Урок по окружающему миру на тему Русь расправляет крылья (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бабайкина Маргарита Ивановна

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий.

Технологическая карта изучения темы


Тема

Русь расправляет крылья.

Цели

Дидактическая: сформировать представления учащихся о возрождении Руси.

Образовательная: знать, как возрождалась Северо-Восточная Русь, чем прославился в истории Иван Калита.

Развивающая: развивать умение анализировать информацию, находить ответ на проблемные вопросы.

Воспитательная: воспитывать речевую культуру, культуру общения.

Планируемый результат

Предметные результаты: Будут сформированы

представления о возрождении Руси, начале объединения русских земель вокруг Москвы, будут учиться описывать древнюю Москву по иллюстрации.

Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Регулятивные : Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Самостоятельно планировать свои действия. Работать по плану, и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Личностные: В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества опираться на общие для всех простые правила поведения. Воспринимать ответы учащихся. Доносить свою позицию до других.

Основные понятия

Монастырь, «калита».

Межпредметные связи

Литература, история, русский язык.

Средства обучения.

Учебник окружающий мир 4 класс, рабочие тетради, CD презентация, историческая карта.

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная работа, самостоятельная работа, словарная работа,

Методы обучения:

Репродуктивный, проблемный, поисковый.


Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Орг. начало Психологический настрой на урок





Дети здороваются друг с другом и улыбаются. Слушают учителя, настраиваются на работу.

Приветствие, настрой на урок. Повернитесь все друг к другу
И пожмите руки другу.
Руки вверх все поднимите,
И вверху пошевелите.
Крикнем весело: "Ура!"
урок нам начинать пора!

Улыбнитесь друг другу, садитесь.

Руки? На месте.

Ноги? На месте!

Локти? У края! Спинка? Прямая!


Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать речь других
II. Актуализация знаний Проверка д/з Ученики отвечают на вопросы учителя.
Задаю вопросы.

Фронтальный опрос. 1.В каком году монголы напали на Русь? (1237 г.)

2. Поход монголо-татар возглавил хан? (Батый);

3. Какой город первым оказался на их пути?( Рязань)

4. Какой город долго сопротивлялся монголо-татарам?

(Козельск).

5.Что выплачивала Русь Золотой Орде?( Дань).

6.Первый удар в 1240 г. на северо-западном рубеже Руси нанесли. (шведы);

7. Разбил шведов на реке Неве князь. (Александр);

8. Какое прозвище получил новгородский князь за победу над шведами? ( Невский);

9.Когда состоялось Ледовое побоище?(5 апреля 1242 года) 10.Какие времена наступили на Руси в 13 веке? (Трудные времена).
Знать исторические событии и даты, уметь рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника. Находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками, высказывать своё отношение к личности Александра Невского.
(Познавательные УУД). Формировать свои познавательные интересы. (Коммуникативные УУД). Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли.
(Регулятивные УУД). Определять степень успешности своей работы
III. 1.Самоопределение к деятельности.

2.Словарная работа.


3. Постановка проблемного вопроса.


III. Открытие нового знания. В группах решают кроссворд. Ищут ключевое слово. (См. приложение)


Предположения учеников. Работа со словарём.

- Можем ли мы сразу ответить на наши вопросы?

Каждой группе даётся текст.

Выполняют исследование и работают над вопросами, анализируя информацию. Оформляют ответы в виде таблицы.


Предлагаю решить кроссворд. СЛАЙД №1( ПРОВЕРКА ПО ОБРАЗЦУ) кроссворд с ключевым словом.

-Что обозначает слово «калита»? Пишу на доске « КАЛИТА» и предположительные ответы.
-Как узнать значение слова? (по словарю). - У взрослых - В учебнике.

Калита - старинное русское название денежной сумки, мешка, кошеля.

- Подтвердились наши гипотезы?

Должны узнать:

- Какое значение «калита» имеет в истории Отечества?(Записываю на доске предположения учеников.)

- Можем ли мы сразу ответить на наши вопросы? Возникла проблема. -Для этого вы объединились в группы историков-исследователей. Ваша задача прочитать текст, ответить на вопросы, подготовить сообщение. Время -10 минут.

Организую групповую работу учащихся с текстом.

После выступления учеников делаем вывод, показываю слайды. Кроссворд.

Ключевое слова «калита»

Работа со словарем. КАЛИТА- кожаный мешок для хранения денег, в старину его прикрепляли к ремню. Соврем. «кошелек».










Каждая группа получает текст, вопросы к нему, таблицу для записи кратких ответов.












Заслушиваем ответы учащихся. Задаем по возможности вопросы.

Критерии самооценки ответа:

- полный ответ; -связный рассказ при ответе на вопрос Из каждой группы выступает один ученик




ФОРМУЛИРУЕМ ТЕМУ УРОКА!!! РУСЬ РАСПРАВЛЯЕТ КРЫЛЬЯ
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!!! Жура- жура- журавель, Облетел он сто земель. Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил. Мы спросили журавля: « Где же лучшая земля?» Отвечал он ,пролетая, « Лучше нет родного края».






(Познавательные УУД). Самостоятельное выведение и формулировка учебной задачи. (Коммуникативные УУД). Построение речевых высказываний.

(Регулятивные УУД). Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно учащимися. Регулятиувные УУД: уметь высказывать своё предложение.








(Регулятивные УУД). Планирование деятельности для решения поставленной задачи, контроль и оценка результатов. (Познавательные УУД) анализ объектов, сравнение объектов, структурирование знаний. (Личностные УУД). Воспринимать ответы учащихся. (Коммуникативные УУД). Строить рассуждения, понятные для собеседника.
IV. Первичное закрепление




V. Контроль знаний.




















































Работают в рабочей тетради. №1, с.22. ( В ПАРЕ) ОТВЕТ:3.

№2,(КАЛИТА, КОНСТАТНИН, КРЕМЛЬ). №3,с.23 Работают в паре в рабочей тетради, с.22, №1,2, Проверяем по ответам первой пары.



































ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ.





Мозговой штурм. (ответы на вопросы учителя) 1)Какие земли оказались наиболее безопасными для жизни?(северо-восточные, удалены от Орды). 2)Какие города здесь располагались), (Москва, Ростов, Суздаль, Ярославль, Тверь, Владимир) 3)Чем занимались князья этих городов? (Ставили новые крепости и города) 4)Какие ремесла возродились в этих городах?( гончары, плотники, кожевники, сапожники, каменотесы и др.) 5)Какой монастырь возник возле Радонежа?( Троицкий) 6)Кто его основал? (Сергий) 7)Кто правил в Москве в те времена?( Иван Данилович Калита) 8) Почему его так прозвали? 9)Что происходило с Москвой при его правлении?( Москва богатела и росла) 10) Как это ему удавалось?(Он вошел в доверие к хану Золотой Орды и сам собирал дань, часть денег оставлял себе и на эти деньги покупал земли и присоединял их к Москве). 11)Что получили в наследство от Ивана Калиты Московские князья?(Шапку Мономаха) 12) Какое княжество было самое сильное в те времена?( Московское) 13)Какое значение имело правление Ивана Калиты для Руси?(Он начал объединение русских земель вокруг Москвы и 40 лет было на Руси спокойно. Монголы не грабили и не разоряли Русь). . (Регулятивные УУД). Планирование деятельности для решения поставленной задачи, контроль результатов. (Познавательные УУД) анализ объектов, структурирование знаний. (Личностные УУД). Воспринимать ответы учащихся. (Коммуникативные УУД). Строить рассуждения, понятные для собеседника.

Познавательные УУД: умение находит ответы на вопросы, используя полученные знания и информацию, полученную на уроке. Познавательные: осознавать поставленную задачу; личностные: формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве VI.Подведение итогов урока.



VII. Рефлексия.

Вспомним цели нашего урока.

Узнать:

- Что такое «калита»?

- Какое значение «калита» имеет в истории отечества?

Узнали? (проговариваем). -Урок понравился? (кому понравился поапплодируйте)







-Понравилось на уроке? ( Заполнить лист самооценки).




Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, учиться давать оценку результатов учебной деятельности; выполнять самопроверку и корректировку своей деятельности VIII. Домашнее задание.




































С. 65-69 прочитать, С.69 вопросы 1,2 В.3 по выбору( подготовить сообщение о шапке Мономаха)




.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

1. Несчастье обрушившееся на Русь не сломили Русских людей. Возвращались на родные пепелища уцелевшие жители, прятавшиеся по лесам. Нужно было налаживать жизнь заново.

Безопасными для жизни стали северо-восточные земли наиболее удалённые от Орды.

Здесь располагались города Москва, Тверь, Ярославль, Владимир, Суздаль, Ростов. Сюда направились переселенцы из других Русских краёв. Природа давала всё необходимое для жизни-земли, удобные для обработки, леса, богатые дичью, реки, озёра.

Князья северо-восточной Руси были заботливыми и предприимчивыми хозяевами они ставили города и крепости. В этих городах трудились кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, каменотёсы. Особо ценились мастера, изготавливающие вооружения и доспехи,- бронщики, щитники, лучники, кольчужники.

Возникали новые монастыри. Нередко бывало так: поселится монах-затворник в дремучем лесу, а к нему потянутся люди за советом и утешением, а некоторые и останутся тоже станут монахами.

Около города Радонежа в середине 14 века возник Троицкий монастырь. Основал его Сергий…. Давно это было. В городе Радонеже жил с родителями мальчик. Звали его Варфоломеем. Однажды пропали кони, и послали мальчика их искать. Ходил, бродил Варфоломей по лесу, пока не заблудился. Совсем мальчик растерялся, коней не нашел, дорогу потерял - как бы самому в этом лесу не пропасть. И вдруг Варфоломей увидел старца-монаха. Указал монах ему путь и благословил. Вышел мальчик из леса, и всю жизнь помнил о таинственном старце, который помог ему в трудную минуту. Решил Варфоломей тоже стать монахом - посвятить свою жизнь Богу. Когда человек становится монахом, он как бы начинает новую жизнь, поэтому ему дают новое имя. Варфоломею дали имя Сергий. Его начали называть Сергием Радонежским. Отец Сергий стремился искоренить зло на земле, уничтожить ложь и недостатки людей. Память о нем сохранилась в веках. В его честь основанный им монастырь получил название Троице-Сергиев, а город, где стоит этот монастырь, называется Сергиев Посад.



2. Особенно усилилось Московское княжество при Иване Даниловиче Калите (1325-1340). (Прозвище «калита» означает мешок с деньгами, кошель, который князь имел обыкновение носить с собой для раздачи милостыни.) Иван Калита не обладал воинственным характером, но был умным, хитрым и изворотливым. А эти качества и помогали ему, когда приходилось иметь дело с жестоким и коварным врагом. Он постоянно заботился о внутренней и внешней безопасности своего княжества, сурово преследовал разбойников и воров, нападавших на купцов. Иван Калита хорошо знал порядки в Золотой Орде и умел ладить с ханом. Когда в 1327 году в Тверь был послан татарский посол Чолхан (на Руси его назвали Щелкан) собирать дань, горожане восстали, убили посла и многих татар.Узнав об этом, ордынский хан разгневался и начал готовить поход на Русь. Иван Калита поспешил в Орду, и ему удалось направить гнев хана только против Твери. С отрядом татар Калита прибыл на Русь и разгромил Тверь. В 1328 году Иван Калита получил ярлык на великое княжение Владимирское. Он беспощадно пресекал народное недовольство, вызванное тяжелыми поборами, и расправлялся со своими противниками. Великий князь сам собирал со всех княжеств ордынскую дань и отвозил ее хану. Он искусно играл роль союзника и слуги Золотой Орды. При нем монголо-татары прекратили набеги на Русь. Летописец назвал это время «тишиной великой», т.к. при Иване Калите на сорок лет прекратились ордынские набеги на Русь. Каменщики возвели на Боровицком холме белокаменные соборы. Построили новую дубовую крепость-Кремль.
Часть дани, собранной для хана, Иван Калита использовал для покупки земель в соседних княжествах. Своим детям он передал в наследство около ста городов и селений. В Москву отовсюду съезжались бояре, привлеченные богатством и силой ее князя. В княжение Ивана Калиты Московское княжество стало самым крупным и сильным на Руси. Церковь, владевшая землями в разных княжествах, желала объединения Руси, Но и князья, нуждаясь в поддержке церкви, искали с ней союза. Православная религия объединяла людей в годы вражды и раздора. От поддержки церкви во многом зависел успех князя в борьбе с соперниками и в собирании земель. Во второй половине XIII века киевские митрополиты часто посещали Северо-Восточную Русь. А затем один из них переехал жить во Владимир. По приглашению Ивана Калиты следующий митрополит часто посещал Москву и гостил там подолгу. В ней он умер и был похоронен в одном из соборов, построенных Калитой. Новый митрополит окончательно поселился в Москву и помогал Ивану Калите и его преемникам в усмирении непокорных князей. Московские князья в наследство от Ивана Калиты получили символ власти - шапку Мономаха. Во время торжественных выходов или приемов московские великие князья и цари обязательно имели при себе особые знаки власти - регалии. В одной руке монарх держал скипетр, в другой - державу, а голову его венчала своеобразная и очень дорогая шапка. Это и была шапка Мономаха.

1

Трудности сломили русских людей?

2

Какие земли были наиболее безопасными для жизни? Какие это города?

3

Как князья заботились о своих городах?

4

Чем занимались люди в этих городах?

5

Как возникали новые монастыри?

6

Где и когда возник Троицкий монастырь?

7

Почему он получил название Троице-Сергиев?

8

К чему стремился отец Сергий?

1.Возрождение Северо-Восточной Руси.


1

Кто такой Иван Калита?


2

Каким он был?


3

О чем заботился Иван Калита?


4

Какое поручение хана выполнял Иван Калита?


5

Как использовал Иван Калита часть собранных для дани денег?


6

Почему время правления Калиты летописец назвал «тишиной великой?».


7

Каким стало Московское княжество при Иване Калите?


8

Что получили Московские князья в наследство от Ивана Калиты?


2. Чем известен в истории Отечества Иван Калита?

1.


2.

3.


4.

5.

6.


1. Имя новгородского князя, получившего прозвище Невский.

2.Натуральный или денежный побор, который платила Русь.

3.Название государства монголов.

4.Способ боевого построения рыцарей-крестоносцев.

5.Синоним слова «бой».

6.Река, на которой 15 июля 1240 года были разбиты шведы.


1.

А

л

е

к

с

а

н

д

р

2.д

а

н

ь

3.з

о

л

о

т

а

я

о

р

д

а

4.к

л

и

н

5.б

и

т

в

а

6.н

е

в

а



© 2010-2022