Урок по русскому языку: Род имени существительного

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет

Русский язык

Класс 3

Дата

№ урока

Тема занятия

Род имени существительного

Общая цель

познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся; развивать речь, мышление, познавательные и творческие способности учащихся, их способности к самообучению; воспитывать культуру общения, уважение к предмету, умение работать самостоятельно и коллективно

Ожидаемые результаты

умеют определять род имен существительных (по значению, окончанию, суффиксам); правильно употребляют существи­тельные в речи; дают правильное толкование смысла пословиц,умеют определять род имен существи­тельных по ряду признаков.

Источники, ссылки

презентация, учебник, интернет.

Этапы

Вре -мя

Виды заданий и действия участников занятия

Процесс оценивания

1.Актуализа- ция знаний

2















1




3



















4



2








5




I. Организационный момент. Создание коллаборативной среды. -Перед вами картинка. Что на ней изображено? (Солнышко) Слайд 1
-Назовите слова, которые у вас ассациируются со словом солнце. (улыбка, радость, тепло, дружба, свет, лето и тд.)

- Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
-А к какой части речи относятся слово солнышко? -А какую часть речи мы изучаем на уроках русского языка? -А вы хотите еще что-то нового узнать о этой части речи? - Для это мы разделимся на группы: деление с помощью конфет: 1 группа - Солнышко, 2 группа - Маска, 3 группа - Мак

2. Актуализация знаний
- Какой частью речи будут эти слова?
- Проверим, какие знания у вас имеются на данный момент по этой теме. 1. Блиц опрос: стратегия: «Верно. Неверно»
- Перед вами полоски с цифрами. Я читаю утверждение, если вы с ним согласны, то под соответствующей цифрой ставите «+», а если нет - «-». Слайд 2- 3

11

12

13

14

55

++

--

++

++

++

1. Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет.
2. Имя существительное бывает только одушевлённым.
3. Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что?
4. Имена существительные бывают собственные и нарицательные.
5. Слово солнышко- имя существительное?
- А теперь сверьте выполнение задания с доской и оцените свою работу, поставьте оценку себе в оценочном листе: 5 правильных ответов-«5», 4-«4», 3-«3» ( На доске лента с правильными ответами)
2. - Давайте вспомним, что мы знаем об имени сущ-ном. Дети составляют кластер на тему: «Имя существительное». Работают все 3 группы: наклеивают определения на кластер + защита + оценивание на оценочном листе

3.Минутка чистописания. 1. Начнём урок с проявления аккуратности и трудолюбия. Посмотрите внимательно на картинку: -Какую букву вы будете прописывать? Слайд 4
-Скажите, в какой части слова мы встречаем букву «О» ( начало, середина, конец или приставка, корень, окончание )
-Назовем слова, где о в начале слова, в середине и в конце. 4. Откройте тетради, пропишите букву О, запишите дату, вид работы. 5. Картинный словарный диктант. Слайд 5-6 Карточка: Одуванчик, ромашка, яблоко, берёза, капуста, медведь, лягушка, крокодил, заяц, сорока. Дети записывают слова в тетради, проверяют по доске, ставят оценку в оценочный лист(10-9 слов-«5», 8-7 слов- «4», 6-5 слов-«3»)































лист

оценивания


















лист

оценивания









лист

оценивания


2. Осмысле- ние

1







5



































3


















3

2


















5









3



2



4. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- На уроке мы продолжим открывать тайны имен существительных. Узнаем, каким постоянным признаком они обладают. Будем развивать логическое мышление, речь, умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.
5. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа в группах. Стратегия «Мозговой штурм». Слайд 7 Ваша задача выполнить задание по карточкам, обсудив их в группе.
Особые дети - списывают предложения на карточках. Подчеркивают выделенные слова. Карточка: Моя бабушка печёт вкусные блины. Она самая добрая.
1 группа
Мой дедушка Айдар много лет работал на сахарном заводе. Он ветеран труда.
Задания.
1. Прочитайте текст. 2. О ком говориться в тексте? 3 Прочитайте выделенное слово в первом предложении. 4 Какое слово заменяет слово дедушка во втором предложении? 5. Откройте учебник на с. 111 и прочитайте правило. 6 Что узнали про свой текст?
2 группа
Моя бабушка печёт вкусные блины. Она самая добрая.
Задания. 1 Прочитайте текст. 2 О ком говориться в тексте? 3 Прочитайте выделенное слово в первом предложении. 4 Какое слово заменяет слово бабушка во втором предложении? 5. Откройте учебник на с. 111 и прочитайте правило. 6 Что узнали про свой текст?
3 группа
Моё окно любят и посещают птицы. Оно для них как столовая.
Задания. 1 Прочитайте текст. 2 О ком говориться в тексте? 3 Прочитайте выделенное слово в первом предложении. 4 Какое слово заменяет слово окно во втором предложении? 5. Откройте учебник на с. 111 и прочитайте правило. 6 Что узнали про свой текст? 2. Защита. Представители каждой группы сообщают классу о наблюдениях и полученных выводах. На их основе делается общий вывод по теме урока.
- Какие же имена существительные относятся к м., ж, ср. р.? ( имена сущ., которые можно заменить словом «он» - м.р., «она» - ж.р., «оно» - ср.р.)

2. Определение темы урока: разгадывание ребуса. Слайд 8
-1. Давайте попробуем разгадать ребус и определить тему нашего сегодняшнего урока. Роза + клОун + серДце = РОД
Тема нашего урока «Род имен существительных». Вы узнаете, что существительные изменяются по родам. Научитесь определять род существительных.
3. Запишите в тетрадь столбики слов. Слайд 9
Образец:
м. р. он мой дедушка
ж. р. Она моя Бабушка
ср. р. оно моё окно
4. Убедитесь в правильности наших наблюдений, правило, которое поэт заключил в стихотворении, прочитайте, пожалуйста.Слайд10
Женский род запомню я
И скажу «она моя»,
Я запомню род мужской,
И опять скажу «он мой».
Средний род - «оно моё»-
Это правило твоё! 5. Давайте определим род у слов в названии ваших групп. 6. Физминутка: «У жирафа» 7. ОСМЫСЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ.
1.Лингвистическая сказка: «Как у слов - существительных род появился»
Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала.
И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов - существительных знаки различия, тот будет награждён».
А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу.
Но для начала решили все слова между собой поделить.
Слов много, а жизнь коротка. Делили, делили слова, да так и не разделили их до конца, устали делить. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. Слайд 11 Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. Слайд 12 А те, что остались неопределёнными, пусть останутся среднего рода». Слайд 13
Вот так род существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом. 2. Работа по вариантам: Стратегия «Заполни корзину» слова в конвертах. Слайд 14
Для работы взяты слова упражнения 250 .стр 112
- Что объединяет все эти слова? (Это имена существительные)
- Работая по вариантам, определите род этих имен сущ-ных.
1 группа - находит и записывает в тетрадь слова м. р.
2 группа - находит и записывает в тетрадь слова ж. р.
3 группа - находит и записывает в тетрадь слова ср. р.
- Сделайте отметку за работу «Заполни корзину» в «оценочном листе».
8. ЗАКРЕПЛЕНИЕ УМЕНИЙ
1. Работа над пословицей. Слайд 15
Крепкую дружбу топором не разрубишь.
Объясни смысл. Определи род..
2. Гимнастика для глаз. Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют числам, прочитайте слово, определите падеж.

Урок по русскому языку: Род имени существительного.







































































































лист оценивания




3. Рефлексия

3



10. Рефлексия. Оценивание (на доске 3 голубя)
- Что нового узнали об имени существительном? (грамматический признак - род)
- Какого рода бывают имена существительные?
- Как определить род имени существительного?
- Что было для вас самым интересным на уроке?
- Что было сложным? Вызвало затруднения?
- Как вы думаете, достигли ли вы поставленной цели нашего урока?
- Сосчитайте баллы, полученные в течение урока. Они показывают, как вы работали на уроке.

Оцени себя: Слайд 17

Голубь - птица мира, дружбы. Он благодарит вас за работу на уроке. Он оставил вам на память свои волшебные пёрышки и просит вас оценить свою работу на уроке:
Зелёный - доволен собой, всё понял

Голубой - допускал неточность, есть пробелы в знаниях.

Красный - надо постараться и успех придёт.

-А какое у вас настроение было на уроке мы узнаем по вашим ладошкам. - Вы сегодня хорошо поработали, молодцы. Слайд 18










сумматив

ная

Информация о д/з

1

Слайд16

Выписать из словаря по 5 имён существительных мужского рода, женского рода, среднего рода.

Ресурсы и оснащение


учебник, рабочие тетради, карточки, ватман, стикеры.


© 2010-2022