• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока по русскому языку «Написание мягкого знака в именах существительных мужского и женского рода, оканчивающихся на шипящую»

Конспект урока по русскому языку «Написание мягкого знака в именах существительных мужского и женского рода, оканчивающихся на шипящую»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














ТЕМА «Написание мягкого знака в именах существительных мужского и женского рода, оканчивающихся на шипящую»
















Провела учитель начальных классов

Суркова Людмила Васильевна

















УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. ТЕМА УРОКА: Написание мягкого знака в именах существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящую. Цель урока: 1. знакомство с новым правилом - письмо мягкого знака в именах существительных мужского и женского рода; 2. развивать орфографическую зоркость; 3. воспитание интереса к предмету. Оборудование: компьютер, карточки с заданием, сигнальные карточки: красного и зелёного цвета. ХОД УРОКА.

  1. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
А). - Что изучали на прошлом уроке? (Письмо мягкого знака в словах).
  • Что обозначает мягкий знак в словах? (Мягкость согласного звука в словах).
  • Приведите свои примеры. (Лень, камень, полдень).
  • Сегодня мы продолжим изучать письмо мягкого знака в словах.
Б). - Назовите шипящие звуки.
  • Что мы знаем о шипящих звуках? (Ж, Ш, Ц) - всегда твёрдые, (Ч, Щ) - всегда мягкие.
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. (Использование компьютера). На доске слова): ТЕТРАДЬ, МЕДВЕДЬ, МЕБЕЛЬ, ЖУРАВЛЬ, ВРАТАРЬ, ДВЕРЬ, МЫШЬ. КАРАНДАШ, МОЛОДЁЖЬ, ГАРАЖ, ПОМОЩЬ, ТОВАРИЩ, ПЕЧЬ, МЯЧ.

- Распределите данные слова в 2 столбика: Имена существительные женского рода, имена существительные мужского рода.

  • В каких словах мягкий знак указывает на мягкость согласного звука?
  • В остальных словах как произносим звуки?

Ж.Р. М.Р. ТЕТРАДЬ МЕДВЕДЬ МЕБЕЛЬ ЖУРАВЛЬ ДВЕРЬ ВРАТАРЬ МЫШЬ КАРАНДАШ МОЛОДЁЖЬ ГАРАЖ ПОМОЩЬ ТОВАРИЩ ПЕЧЬ МЯЧ
3. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.
  • Почему вы задумались?
  • Почему же в одних словах написали мягкий знак, а в других словах этого же рода мягкий знак не написан?

4. ОТКРЫТИЕ ДЕТЬМИ НОВОГО ЗНАНИЯ.
  • Имена существительные какого рода записаны в левом столбике? (Имена существительные женского рода).
  • А в правом? (Имена существительные мужского рода).
  • Какой вывод можно сделать об именах существительных женского рода, оканчивающихся на шипящую? (В именах существительных женского рода, оканчивающихся на шипящую, пишется мягкий знак).
  • Сделайте вывод об именах существительных мужского рода, оканчивающихся на шипящую. (В именах существительных мужского рода, оканчивающихся на шипящую, мягкий знак не пишется).



ЭТАЛОН: И. СУЩ. М.Р. - Ш, Щ, Ч, Ж - Ь. И.СУЩ. Ж.Р. - Ш, Щ, Ч, Ж - Ь.

5. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

А). Игра «Покажи мягкий знак в словах»
  • Объяснить наличие или отсутствие мягкого знака в словах. (Учитель называет слова, ученики показывают сигнальные карточку красного цвета - нет мягкого знака в слове, карточку зелёного цвета - пишется мягкий знак).

ПОМОЩЬ, МЕЛОЧЬ, УЖ, ДУШ, БОГАЧ, МОЩЬ, СИЛАЧ, ДОЧЬ, ЛУЧ, СТРИЖ, МЫШЬ, РОЖЬ, ГАРАЖ, ЛЕЩ, КАМЫШ, КАЛАЧ, ПЕЧЬ. 6.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. (На доске). - Слова, данные в скобках, напишите в единственном числе:
Весёлый (марши), свежий (ландыши), вкусный (борщи), грамотная (речи), лучший (скрипачи), чёрный (грачи), дорогая (вещи).

  • Проверка: - Назовите имена существительные, в которых написали мягкий знак.
  • Почему?


7. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.
А) (У всех учеников карточки с написанными на них словосочетаниями) НЕПРОМОКАЕМЫЙ ПЛА…, НАСТУПИЛА ПОЛНО…, СКОРАЯ ПОМО…, ВЕРНЫЙ ТОВАРИ…, ДОРОГАЯ ВЕ…, ЛЕСНАЯ ГЛУ…, ЖЕЛЕЗНЫЙ ОБРУ…, СМЕШНОЙ ЦИРКА…, ПЕРОЧИННЫЙ НО…, ВЕСЁЛЫЙ МАР…, ДУШИСТЫЙ ЛАНДЫ…, ДОБРЫЙ МАЛЫ….
ПРОВЕРКА: Учащийся первого варианта называет словосочетания своей карточки, а учащиеся второго варианта на сигнальных карточках показывают наличие или отсутствие мягкого знака в словах. Аналогично проверяется работа учащихся второго варианта.
Б) НА ДОСКЕ. ПОД ДИКТОВКУ УЧИТЕЛЯ РАБОТАЕТ УЧЕНИК, А ВСЕ РАБОТАЮТ В ТЕТРАДЯХ.

РЕБЯТА ВОШЛИ В ТЁМНУЮ ГЛУШЬ ЛЕСА.

А) Выделите изученные орфограммы;

Б) Выделить основу предложения;

В) Определить какими частями речи являются слова в предложении.

В) ПИСЬМО В ТЕТРАДЯХ.

- К данным словам подобрать однокоренные имена существительные. (Учитель называет слова, ученики записывают слова. В словах с мягким знаком поставить знак +, в словах без мягкого знака поставить - ).

ДРОЖАЛ, НОЧНОЙ, СУХОЙ, РЖАНОЙ, ЛУЧИСТЫЙ, ПЛАКАЛ, ТИХИЙ.

ПРОВЕРКА: НА ДОСКЕ УЧЕНИК ПИШЕТ: +, +,….- .

СВЕРКА С РАБОТОЙ В ТЕТРАДЯХ.

8. ВЫВОД: - Что нового узнали на уроке? 9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


© 2010-2022