- Преподавателю
- Начальные классы
- Однородные члены предложения (подлежащее и сказуемое)
Однородные члены предложения (подлежащее и сказуемое)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Садыков М.М. |
Дата | 28.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в 3 а классе
образовательная программа «Школа 2100»
Учитель начальных классов Королёва С.А., МОУ Чердаклинской СОШ №2.
Тема урока: Однородные члены предложения (подлежащее и сказуемое).
Дидактическая цель:
- создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Задачи урока:
- вывести понятие однородные члены предложения;
- способствовать формированию умения распознавать предложения с однородными членами;
- способствовать развитию умения выделять грамматическую основу предложения с однородными членами;
- способствовать развитию умения отличать простые предложения от предложений с однородными членами;
- способствовать дальнейшему развитию логического мышления, памяти, внимания;
- способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
- способствовать пробуждению познавательного интереса к родному языку, стремления совершенствовать свою речь.
Целевые установки на достижение результата
Личностных: понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека.
Владение коммуникативными умениями с целью реализации сотрудничества при работе в парах.
Предметных: понимание термина «однородные члены предложения». Находить однородные члены предложения. Составлять предложения с однородными членами . безошибочно находить в предложении подлежащее и сказуемое. Правильно выбирать графические знаки для обозначения членов предложения. Соблюдать правильную интонацию при чтении предложения с однородными членами предложения.
Метапредметных: Точное выражение собственного мнения и позиции. Принятие и сохранность учебной задачи, находить в учебниках ответ на заданный вопрос, осуществляет синтез как составление целого из частей.
Методы обучения: деятельностный, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения для учителя: мультимедийная установка, карточки, учебник, толковый словарь, памятки.
Средства обучения для учащихся: учебник Р.Н.Бунеева «Русский язык», толковый словарь Ожегова
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
1. Организационный момент | Организация направленного внимания на уроке. Мотивация к деятельности и развитие организационных умений; самоорганизация и организация своего рабочего места.
| Приветствие. (СЛАЙД № 1, 2) - Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
| Проверяют свою готовность к уроку.
| Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания. |
2. Актуализация знаний. | Повторить знания о предложении и о главных членах предложения | На доске записаны и закрыты полосками бумаги слова темы: Однородные члены предложения. Снимаю первую полоску (предложение). - Что вы знаете о предложении? Снимаю вторую полоску (члены). - Что вы знаете о членах предложения? На полоске №3 - знак «?» - Что скрывается под этим знаком, мы узнаем чуть позже. | Рассказывают о предложении. Рассказывают о членах предложения. | Сформированность знаний о предложении. |
3. Постановка проблемной ситуации | Выделить проблему урока, сформулировать вопрос урока. | Готовясь к сегодняшнему уроку, наш знакомый, Незнайка, тоже повторил всё о предложениях и решил подчеркнуть в предложениях главные члены. Посмотрите, правильно ли он выполнил задание. (СЛАЙД № 3 ) Весной ярко светит солнце. На деревьях появляются почки. В лесу просыпаются ежи, бобры, медведи. (ребята высказывают свои мнения) - Почему в последнем предложении у вас разные мнения? - Какой главный вопрос нашего урока? (СЛАЙД № 4) (Может ли быть в предложении несколько подлежащих, сказуемых?) | Правильно задавать вопросы к словам, выделять грамматическую основу предложения. Видеть и исправлять ошибки, обосновывать ответ. Учащиеся формируют вопрос урока. | Осознание учениками основной задачи урока.
|
4. Исследовательская работа.
| Выводим понятие «Однородные члены предложения», Отвечаем на вопрос: какие члены предложения могут быть однородными.
Сформировать умение поиска информации в учебном словаре (Обратный словарь, Толковый словарь), понимание и преобразование информации.
| 1) У вас на карточках написаны три предложения. Ласточки прилетели из тёплых стран. Скворцы прилетели из тёплых стран. Грачи прилетели из тёплых стран. - Поработайте в группах и подчеркните главные члены предложения. (Проверка. Дети выходят к доске и подчеркивают основу предложений) - Что заметили интересного в этих предложениях? 2) - Составьте из этих предложений одно. Запишите его (выставляю карточки с предложением на доску) - О ком говорится в этом предложении? (о ласточках, скворцах, грачах) - Что и них говорится? (что они прилетели) - Сколько в этом предложении подлежащих? (3) -Кто знает, как они называются? (открываю третье слово в теме урока) - Как вы понимаете ОДНОРОДНЫЕ? (гипотезы детей) - Давайте прочитаем в толковом словаре, что означает это слово. Стр. 169. - Как вы думаете, почему эти подлежащие назвали однородными? (Они относятся к одному и тому же слову ПРИЛЕТЕЛИ и отвечают на один вопрос КТО?) - Какая тема урока? - Чему будем учиться на уроке? (находить однородные члены предложения) - Значит, как называются наши подлежащие? (однородные) вешаю табличку. -Как их обозначим в предложение? - А сейчас послушайте, как я произнесу это предложение (читаю) - Кто догадался, что надо поставить между однородными подлежащими? (запятые) - Давайте попробуем составить графическую схему главных членов предложения. На доске: Вывод: Итак, какой член предложения может быть однородным? (ПОДЛЕЖАЩЕЕ) - К какому члену предложения они относятся? (к сказуемому) - Как на письме выделяются однородные подлежащие? - А в устной речи? - Как вы думаете, а только ли подлежащие могут быть однородными? 3) Наблюдение. Упр. 418 стр. 138 (выполняем в учебнике) (Однородные сказуемые, относятся к подлежащему) - Как обозначим однородные сказуемые? - Как связаны между собой однородные сказуемые? (запятыми и союзом И) - Давайте попробуем составить графическую схему главных членов второго и третьего предложения. (на доске) - Что заметили? Как выделены однородные члены? (запятыми и союзом И) 4) ПИКТОГРАММЫ (СЛАЙД № 5, 6, 7) ( по 7 слайду составить предложения и показать голосом перечисление) | Учащиеся выделяют главные члены. Составляют одно предложение Разбирают его по членам предложения.
Учащиеся дают объяснения словам используя Толковый словарь. Определяют тему урока и задачи.
Наблюдают за однородными сказуемыми, делают вывод, составляют схемы. Проводят аналогию между рисунками и связью однородных членов предложения с одним словом.
| Осознанное усвоение понятия «начальная форма» слов-названий предметов, сформировалось умение изменять слова-названия по числам, находить начальную форму слова. Сформировано умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Сформировано умение поиска информации в учебном словаре (Обратный словарь, Толковый словарь), понимание и преобразование информации. |
5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала. | Сформировать понятие «однородные члены предложения» формировать умение находить их в предложение
| Обобщение по карточке опоре (СЛАЙД № 8) - Ответьте на вопросы: ОДНОРОДНЫЕ - это . . .
| Делают вывод по изученному с помощью карточки - опоры.
Знакомятся с правилом. |
|
6. Физминутка | Смена вида деятельности. Следить за положением туловища и рук. | Покачайтесь, Покружитесь, Потянитесь, Распрямитесь. Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку. - К кому я обращалась? Какие действия я просила вас сделать? А как еще можно назвать эти слова? Глубоко теперь вдохните, Сядьте тихо, отдохните. Все в порядок приведите И писать, друзья, начните. | Учащиеся выполняют упражнения указанные в тексте. | Правильное положение туловища и рук.
|
7. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений. | Формирование способа деятельности. | Запишите предложения под диктовку. В мае цветут тюльпаны, сирень, ландыши. Заяц и белка меняют шубки. Птицы прилетают и вьют гнезда. Подчеркните главные члены предложения. (Озвучивают результат работы и у доски выстраивают схему главных членов предложения) по две группы |
| Воспроизведение учащимися способов действий при определении однородных членов предложения по образцу.
|
8 Самостоятельное использование сформированных умений и навыков. | Формирование умения самостоятельно применять новый способ деятельности, Составлять предложения и находить в них однородные главные члены.
| Разноуровневые задания. 1 группа. Из каждой группы предложений составить одно, записать предложения и подчеркнуть грамматическую основу. В садах цветут яблони. Тёплый ветер дул с моря. В садах цветут груши. Ласковый ветер дул с моря. В садах цветут сливы. Игривый ветер дул с моря. Самопроверка по эталону 2 группа. Выделенные слова заменить однородными членами предложения, записать предложения и подчеркнуть грамматическую основу. В густом лесу скрываются звери. Под пеньком в хвое и листьях шныряют насекомые. Самопроверка по эталону 3 группа. Из упр. 422 выписать два первых предложения и подчеркнуть главные члены. Самопроверка по эталону | Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой по образцу. Самооценка учащихся. В садах цветут яблони, груши, сливы. Тёплый, ласковый, игривый ветер дул с моря. В густом лесу скрываются белки, лисы, волки, медведи. Под пеньком в хвое и листьях шныряют муравьи, жуки, гусеницы. Выплывает на небо солнышко, рассылает золотые лучи, будит землю. Первый луч полетел и попал в жаворонка. | Способность применять новые знания.
|
9. Обобщение изученного материала. | Закрепить знания и умения учащихся по определению однородных членов предложения | Над какой темой урока сегодня мы работали? Какие цели ставили для себя? Достигли поставленных целей? - Ответьте на вопросы теста. (СЛАЙД № 9, 10, 11, 12) | Отвечают на вопросы теста
| Сформирован навык определения однородных членов предложения
|
10.Объяснение и понимание домашнего задания. | Разъяснение способа выполнения упражнения. | Выучить правило на стр. 138. Упр. 1 стр. 148 или упр.419 ( по выбору)
| Записывают домашнее задание в дневники. | Способность выполнять задание после предварительного разбора на уроке, умение сохранять в памяти полученные знания. |
11 Рефлексия. |
| СЛАЙД № 13 (СЛАЙД № 14) | Учащиеся заканчивают любое предложение. | Сформировано умение оценить свою работу на уроке. |