Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. В. М. Гаршин Лягушка-путешествиница

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное учреждение

«Луганское учебно-воспитательное объединение «Барвинок» № 9»









Конспект урока по литературному чтению

3 класс

Тема:

« В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Составитель:

Маслова Галина Алексеевна

учитель начальных классов,

учитель высшей категории


Тема: В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» Цель: продолжить работу над произведением В. Гаршина «Лягушка-путешественница»; развивать навык выразительного чтения, связно излагать свои мысли; формировать системы читательских умений и приобрести опыт самостоятельной читательской деятельности; подвести учащихся к пониманию основной мысли произведения посредством анализа содержания сказки; развивать внимание, мышление, речь учащихся и умение работать с текстом, художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при чтении; воспитывать умение слушать других, желание учиться, интерес к чтению, способствовать формированию нравственных качеств (негативное отношение к хвастовству)

Задачи урока, с учетом УУД

Личностные УУД:

воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД:

постановка и сохранение учебной задачи;

умение ориентироваться в тексте, перечитывать его, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос;

воспитание критического мышления.

Познавательные УУД:

формирование навыков самостоятельной работы с книгой, читательской компетенции;

развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий, построения рассуждений.

Коммуникативные УУД:

готовность слушать собеседника и вести диалог;

воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, костюмы героев сказки







Ход урока

І.Организационный момент. (Слайд 1)

У.:Всем, всем - Добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

- Поприветствуем гостей.

ІІ. Актуализация опорных знаний

1. Вступительное слово учителя (Слайд 2)

- За окном зима, а мы на один урок перенесемся с вами в осеннюю пору.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Осень»

2. Беседа

- Какое настроение создает музыка? (Чуть грустное)

- Какие картины она навевает? (Все опустело, идет дождь, птицы улетают, тихо кругом)

Это произведение поможет нам ярче представить те события, о которых пойдет речь в ходе урока.

3. Объявление цели урока

Сегодня, ребята, на уроке мы будем продолжать работать над сказкой «Лягушка-путешественница». Проверим были ли вы внимательны при чтении. Вы будете высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения, учитывать мнение одноклассников, работать парами, анализировать поступки главного героя. Дома работая над сказкой, вы были художниками. Какая красивая выставка ваших работ представлена сегодня на уроке.

4. Речевая разминка. Работа с загадкой (Слайд 3)

У.: Прочитаем загадку хором.

Скачет зверушка:
Не рот - а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. Кто это? (Лягушка)

- Да, правильно, это лягушка.

Мы продолжаем работу по формированию навыков выразительного чтения.

1-й ряд Произнесите это слово с интонацией удивления

2-й ряд с интонацией страха

3-й ряд с интонацией радости.

- А теперь, ребята, подберите однокоренные слова к слову лягушка, (лягушонок, лягушечка, лягушачий, лягушатник) (Слайд 4)

ІІІ Мотивация (Слайд 5)

- Как вы думаете, почему для речевой разминки взяла именно эту загадку. Как она связана с нашим уроком? (Мы будем читать произведение о лягушке )

-Как называется произведение, которое вы читали дома ?( «Лягушка-путешественница»)

-К какому жанру можно отнести это произведение ? (Это сказка)

-Докажите, что эта сказка. Какие части можно выделить в этой сказки?

(В сказке есть зачин и концовка. Животные разговаривают.)

-Что можете сказать об этой сказке. Это народная или авторская сказка?

(Авторская)

- Кто написал эту сказку? (В. Гаршин)

Вы правы. Сказка «Лягушка-путешественница»- авторская. (Слайд 6)

Автором этой сказки является Всеволод Михайлович Гаршин. Написал он эту сказку, когда ему было 32 года. И вот уже почти 120 лет ее читают дети. Эта сказка пронизана такой легкой иронией, что читать ее одно удовольствие. И вы в этом, я думаю, убедились, прочитав эту сказку дома.

IV Проверка домашнего задания.

-Ребята, что вам особенно понравилось в этой сказке?

- Сейчас мы проверим какими внимательными вы были при чтении.

(Слайд 7)

- Проведем цифровой диктант. Слушайте внимательно вопрос и выбирайте правильный ответ, записывайте на листок номер ответа.

Возьмите листики, которые лежат на краю парты и ручки.

ВОПРОСЫ. (Слайд 8) Посмотрите, на слайде имеются ответы под номерами. Я читаю вам вопрос, а вы ищете правильный ответ, а на листочке записывайте цифру, которая соответствует правильному ответу.

  1. Где сидела лягушка-квакушка? (в болоте)

  2. С кем путешествовала лягушка? (с утками)

  3. Чем питается лягушка-квакушка? (Мошками, комарами)

  4. Что должны были взять утки в свои клювы для того, чтобы квакушка смогла путешествовать? (прутик)

  5. Куда отправилась лягушка- путешественница с утками? (на юг)

- Поменяйтесь работами и проверяем в парах. Возьмите простые карандаши (Слайд 9)

Ребята, на слайде даны правильные ответы. Проверьте работу своего соседа, если есть ошибки, исправь их простым карандашом.

-Поменяйтесь работами.

-Поднимите руки те, у кого нет ошибок.

- Поднимите руки те, кто допустил ошибки.

Значит не все внимательно прочитали сказку дома.

Физкультминутка (Слайд 10)

Ребята, сейчас мы с вами создадим словесный портрет лягушки как героя.

Откройте учебники на стр.188.

V Работа над текстом

Выборочное чтение (поисковое чтение). (Слайд 11)

- Прочитайте второй абзац и скажите ,если наша героиня наслаждается жизнью, какая черта характера ей присуща? (1 ученик читает вслух)

(жизнерадостная, оптимистичная, жизнелюбивая).

- Прочитаем третий абзац. Что ещё можно сказать о лягушке?

(1 ученик читает вслух) (воспитанная и умная)

- А можно ли назвать лягушку осторожной? Докажите строчками из текста.

Прочитаем отрывок из сказки по ролям, чтобы ответить на этот вопрос. (Слайд 12)

От слов «Кря-кря», сказала одна из них до слов: « И утки окружили лягушку»

Слова 1-й утки читает …

Слова 2-й утки читает …

Слова лягушки читает…

Слова автора читает….

(После чтения учитель анализирует выразительность, интонацию, паузы, темп)Спасибо.

Ребята, докажите строчками из текста можно ли назвать лягушку осторожной?

(В 6 абзаце: на всякий случай нырнула под корягу; осмелилась сказать; прошу извинение за беспокойство).

У.: Да, лягушка была осторожна.

А сейчас, откройте стр.191

- Перечитайте абзац, в котором лягушка придумала способ для своего путешествия жужжащим чтением (хоровое чтение)

(Я придумала:..).

Какая черта характера есть у нашей героини (находчивость).

Давайте посмотрим, какой лягушка была в начале сказки? (Слайд 13)

- Почему лягушка решилась отправиться в путешествие в дальние края? (Услышала рассказ уток о юге и это стало её мечтой).

Это говорит о её впечатлительности.

Давайте и мы немного отдохнём.

Посмотрим отрывок из сказки , который подготовила творческая группа ребят. См. Приложение 1 (Слайд 14)

Спасибо, ребята.

- Итак, наша героиня отправилась в путешествие с утками . Она поднялась в небо, и дух у неё захватило от страшной высоты и восторга.

Скажите, как вы понимаете выражение «захватило дух» ? (Слайд 15)

(Стало трудно дышать от резких движений, волнения, страха, а также от холода и ветра)

В тексте мы еще встретили выражение «присутствие духа» Как вы понимаете это выражение?

(полное самообладание, уверенность в себе)

Да, лягушка имела присутствие духа. После длительного перелета компания решила отдохнуть в каком-то болоте. А что произошло на следующий день ?

Перескажите отрывок из сказки. (Слайд 16)

(Ответ 1 ученика)

- Объясните, почему лягушка просила уток лететь пониже (хотела послушать, что о ней говорят)

- О какой черте характера мы сейчас говорим? (любопытство)

Ребята, а сейчас мы с вами просмотрим фрагмент из мультфильма по одноименной сказке «Лягушка-путешественница» . (Слайд 17)

После просмотра будьте готовы ответить на вопрос: « Какая черта характера лягушки помешала завершить путешествие вместе с утками?»

После просмотра.

Какая черта характера лягушки помешала завершить путешествие вместе с утками? (хвастовство)

- Как вы считаете, это положительная черта характера? (Нет)

- А вы бываете хвастливыми? Конечно все.

- Именно такие черты характера как хитрость, тщеславие, самовлюбленность и самолюбие порождает хвастовство. Вот такой мы видим главного героя в конце сказки. Мы с вами будем стараться избегать таких черт характера.

(Слайд 18)

-Можно ли сказать, что люди тоже обладают отдельными достоинствами и недостаткам, которые характерны для главного действующего лица сказки-лягушки

(Люди тоже имеют черты характера как сообразительность, смелость , но и хвастливость)

VІ Обобщение изученного материала

-(Слайд 19) Прочитайте пословицы и выберите ту, которая отображает главную мысль этой сказки

(Главной мысли этой сказки соответствует вторая пословица.)

Почему?

(Главная героиня этой сказки не смогла достичь юга, потому что она хотела похвастаться и рассказать всем о себе. Так она себя наказала)

(если будет время Ребята, я думаю, что вы теперь вы хорошо знаете содержание сказки и готовы выполнить тестовую работу)

VІІ Итог урока

  • Чему нас научила эта сказка ? ( Слайд 20)

  • (Хвастовство не приводит к добру. Надо бать скромным и сдержанным.

Лягушка была умная и изобретательная и могла бы долететь до юга

Нельзя хвастаться, так как хвастовство мешает совершать хорошие поступки).

Эта сказка носит поучительный характер. В этой сказке Гаршин в образе лягушки раскрывает такие проблемы человеческой морали, как хвастовство, ложь, болтливость. Эти качества, как видно из содержания сказки, ни к чему хорошему не привели: лягушке так и не удалось побывать на юге, она сменила родное болото на грязный пруд и оказалась среди чужих лягушек. Сказка Гаршина призывает к правдивости, скромности, терпеливости. Только хорошие и добрые моральныекачества помогут достичь нужной цели.

Рефлексия.

  • Что больше всего запомнилось сегодня на уроке?

ОЦЕНИВАНИЕ Сейчас оцените свою работу. Если вы были активными, выберите синий цвет, если были внимательными - желтый цвет, если вы были артистичными- зеленый. Пожалуйста, покажите свой выбор.

Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе.Вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать.

Выставление оценок учителем.

VІІІ Домашнее задание ( Слайд 21)

1. Пересказать больше всего понравившийся отрывок из сказки

2. Творческое задание: сочинить свой конец сказки, нарисовать к нему иллюстрацию.

3. Составить кроссворд к сказке.

8

© 2010-2022