Конспект урока по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Нижнеилимского района Иркутской области

«Железногорская средняя общеобразовательная школа №5 им. А. Н. Радищева»








УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

4 КЛАСС



ТЕМА: «Человеческие расы»

УМК развивающая система Л.В. Занкова






учитель начальных классов

Сергеева Марина Олеговна













г. Железногорск-Илимский

Пояснительная записка


Предмет: окружающий мир

Класс: 4 класс

ФИО: Сергеева Марина Олеговна

Название ОУ: Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Железногорская средняя общеобразовательная школа №5 им. А.Н. Радищева»

УМК: Развивающая система Л.В. Занкова

Учебник: окружающий мир: учебник для 4 класса: в 2 ч. - Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

Раздел программы: Разнообразие природы Земли

Количество часов: в неделю - 2 часа; в год - 68 часов.

Тема урока: Человеческие расы

Тип урока: урок открытия нового знания. Методы обучения: метод стимулирования мотивации учения; методы организации и осуществления учебных действий: словесные, наглядные, практические; методы устного контроля и самоконтроля. Формы обучения: коллективная, групповая.

Технологии используемые на уроке:

  • технология критического мышления;

  • технология проблемно-диалогического обучения;

  • ИКТ технологии;

  • здоровье сберегающие технологии.

Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация в программе Power Point; карточки для групповой работы, таблицы Цели деятельности учителя: учить различать расы по внешним признакам, формировать понимание того, что природные условия влияют на внешний облик и образ жизни людей, развивать умение рассуждать и доказывать.

Воспитательные: воспитывать уважение к своему народу, к другим народам

Планируемые образовательные результаты: Предметные: имеют представление о человеческих расах, умеют их отличать по внешним признакам, определяют влияние природных условий на образ жизни людей; Личностные: дают оценку работам и ответам одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, ориентируются на соблюдение моральных норм в совместной деятельности. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Регулятивные: определяют цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя, принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: используют нужную информацию, анализируют, сравнивают, делают выводы Коммуникативные: принимают участие в работе группами; воспринимают мнение других людей, доказывают свою точку зрения, делают выводы. Данный урок составлен для учащихся 4го класса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В основе урока лежит системно-деятельностный подход, который предполагает гарантированность достижения планируемых результатов освоения материала, на основе самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций и способов деятельности. Материал урока отражает современный уровень преподавания и соответствует современным требованиям ФГОС НОО. Целью урока является знакомство с человеческими расами. Также на уроке решается ряд важных задач, направленных на формирование метапредметных умений: развитие коммуникативных умений и навыков, развитие умения взаимодействовать и сотрудничать друг с другом, помогать друг другу. У детей в ходе уроке развивается логическое мышление, они проявляют самостоятельность и инициативность, а также учатся контролировать себя, свои эмоции, поведение товарищей.

Этапы урока

Цель / задача этапа

Планируемое время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Запланированный результат этапа

1.Орг. момент

Подготовить учащихся к работе на уроке, психологический настрой учащихся, обеспечение нормальной обстановки в классе, организация внимания на уроке.

5 мин. (Звучит музыка А. Вивальди, заставка к передаче «Жди меня».)



- Здравствуйте! В эфире передача «Жди меня. А вы, уважаемые дети, сегодня являетесь участниками этой передачи и моими активными помощниками.

- Совсем недавно в редакцию нашей передачи пришло письмо. Прослушайте его внимательно.

(Зачитывается письмо) - Меня зовут Петров Сергей Алексеевич. Будучи ещё ребёнком 10 лет, за активную работу в школьной пионерской организации в 1980 году я был награждён путёвкой в главный лагерь страны «Артек». Слайд 1

Он являлся не только всесоюзным, но и международным лагерем. Здесь отдыхали девчонки и мальчишки из Европы и Азии, Америки,Африки и Австралии. Часто иностранному другу с трудным именем мы давали созвучное русское имя. Например, француза Мишеля звали Миша, а немецкого мальчика Вольфганга - Володей. Моего лучшего друга звали Иван. Он был очень талантлив. Отлично танцевал свои народные танцы, звонким голосом исполнял песни страны. В конце письма обращаюсь к Ивану. Дорогой Иван, мне интересно, каким ты стал сейчас. Очень хочется встретиться с тобой. Если ты смотришь эту передачу, обязательно свяжись со мной. Жду встречи!

- Через некоторое время по электронной почте с нашей передачей связались три Ивана. Все они утверждают, что в этот период времени отдыхали в пионерском лагере «Артек». Вот фото, присланные ими с именами

(На доске фотографии мужчин - представителей европеоидной, монголоидной и негроидной рас (Слайд 2

Приветствуют учителя и друг друга.

Слушают учителя.


Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; наличие познавательных интересов

2. Актуализация опорных знаний

Обеспечить высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность.

5 мин. - Мы были удивлены, как и вы сейчас. Скажите, что удивило вас? (Это фото взрослых мужчин. Среди них есть мужчины, которым, явно, не подходит русское имя Иван.) - Но потом, вспомнив письмо, в котором говорилось о том, что иностранным детям давали русские имена, зная о том, что имя Иван - одно из самых распространённых на всём земном шаре, редакция нашей программы пришла к выводу - среди этих мужчин, действительно, может быть друг Петрова Сергея. - А что вы на данный момент времени можете рассказать об этих мужчинах? (Дети говорят о возрасте, о территории проживания мужчин, их внешних признаках).

Отвечают на вопросы, объясняют

  1. Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты.

3.Постановка темы и цели урока

Подвести учащихся к формированию темы и цели урока.

5 мин. Людей с такими внешними данными много. За каждым из них стоит целая группа людей, которые имеют такие же внешние сходства. Эти внешние признаки передаются из поколения в поколение, от родителей к детям. -Как называются такие группы людей? Сформулируйте тему нашего урока.( Слайд 3) Чему мы будем учиться на уроке? - Как будем добиваться поставленных целей? - Давайте попробуем дать определение, что такое расы? (предположения детей) - А где мы можем узнать научное определение? Найдите в толковых словарях Человеческие расы - это исторически сложившиеся группы людей, сходные по внешним признакам(Слайд 4) Первую попытку классификации рас предложил французский ученый Франсуа Бернье

Выполняют задание,

Объясняют свои действия

Анализируют


  1. Регулятивные УУД:
    формулируют тему урока; определяют его цели, планируют алгоритм работы;

Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу;

принимают и сохраняют учебную задачу.

4.Открытие нового знания

Узнать какие расы есть на земле ; выявить признаки каждой расы

15 мин. Какие расы есть на Земле? (предположения детей) Чтобы разобраться, кто из данных мужчин действительно является другом нашего героя, нужно достаточно хорошо изучить признаки каждой расы. Вы согласны помочь? Групповая работа. - Перед вами листы с научной статьей и фотографии людей. Работая в группе, вы знакомитесь с ней, и выделяете те признаки ,которые характерны для человека, изображенного на вашей фотографии ,заполняете таблицу и попробуйте придумать название вашей расы 1.Самостоятельная работа в группах. 2.Проверка выполненного(дети называют признаки каждой расы, дополняя друг друга и свое название) Учитель дает правильное название человеческих рас (Слайды 5,6,7)

Анализируют сравнивают, делают выводы

Оценивают работу групп

Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию,

планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Коммуникативные УУД:

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи,

соответствующей

этапу обучения

5. Первичное закрепление

10 мин. Почему же они выглядят именно так? Чем отличаются люди черной расы от других людей (рассуждение). Негроиды давно существовали в Африке. Их темная кожа и темные глаза содержат много пигмента, который защищает кожу от обжигающих лучей на открытых пространствах. А от нагрева голову предохраняют плотно прилегающие жесткие курчавые волосы. Широкий нос легко пропускает теплый воздух. Посмотрите на фотографию, чем люди желтой расы отличаются от остальных людей? (рассуждения). Монголоиды изначально обитали на открытых пространствах с сильными ветрами. Поэтому у них узкий разрез глаз, скуластое лицо, желтый цвет кожи и черные прямые волосы. Попробуйте объяснить, почему люди белой расы выглядят так? (рассуждение). У людей европейской расы белый цвет кожи (защищающий пигмент не нужен), а волосы, глаза, нос могут быть различных форм и цвета. Узкий нос замедляет вдох холодного воздуха.( Слайды 8) -Так от чего зависит внешний облик людей, живущих в разных уголках Земли? ( от природных условий) - Скажите к каким расам вы бы отнесли наших мужчин?(СЛАЙД 9) -Вы можете сказать кто же из троих мужчин является другом Петрова Сергея? -Почему? - Пока мы вели своё расследование, на сайт программы пришло письмо, догадайтесь от кого? Совершенно верно. От бывшего друга из «Артека». Дорогой Сергей! Я по-прежнему живу в деревне в центре пустыни Сахары. Температура воздуха днём, ты знаешь, достигает +58 С. Дожди бывают один раз в несколько лет. Но я привык к таким условиям. У меня такие же чёрные кучерявые волосы, только у висков появилась седина. Что поделаешь - возраст. По хозяйству мне помогают мои темнокожие и толстогубенькие детишки, самые красивые на всём белом свете. Приезжай к нам в гости. Мы будем рады видеть тебя. - Сейчас вы можете с полной уверенностью утверждать, кто же является другом Петрова С.А.? - Представитель негроидной расы - Аргументируйте свой ответ. - Как вы думаете, какая из рас высшая? (рассуждения). Я хочу вам рассказать о самой страшной странице в истории. Испанцы, англичане, португальцы - белые люди открыли Африку и быстро поняли, что черных людей можно легко запугать, брать в плен и вывозить на кораблях в другие страны. Например, в Америку. Там их продавали в рабство. Рынки рабов представляли собой страшное зрелище. Негры - рабы- были в цепях, кандалах, их били кнутами за малейшее непослушание.(Слайд 10) Страшно было смотреть, как разлучали мать с ребенком, когда один плантатор покупал ребенка, а другой покупал мать для работ на плантациях. Негры работали в очень тяжелых условиях, часто умирали, на их место привозились другие. Никаких прав негр не имел. Его могли избить, убить, не кормить, продать.Только некоторые люди понимали, что ум, память, совесть и честь зависят не от цвета кожи, а от воспитания. Ученый, географ Николай Николаевич Миклуха-Маклай (СЛАЙД11)всю свою жизнь посвятил науке. Он доказывал: все расы равны. Вы уже имеете представление о научных и культурных достижениях людей европеоидной расы. Но нам известны достижения представителей монголоидной и негроидной рас. Какие? (Достижения представителей монголоидной расы, например:(Слайд12) китайцы - изобретение фарфора, бумаги; победа на Олимпиаде в Пекине (2008г.); японцы(СЛАЙД13) - электроника, автомобильное производство. Достижения представителей негроидной расы: отличные баскетболисты, футболисты, легкоатлеты; замечательные певцы - Майкл Джексон, джазовые исполнители - Луи Армстронг. Впервые президентом США стал представитель негроидной расы Барак Обама.)(СЛАЙД 14) - Мужчины - герои нашей передачи - зрелые, состоявшиеся люди. Но, не смотря на разный цвет кожи, на другие внешние признаки, они умеют крепко дружить, и дружбу пронесли на долгие годы.

Анализируют, делают выводы, доказывают свою точку зрения.

Личностные УУД:

Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию

Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.


6.Рефлексия учебной деятельности.

Подвести итог проделанной работе на уроке, формирование личной ответственности за результаты своего труда.

5 мин.

Творческая работа в группах (детям предлагаются фотографии разрезанные на маленькие части (по типу пазла). Нужно в группе сложить фотографию и определить к какой расе принадлежит человек.

-Какую цель мы ставили перед собой?

-На сколько групп делятся все люди земли?

-Чем отличается каждая группа?

-Как называется каждая раса?

-Закончите предложение

Я знал… Я узнал... Я хочу узнать…

Слайд 15)

Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте мы все
Навек объединимся.
Давайте
Наши души сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся.

Определение достижения цели урока: умение определять признаки каждой расы, знать название рас;

Оценивают свою работу на уроке

Регулятивные УУД:

Осуществление контроля по результату;

Познавательные УУД: общеучебные-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Коммуникативные УУД: умение формулировать свое мнение и позицию



© 2010-2022