Программа факультатива по русскому языку Первый опыт сочинения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в младших классах. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. Полноценное речевое развитие младших школьников является важнейшим направлением процесса обучения русскому языку. Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений- написание сочинений разных видов. Обучение сочинению - очень важный аспект работы по развитию связной речи. Приемам написания связного текста надо учить уже в начальных классах. Обучение сочинению - это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его. Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности. Сочинение - это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблема Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности. На всех занятиях обучения написания сочинений учащиеся приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной и художественной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Цель, задачи и принципы программы. Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями. Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности: 1. Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции; 2. Совершенствование коммуникативной культуры учащихся; 3. Концентрирование мыслей учащихся на объекте изучения, умение анализировать и делать вывод. 4. Выявление и поддержка лингвистически одаренных детей; 5. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала; 6. Воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы. Данная программа рассчитана на детей 10-11 лет (четвероклассников). Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 30 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

№ п/п

Содержание

раздела

Количество часов на раздел

Вид

контроля 1 Речь. Ее значение в жизни. Техника речи.

2 Практическая работа 2 Культура общения

5 Практическая работа 3 Текст

5 Практическая работа 4

Сочинения разных видов:

- по наблюдениям;

- по картинам;

- по данной части;

- на основе прочитанного;

- сочиняем сказки,

считалки,

загадки.

17 Практическая работа 5

Подводим итоги

1 Практическая работа (тест) К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому. В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие: 1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся; 2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений; 3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика; 4. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком; 5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала. Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Содержание программы. Одним из центральных вопросов организации работы в рамках данной программы является определение ее содержания. В соответствии с принципами связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого в начальной школе согласно требованиям образовательного стандарта. Наряду с этим, на занятиях рассматриваются и такие вопросы, которые непосредственно не связаны с программным материалом, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их кругозора. Таким образом, содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал. Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на урока. Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются. Следует отметить, что содержание, принципы, методы и формы организации данной образовательной программы обеспечивают решение всех поставленных задач. Содержание курса представлено нестандартными (по форме и содержанию) заданиями и упражнениями; тематика занятий разнообразна. В разделе «Речь и ее значение в жизни. Техника речи.» учащиеся знакомятся с особенностями устной и письменной речи, умением регулировать свою речь, выразительно произносить и читать скороговорки Первое внеклассное занятие является вводным. В форме рассказа-беседы учитель показывает детям значение русского языка как межнационального языка нашей страны, говорит о стремлении народов во всем мире овладеть русским языком. На этом же занятии речь идёт о самых дорогих для нас словах: Родина, Россия, мир, труд, гражданин.
В разделе «Культура общения» учащиеся наблюдают над значением слова «слово», узнают о происхождении слов, для чего служат слова, учатся пользоваться словами приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения. Мысль о богатстве, красоте русского языка, о необходимости бережного отношения к нему проводится и на устном журнале «Добрые слова», и на занятии викторине «Сколько слов вы знаете?». В разделе «Текст» учащиеся составляют тексты разных видов (повествование, описание, рассуждение), восстанавливают деформированный текст. В разделе «Сочинения разных видов» учащиеся учатся свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи, учатся умению систематизировать материал, строить сочинение в определенной композиционной форме, исправлять, переделывать, улучшать написанное. Редактирование текста - логическое продолжение обучению сочинений. Сочинение по картинам приобщают к прекрасному, учат понимать, любить и ценить произведения искусства, формируют художественный вкус, служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса учащегося. Развивают внимание, наблюдательность и творческую фантазию. В разделе « Подводим итоги» завершающим занятием является праздник « Грамоте учиться - всегда пригодится»

Основные виды деятельности учащихся:


- написание сочинений разных видов; - знакомство с научно - популярной и художественной литературой, связанной с русским языком; - участие в конкурсах предметной недели начальных классов; - самостоятельная работа; - работа в парах, в группах; - творческие работы.

Планируемые результаты учащихся.


- Учащиеся должны обогатить свой словарный запас, совершенствовать свою устную и письменную речь

- Применять полученных знаний и умений в практической деятельности.

- Участвовать в городских и районных конкурсах и олимпиадах.


Список литературы:

1. Балашова Т. Ю. Подготовка четвероклассников к

сочинению-описанию животного // Начальная школа. - № 10 - 1998. -

2. Елисеева М. Т. Работа над изложением и

сочинением//Начальная школа. - № 5.- 1981.

3. Закожурникова М. Л. Обучение изложению и

сочинению в начальной школе. - М., 1993.

4. Корепина Л. Ф., Борисенко Ю. Н. Работа над

сочинениями разных жанров // Начальная школа. - № 12. - 1997.

5. Купров В. Д. Образно - эмоциональное описание предмета // Начальная школа. - № 2. - 1989

6. Львов М. Р. Методика развития речи младших

Школьников. - М., 1985

7. Черноусова Н. С. Сочинения в начальных классах. - М.,

1976.

8. Страхова Л.Л.Сочинение по картине для младших школьников. - СПб, 2009.

9. Белицкая А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2 - 4 классы. - М.: Айрис-пресс, 2005.

10. Волина В. В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995.

11. Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1 - 4 классы. - М.: 5 за знания, 2005.

12. Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1971.

© 2010-2022