Конспект урока окружающего мира по теме Вода - источник жизни на Земле (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока по Окружающему миру в 3 классе на тему: «Вода - источник жизни на Земле». Цель: сформировать у учащихся представление о значенииводы в природе и жизни человека.
Планируемые результаты: Предметные:

  • научаться объяснять явление круговорота воды в природе,
  • научаться устанавливать основные свойства и состояния воды;

Метапредметные:
  • усовершенствуют навыки логического мышления,
  • улучшат работу психических процессов воображения, памяти, восприятия,
  • научатся проводить простейшие опыты,
  • улучшат навыки контроля и самоконтроля;

Личностные:
  • разовьют стремление к экономному расходованию питьевой воды.

Тип урока: комбинированный. Оборудование: стакан с водой, соль или сахар, ложка. Литература: учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова 3 класс (1 часть). Методы и приёмы: беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, опыты, тестирование.

Обобщенный план урока.

I Орг.момент

а) Приветствие

б) Проверка рабочего места

II Актуализация полученных ранее знаний

а) Вопросы по теме «Воздух»

б) Тестирование

III Объяснение нового материала

а) Вступительная беседа о значении воды

б) Значение воды для организма

в) Состояние воды. Круговорот воды в природе

г) Проведение опытов

IV Закрепление и систематизация знаний

а) Заданиепо круговороту воды

б) Задание по состояниям воды

в) Задание по свойствам воды

г) Игра «Данетка»

V Подведение итогов и оценивание работы учащихся


Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 Орг.момент

1

  • Приветствие,

  • Проверка готовности к уроку.

  • Приветствуют учителя,

  • проверяют готовность рабочего места к уроку.

2 Актуализация полученных ранее знаний

3

























5

Учитель задаёт вопросы, чтобы узнать уровень освоения учащимися предыдущей темы («Воздух - источник жизни на Земле»).

- Что такое атмосфера?

- Какое значение имеет атмосфера Земли?

- Почему на Марсе и Венере нет жизни?

- Что такое воздух?

Учитель даёт тест по предыдущей теме (см. Приложение 1). После выполнения учащимися заданий теста учитель собирает работы.

- Воздушная оболочка Земли.

- Сохраняет тепло, полученное от Солнца, защищает нашу планету от вредных лучей.

- На Венере и Марсе мало кислорода, которым дышат все живые существа.

- Смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа, водорода и других.

Учащиеся выполняют тест, после выполнения сдают на проверку.

3 Объяснение нового материала

Вступительная беседа о значении воды




Значение воды для организма




Состояния воды. Круговорот

1








3
































8
















2





7

- На прошлом уроке мы с вами пришли к выводу, что без воздуха человек погибнет. Что еще необходимо для существования человеку и другим живым организмам?

Медленно движется караван верблюдов по пустыне. Всюду сухой,

раскаленный солнцем песок. Ни деревьев, ни травинки кругом. Уже вторую

неделю караван в пути. Вчера кончился запас воды. Колодцы на пути

высохли. Вдруг поднимается сильный ветер. Он несет целые тучи песка. Он

залепляет рот, глаза, уши. Людей и верблюдов мучит жажда. Буря

усиливается. Верблюды ложатся на горячий песок и склоняют головы. Люди,

тесно прижимаясь к верблюдам, окутывают голову одеждой. Буря затихла, и

караван снова движется в путь. Но воды все нет и нет. Один за другим

падают верблюды и люди. Наконец остается один тощий верблюд с седоком.

Вот и все, что уцелело от каравана. Где нет воды, там нет и жизни.

- Почему в местности, по которой шел караван, нет травы и деревьев? - Отчего погибли люди и верблюды в пустыне?

- Совершенно верно. Ни одно живое существо не может без воды.

А зачем пьют воду? Почему нам хочется пить?

- А жить нельзя потому, что мы постоянно расходуем, и нам нужно пополнять ее запасы. За сутки человек теряет 12 стаканов воды. Столько же ее надо выпить или съесть.

- Вода содержится в мясе, овощах, фруктах, хлебе.

Как вы думаете, много ли воды на Земле?

Приложение 2.

- Так выглядит Земля из космоса.

Земля голубая. А все потому, что большая ее часть покрыта водой. На ¾ планета стоит из воды. Вода повсюду. Приведите примеры.

- Как вы думаете, где в организме человека содержится вода?

- А в каких состояниях может быть вода? Приведите примеры.

Физ.минутка

- Вода на Земле постоянно меняет свое состояние. Этот процесс и называется круговоротом воды в природе (см. Приложение 3).

- Как вы думаете, как вода может изменить своё состояние?

- Мы выяснили одно из свойств воды. Давайте выяснить и другие. Для этого проведем опыт.

У вас на столах есть стаканчик с водой и ложка.

Какого она цвета? А теперь опустите ложку. Видно ли ее?

- Понюхайте. Есть ли у нее запах?

- Вспомните, какая вода на вкус: кислая, сладкая, солёная?

- Положите в стакан немного соли или сахара. Что произошло?

- Вода.

Учащиеся внимательно слушают рассказ учителя.




- Потому что в пустыне нет воды.

- Потому что нам хочется пить. Потому что без воды нельзя жить.

У детей возникает вопрос: «Разве воду можно есть?»

- Да.

- В воздухе - тучи, облака.

Под землёй - родники.

Вода входит в состав любого живого организма.

В теле животных воды больше половины массы.

Человек почти на 70% состоит из воды.

- Кровь, слёзы, слюна.

Жидкое: море, океан.

Твёрдое: лёд, снег.

Газообразное: туман, пар.

- Нагреться или замёрзнуть.

Учащиеся проделывают опыт и приходят к выводу: воды бесцветная и прозрачная.

Вывод: вода не имеет запаха.

Вывод: вода не имеет вкуса.

- Вывод: вода может растворять вещества.

4 Закрепление и систематизация знаний

10

Задание 1: Объяснить схему круговорота воды в природе.

Задание 2: Перечислить состояния воды с примерами.

Задание 3: Назвать свойства воды.

Задание 4: придумать вопросы к игре «Данетка».

Если желающих нет, учитель спрашивает по журналу.

Кроме отвечающего добавления и изменения в ответ могут вносить остальные учащиеся класса.

5 Подведение итогов и оценивание работы учащихся.

2






2







1

- Заполните таблицу в тетради, которую вы заранее подготовили дома. Если есть какие-либо вопросы, можете мне их задать.

Учитель проводит оценивание учащихся за устные ответы в течение урока и за выполнение заданий на этапе закрепления. Пока учащиеся заполняют таблицу, учитель проверят тесты по теме «Воздух» и выставляет оценки.

Д/з: подготовить доклад по охране и экологизации воды в мире.

Учащиеся заполняют таблицу (см. Приложение 4).

Учащиеся подают дневники для оценок.

Приложение 1.

Тест.

I. Тесты с одним ответом:

1. Как называется воздушная оболочка Земли?

а) гидросфера б) биосфера в) литосфера г) атмосфера

2.Озоновый слой предохраняет:

а)планету от падения метеоритов;

б)живые организмы от губительного излучения;

в) планету от потери тепла

3. Содержание кислорода в воздухе составляет:

А) 21 % б) 78 % в) 1 %

4. При дыхании человек:

А) вдыхает углекислый газ и выдыхает кислорода

Б) выдыхает углекислый газ и вдыхает кислород

В) вдыхает азот, кислород, углекислый газ и выдыхает кислород

5. Какой газ воздуха поддерживает горение?

А) кислород б) азот в) углекислый газ.

6. В каком из этих приборов есть ртуть?

а) термометр б) компас в) барометр

7. Какого газа станет больше в кабинете к концу урока?

а) кислорода б) углекислого газа в) азота

II. Выбери буквы правильных суждений:

а) атмосфера - водная оболочка земли;

б) кислород необходим для дыхания;

в) воздух оказывает давление на все предметы, находящиеся наповерхности Земли;

г) воздух имеет цвет.

Приложение 2.

Конспект урока окружающего мира по теме Вода - источник жизни на Земле (3 класс)

Приложение 3.

Конспект урока окружающего мира по теме Вода - источник жизни на Земле (3 класс)

Приложение 4.

Знал

Узнал

Хотел бы узнать

Тестирование.

1.Какое свойство воды указано неверно:

1) прозрачна 3) бесцветна

2) не имеет запаха 4) соленая на вкус

2.Как можно очистить загрязненную воду:

1) нагреть 3) охладить

2) профильтровать 4) заморозить

3. Какое вещество не растворяется в воде:

1) сахар 3) глина

2) соль 4) песок

4. Укажи состояние воды при температуре ниже 0 0С:

1) жидкое 3)твердое

2) газообразное

5. В каком состоянии находится вода, если ты видишь росу на траве:

1) в твердом 3) в газообразном

2) в загрязненном 4) в жидком

6. Что представляет собой вода в газообразном состоянии:

1) лед 3) водяной пар

2) капли 4) сугроб

7. Укажи, во что может превратиться вода:

1) в иней 3) в дождь

2) в кислоту 4) в росу

8. Что называют началом реки:

1) приток 3) русло

2) исток 4) устье

9. Укажи искусственный водоем:

1) озеро 3) река

2) пруд 4) море

10. Отдельные большие облака, плывущие по небу, называют:

1) перистыми 3) слоистыми

2) кучевыми

11. Что является источником загрязнения воды:

1) животные 3) фабрики и заводы

2) растения 4) ручьи

12. Как можно экономить воду:

1) остужать суп под струей холодной воды

2) закрывать кран, когда чистишь зубы

3) пойти разговаривать по телефону, не закрыв кран

4) отключать душ, когда намыливаешь мочалку



© 2010-2022