Программа внеурочной научно-познавательной деятельности Эрудит

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ научно-познавательной деятельности

(кружок «Эрудит» для учащихся 1-4 классов)

Герасимчук Г.Н.

г. Челябинск, МОУ СОШ №30

Пояснительная записка Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная деятельность имеет огромное значение. Младший школьник в процессе учебной деятельности получает знаниями на разных школьных предметах: математики, русского языка, литературы, окружающего мира, технологии. Но для лучшего восприятия мира младшим школьникам необходима особая среда для осуществления интеграции собственных знаний и умений из разных предметов. Позитивное отношение к знаниям как общественной ценности вырабатывается у младших школьников в том случае, если знание становится объектом эмоционального переживания, успешной социализации в обществе. Это можно осуществить на разных игровых занятиях. Знания и умения, полученные на таких занятиях уникальны для полного познания социальной реальности и повседневной жизни. Цели работы кружка: совершенствовать динамику продвижения ученика в развитии умственных способностей; формировать ценностные отношения к окружающему миру; способствовать познанию жизни людей в обществе: его структуры и принципов существования; воспитывать позитивное отношение к знанию как общественной ценности; приобретать опыт передавать свои чувства и быть открытым для других; адекватно оценивать свои силы, способности, своё отношение к порученному делу, к коллективу; способствовать духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. В программе кружка предусмотрены занятия в классе, участие в разных олимпиадах. Учитель может использовать на занятиях следующие образовательные формы: анкетирование, интервьюирование, познавательная беседа, проблемно-ценностная дискуссия, викторина, социально-моделирующая игра, ролевая игра, проектная деятельность. Разработаны 33 занятия кружка, посещать которые могут 8-10 учеников разных классов.

2. Тематическое планирование №


Названия разделов Общее количество часов Часы аудиторных занятий Часы внеаудиторных занятий 1 Вводное занятие. Знакомство с предметом занятий кружка. 1 1
2 «Занимательная математика» 10 8 3 2.1 Решение ребусов и логических задач 1 1
2.2 Решение занимательных задач в стихах 5 4
2.3 Математический КВН 1 1 1 2.4 Меры в пословицах 1 1
2.5 Олимпиады 2 1 1 3 «Страна-Лите-ратурия» 4 4 1 3.1 Красна речь пословицей 1 1 1 3.2 Фразеологизмы - устойчивые сочетания 1 1
3.3 Загадки-смекалки 1 1
3.4 Игра «Найди героев произведений» 1 1
4 «Занимательный русский язык» 7 6 2 4.1 Игра «Составь новое словечко» 1 1
4.2 «Хитрые части речи» 1 1
4.3 «Встречаем по одёжке» 1 1
4.4 Опасные места в слове 1 1
4.5 Игра «Собери из букв как можно больше слов» 1 1 1 4.6 Конкурс знатоков русского языка 1
1 4.7 Решение олимпиадных заданий по русскому языку 1 1 1 5 «Краеведение» 5 4 2 5.1 Природные объекты 1 1
5.2 Конкурс знатоков - краеведов 1 1
5.3 Экологический КВН 1
1 5.4 Решение олимпиадных заданий по окружающему миру 1 1
5.5 Путешествие по родному краю 1 1 1 6

Познавательная игра 6 5 1 6.1 Игра «Счастливый случай» 1 1
6.2 Игра «Брейн-ринг» 1 1 1 6.3 «Что? Где? Когда?» 1

6.4 Игра «Крестики-нолики» 1 1
6.5 Составь головоломки 1 1
6.6 Итоговое занятие 1 1

Всего 33 14 18

3. Содержание деятельности Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с предметом занятий кружка (1 час).Введение. Обсуждение интегрированных занятий на весь курс. Раздел 2. «Занимательная математика» (10 часов). 2.1. Решение ребусов и логических задач (1 час) Решение логических задач, ребусов. Правила составления ребусов. Дискуссия 2.2. Решение занимательных задач в стихах (5 час) Задачи-смекалки. Задачи на движение. Задачи с многовариантными решениями. Решение задач. Связь с жизнью нашего города. 2.3.Математический КВН (1 час). Особенности проведения игры. Поведение в команде. Роль и действие капитана. Эрудиция, находчивость. 2.4. Меры в пословицах (1 час). Подбор пословиц с разными мерами длины, веса. Название старых мер. Соотношение с новыми мерами. Переход от одной меры в другую. Практическое использование мер в жизни. 2.5.Олимпиады (2часа) Участие в разных олимпиадах: районных, компьютерных, «Эму», «Русский медвежонок», «Кенгуру». Научно-практическая значимость. Оформление работ. Раздел 3. «Страна - Литературия» (4 часа). 3.1. Красна речь пословицей (1 час). Работа с разными видами пословиц. Смысл и содержание Подборка по темам: «О Родине», «Труд», «Учение». 3.2. Фразеологизмы - устойчивые сочетания (1 час) Использование словарей, энциклопедий для пояснения краткого смысла фразеологизма. Юмор, сатира, иносказание. Применение в речи. Поиск фразеологизмов в литературных произведениях. 3.3. Загадки-смекалки (1 час) Виды загадок. Литературная загадка. Правила составления загадки. Составление своих загадок. Конкурс загадок. 3.4. Игра «Найди героев произведений» (1 час) Правила поведения в игре. Внимание к деталям произведений. Выделение главного. Умение слышать друг друга. Знание содержания произведений. Инсценировка. Раздел 4. «Занимательный русский язык» 7 (час) 4.1 Игра «Составь новое словечко»(1 час) Слово. Лексическое значение слова. Применение в речи. Правила составления игры из слов. Конкурс «Составь слово». Правила поведения в игре. 4.2 «Хитрые части речи»(1 час) Понятие части речи. Роль частей речи. Прослушивание сказок Татьяны Рик. Учить определять части речи. Дать характеристику словам, разных частей речи. Правила мозгового штурма. 4.3 «Встречаем по одёжке» (1 час) Нестандартное мышление. Эрудиция. Находчивость. Слова-омонимы. Слова-синонимы. Работа с научно-популярной литературой. Анализ работы. 4.4 Опасные места в слове (1 час) Правила постановки ударения в словах. Находить в словах «опасные места» Определять орфограммы в словах. Соотносить с правилом проверки орфограммы. Анализ проверки. Правила мозгового штурма. Умение слышать друг друга. 4.5 Игра «Собери из букв как можно больше слов» (1 час) Конкурс команд. Распределение ролей в командах. Использование словарей и энциклопедий для составления слов. Нестандартное мышление. Эрудиция. Находчивость.

4.6 Конкурс знатоков русского языка (1 час) Особенности игры. Поведение во время игры. Выделение главного. Умение слышать друг друга. Правила поведения в игре. Чувство юмора как компонента успешной игры. 4.7 Решение олимпиадных заданий по русскому языку (1 час) Участие в районной олимпиаде по русскому языку. Обсуждение плана работы. Выбор вопросов для олимпиадных заданий. Выполнение заданий. Психологический настрой. Индивидуальные консультации. Раздел 5. «Краеведение» 5 час 5.1 Природные объекты (1 час) Понятие природный объект. Местная флора и фауна. Природоохранные действия человека. 5.2 Конкурс знатоков - краеведов (1 час) Особенности игры. Поведение на конкурсе. Нестандартное мышление. Умение слышать друг друга. Выделение главного. 5.3 Экологический КВН (1 час) Особенности игры. Представление команд. Организация игры. Подготовка вопросов. Роль и действия капитана. Природоохранные действия человека. Чувство юмора как компонента успешной игры. Нестандартное мышление. Эрудиция. Находчивость. 5.4 Решение олимпиадных заданий по окружающему миру (1 час) Участие в школьной олимпиаде по окружающему миру. Обсуждение плана работы. Выбор вопросов для олимпиадных заданий. Выполнение заданий. Психологический настрой. Индивидуальные консультации.

5.5 Путешествие по родному краю (1 час) Охрана природы родного края. Местная флора и фауна. Памятника Челябинска. Организация игры. Подготовка вопросов. Особенности природы родного края. Раздел 6. Познавательная игра 6 (час) 6.1 Игра «Счастливый случай» (1 час) Особенности игры «Счастливый случай». Поведение игроков. Внимание к деталям. Эрудиция. Выделение главного. Чувство юмора как компонента успешной игры. 6.2 Игра «Брейн-ринг» (1 час) Организация игры «Брейн-ринг». Формирование команд. Выбор капитана. Психологический настрой игры в командах. Эрудиция. Поведение во время игры. Нестандартное мышление. 6.3 «Что? Где? Когда?» (1 час) Особенности игры «Что? Где? Когда?». Поведение в команде. Роль и действия капитана. Нестандартное мышление. Умение слышать друг друга. Выделение главного. Эрудиция. Находчивость. 6.4 Игра «Крестики-нолики» (1 час) Формирование команд. Выбор капитана. Психологический настрой игры в командах. Эрудиция. Поведение во время игры. Нестандартное мышление. Чувство юмора как компонента успешной игры. 6.5. Составь головоломки (1 час) Нестандартное мышление. Эрудиция. Логическое мышление. Использование познавательной литературы, словарей. Правила мозгового штурма - практические задания. 6.6 Итоговое занятие (1 час) Подведение итогов. Награждение победителей. План работы на следующий год. Обобщение и систематизация знаний по всем разделам и темам. 4. Ожидаемые результаты реализации программы Воспитательные результаты внеурочной научно-познавательной деятельности кружка «Эрудит» для учащихся начальных классов распределяются по трем уровням. 1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края, познание жизни людей и общества, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве. 2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): предлагать, обсуждать, высказывать своё мнение по вопросам повседневной жизни, в своём окружение. 3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.

5. Методические рекомендации

«Организация и содержательное наполнение некоторых занятий кружка «Эрудит» для учащихся 1-4 классов» Особенности проведения занятий и распределения содержания программы При составлении поурочного планирования и определении содержания каждого занятия педагогу следует учитывать не только индивидуальные возможности участников кружка, но и активно пользоваться опытом их родителей. Только активное взаимодействие с организаторами олимпиадных заданий поможет реализовать намеченные цели. К разделу 2. «Занимательная математика». При организации занятий по математике важно учить детей выполнять задания повышенной сложности, правильно распределять время во время решения. Учить работать в команде, организовать работу «консультантов». К разделу 3. «Страна - Литературия». При подготовке занятий, связанных с изучением литературного материала важно учить детей выполнять задания, развивающие кругозор учащихся. Обратить внимание на особенности в каждом изучаемом произведении. Организовать дискуссионные моменты во время обсуждения вопросов. Учить слушать и уважать разные точки зрения. К разделу 4. «Занимательный русский язык» При организации занятий по изучению сложных вопросов русского языка важно учить детей выполнять задания, не изучаемые на уроках русского языка. Особенно нужно больше времени уделять изучению фразеологических оборотов в речи. Обращать внимание на изучение филологических терминов: омонимы, синонимы. Учить пользоваться различными словарями. К разделу 5. «Краеведение» При организации занятий с использованием краеведческого материала важно учить детей элементам анкетирования, интервьюирования. На занятиях по этой теме педагог не только сообщает информацию, но и помогает детям выступать с мини сообщениями. Учить пользоваться энциклопедическим материалом. К разделу 6. Познавательная игра Больше внимания при подготовке и организации разных познавательных игр уделять подбору материала, развивающего нестандартное мышление детей, логику и последовательность своих рассуждений. Учить выделять главное, развивать чувство юмора. Работать над самостоятельным составлением своих вопросов. Использовать разный энциклопедический материал, словари, научно-популярные журналы, статьи. Проводить тренировочные игры в группе.









© 2010-2022