Исследовательская работа по технологии (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Листвянская средняя общеобразовательная школа»








НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ»


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА






ЗЕЛЁНЫЙ ЛУГ НА ПОДОКОННИКЕ







Выполнила:

Головачёва Мария,

ученица 2 класса МОУ ИРМО «Листвянская средняя общеобразовательная школа»

Руководитель:

Мамуркова Светлана Владимировна, учитель начальных классов МОУ ИРМО «Листвянская средняя общеобразовательная школа»

Листвянка, 2013г.

ОГЛАВЛЕНИЕ




ВВЕДЕНИЕ …..…………………………………….…………………………………………. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫРАЩИВАНИЯ ЛУКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ ……………………………………………………………..…..5

  1. Сущностная характеристика понятий……………………..……………………...…….5
  2. Целебные и губительные свойства лука для организма человека……………………5


ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫРАЩИВАНИЮ ЛУКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ …………………………………………………………………7
2.1. Выявление благоприятных условий для выращивания лука в домашних условиях…………………………………………………………………..………………………7 2.2. Опытно-экспериментальная работа………………………………………..………………7 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы…………………..……………7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………...……….9
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………...10
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Выращивание лука в домашних условиях (фото)………………..…….11 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Таблица наблюдений ……………………………………………..…….15







ВВЕДЕНИЕ В начале первой четверти на уроке технологии при изучении темы «Земледелие» нам было предложено практическое задание - вырастить лук в домашних условиях. Задание оказалось интересным и актуальным. Ведь очень часто можно наблюдать, что при длительном хранении репчатого лука у него появляется зелень. Нами была поставлена цель - вырастить лук в домашних условиях и проследить изменения, происходящие с луком в течение года. Для достижения поставленной цели нами были определены задачи:

  • Определить сущность понятий «домашние условия», «репчатый лук», «зелёный лук»;
  • Определить пользу, приносимую репчатым и зелёным луком организму человека;
  • Определить, что полезнее для организма человека - репчатый лук или зелёный лук;
  • Определить вред, наносимый репчатым и зелёным луком организму человека;
  • Выявить оптимальные условия для успешного выращивания зелёного лука в домашних условиях;
  • Пронаблюдать, как долго репчатый лук может плодоносить.
Объектом исследования является травянистое растение семейства лилейных - лук. Предмет исследования: лук, выращенный в домашних условиях. Гипотезой исследования выступило предположение о том, что лук можно выращивать в домашних условиях круглый год. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
  1. изучение источников информации (учебники, справочная литература, интернет-сайты);
  2. беседа с родителями и родственниками;
  3. эксперимент;
  4. наблюдение;
  5. анализ результатов эксперимента.
Работа была проведена в период 2012 - 2013гг. и включила в себя три основных этапа: Первый этап (сентябрь - февраль 2012 - 2013г.) - поисково-теоритический, на котором проводилось изучение справочной литературы, поиск информации по проблеме исследования, формулирование цели, задач, гипотезы исследования. Второй этап (сентябрь - март 2012 - 2013г.) - опытно-экспериментальный, осуществление подбора адекватных методов исследования; проведение эксперимента и анализ полученных результатов. Третий этап (март - апрель 2013г.) - заключительно-обобщающий, анализ результатов наблюдения, систематизация и обобщение результатов наблюдения; оформление исследовательской работы. Практическая значимость исследования заключается в определении временных рамок, на протяжении которых репчатый лук даёт зелень - уникальный продукт питания, богатый витаминами и минералами, благотворно влияющий на организм человека. Представленные теоретические материалы могут быть использованы на уроках окружающего мира. Знания, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, помогут учащимся начальных классов самостоятельно выращивать лук в домашних условиях.





















ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫРАЩИВАНИЯ ЛУКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИХ


  1. Сущностная характеристика понятий


В нашей исследовательской работе активно используется понятие «домашние условия». Наша задача - уточнить, что подразумевается под понятием «домашние условия». Для этого обратимся к корню слова «дом». Термин дом имеет множество значений. Дом - жилое строение; своё жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство; место, где живут люди, объединённые общими интересами, условиями существования; учреждение, заведение обслуживающее какие-нибудь общественные нужды; династия, род[2]. В рамках нашего исследования мы будем использовать определение понятия «дом», подразумевающее сооружение, представляющее собой здание, строение, предназначенное для жилья, размещения различных учреждений и предприятий. Следовательно, под домашними условиями мы будем понимать те условия (температура, освещение, наличие воды), которые имеются в доме, здании, строении, где будет проводиться эксперимент по выращиванию лука. В исследовательской работе используются понятия «репчатый лук» и «зелёный лук». Проанализировав материал, предлагаемый справочной литературой, мы сделали вывод о том, что эти понятия не разграничены. Лук - это травянистое многолетнее огородное или дикорастущее растение семейства лилейных, овощ с трубчатыми полыми внутри съедобными листьями и утолщённым стеблем, покрытым сухими чешуями [1]. Таким образом, исходя из предложенного определения, мы под понятием «репчатый лук» будем подразумевать утолщённый стебель округлой формы, похожий на репу (от сюда название «репчатый»), покрытый сухими чешуями. Под понятием «зелёный лук» мы будем подразумевать трубчатые, полые внутри съедобные листья.

  1. Целебные и губительные свойства лука для организма человека


Изучая информацию, содержащуюся на интернет-сайтах, мы определили пользу репчатого и зелёного лука. Благодаря наличию в луке витаминов (А, В, С, РР), он полезен при авитаминозе. Лук способен удовлетворить потребность человеческого организма в витамине С, к тому же этот витамин способствует повышению иммунитета. Эфирные масла лука помогают при вирусных заболеваниях (простуде, гриппе). Для лечения можно нюхать нарезанный лук несколько раз в день. Лук обладает антибактериальные свойства. Благодаря целебным летучим веществам - фитонцидам, лук уничтожает большое количество микробов: стрептококки, возбудителей дизентерии, возбудителей дифтерии, возбудителей туберкулёза. Лук очень богат железом. Получить этот важный элемент можно как из сырого лука, так и из жареного, печёного и тушёного. Высокое содержание калия делает лук полезным для сердечно-сосудистой системы. Лук активизирует обмен веществ и способствует очищению крови. В дополнение к выше изложенному материалу, можно сказать о том, что зелёный лук содержит больше витаминов и минералов, чем репчатый. Например, каротин, который защищает слизистые дыхательных путей от воспаления и заботится о благополучии нашей кожи или цинк, необходимый для волос, или кальций и фосфор, которые так полезны для наших зубов. Но у медали есть две стороны. Поэтому не лишним будет сказать о том, какое негативное влияние может оказывать этот замечательный овощ на организм человека. Самый незначительный вред, который наносит лук - это неприятный запах изо рта. Осторожность следует проявлять людям, которые имеют проблемы с пищеварением. Лук вызывает раздражение органов пищеварения и повышает кислотность желудочного сока. Поэтому противопоказан при:

  • заболевании почек или печени;
  • язве желудка и двенадцатиперстной кишки, гастрите;
  • повышенной чувствительности.
Лук вызывает раздражение нервной системы, что может негативно повлиять на работу сердца и спровоцировать повышение артериального давления, вызвать приступ астмы. Проанализировав целебные свойства лука, его благотворное и негативное влияние на организм человека можем сделать вывод о том, что этот овощ не следует употреблять в пищу людям, страдающим заболеваниями пищеварительной системы (желудка, печени, почек), повышенным артериальным давлением, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Для всех остальных людей очевидна польза лука как источника большого количества минералов и витаминов, а также средства борьбы с простудными и инфекционными заболеваниями.



ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по выращиванию лука в домашних условиях


2.1. Выявление благоприятных условий для выращивания лука в домашних условиях


В ходе изучения учебной литературы нами был сделан вывод о том, что лук необходимо подготовить для выращивания в домашних условиях. Для этого нами были выбраны луковицы среднего размера. Мы срезали у луковиц макушку, чтобы зелень легче прорастала. Подготовили баночку с водой для проращивания зелёного лука. Поставили луковицу в баночку так, чтобы корни были в воде[3]. Посоветовавшись с родителями и изучив учебный материал, мы определили оптимальные условия, способствующие росту растения. В условиях помещения, в котором проводился эксперимент, оптимальными стали: температура 18 - 20 градусов, которая поддерживалась системой центрального отопления; солнечный свет, который поступал через окно; дополнительное искусственное освещение; наличие воды.

2.2. Опытно-экспериментальная работа


Экспериментальное исследование проходило на базе МОУ ИРМО «Листвянская средняя общеобразовательная школа». Наблюдение проводилось за 17 луковицами. Для организации эксперимента мы подготовили луковицы к посадке. Обеспечили условия необходимые для проращивания лука: температура воздуха помещения, в котором проводился эксперимент в среднем составляла 18 - 20 градусов; баночки с луковицами установили на подоконник, обеспечив тем самым естественное солнечное освещение; в пасмурные дни и в зимний период обеспечили дополнительное искусственное освещение; еженедельно меняли воду в баночках. Изменения, происходящие с луком, ежемесячно вносились в дневник наблюдения в виде фотографий, рисунков и текста [приложение1] Изучив накопленный в ходе наблюдения материал, мы составили таблицу, в которой описали выполненную работу по проращиванию лука, а также изменения, происходящие с луком [приложение 2]

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы


Проанализировав наблюдения и полученные результаты, можно сделать вывод о том, что лук нельзя выращивать в домашних условиях в течение всего года. Луковица может давать зелёные листья на второй месяц после её посадки. Зелень, пророщенная в домашних условиях, будет сохранять свои полезные свойства в течение следующих двух месяцев. В дельнейшем листья становится непригодной для употребления в пищу, так как начинают желтеть и терять полезные для организма человека свойства.






























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Изучение учебной и справочной литературы по проблеме выращивания лука в домашних условиях позволил нам определить сущностную характеристику понятия «домашние условия», разграничить понятия «репчатый лук» и «зелёный лук»; выяснить целебные и негативные свойства репчатого и зелёного лука, оказываемые на организм человека. В процессе наблюдения нам удалось уточнить, как долго луковица может давать зелёные перья. Проанализировав материал, накопленный по результатам наблюдения, мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза о возможности выращивания лука в домашних условиях круглый год не подтвердилась, так как луковица может давать зелень только на протяжении двух месяцев. Далее листья начинают вять, утрачивая свои полезные свойства. Перспективы дальнейшей разработки проблемы выращивания лука в домашних условиях связаны с определением сорта репчатого лука, который может максимально долго давать зелень, сохраняющую свои полезные свойства.


















Список используемых источников:


  1. Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / Под ред. Л. Г. Бабенко - 2-е изд. М.: - АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2005 - 864 с.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов [текст] / Под ред.Н.Ю.Шведовой - 21-е изд., перераб. и доп. - М.: Русский язык, 1989 - 924 с.
  3. Роговцева Н.И. Технология [текст]/ Н.И.Роговцева, Н.В.Богданов, Н.В.Добромыслова; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования. - М.: Просвещение, 2013. - с. 8 - 9.























ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Выращивание лука в домашних условиях

ФЕВРАЛЬ


Исследовательская работа по технологии (2 класс)

Исследовательская работа по технологии (2 класс)




ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 1




Изменения произошедшие с луком за месяц





Исследовательская работа по технологии (2 класс)



















ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 1


ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Выращивание лука в домашних условиях



Таблица 2.2.1.

Месяц

Выполненная работа

Изменения, произошедшие с луком сентябрь 1. Подготовка луковицы и баночки с водой для проращивания зелёного лука. 2. Посадка луковицы в воду.
октябрь Периодически меняли воду, следили за температурным режимом. 1. Лук дал хорошие корни. 2. На макушке появились маленькие зелёные перья. ноябрь 1. Периодически меняли воду, следили за температурным режимом, обеспечивали достаточное освещение. 2.Так как лук подрос, некоторые ребята стали отламывать перья и есть их. Перья лука подросли. Их размер составил от 10 до 15 см.
декабрь Периодически меняли воду, следили за температурным режимом, обеспечивали достаточное освещение. Зелёный лук стоял высокий, но кончики перьев стали желтеть. Особенно желтели те перья, которые срезали ранее. январь Периодически меняли воду, следили за температурным режимом, обеспечивали достаточное освещение. Лук начал активно желтеть и вять. февраль Периодически меняли воду, следили за температурным режимом, обеспечивали достаточное освещение. 1.Вода, корни и сама луковица стали неприятно пахнуть. 2. Корни лука и вода стали зеленеть. 3.Перья пожелтели почти полностью. Зелень осталась только у самой луковицы (3-4 см). 4. Луковица «похудела». 5.Луковица стала покрываться плесенью. март Периодически меняли воду, следили за температурным режимом, обеспечивали достаточное освещение 1. Лук, который находился в баночке с водой - сгнил. 2. лук, который стоял в баночке без воды - высох.


© 2010-2022