- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку «Написание мягкого знака в именах существительных мужского и женского рода, оканчивающихся на шипящую»
Конспект урока по русскому языку «Написание мягкого знака в именах существительных мужского и женского рода, оканчивающихся на шипящую»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Суркова Л.В. |
Дата | 08.12.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТЕМА «Написание мягкого знака в именах существительных мужского и женского рода, оканчивающихся на шипящую»
Провела учитель начальных классов
Суркова Людмила Васильевна
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. ТЕМА УРОКА: Написание мягкого знака в именах существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящую. Цель урока: 1. знакомство с новым правилом - письмо мягкого знака в именах существительных мужского и женского рода; 2. развивать орфографическую зоркость; 3. воспитание интереса к предмету. Оборудование: компьютер, карточки с заданием, сигнальные карточки: красного и зелёного цвета. ХОД УРОКА.
- САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- Что обозначает мягкий знак в словах? (Мягкость согласного звука в словах).
- Приведите свои примеры. (Лень, камень, полдень).
- Сегодня мы продолжим изучать письмо мягкого знака в словах.
- Что мы знаем о шипящих звуках? (Ж, Ш, Ц) - всегда твёрдые, (Ч, Щ) - всегда мягкие.
- Распределите данные слова в 2 столбика: Имена существительные женского рода, имена существительные мужского рода.
- В каких словах мягкий знак указывает на мягкость согласного звука?
- В остальных словах как произносим звуки?
Ж.Р. М.Р. ТЕТРАДЬ МЕДВЕДЬ МЕБЕЛЬ ЖУРАВЛЬ ДВЕРЬ ВРАТАРЬ МЫШЬ КАРАНДАШ МОЛОДЁЖЬ ГАРАЖ ПОМОЩЬ ТОВАРИЩ ПЕЧЬ МЯЧ
3. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.
- Почему вы задумались?
- Почему же в одних словах написали мягкий знак, а в других словах этого же рода мягкий знак не написан?
4. ОТКРЫТИЕ ДЕТЬМИ НОВОГО ЗНАНИЯ.
- Имена существительные какого рода записаны в левом столбике? (Имена существительные женского рода).
- А в правом? (Имена существительные мужского рода).
- Какой вывод можно сделать об именах существительных женского рода, оканчивающихся на шипящую? (В именах существительных женского рода, оканчивающихся на шипящую, пишется мягкий знак).
- Сделайте вывод об именах существительных мужского рода, оканчивающихся на шипящую. (В именах существительных мужского рода, оканчивающихся на шипящую, мягкий знак не пишется).
ЭТАЛОН: И. СУЩ. М.Р. - Ш, Щ, Ч, Ж - Ь. И.СУЩ. Ж.Р. - Ш, Щ, Ч, Ж - Ь.
5. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
А). Игра «Покажи мягкий знак в словах»
- Объяснить наличие или отсутствие мягкого знака в словах. (Учитель называет слова, ученики показывают сигнальные карточку красного цвета - нет мягкого знака в слове, карточку зелёного цвета - пишется мягкий знак).
ПОМОЩЬ, МЕЛОЧЬ, УЖ, ДУШ, БОГАЧ, МОЩЬ, СИЛАЧ, ДОЧЬ, ЛУЧ, СТРИЖ, МЫШЬ, РОЖЬ, ГАРАЖ, ЛЕЩ, КАМЫШ, КАЛАЧ, ПЕЧЬ. 6.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. (На доске). - Слова, данные в скобках, напишите в единственном числе:
Весёлый (марши), свежий (ландыши), вкусный (борщи), грамотная (речи), лучший (скрипачи), чёрный (грачи), дорогая (вещи).
- Проверка: - Назовите имена существительные, в которых написали мягкий знак.
- Почему?
7. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.
А) (У всех учеников карточки с написанными на них словосочетаниями) НЕПРОМОКАЕМЫЙ ПЛА…, НАСТУПИЛА ПОЛНО…, СКОРАЯ ПОМО…, ВЕРНЫЙ ТОВАРИ…, ДОРОГАЯ ВЕ…, ЛЕСНАЯ ГЛУ…, ЖЕЛЕЗНЫЙ ОБРУ…, СМЕШНОЙ ЦИРКА…, ПЕРОЧИННЫЙ НО…, ВЕСЁЛЫЙ МАР…, ДУШИСТЫЙ ЛАНДЫ…, ДОБРЫЙ МАЛЫ….
ПРОВЕРКА: Учащийся первого варианта называет словосочетания своей карточки, а учащиеся второго варианта на сигнальных карточках показывают наличие или отсутствие мягкого знака в словах. Аналогично проверяется работа учащихся второго варианта.
Б) НА ДОСКЕ. ПОД ДИКТОВКУ УЧИТЕЛЯ РАБОТАЕТ УЧЕНИК, А ВСЕ РАБОТАЮТ В ТЕТРАДЯХ.
РЕБЯТА ВОШЛИ В ТЁМНУЮ ГЛУШЬ ЛЕСА.
А) Выделите изученные орфограммы;
Б) Выделить основу предложения;
В) Определить какими частями речи являются слова в предложении.
В) ПИСЬМО В ТЕТРАДЯХ.
- К данным словам подобрать однокоренные имена существительные. (Учитель называет слова, ученики записывают слова. В словах с мягким знаком поставить знак +, в словах без мягкого знака поставить - ).
ДРОЖАЛ, НОЧНОЙ, СУХОЙ, РЖАНОЙ, ЛУЧИСТЫЙ, ПЛАКАЛ, ТИХИЙ.
ПРОВЕРКА: НА ДОСКЕ УЧЕНИК ПИШЕТ: +, +,….- .
СВЕРКА С РАБОТОЙ В ТЕТРАДЯХ.
8. ВЫВОД: - Что нового узнали на уроке? 9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.