Классный час Поговорим о доброте

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Поговорим о доброте.

(классный час в 1 классе)

Цели: развитие представлений учащихся о добре и зле;

воспитание стремления совершать добрые дела;

развитие самооценки.

Подготовительная работа: плакаты с пословицами и высказываниями: «Доброе слово

человека, что дождь в засуху», «Не одежда красит человека, а его добрые дела»,

«Человек живет век, а доброе дело - два», «Спешите делать добро»; чашечные весы,

таблички с надписями Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война,

Ложь и «капельки»-игрушки- добрые дела детей; лист ватмана, из цветной бумаги

детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки

птиц и зверей.

Ход классного часа.

1. Вводная беседа.

- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах. Что такое добро? Это всё хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, учитель… (дети продолжают).

- Что есть зло? Это нечто противоположное добру: плохое, беда, несчастье… (дети продолжают).

- М живем с вами на планете Земля. Коль существуют на планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? (ответы детей)

1-й ученик. Достается не дешево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог?

2-й ученик. Этой мерой измеряются

Все земные труды…

Может, вырастил деревце

На земле Кулунды?

3-й ученик. Может, строишь ракету?

Гидростанцию? Дом?

Согреваешь планету

Полезным мирным трудом?

4-й ученик. Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее -

Хорошеть самому.

2. Путешествие на Планету Добра.

- Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились с вами на ракете в космическое пространство. Итак, мы приземлились с вами на Планету Добра.

- Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (ответы детей)

- А теперь вернемся на родную планету, чтобы делать добрые дела.

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить

Желанье другого -

Одно удовольствие,

Честное слово!

На клумбе цветок,

Его листья повисли.

Грустит он… О чем?

Угадал его мысли?

Он хочет напиться.

Эй, дождик, полей!

И дождик спустился

Из лейки твоей.

Хоть мама еще не вернулась с работы,

Не трудно узнать её думы, заботы.

«Вернусь, хорошо бы пошить, почитать…

Да надо с уборкой возиться опять».

И ты совершаешь великое чудо -

Пол засверкал, засияла посуда!

И ахнула мама, вернувшись домой:

- Да это, как в сказке, волшебник ты мой!

- Какого же человека можно назвать добрым? (Добрый человек - это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережет природу.)

Кто любит собак

Или прочих животных,

Серьезных котят

И щенков беззаботных,

Кто может любить и козла, и осла -

Тот людям вовеки не делает зла.

- Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

3. Беседа по содержанию стихотворения «Любочка».

- Давайте послушаем стихотворение Агнии Львовны Барто «Любочка». Поразмышляйте, добрые в этом стихотворении герои или нет.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка,

И ленточка в косе.

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придете в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит ещё с порога,

Объявляет на ходу:

- У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае -

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Продвигается вперед.

Говорит она толкаясь:

- Фу, какая теснота!

Говорит она старушке:

- Это детские места!

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот такая Любочка

Во всей её красе.

- Какая же Любочка на самом деле? (ответы детей)

4. Беседа «Значение добрых слов».

- Есть пословица «Доброе слово и кошке приятно».

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей)

- Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова. Эти слова еще называют «волшебными словами». Почему? (ответы детей)

- А теперь подумаем над смыслом еще одной пословицы «Доброе слово человеку, что дождь в засуху». Как вы понимаете её смысл? (ответы детей)

- Какие добрые, «волшебные слова» звучат в вашей речи? Что они означают? (ответы детей)

- Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы сейчас часто встречаемся в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которые входит само слово «добро»:

Добро пожаловать! - вежливое приветствие и гостеприимство, приглашение прийти, приехать, войти в дом и т.д.

В добрый час! - пожелание удачи, благополучия при начинании какого-либо дела.

В добрый путь! - доброе пожелание тому, кто уезжает куда-нибудь.

- А знаете ли вы историю слова «добро»? это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Слышали вы и такие выражения, как «Дать добро» и «Получить добро».

- А понятен ли вам смысл этих слов?

Дать добро - дать согласие, разрешение на что-либо, одобрение.

Получить добро - получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.

- Много теплых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть нашу душу. Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый он или нет?!

- Внимательно послушайте стихотворение А.Антонова «Вежлив Витя или нет»:

Малыша обидел Витя,

Но пред школою в строю

Витя просит?

«Извините, я ошибку признаю».

На урок пришел учитель,

Положил на стол журнал.

Следом Витя:

«Извините, я немного опоздал».

Спор давно ведётся в классе?

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И скажите нам ответ.

(Ответы детей)

- Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела». А ещё, ребята, вам необходимо помнить: начатое дело нужно доводить до конца.

- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе?

- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (ответы детей)

- Что для этого нужно иметь? (добрую душу, доброе сердце)

- Пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А. Барто «Вовка - добрая душа».

Добрым быть совсем-совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.

- А теперь вслушайтесь в народные пословицы о доброте:

Будь добрым с тем, кто от тебя зависит.

Доброта - язык, на котором немые могут говорить и некоторые глухие могут слышать.

Доброта лучше красоты.

Когда мы счастливы, мы всегда добры, но когда мы добры, тогда мы не всегда счастливы.

Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть

добрым.

5. Игра «Сказочный герой - добрый или злой?»

- Все вы любите сказки. И одной из главных тем народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будет отвечать добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, а если злой - закрываете лицо ладошками.

(Иван-царевиц, Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Водяной, Баба Яга, Золушка, Морозко, Мальвина)

- А на какого героя вы хотели бы быть похожими? Почему? (ответы детей)

- Представим себе, что у каждого из нас есть маленькое солнышко. Это солнышко - доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям, и просто тем, кто вас окружает. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце.

6. Добро и зло на чашах весов.

- Как вы думаете, ребята, чего на свете больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?

Учитель показывает чашечные весы.

- На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички с надписями Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь).

- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы чаша весов с «добром» перевесила. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг нас, и по капельке положим их на чашу весов с добром.

Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле т кладут на чашу свою «капельку» (приготовленные заранее мелкие игрушки). Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла».

- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки - в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец сказал: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка».

- Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации? Дом, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация.

- Как мы назовем эту картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир», «Добро победило зло» и т.д.)

- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно и радостно.)

7. Подведение итогов.

- Наш классный час подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми и трудолюбивыми. Ведь делать добро - это так здорово!


© 2010-2022