Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание большой буквы в словах» (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по русскому языку,

проведенного в 3 «А» классе

в МБОУ «Средней общеобразовательной школе № 19 г. Йошкар - Олы»

(по программе ОС «Школа 2100», автор Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)

Подузовой Анастасией Владимировной Раздел: «Повторение». Тема: «Правописание большой буквы в словах».

Тип урока: урок - повторение.

Цель: продолжить повторение изученных орфограмм в словах и между словами.

Задачи:

  • Образовательные: повторить знания и закрепить умения находить орфограмму - заглавную букву в словах, писать слова с названной орфограммой и графически её обозначать, продолжить повторение
  • Развивающие: развивать навык употребления прописной буквы в начале предложения, в именах собственных;
  • Воспитывающие: воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством и познавать его; воспитывать у детей патриотическое чувство по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык», авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, 3 класс;

  • презентация;

  • телевизор.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

  1. Организационный момент

Учитель: Сейчас урок русского языка! Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, Работаем старательно! Дети присаживаются на места, проверяют готовность к уроку.

 Познавательные УУД:

  1. Обобщать и классифицировать по признакам.

 Регулятивные УУД:

  1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

  2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 Личностные результаты:

  1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.










  1. Актуализация знаний

Учитель: Открываем тетрадь, записываем число, классная работа. Дети открывают тетрадь, записывают число, классная работа.
  1. Словарная работа.
На доске учитель заранее записывает слова: город, река, улица, океан, гора, звезда. Учитель: Ребята посмотрите на доску. Перед вами слова. На сколько групп можно разделить эти слова? Ученик: Слова можно разделить на 2 группы. Учитель: А по какому признаку вы разделили эти слова на 2 группы? Ученик: В первую группу мы отнесем слова с проверяемой безударной гласной в корне, а во вторую - слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Учитель: Какие слова вы отнесли в первую группу? Ученик: В первую группу мы отнесли слова: река, гора, звезда. Учитель: Какие слова вы отнесли во вторую группу? Ученик: Во вторую группу мы отнесли слова: город, улица, океан. Учитель: Почему в слове город непроверяемая безударная гласная? Ученик: Ее нельзя проверить. Учитель: Как называются такие слова, в которых нельзя проверить гласную? Ученик: Словарные слова. Учитель: Значит слова город, улица, океан - словарные слова и нужно запомнить их написание. Учитель: Что вы скажете про слово река? Какая орфограмма в этом слове? Ученик: В этом слове проверяемая безударная гласная в корне слова. Учитель: Как проверим мы эту орфограмму? Ученик: Подберем проверочное слово так, чтобы ударение падало на эту гласную Учитель: Какие проверочные слова вы подобрали к словам с этой орфограммой? Ученик: К слову река - проверочное слово реки, к слову гора - проверочное слово горы, к слову звезда - звезды. Учитель: Молодцы! А сейчас рядом напишите по одному названию к этим словам. Например: город Калуга. Дети выполняют задание. Учитель: Какое правило написания надо было вспомнить? Ученик: Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц пишутся с большой буквы.
  1. Формулирование темы урока

Учитель: Какие орфограммы мы будем повторять сегодня? Ученик: Большая буква в словах. Учитель: Как называются слова с такими буквами? Ученик: Имена собственные. Учитель: Сформулируйте тему нашего урока. Ученик: Правописание большой буквы (в именах собственных). Учитель: Верно! Тема нашего урока: «Правописание большой буквы в именах собственных» (Слайд 1).
  1. Развитие умений - применение знания.

  1. Диктант с подготовкой:
Учитель: Открываем учебник на стр. 21, упр. 26. Дети открывают учебник. Учитель: Ребята, сейчас у нас будет диктант с подготовкой. Прочитайте скороговорки в этом упражнении. Дети читают скороговорки. Учитель: Подумайте, какие орфограммы в этом упражнении встречаются? Ученик: Правописание предлогов со словами, Ь - показатель мягкости согласного звука, Ь - разделительный мягкий знак, имена людей пишутся с заглавной буквы, безударный гласный звук в корне, парный согласный звук в корне и на конце слов, непроверяемый безударный гласный. Учитель: А в каких словах находятся эти орфограммы?
  1. Правописание предлогов со словами: в бурьян, с редькой, с киселем, на плетень;
  2. Ь - показатель мягкости согласного звука: Федька, кисель, редька, плетень, хмель;
  3. Ь - разделительный мягкий знак: бурьян, колья, вьюн, вьются;
  4. Имена людей пишутся с заглавной буквы: Федька, Коля;
  5. Безударный гласный звук в корне слова: кола - кол, плетень - плётка;
  6. Парный согласный звук в корне и на конце слов: залез - лезет, редька - редечка;
  7. Непроверяемый безударный гласный: баран.
Учитель: Молодцы! Проговорите эти слова по слогам и запомните написание этих слов. Дети проговаривают по слогам. Учитель: А теперь учебники закрываем. В тетрадях пишем слова «Упражнение 26». Записываем под диктовку и по ходу письма обозначьте эти орфограммы. Учитель диктует текст, ученики записывают. Самопроверка: Учитель: А сейчас вы проверите друг друга. Свою тетрадочку передаем соседу по парте. Если ошибок нет - оценка 5, если 1-2 ошибки - оценка 4, ну а если больше ошибок - оценка 3.


  1. Физкультминутка

Я иду и ты идешь - раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь - раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем - раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем - раз, два, три. (Шагаем на месте.)

  1. Развитие умений - применение знания (продолжение)

Учитель: Ребята обратите внимание, что у всех слов 2-го предложения корень -кол. Есть ли среди них однокоренные слова? Ученик: Да, есть! Учитель: А какие? Ученик: Слова колет и колья можно назвать однокоренными, так как они образованы от слова колоть. Учитель: У слово Коля какое имеет значение? Ученик: Это имя мальчика. Учитель: Объясните, как вы поняли смысл 2-й скороговорки? Ученик: Коля расщепляет колья для растопки огня. Учитель: А как вы считаете есть ли однокоренные слова в последней скороговорке? Ученик: Да, есть! Учитель: А какие? Ученик: Слова вьюн, вьются - однокоренные слова, образованы от слова виться. Учитель: А что обозначает слово плетень? Ученик: Высказывают свои мнения. Учитель показывает на слайде значение этого слова и иллюстрацию (Слайд 2). Учитель: Плетень - это изгородь из плетёных прутьев и ветвей. Обнести огород плетнём. Учитель: Подберите к этому слову 2-3 однокоренных слова. А пока все остальные находят однокоренные слова, два ученика выйдут к доске: один ученик - выполнит звукобуквенный анализ слова залез, а другой ученик - выполнит разбор слов лез, залез по составу. Дети выполняют задание. Учитель спрашивает у класса: Учитель: Какие однокоренные слова вы подобрали к слову плетень? Ученик: Однокоренные слова: плести, плетёнка, плетенье. Учитель: Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились! А сейчас проверим работу на доске.  Звукобуквенный анализ слова залез: Залез - 2 сл., 5 б., 5 зв.. [залэс] Учитель: Все верно! Какая в этом слове орфограмма? Ученик: Парная согласная на конце слова. Учитель: А теперь проверим разбор слов лез и залез по составу:

 Разбор слов по составу: лез, залез. Учитель: Придумайте к этим словам еще однокоренное слово. Ученик: Лазить. Учитель: Молодцы, ребята! А теперь давайте попробуем отгадать ребусы. Ребусы: Учитель на доске заранее пишет ребусы: Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание большой буквы в словах» (3 класс)






Учитель: В этих ребусах зашифрованы имена людей. Кто догадался уже? Ученик: Вася, Надя, Витя. Учитель: Какое надо знать правило, чтобы не ошибиться в правописании слов? Ученик: Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц пишутся с большой буквы.

Дидактическая игра: Учитель: Я уверена, что вы очень хорошо запомнили это правило и сможете сыграть со мной в одну интересную игру на внимание. Я буду называть слова, и если это слово нужно писать с большой буквы, то вы хлопаете в ладоши, а если слово пишется с маленькой буквы, то в ладоши хлопать не надо. Учитель называет слова: Учитель: собака, Жучка, Москва, город, деревня, Комарово, мальчик, Коля, Петров, фамилия, улица, Тверская.

  1. Итог урока

Учитель: Чем мы сегодня занимались на уроке? Учитель: Чему мы учились на уроке? Учитель: Молодцы! А теперь давайте отметим, кто сегодня хорошо работал. Учитель оценивает детей:за активность на уроке;за звукобуквенный анализ слова;за разбор слов по составу. Учитель: Спасибо всем за урок! Запишите домашнее задание.
  1. Домашнее задание

Упр. 27, стр. 21.



© 2010-2022