- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Понятие об однокоренных словах (2 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Понятие об однокоренных словах (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Филиппова А.Н. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: «Общее понятие об однокоренных словах»
Цели и задачи урока:
- познакомить с признаками однокоренных слов;
- развивать умения сравнивать слова, подбирать однокоренные слова;
- учить выделять общую часть родственных слов.
Ход урока:
-
Орг. момент.
Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
-
Чистописание.
На доске записано:
Сначала дерево пускает …, а потом уже начинает расти вверх.
Дерево держится …, а человек друзьями.
- Какое слово пропущено? (Корень)
- Как вы понимаете эти пословицы? (Ответы ребят)
- А теперь давайте запишем всю строчку это слово: корень. Пишем аккуратно, не торопясь.
- Это слово нам сегодня еще понадобится.
3. Самоопределение к деятельности.
На доске записано:
Лес, лесной, лесник, лестница.
- Найдите здесь лишнее слово? И почему оно лишнее? (Лестница. Все остальные слова связаны с лесом)
- Хорошо. Давайте выделим общую часть трех слов вот такой дугой сверху.
- Значит, о чем мы сегодня будем говорить? (О словах с общей частью) А как называется эта общая часть? Вы уже говорили сегодня это слово? (Корень)
4. Изучение нового материала.
- Давайте подумаем, у чего или кого есть корни? (У растений, деревьев, у человека - семейные корни, у волос, зубов и т.д.) Всё верно. И у слов в русском языке есть корни. Послушайте сказку.
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.
- А теперь прочитайте в учебнике на стр. 43 (Т. Г. Рамзаева. Русский язык. 2 класс. 2 часть) информацию по нашей теме. И выполним упражнение 291 - запишем слова в тетрадь и выделим в них общую часть, корень.
5. Физкультминутка.
6. Закрепление изученного материала.
- Упр. 292. Вспомним уроки окружающего мира и запишем название деревьев, изображенных в учебнике и название шишки (Письменно). А теперь давайте подумаем, почему чайник, сухарь, варенье, сахарница, солонка так называются?(Устно)
Хорошо, вы большие молодцы! А теперь проверим вашу внимательность. Сказка называется «Чужак».
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянул на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
- Так кто же оказался чужаком? Почему? (Водитель от слова водить, а не вода, хотя корень тоже -вод-). Значит, корень - это не только одинаковая в написании часть, но и должно быть еще что-то общее по смыслу.
7. Работа в группах.
- А теперь вы разделитесь на группы по 4-5 человек. Каждой группе я дам карточку с определенным корнем. Задача такая: нужно как можно больше слов составить с вашим корнем. (-сад-, -ход-, -сух-, - рыб-, -бел- и т.д.)
8. Домашнее задание.
- Выполнить упражнение 293.
9. Рефлексия.
Каждый ряд продолжает предложения:
- Я узнал…
- Я научился…
- Мне было интересно выполнять…