Урок по познанию мира для 3 класса по теме: «Организм человека»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Урок

по познанию мира

для 3 класса

по теме:

«Организм человека»


Урок по познанию мира для 3 класса по теме: «Организм человека»





















Учитель начальных классов

НУО «Лидер», г. Алматы

Алексеева Мария Григорьевна




Цель урока. Познакомить учащихся с основными система­ми организма человека (опорно-двигательной, дыхательной, кровеносной, пищеварительной, нервной), их строением, функциями. Гигиена человека.


Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами постараемся обоб­щить наши знания об организме человека, вы прочитаете свои интересные доклады по теме, выполним тест, отгадаем кроссворд.

II. Работа по теме

У. В течение многих веков человечество искало ответ на вопрос, что такое жизнь. Пожалуй, и сегодня этот вопрос остается одним из самых важных, потому что ответ на него отнюдь не всегда однозначен. Человек - часть природы, ее живого мира. Как и другие живые существа, он дышит, питается, растет, развивается, у него рождаются дети.

Живем и мы с вами на свете, не задумываясь особенно над тем, как мы устроены.

Ты человек. Мальчик или девочка. У тебя есть тело - голова и живот, спина, грудь, ноги и руки, глаза и уши.

Твое тело тебя слушается. Захочешь - сядешь, захо­чешь - встанешь. Захочешь - ляжешь, захочешь - побе­жишь.

Как будто все очень просто. Но вы уже знаете, какая сложная работа происходит в это время в вашем организме. Если посмотреть в зеркало, то увидим себя только снаружи. Все наше тело покрыто кожей. Она не прозрачна и не дает разглядеть, что же спрятано под ней. А мы с вами это сде­лаем.

Учитель прикрепляет на доску модель человека.

- Назовите части тела человека.

Д. Голова, туловище, руки и ноги (конечности).

У. Для чего служит скелет человека?

Рисунок скелета учитель накладывает на модель челове­ка, прикрепленную на доске.

Д. Скелет человека служит внутренней опорой тела чело­века и защищает внутренние органы от повреждений.

У. Какое значение имеет скелет для человека?

Д. Скелет обеспечивает определенное положение тела человека в пространстве - осанку и его подвижность.

У. Отчего портится осанка?

Д. Если постоянно ученик, сидя за партой, сильно наги­бается вперед.

Если ученик опирается на край парты грудью, искри­вившись в одну какую-нибудь сторону.

- Если постоянно носить тяжести, взяв их в одну руку.

У. Какие правила надо соблюдать, чтобы осанка была хо­рошей?

Д. Сидеть прямо, слегка наклонив голову вперед.

- Не упираться грудью в край стола.

- Обе ноги ставить на пол подошвой.

- Почувствовав усталость, отдохнуть.

- Держать тяжесть одновременно в двух руках или че­рез определенные промежутки времени перекладывать ее из одной руки в другую. Урок по познанию мира для 3 класса по теме: «Организм человека»

У. Спасибо! Какие органы предохраняет грудная клетка?

Д. Она защищает легкие и сердце.

У. Всю свою жизнь человек дышит - вдыхает и выдыха­ет воздух. Назовите органы дыхания и расскажите о путе­шествии воздуха.

Учитель накладывает на модель человека органы дыха­ния.

Д. Воздухоносный путь начинается носовой полостью. Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, а затем в гортань. Потом из гортани вдыхаемый воздух проходит в трахею, имеющую вид трубки, а потом по двум ;бронхам, которые входят в правое и левое легкие.

Легкие состоят из множества маленьких пузырьков. В стенках этих пузырьков посто­янно движется кровь. Когда свежий воздух заполняет пузырьки, кровь берет из воздуха частицы кислорода, а отдает частицы угле­кислого газа. Затем кровь несет кислород к каждому орга­ну. А оставшийся в легких воздух, в котором стало мало кислорода и много углекислого газа, мы выдыхаем.

У. Спасибо за хороший ответ. Давайте послушаем доклад о бронхах.

Вызванный ученик читает доклад «Бронхи».

У. Молодец! Огромную роль в организме играет кровь! Она приносит по всем органам питательные вещества и кис­лород, а уносит от них углекислый газ. Назовите органы кровообращения.

Учитель накладывает рисунок органов кровообращения. Урок по познанию мира для 3 класса по теме: «Организм человека»

Д. Органы кровообращения - это сер­дце и кровеносные сосуды.

У. Что приводит в движение кровь?

Д. Сердце.

У. Как работает сердце?

Д. Сердце имеет толстые мышечные стенки. Его можно сравнить с насосом. Оно с силой выталкивает кровь в крове­носные сосуды. Обежав все тело, кровь возвращается в сердце. Оно посылает ее в легкие, а затем вновь заставляет путе­шествовать по всему телу. Сердце работа­ет непрерывно всю жизнь человека.

У. Сейчас послушайте доклад об арте­рии.

Один из учеников делает доклад об арте­рии.

- Когда сердце отдыхает? Д. Оно отдыхает во время сна, когда организм находится в состоянии покоя.

У. В теле человека все время расходуются питательные вещества. Питательные вещества нужны мозгу, чтобы он хорошо работал и не уставал, мышцам, чтобы они станови­лись крепкими и сильными, всем органам тела. Особенно важно питание. Перечислите органы пищеварения.

По ходу рассказа учитель прикрепляет орга­ны пищеварения на модель.

Д. Ротовая полость, глотка, пищевод, же­лудок, тонкий и толстый кишечники, пря­мая кишка, печень.

У. Для чего нужны зубы человеку? Д. Служат для измельчения пищи. У. Для чего служит желудок? Д. В желудке пища распадается на отдель­ные части - питательные вещества. У. Для чего служит кишечник? Д. Для всасывания питательных веществ. У. Зачем нужно выполнять правила ухода за зубами?

Д. После еды в зубах остаются кусочки пищи, если их не удалить, они начнут гнить, что приведет к разрушению зубов.

У. Предлагаю послушать доклад о гигиене питания.

Ученик читает доклад «Гигиена питания».

- Спасибо, садись за парту. У человека имеются голов­ной и спинной мозг. Они необходимы для жизни. Где нахо­дится головной мозг?

Д. В черепе.

У. С его деятельностью связаны мысли, чувства, поступ­ки человека, а также правильная работа всех внутренних органов - сердца, легких, органов пищеварения. Где про­ходит спинной мозг?

Д. Спинной мозг проходит в виде шнура в позвоночном столбе. Он - проводник сигналов от головного мозга к дру­гим органам и от органов к головному мозгу. От головного мозга и спинного мозга по всем органам тела отходят не­рвы.

У. Для чего служат нервы в организме человека?

Д. Нервы служат для передачи команд от мозга по всем органам человека. Урок по познанию мира для 3 класса по теме: «Организм человека»

Учитель накладывает рисунок нервной системы на мо­дель человека.

У. Спасибо. Какие вы знаете органы выделения?

Д. Почки - небольшие парные орга­ны. От них отходят мочеточники. Моче­вой пузырь, мочеиспускательный канал.

У. Какова роль органов выделения?

Д. В наш организм поступает много различных веществ из пищи, воды, воз­духа. Большая часть усваивается, а отхо­ды, ненужные организму, выбрасывают­ся из организма при помощи органов вы­деления.

Учитель накладывает рисунок органов выделения на модель.

У. Спасибо. На каждого человека по­стоянно действует непрерывный поток вне­шних раздражителей и разнообразная информация о процессах внутри и вне организма. Принять эту информацию и правильно отреагировать на большое число происходящих вокруг событий позволяют человеку органы чувств. Пере­числите органы чувств и их функции.

Д. Орган зрения - глаза. С помощью глаз мы видим предметы, воспринимаем их форму, величину, цвет. Глаза позволяют нам читать, воспринимать большую часть окру­жающего мира.

- Орган слуха - уши. С помощью ушей мы различаем человеческую речь, голоса животных, музыку, звуки, шумы и шорохи.

- Орган обоняния - нос. При помощи обоняния мы узнаем предметы и запахи.

- Орган вкуса - язык. Языком мы ощущаем вкус пищи, качество пищи.

- Органы осязания - кожа. При помощи кожи мы ощу­щаем прикосновение предметов, тепло, холод, боль.

У. Послушайте небольшой доклад о том, какие измене­ния произойдут в восприятии окружающего мира человека при отсутствии одного из органов чувств и как их нужно беречь.

Учитель во время чтения доклада «Это большая беда» прикрепляет органы слуха, зрения, обоняния на модель.

- Мы уже знаем, что кости скелета, обеспечивают движение нашего тела.

Но сами кости двигаться не могут: их двига­ют мышцы. Чем прикрепляются мышцы к костям? Урок по познанию мира для 3 класса по теме: «Организм человека»

Д. Сухожилиями.

Учитель прикрепляет рисунок мышц человека на модель.

У. Что нужно делать для того, чтобы мышцы меньше уставали?

Д. Мышцы надо укреплять с помощью специальных физических упражнений.

У. Давайте и мы с вами отдохнем. Кто из учеников хочет показать свой комплекс упражнений утренней зарядки, прошу выйти к доске.

III. Физкультминутка

IV. Тема урока (продолжение)

У. Осталось нам защитить тело от различных поврежде­ний, и поможет нам в этом кожа.

Учитель накладывает последний элемент модели челове­ка - кожу.

- Послушайте выступление о коже человека, ухода за кожей и несколько слов о волосах и ногтях.

Один из учеников читает доклад «Кожа, волосы и ног­ти».

- Спасибо, много полезной и нужной информации мы услышали о гигиене кожи.

V. Кроссворд «Организм человека»

Вопросы

По горизонтали:

5. Часть скелета. 10. Каждому человеку нужно

6. Брат с братом следить за своей ...

Через дорогу живут,

А один другого не видят. 11. Всегда он в работе, когда

Мы говорим,

7. Орган пищеварения. А отдыхает, когда молчим.

По вертикали:

1.На одной горе много травы,

Да скот эту траву не ест.

2.Мы на них стоим и пляшем,

Ну, а если им прикажем,

Нас они бегом несут,

Подскажи, как их зовут?

3.День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук.

4.Череп охраняет самый чувствительный

И самый сложный орган - ...

8.Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит.

9. У двух матерей

По пять сыновей,

Одно имя всем.

Урок по познанию мира для 3 класса по теме: «Организм человека»

Ответы

По горизонтали: 5. Конечности. 6. Глаза. 7. Кишечник. 10. Осанка. 11. Язык.

По вертикали: 1. Волосы. 2. Ноги. 3. Сердце. 4. Мозг. 8. Нос. 9. Пальцы.

VI. Тестирование учащихся

Тест по теме «Организм человека»

Фамилия, имя_____________________________________

1. Напиши названия внутренних органов человека.______

2. В чем значение кожи для жизни человека?

3. Для чего служит скелет человека?

4. Каково назначение мышц человека?

5. Для чего служит кровь?

6. Для чего служит сердце?

7. Что произойдет с человеком в случае остановки серда?_______________________________,_______________________

8. Каково назначение носа в организме человека?

9. Каково назначение легких в организме человека?

10. В чем значение органов пищеварения для человека?

11. Для чего нужны зубы?

12. Что произойдет в организме человека при поврежде­нии какого-либо нерва?____________________________________

13. Какую роль выполняет мозг в организме человека?

14. Для чего нужны органы чувств?

15. Зачем нужно охранять свое здоровье?

Урок по познанию мира для 3 класса по теме: «Организм человека»

VII. Домашнее задание

У. Повторите правила сохранения здоровья, которые вы узнали, изучая организм человека.

VII. Домашнее задание

У. Повторите правила сохранения здоровья, которые вы узнали, изучая организм человека.

© 2010-2022