Обобщение опыта работы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опыта работы.


Тема: Работа в парах как средство формирования общеучебных навыков

учащихся начальной школы.
Слайд 1. Я, Кудрявцева Л.В., учитель начальных классов и воспитатель ГПД школы № 303 с углубленным изучением немецкого языка и предметов художественно-эстетического цикла.
Слайд 2.
Для обобщения своего опыта я выбрала тему: «Работа в парах как средство формирования общеучебных навыков учащихся начальной школы», т.к. считаю ее актуальной в свете современных требований ФГОС II поколения.
Проблемы образования и воспитания веками волнуют человечество.
Слайд 3.
Как создать условия для детей, чтобы они учились общаться, изучая окружающий мир, открывая для себя законы природы и общества?
Известный учитель-новатор Виктор Федорович Шаталов в своей работе «Учить всех, учить каждого» приводит данные о том, что в традиционной системе обучения, в лучшем случае, ученик за учебный день активно общается 2 минуты (при том, что он сам проявляет активность, или если его спросит учитель). А ведь известно, что без активного общения и деятельности нет настоящего развития ребенка. Опыт решения этой проблемы есть в истории русской педагогики, когда малоизвестный учитель Александр Григорьевич Ривин взялся обучить неграмотных подростков, применив методику взаимообучения, и поразил всех экзаменаторов на вступительном экзамене. За короткий срок учащиеся освоили учебную программу и сдали экзамены с хорошими результатами. Личный опыт и вся предшествующая практика убедили А.Г. Ривина в следующем: ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим, да еще, если нужно, то и не один раз (узнал что-то - тут же расскажи, объясни другому, примени на практике. И так до тех пор, пока сам не овладевает новым знанием или умением в совершенстве.
Известный писатель Юрий Азаров в своем романе-исследовании «Соленга» пишет: «Был на Руси такой замечательный педагог. Свой метод… он назвал «талгенизмом» от слов «талант» и «гений». В те 20-е голодные годы по-ломоносовски мечтал о том, что может российская земля рождать талантов и гениев». Это актуально и сегодня в 21веке.
Слайд 4.
В соответствии с ФГОС II поколения основным результатом образования в начальной школе является формирование общеучебных навыков, умения учиться, способности к самоорганизации с целью решения учебных задач. Достигнуть данных результатов помогает работа в парах постоянного и сменного состава. Ориентация на механическое усвоение знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности, важно научить учащихся самим добывать знания. Новые требования к результатам обучения заставляют нас, учителей, искать другие формы обучения. Исторический опыт нам очень помогает. Виталий Кузьмич Дьяченко и его ученики разработали методики коллективного взаимообучения в ППС и ПСС. Вот некоторые из них:
Слайд 5.
- взаимоопрос - взаимодиктант - мурманская методика - взаимообмен заданиями - работа в парах по решению составных задач
Еще в 90-е годы, встретившись с последователями В.К.Дьяченко, я в составе экспериментальной группы занималась разработкой и апробированием методик КВО и убедилась, что систематическое и методически правильное применение работы в парах в начальной школе развивает способности ученика самостоятельно добывать знания в процессе обучения, что требует от него определенных навыков.
Слайд 6
Цель работы над данной темой я сформулировала так: создать условия для оптимизации учебного процесса (минимум затрат, максимум эффекта), постараться сделать учебу в школе радостной и увлекательной. Согласно этому я поставила перед собой следующие задачи:
Слайд 7.
Способствовать повышению учебной мотивации;
Использовать дифференцированный подход к обучению;
Развивать навыки самообразования и само контроля у учащихся;
Через развитие навыков парной работы, повысить у обучающихся качество образования; Определить возможности использования работы в парах на уроках в начальной школе;
Разрабатывать рекомендации для учителей начальной школы по применению работы в парах в обучении младших школьников.
Слайд 8.
Каждый прием работы в парах требует определенных навыков и умений как у учащихся, так и у учителей. Эти умения сначала вырабатываются в постоянных парах, и только после определенной подготовки класс приступает к работе в парах сменного состава. На первом этапе учителю предстоит научиться работать в «рабочем шуме», т.е. научиться слушать и слышать сразу несколько пар, направлять работу отдельных учащихся и управлять процессом в целом. У учащихся свои задачи: учиться работать в шуме, научиться регулировать громкость своего голоса так, чтобы партнер хорошо слышал, а другим ученикам голос не мешал, слушать товарища и слышать его, работать по алгоритму.
Слайд 9.
Я использую в своей работе при изучении различных тем на разных предметах следующие методики: -взаимообмен заданиями; - взаимодиктант; - взаимоопрос; - работа в паре по решению составных задач.
Слайд 10.
В процессе такой работы возникает атмосфера сотворчества, радости познания и понимания того, что, как говорит В.К.Дьяченко, «Истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими, в процессе их диалогического общения»
Раскрою алгоритм организации деятельности класса на примере фрагмента урока русского языка во 2 классе по теме «Состав слова».
Слайд 11. (образцы карточек)
На карточке написано слово, разобранное по составу, слева- столбик форм этого слова, а справа - группа родственных слов.
Как работает пара?
Слайд 12. (алгоритм)
У каждого ученика своя карточка (все карточки разные). Один из учеников читает слово ( он выполняет роль учителя) со своей карточки орфографически, а второй записывает в своей тетради и разбирает его по составу, рассуждая вслух. При этом важно, чтобы звучали слова «объясни», «докажи», «почему ты так думаешь?» со стороны «учителя». «Учитель» имеет возможность проверить по подсказкам в своей карточке, помочь в случае затруднения. Затем ребята меняются ролями и работают точно также по карточке второго ученика. Когда работа закончена, меняются тетрадями, проверяют друг друга и исправляют ошибки, если они есть. Затем один из них уходит в другую пару на свободное место с карточкой соседа и работает так же с другим партнером.
Организация работы класса начинается с того, что учитель объясняет цель данной работы с карточками, знакомит с их содержанием и с одним из учащихся показывает у доски как работает пара. После этого класс приступает к работе. Учитель в процессе работы выполняет роль консультанта, помощника, диспетчера.
Контроль возможен в разных вариантах: В конце работы возможен фронтальный опрос с общими выводами; Можно проверить работы ребят; Провести проверочную, контрольную работу по теме.
Подобная организация работы по данной теме помогает обогащать словарный запас детей, распознавать разные части слова, менять форму слова, что является необходимыми умениями для грамотного письма. Эта работа приносит удовольствие ребятам. Уроки русского языка превращаются в уроки сотрудничества, учат детей общаться, рассуждать, вызывают интерес к родному языку. Они с нетерпением ждут таких уроков.
В дальнейшем методики усложняются. Это могут быть такие методики как: - работа в паре по решению составных задач. -взаимообмен заданиями. Описание примера использования этой методики можно прочитать в моей публикации в ж. «Начальная школа» №11, 1990г.
Результатом работы стала разработка методических рекомендаций для учителей начальной школы по математике, чтению и русскому языку. Слайд 13.
В дальнейшем в своей работе я, пользуясь этими разработками, старалась совершенствовать свой опыт, делилась с коллегами через: - открытые уроки; - выступления на МО и педсоветах; - публикации в сборнике опытно-экспериментальной площадки на базе нашей 303 школы. (показ сборника) - публикации на сайтах в интернете.
Слайд 14.
Слайд 15.
В результате обобщения своего опыта работы могу сказать, что использование работы в парах на уроках в начальной школе позволяет оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, сделать учебу в школе психологически комфортной. При использования парной работы в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению, учит самостоятельной работе с учебной информацией. Все это способствует развитию творческих способностей школьников, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление и речь.
Слайд 16.
Завершая свое выступление, хочу сказать, что XXI век - век высоких информационных технологий. Современный ребенок и учитель живут в непрерывно увеличивающемся потоке информации, что требует перехода от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главная проблема учителя - поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы и подготовки его к жизни в новом информационном обществе. Формы работы в ППС и ПСС помогают достичь этих целей. Рекомендации по их применению не случайно заложены во всех УМК по новым стандартам второго поколения. На сегодняшний день данные формы работы активно разрабатываются, о чем свидетельствуют публикации в сборниках АППО Санкт-Петербурга, в журналах «Начальная школа», «1 сентября», на образовательных сайтах в Интернете.
Слайд 17. Спасибо за внимание.

© 2010-2022