Однородные члены предложения (подлежащее и сказуемое)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 3 а классе

образовательная программа «Школа 2100»

Учитель начальных классов Королёва С.А., МОУ Чердаклинской СОШ №2.

Тема урока: Однородные члены предложения (подлежащее и сказуемое).

Дидактическая цель:

- создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Задачи урока:

- вывести понятие однородные члены предложения;

- способствовать формированию умения распознавать предложения с однородными членами;

- способствовать развитию умения выделять грамматическую основу предложения с однородными членами;

- способствовать развитию умения отличать простые предложения от предложений с однородными членами;

- способствовать дальнейшему развитию логического мышления, памяти, внимания;

- способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

- способствовать пробуждению познавательного интереса к родному языку, стремления совершенствовать свою речь.

Целевые установки на достижение результата

Личностных: понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека.

Владение коммуникативными умениями с целью реализации сотрудничества при работе в парах.

Предметных: понимание термина «однородные члены предложения». Находить однородные члены предложения. Составлять предложения с однородными членами . безошибочно находить в предложении подлежащее и сказуемое. Правильно выбирать графические знаки для обозначения членов предложения. Соблюдать правильную интонацию при чтении предложения с однородными членами предложения.

Метапредметных: Точное выражение собственного мнения и позиции. Принятие и сохранность учебной задачи, находить в учебниках ответ на заданный вопрос, осуществляет синтез как составление целого из частей.

Методы обучения: деятельностный, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения для учителя: мультимедийная установка, карточки, учебник, толковый словарь, памятки.

Средства обучения для учащихся: учебник Р.Н.Бунеева «Русский язык», толковый словарь Ожегова

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1. Организационный момент

Организация направленного внимания на уроке.

Мотивация к деятельности и развитие организационных умений; самоорганизация и организация своего рабочего места.


Приветствие. (СЛАЙД № 1, 2)

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.


Проверяют свою готовность к уроку.


Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

2. Актуализация знаний.

Повторить знания о предложении и о главных членах предложения

На доске записаны и закрыты полосками бумаги слова темы: Однородные члены предложения. Снимаю первую полоску (предложение).

- Что вы знаете о предложении?

Снимаю вторую полоску (члены).

- Что вы знаете о членах предложения?

На полоске №3 - знак «?»

- Что скрывается под этим знаком, мы узнаем чуть позже.

Рассказывают о предложении.

Рассказывают о членах предложения.

Сформированность знаний о предложении.

3. Постановка проблемной ситуации

Выделить проблему урока, сформулировать вопрос урока.

Готовясь к сегодняшнему уроку, наш знакомый, Незнайка, тоже повторил всё о предложениях и решил подчеркнуть в предложениях главные члены. Посмотрите, правильно ли он выполнил задание. (СЛАЙД № 3 )

Весной ярко светит солнце.

На деревьях появляются почки.

В лесу просыпаются ежи, бобры, медведи.

(ребята высказывают свои мнения)

- Почему в последнем предложении у вас разные мнения?

- Какой главный вопрос нашего урока? (СЛАЙД № 4)

(Может ли быть в предложении несколько подлежащих, сказуемых?)

Правильно задавать вопросы к словам, выделять грамматическую основу предложения.

Видеть и исправлять ошибки, обосновывать ответ.

Учащиеся формируют вопрос урока.

Осознание учениками основной задачи урока.



4. Исследовательская работа.








Выводим понятие «Однородные члены предложения», Отвечаем на вопрос: какие члены предложения могут быть однородными.




Сформировать умение поиска информации в учебном словаре (Обратный словарь, Толковый словарь), понимание и преобразование информации.


1) У вас на карточках написаны три предложения.

Ласточки прилетели из тёплых стран.

Скворцы прилетели из тёплых стран.

Грачи прилетели из тёплых стран.

- Поработайте в группах и подчеркните главные члены предложения.

(Проверка. Дети выходят к доске и подчеркивают основу предложений)

- Что заметили интересного в этих предложениях?

2) - Составьте из этих предложений одно. Запишите его (выставляю карточки с предложением на доску)

- О ком говорится в этом предложении? (о ласточках, скворцах, грачах)

- Что и них говорится? (что они прилетели)

- Сколько в этом предложении подлежащих? (3)

-Кто знает, как они называются? (открываю третье слово в теме урока)

- Как вы понимаете ОДНОРОДНЫЕ? (гипотезы детей)

- Давайте прочитаем в толковом словаре, что означает это слово. Стр. 169.

- Как вы думаете, почему эти подлежащие назвали однородными? (Они относятся к одному и тому же слову ПРИЛЕТЕЛИ и отвечают на один вопрос КТО?)

- Какая тема урока?

- Чему будем учиться на уроке? (находить однородные члены предложения)

- Значит, как называются наши подлежащие? (однородные) вешаю табличку.

-Как их обозначим в предложение?

- А сейчас послушайте, как я произнесу это предложение (читаю)

- Кто догадался, что надо поставить между однородными подлежащими? (запятые)

- Давайте попробуем составить графическую схему главных членов предложения.

На доске:

Вывод:

Итак, какой член предложения может быть однородным? (ПОДЛЕЖАЩЕЕ)

- К какому члену предложения они относятся? (к сказуемому)

- Как на письме выделяются однородные подлежащие?

- А в устной речи?

- Как вы думаете, а только ли подлежащие могут быть однородными?

3) Наблюдение. Упр. 418 стр. 138 (выполняем в учебнике)

(Однородные сказуемые, относятся к подлежащему)

- Как обозначим однородные сказуемые?

- Как связаны между собой однородные сказуемые? (запятыми и союзом И)

- Давайте попробуем составить графическую схему главных членов второго и третьего предложения. (на доске)

- Что заметили? Как выделены однородные члены? (запятыми и союзом И)

4) ПИКТОГРАММЫ (СЛАЙД № 5, 6, 7)

( по 7 слайду составить предложения и показать голосом перечисление)

Учащиеся выделяют главные члены.

Составляют одно предложение

Разбирают его по членам предложения.


Учащиеся дают объяснения словам используя Толковый словарь.

Определяют тему урока и задачи.


Наблюдают за однородными сказуемыми, делают вывод, составляют схемы.

Проводят аналогию между рисунками и связью однородных членов предложения с одним словом.


Осознанное усвоение понятия «начальная форма» слов-названий предметов, сформировалось умение изменять слова-названия по числам, находить начальную форму слова.

Сформировано умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное.




Сформировано умение поиска информации в учебном словаре (Обратный словарь, Толковый словарь), понимание и преобразование информации.

5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Сформировать понятие «однородные члены предложения»

формировать умение находить их в предложение


Обобщение по карточке опоре (СЛАЙД № 8)

- Ответьте на вопросы:

ОДНОРОДНЫЕ - это . . .

  1. Члены предложения, которые одинаково подчеркнуты, отвечают на один и тот же вопрос или на разные вопросы?

  2. Являются одним и тем же членом предложения или разными членами предложения?

  3. Зависят от одного и того же слова или от разных слов? Прочитайте правило на стр. 138 учебника.

Делают вывод по изученному с помощью карточки - опоры.


Знакомятся с правилом.


6. Физминутка

Смена вида деятельности.

Следить за положением туловища и рук.

Покачайтесь,

Покружитесь,

Потянитесь,

Распрямитесь.

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку.

- К кому я обращалась? Какие действия я просила вас сделать? А как еще можно назвать эти слова?

Глубоко теперь вдохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

Учащиеся выполняют упражнения указанные в тексте.

Правильное положение туловища и рук.


7. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений.

Формирование способа деятельности.

Запишите предложения под диктовку.

В мае цветут тюльпаны, сирень, ландыши.

Заяц и белка меняют шубки.

Птицы прилетают и вьют гнезда. Подчеркните главные члены предложения.

(Озвучивают результат работы и у доски выстраивают схему главных членов предложения) по две группы


Воспроизведение учащимися способов действий при определении однородных членов предложения по образцу.


8 Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.

Формирование умения самостоятельно применять новый способ деятельности,

Составлять предложения и находить в них однородные главные члены.


Разноуровневые задания.

1 группа. Из каждой группы предложений составить одно, записать предложения и подчеркнуть грамматическую основу.

В садах цветут яблони. Тёплый ветер дул с моря.

В садах цветут груши. Ласковый ветер дул с моря.

В садах цветут сливы. Игривый ветер дул с моря.

Самопроверка по эталону

2 группа. Выделенные слова заменить однородными членами предложения, записать предложения и подчеркнуть грамматическую основу.

В густом лесу скрываются звери.

Под пеньком в хвое и листьях шныряют насекомые.

Самопроверка по эталону

3 группа. Из упр. 422 выписать два первых предложения и подчеркнуть главные члены.

Самопроверка по эталону

Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой по образцу.

Самооценка учащихся.

В садах цветут яблони, груши, сливы. Тёплый, ласковый, игривый ветер дул с моря.

В густом лесу скрываются белки, лисы, волки, медведи. Под пеньком в хвое и листьях шныряют муравьи, жуки, гусеницы.

Выплывает на небо солнышко, рассылает золотые лучи, будит землю. Первый луч полетел и попал в жаворонка.

Способность применять новые знания.


9. Обобщение изученного материала.

Закрепить знания и умения учащихся по определению однородных членов предложения

Над какой темой урока сегодня мы работали?

Какие цели ставили для себя?

Достигли поставленных целей?

- Ответьте на вопросы теста. (СЛАЙД № 9, 10, 11, 12)

Отвечают на вопросы теста


Сформирован навык определения однородных членов предложения


10.Объяснение и понимание домашнего задания.

Разъяснение способа выполнения упражнения.

Выучить правило на стр. 138.

Упр. 1 стр. 148 или упр.419 ( по выбору)


Записывают домашнее задание в дневники.

Способность выполнять задание после предварительного разбора на уроке, умение сохранять в памяти полученные знания.

11 Рефлексия.


СЛАЙД № 13

(СЛАЙД № 14)

Учащиеся заканчивают любое предложение.

Сформировано умение оценить свою работу на уроке.


© 2010-2022