Конспект урока литературного чтения. Л. Пантелеев Две лягушки

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок составила учитель первой квалификационной категории МБОУ «ТСОШ №1 им. Ханжина П.С.» г. Тетюши Трофимова Наталья Павловна.


Тема.

Л. Пантелеев «Две лягушки»

Цель.

Познакомить со сказкой Л.Пантелеева «Две лягушки». Формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД

Познавательные ууд: формирование основ смыслового чтения художественного текста, выделение существенной информации из текста; умения проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Регулятивные ууд: формирование умения слушать собеседника; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные ууд: формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нём ответы на вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; обращать внимание на речь персонажей, осмысливать их поступки; учить выразительно, читать диалоги.

Личностные ууд: развивать эмпатию и сопереживание; ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих.

Основные понятия

Литературная сказка,

Межпредметные связи

Окружающий мир, технология

Ресурсы

Учебник: Литературное чтение Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкий с. 70-72, интерактивная доска,

Этапы урока

Формируемые ууд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Эмоциональный настрой

Целеполагание и мотивация

Познавательные ууд,

Регулятивные ууд, Коммуникативные ууд

Речевая разминка.

Марш лягушат

Мы лягушки-попрыгушки,

Неразлучные подружки,

Животы зеленые,

С детства закаленные.

Мы не хнычем, мы не плачем,

Дружим, не ругаемся.

Целый день по лужам скачем -

Спортом занимаемся.

Г. Лебедева

- Ребята, прочитайте стихотворение. Приготовьтесь читать вслух.

- Веселое это стихотворение или грустное? О ком оно? Чему лягушки радуются? Чем гордятся?

- Подумайте, какие чувства вы должны передать?

- Кто был героем сказки, которую вы читали дома? (Лиса, заяц и петух)

- Проинсценируйте эту сказку в группах.

- Вспомните другие сказки и выполните следующее задание в парах.

- Каких животных называют в сказках ласковыми прозвищами? Не ошибитесь.

Волк ни головы, ни ножек

Петух трусишка

Лиса косолапый

Мышка зубами щелк

Комар квакушка

Медведь дереза

Заяц золотой гребешок

Еж кумушка

Колобок пискун

Коза румяный бок

Лягушка норушка

Проверка задания с интерактивной доски. Поблагодарить пару, которая выполнила задание быстро и правильно.

- Все эти герои живут в сказках о животных. Подумайте, есть ли волшебство в сказках про животных?

- Вспомните стихотворение на речевой разминке и определите, о ком мы будем сегодня читать.

- Сегодня мы прочитаем авторскую сказку о животных «Две лягушки» Л. Пантелеева.

Слушают, думают, отвечают на вопросы, читают выразительно.

Работа в группах, обсуждение, распределение ролей, инсценирование сказки.

Работа в парах: слушают, обсуждают, приходят к единому мнению, оглашают ответ, приводят свои примеры из сказок, как доказательства ответа.

Проверка домашнего задания


Актуализация знаний

Открытие нового знания

Познавательные ууд,

Знакомство с текстом.

Чтение произведения вслух учителем.

Слушание, осмысление.

Первичное закрепление

Познавательные ууд,

Регулятивные ууд, Коммуникативные ууд

Личностные ууд

Обсуждение прочитанного по первичному восприятию.

- Интересно ли было вам слушать эту сказку?

- Могла ли такая история произойти на самом деле?

- Почему же автор назвал эту историю сказкой? Какие приметы сказки вы можете здесь найти?

- Есть ли здесь положительные и отрицательные герои?

- А волшебные предметы?

- Волшебство ли помогает лягушке избежать смерти?

Высказывают своё мнение о прочитанной сказке.

Отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Познавательные ууд,

Регулятивные ууд, Коммуникативные ууд

Личностные ууд

Повторное чтение и работа с текстом.

(Дети про себя перечитывают сказку.)

- Где жили две лягушки-подружки? (Они жили в одной канаве.)

- Какая по характеру была настоящая лесная лягушка? Найдите в тексте и прочитайте.

- Какой была ее подруга?

- Почему именно про ленивую лягушку автор говорит, что она родилась в городском парке? Чем жизнь в городском парке отличается от жизни в лесу?

- Что случилось однажды с лягушками?

- Что сделала первая лягушка, лентяйка? (Она немножко поплавала, побултыхалась и захлебнулась.)

- Что происходит со сметаной, когда ее долго взбивают?

- Как повела себя вторая лягушка? (Она была очень настойчивая, все время работала лапками и взбила сметану в масло.)

- Как уговаривала себя лесная лягушка, когда чувствовала, что силы уже на исходе? Прочитайте.

- В каких словах содержится главная мысль сказки? (…пока силы есть, буду бороться.)

- Как называются краткие мудрые изречения? (Пословицы и поговорки.)

- Найдите пословицы и поговорки в тексте. (Ни то ни се; это от меня не уйдет; а там - что будет).

-Что можно сказать о лягушке, которая спаслась?

-Как относится автор к ней?

-Чему учит эта история?

-Как поступили бы вы на месте лягушек?

Используя данные слова, составьте характеристику этим лягушкам:

Конспект урока литературного чтения. Л. Пантелеев Две лягушкиКонспект урока литературного чтения. Л. Пантелеев Две лягушки

Весёлая, настойчивая, лентяйка, храбрая, трусиха, засоня, сильная, безвольная, унылая, волевая, бодрая.

Работа с интерактивной доской.

Чтение, ответы на вопросы. Работа над содержанием.

Фронтальная работа.

Определяют героев произведения. Определяют характер героев произведения, называют их качества.

Рассказывают о своём отношении к героям сказки.


Составляю словестную характеристику лягушек.

Включение в систему знаний и повторение.

Познавательные ууд,

Регулятивные ууд, Коммуникативные ууд

Личностные ууд

Проверка усвоенных знаний.

Тест

1. Где жили лягушки?

а) в болоте,

б) в канаве,

в) в городском парке.

2. Когда лягушки пошли погулять?

а) вечером,

б) ночью,

в) на рассвете.

3. Куда лягушки забрались?

а) в кухню,

б) в погреб,

в) в сарай.

4. Куда они свалились?

а) в горшок со сметаной,

в) в бутылку с кефиром,

б) в блюдце с молоком.

5. О чем НЕ подумала ленивая лягушка?

а) «Пока есть силы, буду барахтаться»,

б) «Только время даром тратить»,

в) «Уж лучше я сразу утону».

6. О чем думала лесная лягушка?

а) «Все равно мне отсюда не вылезти»,

б) «Что ж я буду напрасно барахтаться»,

в) «Нет, не сдамся».

7. Какое выражение употребила лесная лягушка в своих мыслях?

а) «Шалишь, лягушачья смерть»,

б) «Балуешься, лягушачья смерть»,

в) «Озорничаешь, лягушачья смерть».

8. Что случилось со сметаной?

а) она высохла,

б) из нее получился сыр,

в) из нее сбилось масло.

9. В каких словах выражена главная мысль сказки?

а) «Не падай духом!»,

б) «Откуда взялось масло?»,

в) «А там - что будет».

Работа над содержанием.

Самостоятельная работа.

Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения на основе тестовых вопросов.

Самопроверка задания по шифру на интерактивной доске.

Рефлексия.

Познавательные ууд, Коммуникативные ууд

Личностные ууд

- Могла ли сказка закончиться по-другому? Как?

- Какой конец вам больше нравится?

- Для чего автор придумал эту сказку? О чем он заставил вас задуматься?

- В чём главная мысль этой сказки?

Высказывают своё мнение о прочитанной сказке.

Отвечают на вопросы.

Сочиняют своё продолжение сказки.

Выделяют главную мысль произведения.

Домашнее задание

Найти сказку со сходным содержанием. Прочитать и рассказать классу.

Записывают задания.


© 2010-2022