Программа внеурочной деятельности. Мир логики. Триз 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МИРЛОГИКИ»

4 класс




Пояснительная записка

Программа курса по выбору «Мир логики» предназначена для учащихся 4 класса, желающих овладеть навыками основных мыслительных операций. Представленная программа может изучаться в рамках раздела ФГОС «Внеурочная деятельность в начальной школе» по таким направлениям, как социальное и общеинтеллектуальное. В современных условиях информационного общества одной из важных задач становится воспитание информационной культуры, что предполагает осознание потребности в новых знаниях, определение пробелов в знаниях и выработку стратегий их поиска; сравнение и оценку информационных ресурсов, применение и передачу информации.

К метапредметным результатам обучения на ступени начального общего образования относится формирование познавательных универсальных учебных действий как основы умения учиться.

К формируемым учебным действиям относятся следующие: сравнение, сериация и классификация по заданным критериям; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений, построение рассуждения об объекте, его свойствах и связях; осуществление подведения под понятие; установление аналогий, обобщение на основе выделения сущностных связей и др. Развитие умения учиться обеспечивает переход к дальнейшему самообразованию и самовоспитанию, развитие интеллектуальной инициативы, любознательности, способности к организации познавательной деятельности. В процессе обучения у учащихся возникает интерес к общественным явлениям, понимание активной преобразующей роли человека в обществе; закладываются первоначальные представления о значении науки, современных технологий и производства в жизни человека и общества; формируется ценностное отношение к образованию; закладываются навыки учебного сотрудничества и организации познавательной деятельности.

Программой курса по выбору «Мир логики» предусматривается дальнейшее совершенствование полученных знаний и умений, формирование ключевых компетенций, развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

Реализация программы осуществляется на основе личностно-деятельностного подхода, принципах сотрудничества и сотворчества, взаимодействия и взаимообогащения всех участников образовательного процесса.

Цель курса по выбору «Мир логики»: обучение навыкам основных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения, умозаключения и др.; формирование информационной культуры, освоение умений организации учебного труда.

Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:

• ценностно-смысловые:

- способность воспринимать окружающий мир как динамично развивающуюся среду;

- осознание своей роли в окружающем мире;

- готовность к построению индивидуальной образовательной траектории;

• общекультурные:

- понимание роли науки и образования в жизни человека и общества;

- овладение эффективными способами организации познавательной деятельности;

- интерес к развитию информационно-коммуникационных технологий;

учебно-познавательные:

- формирование навыков целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, презентации учебно-познавательной деятельности;

- овладение умениями функциональной грамотности;

- освоение способов продуктивной деятельности;

• информационные:

- способность ориентироваться в информационном пространстве;

- умение осуществлять поиск, анализ, хранение, передачу, преобразование информации;

• коммуникативные:

- формирование навыков конструктивного взаимодействия с окружающими;

- овладение эффективными способами устной и письменной коммуникации; • социально-трудовые:

- владение этикой социальных и трудовых взаимоотношений;

- формирование профессиональной направленности;

- уважительное отношение к результатам труда и творчества;

• личностные:

- способность к эффективному использованию собственных ресурсов;

- формирование рефлексивных умений;

- приобретение опыта социальной активности;

- развитие навыков самоуправления и самоорганизации.

Контроль:

К концу 4 класса учащиеся: будут знать правила сравнения объектов; правила классификации объектов; правила построения определения; о существовании различных видов отношений между понятиями; правила построения умозаключений; будут уметь сужать круг поиска при отгадывании «Да-нетки»; заполнять таблицу «Общие и отличительные признаки объектов» для сравнения объектов из ближайшего окружения; находить ошибки при классификации объектов ближайшего окружения; находить ошибки в построении определений и умозаключений, выделять вид отношения между понятиями, находить закономерности, сочинять загадки и сюжеты сказок по аналогии.

Содержание программы

1. Учимся выделять признаки (7 ч)

1.1. Знакомство с курсом «Мир логики»

Игра на внимание «Путаница», беседа «Что и зачем?», представление нового учебного предмета, контрольная работа.

1.2. Признаки объекта

Игра на внимание «Запрещённое движение», анализ контрольной работы, беседа о сравнении, игра «Передай апельсин», беседа о выделении признаков, задание на смекалку.

1.3. Различия

Игра на внимание «Повтори - отличись», беседа о различиях, работа в группах «Обучающий альбом», упражнение «Чем отличаются?», игра-дискуссия «Чем страус отличается от человека?», упражнение «Что изменилось?».

1.4. Сходство

Игра на внимание «Руки-ноги», упражнение «Найти общее», работа в группах «Чем похожи?», упражнение «Проверь себя».

1.5. Существенные признаки

Игра на внимание «Птица, рыба», беседа о существенных признаках, упражнение «Выделение существенных признаков», работа в группах «Почему они вместе?».

1.6. Характерные признаки

Игра-театрализация «Изобрази дерево», беседа о характерных признаках, работа в группах «Как сравнить?», беседа о «неизмеряемых» признаках, задача-шутка.

1.7. Упорядочение признаков

Игра на внимание «Буква, цифра», беседа об упорядочении, работа в группах «Как упорядочить?», упражнение «Кто больше?», задание на смекалку.

2. Учимся сравнивать (2 ч)

2.1. Правила сравнения

Игры на внимание «Эстафеты», упражнение на сравнение игр, работа в парах «Где ошибка?», работа в группах «Сравнение объектов».

2.2. Значение сравнения

Игры на внимание «Хор», «Разминка»; беседа о значении сравнения, упражнение на выбор объекта, работа в группах «Сравниваем «по правилам», упражнение «Проверь себя».

3. Учимся классифицировать (3 ч)

3.1. Понятие о классах

Игра на внимание «Мальчик, девочка, цветок», упражнение «Четвёртый лишний», беседа о понятии «класс», упражнение «Четыре лишних», работа в группах «Исключи и объясни», игра «Выбывание слов», задание на смекалку.

3.2. Правила классификации

Игра на внимание «Руки вверх - руки в стороны», беседа о правилах классификации, работа в группах «Раздели и назови», упражнение «Где классы, где части?», задание на смекалку.

3.3. Вопросы

Игра на внимание «Да и нет», обсуждение «Что мы знаем и не знаем», беседа о классификации вопросов, работа с текстом, упражнение «Вопросы корректные и некорректные», игра «Да-нетка».

4. Учимся находить закономерности (4 ч)

4.1. Алгоритм

Игра на внимание «Плавает - летает», упражнение «Проверь себя», беседа «Что такое алгоритм?», работа в парах «Графический диктант», работа в группах «Составляем план», составление инструкции «Как открыть дверь?», задания-шутки.

4.2. Закономерности в числах и фигурах

Игра на внимание «Посчитай - не ошибись», упражнение на поиск закономерности числового ряда, упражнение «Проверь себя», работа в группах «Продолжи ряд», упражнение на нахождение закономерности в серии фигур, задание на смекалку.

4.3. Закономерности в буквах и словах

Игра на внимание «Цепочка», упражнение «Алфавит», работа в группах «Продолжи ряд», упражнение «Проверь себя», задание на смекалку, игра «Да-нетка».

4.4. Логические задачи

Игра на внимание «Отвечай - не торопись!», решение логических задач на упорядочение, решение логических задач: родственные отношения, решение логических задач на нахождение соответствия, работа в группах «Решение задач», решение логических задач про лжецов.

5. Учимся выделять вид отношения между понятиями (6 ч)

5.1. Причина и следствие

Игра на внимание «День, ночь», беседа о причине и следствии, упражнение «Найди пару», работа в группах «Почему и что потом?», упражнение «Как найти причину?», задачи-шутки.

5.2. Причинно-следственные цепочки

Игра на внимание «Рассказчик», упражнение по составлению причинно-следственных цепочек, работа в группах «Сочинители», игра «Обмен причинами».

5.3. Противоположные отношения между понятиями

Игра на внимание «Наоборот», упражнение на выделение противоположных признаков, упражнение «Проверь себя», работа в группах «Точка зрения», упражнение «Подбери антоним», задание на смекалку.

5.4. Отношения «род - вид» между понятиями

Игра на внимание «Реки, города»; беседа о значении слов «род», «вид», «элемент»; упражнение «Проверь себя», работа в группах «Найди ошибку», игра «Да-нетка».

5.5. Упорядочение по родовидовым отношениям

Игра на внимание «Род - вид», беседа об объёмах понятия, упражнение «Проверь себя», упражнение «Разложи по порядку», работа в группах «Составляем схемы», задачишутки.

5.6. Виды отношений между понятиями

Игра на внимание «Понятно - непонятно», беседа о видах отношений между понятиями, упражнение «Группировка», работа в группах «Кто больше?», упражнение «Проверь себя».

6. Учимся давать определения (2 ч)

6.1. Определения

Игра «Да-нетка», игра-дискуссия «Что такое книга?», беседа о способах объяснения значения слов, беседа о значении определений, упражнение «Правила построения определений».

6.2. Анализ ошибок в построении определений

Игра на внимание «Правильно - неправильно», беседа об ошибках в построении определений, работа в группах «Исправляем ошибки», упражнение «Почему так говорят?».

7. Учимся делать умозаключения (3 ч)

7.1. Умозаключения

Игра на внимание «Съедобное - несъедобное», беседа о суждениях и умозаключениях, упражнение «Проверь себя», работа в парах «Восстанавливаем суждения», работа в группах «Как мы делаем выводы».

7.2. Анализ ошибок в построении умозаключений

Игра на внимание «Рыцари и лжецы», упражнение «Сравнение умозаключений», работа в группах «Ищем «ловушки», упражнение «Следовательно», практическая работа «Умозаключения», упражнение «Доказательство».

7.3. Язык и логика

Игра на внимание «Числа и слова», упражнение «Перестановки», упражнение «Кто кого?», упражнение «Двойной смысл», упражнение «Проверь себя».

8. Учимся использовать аналогии (3 ч)

8.1. Придумывание по аналогии

Игра ни внимание «Сказочный герой», упражнение «Сказка-калька», упражнение «Продолжи стихотворение», работа в группах «Сочинение загадок», придумывание вопросов на смекалку.

8.2. Использование аналогии в обучении

Игра на внимание «Повторяй за мной», упражнение «Подражайка», упражнение «От двух до пяти», беседа об использовании аналогии в обучении, упражнение «Аналогии», упражнение «Проверь себя», работа в группах «Шестиклеточные логиконы».

8.3. Продолженная аналогия

Игра на внимание «Пальцы», игра «Да-нетка», решение задач, упражнение «Секретный язык», беседа о суевериях.

9. Учимся рассуждать (2 ч)

9.1. Рассуждения

Игра на внимание «Перестановки», работа в группах «Решаем и объясняем», упражнение «Рассуждения», решение задач «с противоречиями», решение детективных задач.

9.2. Анализ ошибок в построении рассуждений

Игра на внимание «Повтори - не ошибись», решение логических задач, ознакомление с софизмами, работа в группах «Поиск вариантов».

9.3. Юмор и логика

Игра «Несмеяна», итоговая контрольная работа, беседа об остроумии, упражнение «Придумай окончание».

10. Подведение итогов обучения (1 ч)

10.1. Обобщающее занятие

Презентация творческих работ, анализ итоговой контрольной работы, анкетирование.

Рекомендуемая литература

Агафонова, И. Н. Учимся думать: Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8-11 лет/И. Н. Агафонова. - СПб.: МиМЭкспресс, 1996. Бойко, А. П. Логика: для учащихся школ, гимназий и лицеев/ А. П. Бойко. - М., 1993. Бондаренко, С. М. Учите детей сравнивать/С. М. Бондаренко. - М.: Знание, 1981. Вагурина, Л. Я начинаю учиться: Вып. 2. Логическое мышление/Л. Вагурина, А. Кряжева. - М.: Линор, 1995. Винокурова, Н. К. Магия интеллекта, или Книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых/Н. К. Винокурова. - М.: Эйдос, 1994. Володкевич, В. А. Сборник логических задач: для учащихся среднего и старшего возраста/В. А. Володкевич. - М.: ООО «Дом педагогики», 1996. Зак, А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет/А. З. Зак. - М.: Новая школа, 1996. Ивин, А. А. Искусство правильно мыслить: кн. для учащихся/ А. А. Ивин. - М.: Просвещение, 1996. Лихтарников, Л. М. Занимательные логические задачи: для учащихся начальной школы/Л. М. Лихтарников. - СПб.: Лань; МИК, 1996. Перькова, О. И. Интеллектуальный тренинг: учебно-метод. пособие/О. И. Перькова, Л. И. Сазанова. - СПб.: Речь, 2002. Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления детей: популярное пособие для родителей и педагогов/Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. - Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов/Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 1996. Тихомирова, Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: популярное пособие для родителей и педагогов/ Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 1998.



Кодификатор «Универсальные учебные действия»

Образовательной программы начального

общего образования МБОУ СОШ № 16

Л-00 Личностные результаты освоения ООП НОО


У выпускника будут сформированы

Л-01 внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»

Л-02 широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

Л-03 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Л-04 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей

Л-05 способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Л-06 основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности

Л-07 ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

Л-08 знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню

Л-09 развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения

Л-10 эмпатия как понимание чувства других людей и сопереживание им

Л-11 установка на здоровый образ жизни

Л-12 основы экологической культуры, принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения

Л-13 чувство прекрасного и этические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой


Выпускник получит возможность для формирования

Л-14 внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального опыта оценки знаний

Л-15 выраженной, устойчивой, учебно-познавательной мотивации учения

Л-16 устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач

Л-17 адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности

Л-18 положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности критерия социальной роли «хорошего ученика»

Л-19 компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности

Л-20 морального самосознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Л-21 установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках

Л-22 осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни

Л-23 эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия

Р-00 Регулятивные результаты освоения ООП НОО


Выпускник научится

Р-01 принимать и сохранять учебную задачу

Р-02 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Р-03 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Р-04 учитывать установленные правила в планировании и контроль способа решения

Р-05 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи)

Р-06 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области

Р-07 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

Р-08 различать способ и результат действия

Р-09 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках

Р-10 выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме


Выпускник получит возможность научиться

Р-11 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Р-12 преобразовывать практическую задачу в познавательную

Р-13 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Р-14 самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Р-15 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Р-16 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

П-00 Познавательные результаты освоения ООП НОО


Выпускник научится

П-01 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий

П-02 осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ

П-03 использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая концептуальные) для решения задач

П-04 строить сообщения в устной и письменной форме

П-05 ориентироваться на разнообразие способов решения задач

П-06 основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)

П-07 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

П-08 осуществлять синтез как составление целого из частей

П-09 проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям

П-10 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге изменений

П-11 строить рассуждения в форме связи простых суждения об объекте, его строении, свойствах и связях

П-12 обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи

П-13 осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза

П-14 устанавливать аналогии

П-15 владеть рядом общих приемов решения задач


Выпускник получит возможность научиться

П-16 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет

П-17 записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ

П-18 создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

П-19 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

П-20 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

П-21 осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты

П-22 осуществлять сравнения, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

П-23 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

П-24 произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач

К-00 Коммуникативные результаты освоения ООП НОО


Выпускник научится

К-01 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе инструменты ИКТ и дистанционного общения

К-02 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

К-03 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества

К-04 формулировать собственное мнение и позицию

К-05 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

К-06 строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет

К-07 задавать вопросы

К-08 контролировать действия партнера

К-09 использовать речь для регуляции своего действия

К-10 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи


Выпускник получит возможность научиться

К-11 учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной

К-12 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

К-13 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы

К-14 аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

К-15 продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников

К-16 с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

К-17 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

К-18 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

К-19 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

К-20 адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Кодификатор «Чтение: работа с информацией»

Образовательной программы начального

общего образования МБОУ СОШ № 16

Ч1-00 Получение, поиск и фиксация информации


Выпускник научится

Ч1-01 воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты);

Ч1-02 осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;

Ч1-03 использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;

Ч1-04 работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

Ч1-05 ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

Ч1-06 составлять список используемой литературы и других информационных источников, заполнять адресную и телефонную книги.


Выпускник получит возможность научиться

Ч1-07 находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях;

Ч1-08 систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы или электронного каталога при подготовке собственных работ (сообщений, сочинений, простых исследований, проектов и т. п.);

Ч1-09 хранить информацию на бумажных (альбом, тетрадь и т. п.) и электронных носителях (диск, USB-накопитель) в виде упорядоченной структуры (статей, изображений, аудиоряда, ссылок и т. п.).

Ч2-00 Понимание и преобразование информации


Выпускник научится

Ч2-01 определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, составлять простой план текста, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст;

Ч2-02 находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные, отношения (например, математические) и зависимости; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по алфавиту, по числовым параметрам (возрастанию и убыванию);

Ч2-03 понимать информацию, представленную в неявном виде: например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение, и т. д.;

Ч2-04 интерпретировать и обобщать информацию: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, язык текста;

Ч2-05 преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу (дополнять таблицу информацией из текста); преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу; заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;

Ч2-06 анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.


Выпускник получит возможность научиться

Ч2-07 соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

Ч2-08 для поиска нужной информации использовать такие внешние формальные элементы текста, как подзаголовки, иллюстрации, сноски;

Ч2-09 делать выписки из используемых источников информации, составлять письменные отзывы, аннотации.

Ч3-00 Применение и представление информации


Выпускник научится

Ч3-01 передавать собеседнику/партнеру важную для решаемой учебной задачи информацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного;

Ч3-02 использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

Ч3-03 составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу;

Ч3-04 описывать по определенному алгоритму объект наблюдения, сравнивать между собой два объекта, выделяя два-три существенных признака;

Ч3-05 по результатам наблюдений находить и формулировать правила, закономерности и т.п.;

Ч3-06 группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два признака;

Ч3-07 определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).


Выпускник получит возможность научиться

Ч3-08 на основе прочитанного принимать несложные практические решения;

Ч3-09 создавать небольшие собственные письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию разными способами, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию;

Ч3-10 выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Ч4-00 Оценка достоверности получаемой информации


Выпускник научится

Ч4-01 на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

Ч4-02 в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.


Выпускник получит возможность научиться

Ч4-03 критически относиться к рекламной информации;

Ч4-04 находить способы проверки противоречивой информации;

Ч4-05 определять достоверную информацию в случае наличия конфликтной ситуации.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема урока


Кол-

во

часов

Элементы содержания


Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата проведения

научится

получит возможность научиться

Метапредмет-

ные результаты

план

Факт

Учимся выделять признаки-7 часов

1

Знакомство с курсом «Мир логики»

Входная контрольная работа.

1

Игра., беседа. Контрольная работа

Сравнивать предметы, анализировать. Классифицировать, строить умозаключения, рассуждать, доказывать, делать выводы.

научить детей сравнивать и находить закономерности, классифицировать, давать определения, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы

Л-01 Л-02 Л-03

П-04 П-05 П-07

Р-01 Р-02 Р-03

Р-04 К-01 К-02

К-07 Ч1-04



2

Признаки объекта.

Д/З написать признаки АПЕЛЬСИНА используя все органы чувств.

1

Игра, беседа,

упражнения, задания на смекалку.

Л-01 Л-02 Л-03

П-04 П-05 П-07

Р-01 Р-02 Р-03

Р-04 К-01 К-02

К-07



3

Различия

1

Игра, беседа,

упражнения, дискуссия

Л-01, Л-02,

Л-03, П-04, П-05, П-07, П-11,К-01,

К-03



4

Сходство

1

Игра, беседа,

упражнения.

Л-01, Л-03,

Л-04, Л-05,

П-04, П-07, П-11

К-01, К-05



5

Существенные признаки

Проблемная ситуация.

1

Игра, беседа,

упражнения, демонстрация.

Л-01, Л-03, Л-04, Л-05,П-04, П-07, П-11,К-01, К-03. К-04, К-05



6

Характерные признаки.

1

Игра, беседа,

упражнения, задача.

Л-01 Л-02 Л-03

П-04 П-05 П-07

Р-01 Р-02 Р-03

Р-04 К-01 К-02

К-07 Ч3-04 Ч1-04



7.

Упорядочение признаков

1

Игра, беседа,

упражнения,

тест



Учимся сравнивать -2 часа

8.

Правила сравнения.

1

Игра, беседа,

упражнения,

Учить заполнять таблицу «Общие и отличительные признаки объектов» для сравнения объектов из ближайшего окружения.

знать правила сравнения объектов; правила классификации объектов;

Р-01 Р-02 Р-03

Р-04 Р-06 Р-07

П-03



9

Значение сравнения.

Закрепление знаний и умений.

1

Л-01, Л-02,

Л-03, П-04, П-05, П-07, П-11,К-01,

К-03



Учимся классифицировать-3 часа

10

Понятие о классах.

Создать проблемную ситуацию

1.

Игра, беседа,

упражнения,

Обучить навыкам основных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения, умозаключения, формирование информационной культуры, освоение умений организации учебного труда

знать правила сравнения объектов; правила классификации объектов; правила построения определения; о существовании различных видов отношений между понятиями; правила построения умозаключений;

Л-01, Л-03,

Л-04, Л-05,

П-04, П-07, П-11

К-01, К-05



11

Правила классификации.

1

Игра, беседа,

упражнения, задание на смекалку, обсуждение.

Л-01, Л-03, Л-04, Л-05,П-04, П-07, П-11,К-01, К-03. К-04, К-05



12

Вопросы.

1

Л-01, Л-02,

Л-03, П-04, П-05, П-07, П-11,К-01,

К-03



Учимся находить закономерности-4 часа

13

Алгоритм.

Задания на смекалку.

1

Игра, беседа,

Упражнения, практическая работа

Учить находить ошибки в построении определений и умозаключений, выделять вид отношения между понятиями, находить закономерности, сочинять загадки и сюжеты сказок по аналогии.

Уметь сужать круг поиска при отгадывании «Да-нетки

Л-01, Л-03,

Л-04, Л-05,

П-04, П-07, П-11

К-01, К-05



14

Закономерности в числах и фигурах.

1

Л-01, Л-02,

Л-03, П-04, П-05, П-07, П-11,К-01,

К-03



15-16

Закономерности в буквах и словах.

Логические задачи

2

Л-01, Л-03,

Л-04, Л-05,

П-04, П-07, П-11

К-01, К-05



Учимся выделять отношения между понятиями-6 часов

17

Причина и следствие.

Задание на смекалку.

1

Игра, беседа,

Упражнения, практическая работа

находить ошибки в построении определений и умозаключений, выделять вид отношения между понятиями, находить закономерности, сочинять загадки и сюжеты сказок по аналогии.

способность ориентироваться в информационном пространстве; - умение осуществлять поиск, анализ, хранение, передачу, преобразование информа-

ции

Л-01, Л-03, Л-04, Л-05,П-04, П-07, П-11,К-01, К-03. К-04, К-05



18

Причинно-следственные цепочки.

1

Игра, беседа,

Упражнения, практическая работа, фантазирование



19

Противоположные отношения между понятиями

1



20

Отношения «род-вид» между понятиями. Игра.

1

Л-01, Л-02,

Л-03, П-04, П-05, П-07, П-11,К-01,

К-03



21

Упорядочение по родовым отношениям.

1

Л-01, Л-03,

Л-04, Л-05,

П-04, П-07, П-11

К-01, К-05



22

Виды отношений между понятиями.

1

Л-01, Л-03, Л-04, Л-05,П-04, П-07, П-11,К-01, К-03. К-04, К-05



Учимся давать определение-2 часа

23-24

Определение. Анализ ошибок в построении определений.

1

Игра, беседа,

упражнения, практическая работа, анализ.

Л-01, Л-02,

Л-03, П-04, П-05, П-07, П-11,К-01,

К-03



Учимся делать умозаключения-3 часа

25

Умозаключения.

1

Игра, беседа,

упражнения, практическая работа,

Учить находить ошибки в построении определений и умозаключений, выделять вид отношения между понятиями, находить закономерности.

сочинять загадки и сюжеты сказок по аналогии

Л-01, Л-03,

Л-04, Л-05,

П-04, П-07, П-11

К-01, К-05



26

Анализ ошибок в построении умозаключений.

1

Л-01, Л-03, Л-04, Л-05,П-04, П-07, П-11,К-01, К-03. К-04, К-05



27

Язык и логика.

1

Л-02 Л-03

П-04 П-05 П-07

Р-01 Р-02 Р-03

Р-04 К-01 К-02

К-07 Ч3-04 Ч1-04



Учимся использовать аналогии-3 часа

28

Придумывание по аналогии.

1

Игра, беседа,

упражнения, практическая работа, задачи на смекалку.

сочинять загадки и сюжеты сказок по аналогии

Развить понимание роли науки и образования в жизни человека и общества

Л-02 Л-03

П-04 П-05 П-07

Р-01 Р-02 Р-03

Р-04 К-01 К-02

К-07 Ч1-04



29-30

Использование аналогии в обучении.

Задания на смекалку.

2



Учимся рассуждать-3 часа

31

Рассуждения.

1

Игра, беседа,

упражнения, практическая работа, анализ.

Игра,

упражнения, практическая работа.

Развивать способность ориентироваться в информационном пространстве; - умение осуществлять поиск, анализ, хранение, передачу, преобразование информа-

ции;

Развить понимание роли науки и образования в жизни человека и общества

Л-01, Л-03,

Л-04, Л-05,

П-04, П-07, П-11

К-01, К-05



32

Анализ ошибок в построении рассуждений.

1

Л-01, Л-03, Л-04, Л-05,П-04, П-07, П-11,К-01, К-03. К-04, К-05



33.

Юмор и логика.

1

Л-01, Л-03, Л-04, Л-05,П-04, П-07, П-11,К-01, К-03. К-04, К-05



34.

Обобщающие занятия.

1

Презентация. Анкетирование.

Закрепление знаний и умений.

Л-01, Л-03, Л-04, Л-05,П-04, П-07, П-11,К-01, К-03. К-04, К-05



35.

Итоговая контрольная работа.

1



п/п

Название раздела

Контрольная работа.

Дата

1

Учимся выделять признаки

Входная контрольная работа.

2

Учимся рассуждать

Итоговая контрольная работа

12

© 2010-2022