Программа внеурочной деятельности «Юный краевед»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

основная общеобразовательная школа с. Новопавловка муниципального района Большеглушицкий Самарской области


Программа рассмотрена на заседании МО классных руководителей,

протокол №__ от «___» 20____г. Руководитель МО_________

Согласовано «_»_____20____г. Зам. директора по ВР__________

Утверждаю «__»______20____г. Директор _________

Программа внеурочной деятельности

«Юный краевед»

Программа адаптированная

(духовно-нравственное направление)









Программа рассчитана на детей 7-11 лет

Срок реализации программы 4 года

Составила Наумова Елена Ивановна, учитель начальных классов















Новопавловка


2014



Пояснительная записка.

Актуальность и практическая значимость программы. Программа составлена на основе авторской программы Сиянко В.Н., учителя истории и обществознания высшей категории ГБОУ Большечерниговской СОШ №1. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств, расширении кругозора школьников, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Малая Родина ребёнка - это природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села и , конечно, люди, гордость и слава родного села. На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным как ведущий фактор воспитания патриотизма. Краеведение - благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю. Для развития, обучения и воспитания младших школьников исключительно важны связь с прошлым поколением, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, необходимо прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь ребёнку в решении этих проблем сегодня может музей. Музей - своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности. Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности. В ГБОУ ООШ с. Новопавловка создан и функционирует историко-краеведческий музей. Реализация программы «Юный краевед» предполагается на базе школьного музея. Значительное количество занятий направлено на практическую совместную деятельность обучающихся, учителей и родителей. Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом семьи, школы, села, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. Цель и задачи программы. Цель: формирование патриотического сознания младших школьников на основе изучения истории своей семьи, школы, села, района, области. Задачи: Образовательные:

  1. Включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность.
  2. Развитие мотивации к сбору практического материала.
  3. Изучение истории своей семьи, родного села.
Развивающие:
  1. Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
  2. Развитие воображения как основы для решения творческих задач.
  3. Развитие мышления как умения анализировать , сравнивать, обобщать факты.
Воспитательные:
  1. Формирование культуры общения и поведения в социуме.
  2. Воспитание творческой личности в процессе осуществления речевой, трудовой и эстетической деятельности.
  3. Воспитание любви к своей малой Родине.
Основные идеи, принципы, особенности программы. В курсе краеведения реализуются идеи формирования патриотического сознания младшего школьника через образ малой родины, на основе познавательного интереса к изучению своей местности. Методологическую основу курса составляет личностно-деятельностный подход, который является главным фактором формирования личности младшего школьника, в воспитании гражданина и патриота. Задача школьного краеведческого курса в начальном звене - создать образное представление о семейно-национальном микромире как части большого целого - жизни страны со своей, присущей только ей особенностью. Создать условия для эмоционального сопереживания своим близким, землякам. Инициировать процесс национальной и личностной самоидентификации как единого целого в многообразии. Важно. Что разнообразные факты жизни малой родины введены в общий культурный багаж ребёнка и могут служить фундаментом для дальнейшей работы в средней школе. Педагогические технологии, применяемые при освоении содержания курса: технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность. Предполагаемый курс краеведения строится с учётом дидактических принципов, таких как: - Доступность: содержание курса выстроено с учётом познавательных возможностей учащихся. - Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребёнка. - Наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего района. Области. Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, в походе. В ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств. - Научность: при подаче материала не допускать ошибок и неточностей. Раскрывать смысл понятий: родословное дерево, фамилия, традиция. Раскрывать смысл понятий: родословное дерево, фамилия, традиция, памятник, герб, война, медали. - Интеграция: предполагает необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний учащихся, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлияния природы, культуры, этнокультуры. - Краеведческий принцип: способствует развитию познавательного интереса, любознательности у младших школьников к тому, что их окружает, к своей малой родине. Группа наглядных методов и приёмов направлена на создание точных представлений об окружающем мире и художественных образах и может быть представлена: -натуральными объектами природы и человеческой деятельности; -мультимедийными материалами; - драматизацией; -экскурсиями; -наблюдениями; - средствами музыкальной выразительности. Особенности возрастной группы, которым адресована программа. Режим занятий. Программа рассчитана на детей 7-11 лет. Ребёнок приходит в школу, уже имея многие личностные качества. Но развитие личности- процесс длительный. Начальная школа вносит в этот процесс существенный вклад. Поэтому в этот период особенно важна грамотная, целенаправленная воспитательная работа по формированию детской личности. В этом возрасте идёт активный процесс формирования знаний, чувств. Оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся. Младший школьник - существо творческое, стремящееся к самовыражению, к реализации своих способностей. Чем раньше мы начинаем знакомить детей с историей своего края, тем больше дети осознают привязанность к нему. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Общее количество часов в год- 33 часа для 1 класса, 34 часа для 2, 3, 4 классов. Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практики, демонстрации. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки - презентации, защита работ, выступление перед зрителями, среди которых родители, бабушки, дедушки ребят. В процессе обучения ребята изучают историю своей семьи, семейные традиции, семейные реликвии, историю малой родины, района, области. Важно начать процесс патриотического воспитания с семьи. Не секрет, что чем старше становятся дети, тем больше они отдаляются от семьи, тем больше их притягивает улица. Необходимо не пропустить момент, когда дети ещё готовы обращаться за помощью к своим близким людям, родителям, бабушкам и дедушкам. Взрослые члены семьи всегда готовы прийти на помощь малышам. Происходит укрепление семейных отношений, укрепляется связь поколений, бабушки и дедушки чувствуют свою необходимость. Появляется чувство общей гордости за членов своего рода. Родители, бабушки и дедушки - активные участники всех итоговых мероприятий, помощники педагога. Прогнозируемые результаты с учётом УУД. В сфере познавательных универсальных учебных действий: Знать: -историю и традиции своей семьи; -историю образования своего села, района, области; - символику района, области; - реликвии своей семьи; - фамилии, имена, отчества своих прародителей в 3-4 поколениях; - профессии своих родителей, бабушек, дедушек; - некоторых выдающихся людей - уроженцев села, района, области; - историко-культурные достопримечательности села, области; - историю и традиции родной школы; Уметь: - собирать краеведческую информацию у членов своей семьи; - делиться собранной информацией с друзьями; - обобщать собранный материал; - объяснять причины образования села, района, области; - проявлять уважение к людям разного возраста и разных профессий. В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы: - внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе; - основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; - развитие чувства патриотизма , гордости за свою Родину, свой народ. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы; - контролировать действия партнёра; - использовать речь для регуляции своего действия. В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускник научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - адекватно воспринимать оценку учителя; -выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; Использование приобретённых знаний и умений в практической и повседневной жизни: В ходе занятий краеведческого кружка учащиеся выполняют разнообразные практические задания: -подготовка и проведение народных праздников; - организация словесного и художественного творчества: сочинительство небольших стихов, сказок; рисование по результатам экскурсий, наблюдений, представлениям; - формулирование вопросов на экскурсии при обращении к человеку любого возраста; - слушать и слышать ответы и вопросы в беседе; - разрабатывать и реализовывать исследовательские (индивидуальные, коллективные) и общественно-полезные проекты; - оказывать и получать помощь в затруднительных ситуациях.


Учебно-тематический план.

Тема

Всего

Теоретические

Практические

1

Введение

1

1


1.1

Что такое краеведение зачем и как изучать свой край.

1

1


2

Древнейшее прошлое нашего края.

3

1

2

2.1

Почему люди селились по берегам рек


1


2.2

Почему наше село называется Новопавловка.



1

2.3

Первые переселенцы.



1

3

Мой дом, моя семья.

14

4

10

3.1

Дом, в котором я живу.

5

1

4

3.2

Моя семья Мои предки.

4

1

3

3.3

Моя семья в годы войны

5

2

3

3.4

Семейные традиции

2

1

1

3.5

Семейные реликвии

2

1

1

3.6

Все работы хороши - выбирай на вкус

4

1

3

4

Моя школа

5

1

4

4.1

Моя школа сегодня

1


1

4.1

История родной школы

2

1

1

4.3

Традиции школы

2


2

4.4

Что мы узнали нового и чему научились.

2


1

4.5

Конкурс «Умники и умницы»


1


Итого 33 часа

33

12

22

Содержание программы.

Мой дом, моя семья, моя школа.

Введение(1 час)

Моё село в произведениях местных поэтов.

Раздел1. Древнейшее прошлое нашего края (3 часа).

Почему люди селились по берегам рек. Почему наше село называется Новопавловка. Первые переселенцы.

Экскурсия в школьный музей.

Раздел 2 . Мой дом, моя семья.(22 часа)

Тема 1. Дом, в котором я живу.

Название улицы, номер дома, где живёт ребёнок, его комната.

Имена , отчества, фамилии родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Домашние животные, которые живут в доме, во дворе.

Практическая работа: нарисовать домашнего питомца.

Тема 2. Моя семья.

Члены семьи, их обязанности.

Понятия: потомок, предок, дедушка, бабушка, прадедушка, прабабушка, сын, папа, внук.

Практическая работа: составление устного рассказа о своей семье.

Тема 3. Моя семья в годы войны.

Имена, отчества, фамилии бабушек и дедушек учащихся, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Города, которые защищали мои родственники. Моя семья в тылу.

Понятия: война,тыл, фронт, защитник Отечества, ветеран войны.

Тема 4 . Семейные традиции.

Понятия: семейные традиции.

Практическая работа: составление рассказа о семейных традициях, выполнение рисунка.

Тема 5. Семейные реликвии.

Семейные реликвии: семейный альбом, награды, украшения, передаваемые по наследству.

Практическая работа: подготовить рассказ о семейной реликвии.

Тема 6. Все работы хороши - выбирай на вкус! Экскурсия на предприятие,где работают родители учащихся.

Знакомство с понятиями, связанными с данными профессиями.

Практическая работа: составление альбома профессий.

Раздел 3 . Моя школа (5 часов).

Тема 1. Наша школа сегодня.

Экскурсия по школе.

Тема 2. История родной школы.

Первая школа в нашем селе, особенности образования в прошлом.

Экскурсия в школьный музей.

Понятия: церковно-приходская школа, семилетняя школа, восьмилетняя школа.

Тема 3. Традиции современной школы.

Знакомство с традициями школы.

День Знаний. Праздник Букваря. День Здоровья. Выпускной бал.

Конкурс «Умники и умницы».

Второй год обучения.

Тема

Всего

Теоретические

Практические

1

Введение

1

1


1.1

Моё село в произведениях местных поэтов.


1


2

Прошлое моего села.

5

1

4

2.1

Причины образования нашего села

1

1


2.2

Как появилось наше село.

1


1

2.3

Как выглядело наше село в начале своей жизни.

1


1

2.4

В гостях у наших предков

2


2

3

Моё село в годы войны

6

2

4

3.1

Начало войны , первые защитники родины.

2

1

1

3.2

Жизнь сельчан в годы войны.

1


1

3.3

Учителя и ученики огненных лет.

2

1

1

3.4

Памятник великому солдату.

1


1

4

Новопавловка сегодня.

15

5

10

4.1

Поселение Новопавловка

3

1

2

4.2

Улицы нашего села.

4

1

3

4.3

Учреждения образования и культуры

7

3

4

4.4

Река Каралык

1


1

5

История села в лицах

5

2

3

5.1

Земляки, прославившие мою малую родину.

3

1

2

5.2

По труду и честь

2

1

1

5.3

Викторина «Знай и люби свой край»

1


1

5.4

Итоговое занятие

1

1


Итого 34 часа

34

12

22

Содержание программы.

Село, в котором мы живем. Введение. (1 час). Моё село в произведениях местных поэтов.

Раздел 1. Прошлое моего села (5часов).

Тема 1. Почему и как появилась Новопавловка.

История и причины возникновения села, этапы, первые поселенцы. Творческое задание: сочинение сказки о появлении села.

Тема 2. Как выглядело наше село в начале своей жизни.

экскурсия в школьный музей.

Тема 3. Какими были дома у сельчан в прошлом.

Экскурсия в этнографическую избу.

Творческое задание: нарисовать дом первых переселенцев.

Тема 4. Мое село в годы войны. (6 часов).

Жизнь сельчан в годы войны. Учителя и ученики огненных лет. Па­мятник великому солдату. Они тоже ковали Победу. Работа с материа­лами школьного музея, посещение экспозиции «Тыл в годы войны».

Творческое задание: составить рассказ о жизни сельчан в годы войны.

Тема 2. Предприятия нашего села.

Экскурсии в колхозную мастерскую.

Тема 3 Учреждения образования и культуры.

Школа, детский сад, сельский дом культуры.

Раздел 3 истории села в лицах 5 часов

Тема 1. Земляки, прославившие мою малую родину.

Ветераны Великой Отечественной войны - защитники страны. Экскурсия в музей. Творческое задание : Я рисую Победу.

Тема 2 По труду и честь.

Почётные граждане села.

Знакомство с понятиями: гражданин, Почётный гражданин, человек года.

Познавательная игра «»мники и умницы»

Третий год обучения

Тема

Всего

Теоретические

Практические

1

Введение

1

1


1.1

Наш степной район сердцу моему всего дороже.


1


2

У истоков образования района.

6

2

4

2.1

Путешествие в далёкое прошлое.

3

1

2

2.2

Образование Большеглушицкого района

3

1

2

3

Район в годы войны

13

4

9

3.1

Война в истории нашего района

7

3

4

3.2

Школы в годы войны.

3

1

2

3.3

Земляки, прославившие мою малую родину

3


3

4

Район после войны

2

1

1

4.1

Тяжёлая жизнь наших земляков

2

1

1

5

Большеглушицкий район сегодня


2

3

5.1

Географическое положение района.

3

1

2

5.2

Жизнь нашего района сегодня

6

2

4

5.3

Защита исследовательских работ

2

1

1

5.4

Что узнали нового и чему научились

1


1

Итого 34 часа

34

12

22

Содержание программы

3 класс

Район, в котором мы живём Введение. (1 час). Наш степной Большеглушицкий район сердцу моему всего дороже.

Раздел 1. Образование района. (6 часов).

Тема 1. Пуmешесmвuе в далёкое прошлое.

Племена дикого поля. Первые переселенцы в нашей местности.

Украинские поселения.

Теме 2. Образование Большеглушицкого района. Населённые пункты района. Сельские будни. Районная газета

«Степные известия» .

Понятия: дикое поле, район.

Творческое задание: сельские будни в картинках.

Раздел 2. Район в годы войны. (13 часов).

Тема 1. Война в истории нашего района.

Первый день войны в истории нашего района. Боевые и трудо­

вые подвиги наших земляков. Солдатские письма. Плач матери. Единство тыла и фронта. География войны большеглушичан.

Тема 2. Школы в годы войны.

Трудовые будни школьников. Учителя и ученики огненных лет. Понятия: тыл, фронт, подвиг

Тема 3. Земляки, прославившие мою малую Родину.

Герои Советского Союза .

Творческое задание: подготовить рассказ о героях земляках.

Раздел 3. Район после войны. (2 часа).

Тема 1. Тяжёлая послевоенная жизнь наших земляков. Герои со­циалистического труда - наши земляки.

Понятие: Герой социалистического труда.

Раздел 4. Район - сегодня. (9 часов).

Тема 1. Географическое положение района.

Наш район на карте области. Растительный и животный мир. Крас.

ная книга района. Полезные ископаемые, их основные свойства. Тема 2. Жизнь нашего района сегодня. Символика района. Глава района. Народы, проживающие на территории района. Населенные пункты района. Трудовые будни жителей нашего района.

Практическое задание: показать на карте области свой район. Итоговые занятия (3 часа).

Защита исследовательских работ.

Четвёртый год обучения

Тема

Всего

Теоретические

Практические

1

Введение

1

1


1.1

Родное Поволжье


1


2

У истоков Самарской области

6

3

3

2.1

Путешествие в далёкое прошлое.

5

2

3

2.2

Переименование Самарской области

1

1


3

Наша область в годы войны

6

2

4

3.1

Суровые будни войны

2

1

1

3.2

Военный парад в Самаре

1


1

3.3

Боевой и трудовой подвиг наших земляков

1

1


3.3

Земляки, прославившие наш край

2


2

4

Область после войны

1

1


4.1

Тяжёлая жизнь наших земляков

1

1


5

Самарская область сегодня

2


1

5.1

Географическое положение Самарской области

6

3

3

5.2

Символика Самарской области

2

1

1

5.3

Органы власти Самарской области

3

2

1

5.4

Природа родного края

5

1

4

5.5

Самарская область - экономический регион страны

3

1

3

Защита исследовательских работ




Итого 34 часа

34

12

22

Содержание программы.

Область, в которой мы живём.

Раздел 1.(1 ч) Родное Поволжье.

Тема1. Путешествие в далёкое прошлое.

Волжская вольница. Военизированные поселения. Самара-крепость. Главная задача крепости. Придание Самаре статуса города. Образование Самарской губернии.

Тема 2. Переименование Самарской области.

Понятия: волжская вольница, крепость, уездный город

Творческое задание: я рисую крепость Самару.

Раздел 2 Наша область в годы войны. 6 часов.

Тема 1 . Военный парад 1 ноября 1941 г на площади Куйбышева.

Понятия: площадь Куйбышева, парад.

Тема 2. Боевой и трудовой подвиг наших земляков.

Единство тыла и фронта. Куйбышев - запасная столица. Авиационный завод.

Понятия: авиационный завод, штурмовик.

Творческое задание: подготовить рассказ о трудовых и боевых подвигах наших земляков.

Раздел 3. Наша область после войны. 1 час.

Тяжёлая жизнь наших земляков.

Раздел 4 Наша область сегодня. 19 часов.

Тема 1. Географическое положение Самарской области.

Наша область на карте России.Наши соседи. Практическое задание: показать на карте России Самарскую область.

Тема 2. Природа родного края.

Растительный и животный мир. Красная книга области. Творческое задание: подготовить сообщение о чудном уголке родного края.

Тема 3. Символика Самарской области.

Тема 4. Органы власти Самарской области.

Губернатор- высшее должностное лицо. Самарская Губернская Дума. Правительство Самарской области.

Тема 5. Самарская область - экономический регион страны.

Известные предприятия Самарской области. Трудовые будни жителей Самарской области.

Защита исследовательских работ. Используемая литература: 1. Внеурочная деятельность школьников / Д. М. Григорьев П. В. Степанов, Москва, Просвещение, 2010. 2. Введение в Самарское краеведение / Л.В Храмков, Самара, НТ 2003. 3. Героико-патриотическое воспитание в школе / ТА Орешки «Учитель» Волгоград, 2007. 4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / сост.А. Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская; под ред. А. Г. Асмолова, Москва, Просвещение, 2010.

5. Методика исследовательского обучения младших школьников/ А.И.Савенков, Самара, Издательский дом «Фёдоров», 2010 6. Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование / под ред. В. А. Горского, Москва, Просвещение, 2010. 7. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя К.Н. Поливанова, Москва, Просвещение, 2008. 8. Самарская область / Учебное пособие Э.Я. Дмитриева, П.С. Кабытов, Самара, 1996. 9. Самарская земля в годы военного лихолетья / Л.В Храмков, Н.П. Храмкова, Самара, НТЦ, 2003. 10. Теория и практика современного дополнительного образования детей / А. И. Щетинская, О. Г. Тавстуха, М. И. Болотова, Оренбург, 2006.

10. Это наша с тобой биография / из истории Большечерниговского района Н.В. Искрин, Самара, 2005.

11. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике / М. Ю. Юхневич, Москва, 2005.

© 2010-2022