемы и темы будущей исследовательской деятельности. Вслед за выбором темы, уточнением её формулировки совместно с учеником, библиотекарем и родителями подбирается необходимая литература, материалы. На этом этапе определяется проблема, которую предстоит сформулировать, последовательно доказать её решение (например: «Нужно ли читать книги?», «Чему учат книги?»). Отмечается значимость ряда моментов (особенно на начальном этапе исследовательской деятельности): консультирование школьника, помощь ему в выделении главного, составлении плана, в соответствии с которым пишется черновик, наброски будущей работы и т.д. Презентация работы проводится на уроке или на ученической конференции. Конечно, более наглядно, интересно будет выглядеть защита исследовательской работы, подготовленная с использованием компьютерных технологий, но в начальной школе на первых этапах ребенок работу защищает в виде книжки-малышки, или странички общей книги. Но учитель имеет возможность сканировать (фотографировать) работу ученика и сделать для выступления слайд, что придает значимость работы ребенка. На слайде указывается структура работы: название, план (для 1-2 класса), введение, основную часть, заключение, библиографию, приложения (3-4 классы, если они необходимы).

  • Введение: указывается цель исследования, проблема, которую предполагается решить.
  • Основная часть: даётся обзор литературы, рассказывается, как представлена тема в научной литературе, обосновывается выбранная точка зрения, проводится анализ текста, даётся описание систематизированного материала, делаются обобщения, тема раскрывается в свободном изложении (можно, но не обязательно выделить параграфы).
  • Заключение: делаются выводы; в конце работы прилагается список использованной литературы.

Результативность Диагностика уровня развития творческих способностей проводилась по методике П.Торренса (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо). Фигурные тесты состоят из двух эквивалентных форм, включающих по три задания. На выполнение каждого отводится по 10 минут. Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А - фигура напоминает каплю; форма В - фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка. Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название. Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей. Основными показателями креативности выступают: - продуктивность (беглость, скорость) - отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания; - гибкость - характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому; - оригинальность - предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей; - направленность на творчество (степень детализации ответов) - характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел. Замеры осуществлялись по четырем критериям, указанным в данной методике:

  • продуктивность;
  • гибкость;
  • оригинальность;
  • направленность на творчество
Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. Согласно данной методике выделяется три уровня творческой активности школьника и отдельных ее аспектов: низкий - от 0 до 1; средний - от 1 до 1,5; высокий - от 1,5 до 2.
Диагностируемые критерии

1 класс

2012-2013 уч.г.

1 класс

2014-2015 уч.г.

2 класс

2015-2016 уч.г. Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

продуктивность;

6

40%

7

46,7%

2

13,3%

4

26,7%

7

46,7%

4

26,7%

гибкость;

10

66,7%

3

20%

2

13,3%

5

33,3%

6

40%

4

26,7%

оригинальность;

5

33,3%

6

40%

4

26,7%

3

20%

6

40%

6

40%

направленность на творчество

5

33,3%

5

33,3%

5

33,3%

2

13,3%

6

40%

7

46,7%

Список использованной литературы

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 1998
  2. Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока. - Волгоград: Учитель, 2008.

  3. Бильгильдеева Т.Ю. Воспитание личности младшего школьника как создание условий для её самореализации. М., 1999.

  4. Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. 2010.

  5. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000
  6. Засоркина Н.В. Метод проектов в начальной школе. Волгоград 2010.

  7. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. - М.: Академия, 2001
  8. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989

  1. Кривобок Е.В. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград.2010.

  2. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности// Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб. ст./ Под общей редакцией А.С.Обухова.-М.: НИИ школьных технологий, 2006
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат. - М.: Академия, 2009
  4. Оценка планируемых результатов в начальной школе. В 2-х частях. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой - М.: Просвещение, 2010
  5. Планируемые задачи начального общего образования. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой - М.: Просвещение, 2011
  6. Поиск новых путей: из опыта работы - Сост. С.Н. Громцева - М.: Просвещение, 1990
  7. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя. Под редакцией А.Б. Воронцова - М.: Просвещение, 2011
  8. Савинова С.В. Нестандартные уроки в начальной школе- Волгоград: Учитель, 2004г.

  9. Сборник рабочих программа «Школа России» - Науч. рук. А.А. Плешаков - М.: Просвещение, 2011
  10. Хромов А.А. Метод проектов в начальной школе //Роль и место образовательной области «Технология» в системе общего среднего образования: тезисы докладов IV международной научно-практической конференции. Брянск, «БИПКРО», 1998
  11. Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. Волгоград.2010.

  12. researcher.ru/noo/teorii/a_3s3vso.html

  13. ped-kopilka.ru/blogs/olga-aleksandrovna-sch-lokova/statja-na-pedagogicheskuyu-tematiku-isledovatelskaja-dejatelnost-obuchayuschihsja-na-urokah-literatury.html

  14. festival.1september.ru/articles/581619/

  15. festival.1september.ru/articles/639414

  16. videouroki.net/filecom.php?fileid=98672751



© 2010-2022