- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка на тему «Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных»
Урок русского языка на тему «Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Вахитова В.И. |
Дата | 09.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок русского языка во 2-м классе с использованием здоровьесберегающих приемов и средств обучения.
Выполнила учительница
начальных классов
МОБУ СОШ с.им.8-Марта
Ермекеевского района
Вахитова Венера Ильдусовна.
2014 год.
Тема: «Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных»
Цели: 1) Закрепление знаний учащихся об употреблении большой буквы в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, в названиях городов, улиц, рек, стран. 2) Развитие мышления, памяти, внимания, речи учащихся. 3) Воспитание нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения, воспитание интереса к миру детской художественной литературы, взаимоуважения, взаимовыручки, умения работать согласованно с одноклассниками. Оборудование: компьютерная презентация урока, загадки, перфокарты, карточки со словарными словами, обратная связь, разноуровневые задания, карточки с заданиями для работы в группах, тесты, магнитофон.
Ход урока.
-
Организационно - мотивационный этап.
2 слайд Девочка, конечно, спешит, волнуется. А нас много, мы поможем ей. Если в сказке у девочки были одни испытания, то у нас с вами - другие и намного сложнее. Испытания будут связаны с темой сегодняшнего урока. А тему сформулируете сами. В путь! Добро пожаловать в сказку.
3 слайд Итак, девочка догадалась, что гуси - лебеди унесли братца, и бросилась догонять их. Бежала, бежала, увидела - печь стоит. - Печка, печка, скажи, куда гуси - лебеди полетели? Печка ей в ответ: «исполни мое желание, скажу!» - В сказке девочка исполнила желание печки? Печка сказала куда гуси - лебеди полетели? Мы поможем девочке. А чтобы ошибок избежать, будем память развивать. а) Задание для развития памяти. - Прочитать пословицы вслух, запомнить, записать, проверить.
4 слайд 1) «Не дорого начало, а похвален конец». 2) «Худо тому, кто добра не делает никому». - Самооценка.
5 слайд Побежала девочка дальше. Стоит яблоня. - Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси - лебеди полетели? - Что сказала яблоня? - Как поступила девочка? - Мы поможем девочке.
б) Минутка чистописания. - Чтобы помочь девочке, нам нужно красиво, каллиграфически правильно и без ошибок списать эти строчки. Гимнастика для пальцев.
На доске. Ии Ии Иван Иванушка Иванов Дорогая яблоня, помоги найти Ивана! - Подчеркните самые красивые буквы. Оцените свою работу. - Что интересного заметили? (Все буквы написаны с большой буквы. На второй строчке слово Иван в конце предложения написано с большой буквы). - Почему? Какой вывод можно сделать? Обсуждение в группах.
2) Постановка У.З. - Сформулируйте тему урока. 6 слайд Обсуждение в группах. Сообщение темы урока.
7 слайд Бежит девочка дальше. Течет молочная река, кисельные берега. - Молочная река, кисельные берега, куда гуси - лебеди полетели? - Какое желание просит исполнить молочная река? - Помогла ли она девочке? - Почему же и печка, и речка, и яблоня не сказали девочке, куда гуси - лебеди полетели? в) Словарная работа. - Мы поможем девочке исправить ее ошибки. - Я загадаю вам загадки. Девочкам. Мальчикам. Белое да не вода, Рыжий молокозавод Сладкое, да не мед. День жует и ночь жует. От рогатой беру Ведь траву не так легко И деточкам даю. Переделать в молоко. - Какое правило нужно помнить, чтобы грамотно написать эти слова. Назовите орфограмму (-оро-, -оло-). - Сейчас запишем слова с этой орфограммой.
Три группы работают
с перфокартой. К . рова, м . локо, м . роз, в . рона, с . рока, в . робей Взаимопроверка.
- Дайте корове кличку. Составьте предложение и разберите его по членам предложения.
Задание для четвертой группы: списать слова, вставляя пропущенные буквы. М . рковь, п . мидор, к . ртофель, . гурец, к . пуста, ов . щи Самопроверка.
Сочините стихотворение, используя эти слова. Самооценка Долго девочка бегала по полям и лесам.
8 слайд Вдруг видит Избушку на курьих ножках. Стоит, поворачивается. В избушке баба - яга прядет, а на лавочке сидит братец. Ежик помог девочке. Взяла она братца и побежала. Сестра с братцем добежала до речки. - Речка - матушка, спрячь меня! - Исполни мое желание. (Девочка съела простого киселька с молоком). Помогите девочке, выполните свое задание. г) Проверка домашнего задания. 1) №244 - подчеркнуть названия животных одной чертой, клички - двумя. Обратная связь - проверка с помощью разноцветных флажков. 2) Индивидуальное задание - записать названия городов, которые находятся на территории Башкортостана. Проверка.
9 слайд Выбери верное утверждение: - Имена собственные пишутся с большой буквы - Имена собственные пишутся с маленькой буквы. Обсуждение в группах.
Физминутка (магнитофонная запись: шум воды, голоса птиц). Белые лебеди, лебеди летели и на воду сели. Сели, посидели. Лебеди летят, крыльями машут. Прогнулись над водой, качают головой. Прямо и гордо умеют держаться. Очень бесшумно на воду садятся.
-
Операционально - исполнительный этап.
- Решение УЗ.
10 слайд Стоит яблоня. Обратилась девочка к ней. Яблоня: «Съешь мое лесное яблоко» - Как поступила девочка? А нам яблоня дает такое задание: «В моем лесу обитают разные животные и птицы. Познакомьтесь с ними. Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями».
11 слайд Кошка Шарик Собака Мурка Корова Сокол Конь Зорька Гусь Гришка Проверка. (Правильный ответ на экране). - С какой буквы написали клички животных? Самооценка Физкультминутка по тренажерам В. Ф. Базарного. Глазами водят за паучком по: - горизонтали, - вертикали, - овалу по часовой стрелке, - овалу против часовой стрелке, - восьмерке. -Животных мы называем нашими младшими братьями, нашими друзьями. За что же мы любим их? Как нужно относиться к животным? - Вы отлично справились с заданием. Яблоня заслонила ветвями. Гуси - лебеди не заметили детей. Девочка опять побежала. А гуси - лебеди летят. Того гляди братца из рук вырвут. Добежали они до печки.
12 слайд - Печка - сударыня, спрячь меня. - Съешь моего ржаного пирожка. А нам печка дает такое задание: «Образуйте фамилии от названий цветов, клички животных - от слов, названия сел - от имен». Работа в группах.
13слайд 1) Колокольчик - 2) Шар - Василек - Стрела - Ромашка - Пух - 3) Семен - Иван - Николай - 4) По учебнику - с. 124 №240. Проверка. Вывод. С какой буквы написали названия деревень и городов? - В каком селе мы живем? - Почему наше село назвали Восьмое Марта?
. Гимнастика для глаз. 14 слайд Тест. - Заштрихуйте только те слова, которые следует писать с большой буквы. При правильном ответе - закрасится цифра «5». (У,у)читель (И,и)ван (П,п)етрович (М,м)альчик (П,п)аша (С,с)обака (Д,д)ружок (К,к)от (П,п)ушок (Г,г)ород (О,о)мск (У,у)лица (Ф,ф)рунзе
-
Рефлексивно - оценочный этап.
15 слайд Имена, Отчества, Фамилии Клички животных Названия городов, сел
Пишутся с большой буквы - Прочитайте правило вслух по схеме. - Прочитайте про себя. - Расскажите друг - другу. Отвечает каждая группа. Молодцы! Печка осталась довольна и спрятала девочку. Гуси - лебеди улетели. А девочка с братом вернулись домой. -Как вы думаете, изменилась ли девочка? - Поняла ли она свою ошибку? Вывод. Чтобы вернуть утраченное, приходится принимать помощь друзей, слушать их советы, иногда приходится следовать требованиям против воли. «Худо тому, кто добра не делает никому!» А девочка в знак благодарности дарит вам на память стихотворение - памятку, чтобы оно помогало вам всегда, и в сказке, и в жизни. 16 слайд Прочитать стихотворение - памятку вслух. Итог - Чему научились? - Кого хотите поблагодарить? - Положите зеленый кружок тому, кто вам помог. - Покажите настроение Оцените свою работу на уроке, обсудите самооценку в группах и утвердите. Домашнее задание. 1) с.128 №248. 2) Творческое задание.
Сочинить четверостишие используя имена собственные.