- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения Русские народные загадки
Урок литературного чтения Русские народные загадки
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Столбова А.А. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
формировать у учащихся универсальные учебные действия:
личностные (самоопределение, смыслообразование, морально - этическая ориентация):
- Воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в группе;
- Формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов.
познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций):
- Расширить знания детей о жанре устного народного творчества «загадка»;
- Сформировать представление и разработать схему построения загадки.
регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
Улыбка
Личностные УУД:
- осознанность учения
Актуализация знаний
Проверка
домашнего задания
- Что такое фольклор? (устное народное творчество)
- Какие жанры фольклора вы знаете? (сказки, загадки, потешки, пословицы, песни, заклички, небылицы….)
-Кто их сочинил? (народ)
-С каким жанром фольклора мы познакомились на прошлом уроке? (пословица и поговорка)
Что такое пословица? Что такое поговорка?
-Дома вам предлагалось несколько заданий на выбор.
-Какое задание вам было задано? (1 проиллюстрировать пословицу или поговорку так, чтобы дети могли ее отгадать. И 2 найти на выбор 5 пословиц о Родине, или о дружбе, либо о семье). Кто желает …
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Личностные УУД:
- развитие доброжелательности к людям
Коммуникативные УУД:
-речевая деятельность
Постановка учебной задачи
-Кто хочет познакомится с новым жанром фольклора?
А вот с каким, вы узнаете, прослушав стихотворение. Опишу я вам предмет
Угадайте. Дав ответ
Я сама же жду разгадку
Потому что я…..(загадка! - добавьте слово) -Какая тема нашего урока? ( загадки) -Какие задачи ставим на уроке? 1.Дать определение загадки. 2.Узнать особенности загадки. 3Составление загадок.
Познавательные УУД:
- осознанное построение речевого высказывания
Личностные УУД:
- учебная мотивация
РегулятивныеУУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке(учитель выступает в роли тьютора)
Изучение нового материала - Что же такое загадка? Где мы можем найти определение этого слова?(В словаре) Кто желает поработать со словарем? А пока ….ищет, мы с вами попробуем дать свое определение. Как вы понимаете, что такое загадка? (Это тайна, вопрос,)
….Зачитывает…Мы были с вами правы….
-Ребята, а зачем люди придумывали загадки?(развивали мыслительные способности, наблюдательность…)
- Тот, кто хорошо научится отгадывать загадки, какими качествами будет обладать, каким станет? (Умным, сообразительным.)
-Какие загадки знаете вы?
Рассказ учителя о загадках
Загадка - это жанр устного народного творчества. Есть народные загадки. Они появились много столетий назад. Есть авторские , их сочинили писатели и поэты. Выставка книг. Мы поговорим о народных загадках. Ребята, а еще мы с вами на уроке создадим свою книжку о загадках. Но сначала узнаем все о загадках.
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других
Познавательные УУД:
- смысловое чтение;
- анализ объектов;
- установление причинно-следственных связей
Личностные УУД:
- самооценка
Физминутка
Закрепление полученных знаний
Постановка проблемы
- Давайте попробуем сформулировать принципы построения загадки.
- Откройте учебник на с.42
Авторы учебника предлагают нам небольшую часть русских народных загадок.
-Посмотрите на иллюстрацию.
Кого вы видите?. Прочитайте загадки на с.42-43. Найдит загадку про зайца.
-Прочитайте…
Найдите загадку о волке
- Как можно догадаться , что речь идёт о зайце, волке? (Даётся описание: характерные признаки зайца.) Вывод : Загадка строится по принципу описания предмета.
Признаки предмета : внешний вид, действие, свойства, часть предмета, материал и т. д.
-Прочитайте загадку про снег. Какой литературный приём используется в загадке? (Сравнение.) Что с чем сравнивается? Почему? В данной загадке действительно снег сравнивают со с песчинкой, с алмазом.
Вывод: Загадка строится по принципу сравнения.
Прочитайте загадку про ель. Чем необычна эта загадка?(Рассказывает о себе)
Вывод : Загадка строится по принципу биографии предмета.
- Прочитайте загадки на с. 44
Прочитайте загадку о блине, о чернилах? Ч то общего в этих загадках?
Вывод : Загадка строится в форме вопроса.
Познавательные УУД:
- смысловое чтение;
- поиск и выделение необходимой информации;
- анализ объектов с целью выделения признаков
Коммуникативные УУД:
- учёт разных мнений и умение обосновать собственное
Подведение итогов исследования
- Ребята, давайте повторим принципы построения загадки.
Принципы построения загадки.
-
По принципу описания предмета.
-
Сравнение.
-
Биографии
-
В форме вопроса
- Как вы думаете, зачем мы исследовали построение загадок? (Чтобы самим уметь их составлять.)
Познавательные УУД:
- построение логической цепи рассуждений;
Творческое задание (работа в группах)
1.Определить принцип построения загадок
Подготовка к творческому заданию
На уроке мы начнем с вами делать проект , а дома завершим. Проект будет называться «Загадки 2- «А» класса». Что мы будем делать?
Диалог Саши и Афанасия (2 ученика дома выучили диалог)
-Почему Афанасий не мог отгадать Сашину загадку?(Саша перечислил не самые главные признаки предмета. Такие же признаки есть и у других предметов)
- Как правильно придумать загадку?
Для этого используется специальный алгоритм.
Составление алгоритма построения загадки
Алгоритм построения загадки.
-
Загадать предмет
-
Выделить признаки
-
Выделенный признак надо сравнить со схожим признаком другого предмета
2.Составление загадок.(Один ученик выходит за дверь- он будет отгадыватьзагадку)
Упражнение в придумывании загадок.
Вывешивается изображение снега Все принципы
- Попробуем сочинить загадку о снеге с утвердительным или отрицательным сравнением.
- Перечислите наиболее яркие признаки снега. (Белый, пушистый, мягкий, ровный.)
С чем можно сравнить снег? Какие еще предметы обладают такими признаками? (белый, как сахар; пушистый, мягкий, как подушка, перина, пух, облако; ровный, как скатерть, покрывало, одеяло и т.д.)
Сочините свою загадку, применяя один из видов сравнения (по выбору).
ЗаЗагадываем загадку ребенку, который находился за дверью.
Получилась у нас загадка?
Почему?
Разделимся на группы по 5 человек. Каждой группе я даю название предмета,
картинку, данного предмета. У каждой группы свой принцип составления загадки.
Ваша задача придумать загадку о данном предмете. Другие группы должны отгадать вашу загадку и назвать построения. Время даю 5 минут. Чья группа справится, руки поднимаете вверх (Солнце, яблоко, мяч, белка) .Все ваши загадки отправляются в книжку…
Познавательные УУД:
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- смысловое чтение;
- структурирование знаний;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности
Регулятивные УУД:
- проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в группе;
-выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Личностные УУД:
- адекватное реагирование на трудности;
- развитие эмоционально-нравственной отзывчивости
????????принцип сами могут выбрать
Итог урока Домашнее задание
- О каком жанре фольклора вы сегодня познакомились? (Загадки)
- Чему учились? (Определять принципы построения загадки, сочинять загадки.)Дом зад.по выбору или сочинить загадку, либо найти и загадать любых 5 загадок.
Оцените свою работу на уроке
Кому было все понятно - поднимите руки вверх, если кому-то, что-то было не понятно - руки развели в стороны, кто ничего не понял- руки опустили вниз.
Познавательные УУД:
- подведение итогов
Регулятивные УУД
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Личностные УУД:
- самооценка;
- осознанность учения