Формирование здорового образа жизни младших школьников через реализацию классной программы «Будь здоров»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Формирование здорового образа жизни младших школьников через реализацию классной программы «Будь здоров»


Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного сообщества.

Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна сегодня. Здоровый образ жизни по сути своей должен быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение её до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый характер и не всегда приводит к необходимому результату.

Здоровье - бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием

«здоровье» обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье - это физическое, психическое и социальное благополучие. Учёными установлено,

что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения (4) , на 15 % - от наследственных факторов(3) , на 25 % от экологии(2) , на 50 % - от самого человека(1).

Формирование здорового образа жизни младших школьников через реализацию классной программы «Будь здоров»

Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам. По современным представлениям в понятие «здоровый образ жизни», как одна из составляющих, входит организация двигательной активности.

Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определённых успехов в карьере и личной жизни, быть созидателем в окружающем его мире. Однако, в результате порождённых социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется всё меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим. В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста.

Поэтому в своей работе приоритетной и главной задачей считаю сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Ведь только здоровый ребёнок сможет успешно учиться и добиться высоких результатов в жизни.

2.

Для решения этой задачи при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям ставлю следующие цели:

▪ формировать у учащихся осознанное отношение к своему здоровью и

физической культуре;

▪ использовать на уроках и во внеучебное время наиболее рациональные

формы и методы, способствующие становлению физически, психически и

эмоционально здоровой личности;

▪ формировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной

безопасности;

▪ систематически вести просветительскую работу с родителями учащихся

о ценности здорового образа жизни;

В настоящее время широкое признание получило определение «здоровья», предложенное Всемирной организацией здравоохранения. Согласно этому определению, здоровье человека характеризуется не только отсутствием болезни или дефекта, но и состоянием полного комфорта - физического, психического и социального.

Обобщая всё вышеизложенное, можно отметить, что существенной характеристикой отношения человека к своему здоровью является такая важная составляющая, как здоровый образ жизни.

Проблема воспитания потребности в здоровом образе жизни в наше время встаёт особенно остро, причём начинать эту работу необходимо как можно раньше.

3

Образ жизни может быть здоровым только тогда, когда он развивается, дополняется различными новыми, полезными для здоровья ,

элементами, привычками и тем самым совершенствуется. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Поэтому здоровому образу жизни надо постоянно учиться, а значит, ему надо и постоянно учить.

Сегодня современный урок- это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Для себя я решила так построить учебный процесс, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.

Ребёнок будет здоров, если будут соблюдаться основные факторы, способствующие укреплению здоровья детей в школе:

- оптимальная учебная нагрузка;

- сбалансированное питание;

- рациональный режим обучения;

- рациональный двигательный режим;

- если на уроках будут использоваться технологии обучения, содействующие здоровью;

- если ребёнок будет обучаться в условиях, соответствующих СанПиНам;

- если вовремя будет оказываться психологическая и социальная поддержка;

- своевременные медицинские услуги;

- и охрана психического здоровья Я хочу рассказать, какие приёмы я использую в своей работе для создания здоровьесберегающей среды на уроке. На уроках и внеклассных мероприятиях я веду систематическую работу, способствующую сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Каждый день учебные занятия в моём классе начинаются с утренней зарядки.

Использую различные комплексы общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики, такие как «Проснись!», «Силачи», «Мы - спортсмены». Данные упражнения способствуют преодолеть сонливость учеников, которая наблюдается на первом уроке, активно включиться в работу, активизировать внимание.

Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, я использую различные психологические установки, в виде стихотворений, т.е. я готовлю детей эмоционально и физически. Как и все учителя во время уроков я провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз.

При подготовке к урокам я стараюсь подбирать упражнения в зависимости от особенностей и преобладающих видов деятельности, учащихся на уроке. Преобладающий вид деятельности на уроке - письмо.

В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем «телом». Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому я провожу:

- упражнения для снятия общего или локального утомления;

- упражнения для кистей рук.

Массаж пальцев перед письмом.

«Скалка»- покатать ручку между ладонями, покатать ручку между большим и указательным пальцем.

«Игра на клавишах» - по очереди постукивание определёнными пальцами обеих рук о парту.

«Мороз» - потирание ладошек.

Преобладающий вид деятельности на уроке - чтение. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-

пространственную активность в режиме урока и использовать:

- гимнастику для глаз.

.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого использую:

- дыхательную гимнастику.

Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность.

5.

На уроках математики использую точечный массаж лица, надавливая на активные точки на лбу между бровями, парные точки по краям крыльев носа, точку на подбородке, в височных ямках и т. д.

В моём классе у детей наиболее распространены простудные заболевания. Для профилактики простудных заболеваний ежегодно во 2 и начале 3 четверти я использую «чесночницы» (коробочки из-под «киндер - сюрпризов», внутри которых находятся лук или чеснок), в кабинете в нескольких местах на тарелках лежит разрезанный лук, выделяющий фитонциды, или блюдце с пихтовым маслом, которое убивает болезнетворные микробы

6.

Также рекомендую родителям упорядочить режим дня школьников, ограничить время, проводимое у телевизоров и компьютеров, больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, больше уделять внимание занятиям спортом.

Мои дети в классе очень активные и подвижные. Двигательный режим имеет важное место в жизни младших школьников. В этот период идёт бурный рост и становление организма ребёнка. Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет динамическая пауза, подвижная перемена. Игры - хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Во время уроков я иногда использую музыкальные паузы.

С первого года обучения в моём классе работают группы ребят, сформированные на основе взаимной симпатии. Мы их называем «зожиками». Их у нас четыре. Каждая группа выполняет определённое поручение целую неделю:

- дежурные по классу (следят за санитарным состоянием комнаты,

проветривают её);

- ответственные за проведение физкультурных разминок (проводят

ритмические переменки, музыкальные паузы,физкультминутки );

- санитары (контролируют наличие у детей предметов личной гигиены,

следят за внешним видом);

- цветоводы (ухаживают за комнатными растениями, находящимися в

классе).

Каждую субботу подводим итоги работы за прошедшую неделю, анализируем её недостатки, намечаем дальнейший план работы.

7

Как классный руководитель систематически провожу с учащимися классные часы, беседы, конкурсы по проблеме сохранения и укрепления

здоровья. Приведу примеры:

▪ Беседы «Береги свою жизнь», Для чего нужна зарядка», «Осторожно на

дорогах!», «Если хочешь быть здоров».

▪ Классные часы «Мои увлечения», «Мои любимые игры», «Мой режим

дня - мой друг и помощник»,

▪ Игры «В гостях у Айболита», «Здоров будешь - всё добудешь», «Мы -

ловкие, смелые, умелые».

▪ Лекция профессора Знайки о правильном питании.

▪ Спортивный час «Весёлый экспресс».

▪ Маскарад вредных привычек.

С родителями я провожу различные профилактические беседы и лектории на собраниях о сохранении и укреплении здоровья детей.

Приведу примеры некоторых тем:

▪ За здоровый образ жизни.

▪ Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании младших

школьников.

▪ Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге.

▪ Психологическая поддержка младших школьников.

Надолго запоминаются детям спортивные праздники, такие, как «Папа, мама, я - спортивная семья

Ребята моего класса посещают спортивные секции, и многие уже добились больших результатов. Принимают участие в различных соревнованиях, всегда занимают призовые места и приезжают с наградами - медалями и грамотами.

Учащиеся моего класса принимают активное участие в районных, областных , всероссийских конкурсах. Так , Овчинникова Арина два раза принимала участие и становилась призёром областного конкурса « Разговор о правильном питании», Чернова Алёна стала победителем в областном конкурсе « Спорт -альтернатива вредным привычкам» , приняла участие во всероссийском конкурсе.

Так как главное направление в моей работе - воспитание и формирование здорового образа жизни, то в свою работу в 3-м классе я ввела «дерево здоровья» для наглядной пропаганды здорового образа жизни. На это « дерево» заносятся имена и фамилии ни разу не болевших учеников за четверть. По итогам года самые здоровые ученики получат награду, поощрение в виде грамоты или сувенира.

Работу по формированию здорового образа жизни я начала не так давно, но уже прослеживается результативность и видна положительная динамика в сохранении здоровья учащихся.

8.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и развиты не только духовно, но и физически. В своей работе я не строю грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены. Я решаю самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели - сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса нации.


© 2010-2022