Методические рекомендации. Решение практических задач

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по математике:

во 2 классе

по теме:

«Решение практических задач». Цели урока:

  • Предметные: знание таблицы умножения и деления на 2, умение производить устные вычисления в пределах 100, умение решать практические задачи на сравнение, увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
  • Метапредметные: умение анализировать задачу, строить алгоритм поиска решения задачи, умение работать в группах, осуществлять взаимный контроль.
  • Личностные: развитие самостоятельности, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.
  • Оборудование: проектор, экран, компьютер, листы-задачи по группам (3группы), листы-путеводители по группам, оценочные листы у каждого ученика, линейка, карандаши простые, ручка.

ХОД УРОКА
  1. Организационный момент.
- Здравствуйте, дети! Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Давайте повернёмся и поздороваемся. - Скажите, что на уроке мы должны повторить и чему научиться: (СЛАЙД 2)
  • знание таблицы умножения и деления на 2, умение производить устные вычисления в пределах 100, умение решать практические задачи на сравнение, увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,
  • умение анализировать задачу, строить алгоритм поиска решения задачи, умение работать в группах, осуществлять взаимный контроль,
  • развитие самостоятельности, способность к самооценке собственных действий.
Прочитайте план урока.
  • 1. Организационный момент.
  • 2.Проверка Д/З.
  • 3.Устный счёт.
  • 4.Закрепление знаний по теме: «Умножение на 2».
  • 5.Физкультминутка.
  • 6.Решение практических задач. Работа в группах.
  • 7.Защита исследований. (Три группы).
  • 8.Итог урока. Рефлексия.
Откройте тетради, запишите число. (Открывается слайд 3)
  1. Проверка Д/З.
(Слайд 4) - Посмотрите на слайд. Проверьте правильность выполнения д/з. Если выполнено без ошибок_______2 балла, 1-2 ош._________1 балл, 3 и более ош.____0 баллов.





  1. Устный счёт.
-(Открывается слайд 5.) Сейчас решите примеры и скажите, над какой темой будем работать на уроке. - 80-50 (е) 85-7 (и) 30+35 (н) 75+25 (р) 49+31 (ш) 100-54(е) 78+5 (е) 53+8 (а) 83-30 (з) 61-5 (д) 56+4 (а) 60+25 (ч) Открывается тема: «Решение задач». -(Открывается слайд 6.)

- Вспомнит е сказки и составьте задачи по алгоритму: С. Михалков «...поросенка»

Х К.Ушинский «…желания» = С.Маршак «…меся-цев» -3 х 4 = 12 месяцев. - Как умножали? Три раза берём по три. Если считали верно, не допускали ошибок, поставьте: без ошибок_______2 балла, 1-2 ош._________1 балл, 3 и более ош.____0 баллов 4. - Закрепление таблицы умножения и деления на 2. -(Открывается слайд 7.) - Повторим таблицу умножения и деления на 2.
  • Найди ягодки с числами, которые делятся на 2
Будь внимательнее: неправильно выбранные ягодки покажут количество твоих ошибок. (Открывается слайд 8). Если считали верно, не допускали ошибок, поставьте: без ошибок_______2 балла, 1-2 ош._________1 балл, 3 и более ош.____0 баллов




  1. Физминутка.
  2. Решение практических задач. Работа в группах.


- Сейчас будем работать в группах. Каждой группе даётся текст. Его надо прочитать. Найти в тексте задачи и их решить. У каждой группы есть листы-путеводители. Если будет сложно, обратитесь к данному листу.Потом проверим ваши решения вместе. (учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся).



  1. Защита работы.
- 1 группа прочитайте текст. (Слайд 10) Группа №1. Мышь-малютка.
Обычно наших соседей-мышей- мы видим редко. Однако они распространены по всей земле. Самая маленькая из мышей, живущих в России, - мышь-малютка. Длина тела взрослой мыши не более 7 см, а масса - 5-7г. Длина хвоста около 5см.
Задача1. (Слайд 13) Поместится ли мышка на ладони? Запиши:__надо измерить и сравнить.
- Как вычислить, поместится на ладони мышь-малютка? - Надо измерить ладонь и сравнить результаты ладони и тела мышки. (Дети рассказывают о проведённом исследовании и делают вывод)
Это зверёк с темно-рыжей шёрсткой, которую нелегко рассмотреть хищнику, предпочитает влажные луговые травы. Мышь-малютка легкая и проворная, питается созревшими зёрнами прямо из растущего колоса. Мыши-малютки - заботливые родители. Малыши рождаются маленькими, длина тела 3см. Хорошо питаясь, уже к 2 месяцам они достигают размера взрослой мыши. Мышки хорошо лазают по деревьям. Чтобы не упасть, обвивает стебельки травы тонким хвостом длиной 5см.




Задача№2. На сколько сантиметров вырастает малыш мыши-малютки за 2 месяца? Запиши - Как узнали? 7-3=4 см - Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?


Задача№ 3. Что длиннее у взрослой мыши-малютки: хвост или тельце? Запиши. - Как узнали? 7-5=2 см - Как узнать, на сколько одно число больше другого? (результаты каждой задачи проверяются вместе с показом презентации) -Молодцы.
2 группа прочитайте текст. (Слайд 11) Группа №2.Картофель. Наверное, ты слышал пословицу: «Картофель - всему подмога». После пшеницы, кукурузы, риса картофель является одним из самых распространённых продуктов питания в рационе современного человека. Сегодня его выращивают в 130 странах, в которых проживает больше половины населения планеты. Родина картофеля - Южная Америка. Ты, конечно, не знаешь, в каком веке картофель появился в Европе. Но через 3 века после Европы, в 19 веке, его стали выращивать в и в Северной Америке.
Задача №1. (Слайд 14)
  • В каком веке появился картофель в Европе?
Запиши:_________________________________________________ - Как узнали? 19-3=16 век. - Почему отнимали? Так как три века назад.
В Россию картофель привезли из Европы несколько веков назад. Но почти 2 века крестьяне не хотели его сажать. Только к концу 19 века картофель стали использовать в России.

Задача №2
  • Где раньше появился картофель: В России или в Европе?
Запиши - Как узнали? 19-2=16 век. - Почему отнимали? Два века назад.
Сегодня картофель считают вторым хлебом.

Клубень картофеля средних размеров весит 100г. Если убрать из него воду, то останется примерно 25г. Эти 25г. Полезны для нашего организма.


Задача №3.
  • Сколько граммов воды в картофелине средних размеров?
  • Запиши:__
- Как вычисляли? 100-25=75 грамм - Почему отнимали? Надо убрать эти 25 грамм.
В них содержатся крахмал, витамины и другие важные вещества. В кожуре картофеля есть витамин С, который необходим нашему организму.
В 200г молодого картофеля, сваренного в мундире, содержится почти суточная норма этого витамина.
Задача №4.
  • Сколько картофелин среднего размера надо сварить, чтобы обеспечить организм суточной нормой витамина С?
Запиши - Как вычислили? - 100+100=200. - 100- это один картофель. - Надо узнать, сколько раз по 100 содержится в 200г. - Сколько штук картофеля надо взять? - 2 штуки. - Молодцы!






3 группа прочитайте текст. (Слайд 12)
Группа № 3. Морской орех. Ещё в глубокой древности люди находили на берегах Индийского океана гигантские орехи Сейшельской пальмы, по форме напоминающие сердце. Долгое время никто не знал откуда появляются эти плоды. Считалось, что они созревают в подводных садах, которые охраняет гигантская птица. Плоды поражают своими размерами.

Высота ореха достигает 45см., а масса -20кг. Представь, как опасно оказаться под пальмой, когда с неё падают орехи! Задача №1. (Слайд 15) Ранец 3кг. На сколько кг орех тяжелее ранца? Запиши вычисления. - Как вычислили? 20-3= кг - Почему отнимали? - Надо сравнить, на сколько одно число больше другого.
Задача №2. Какова масса кучки из трёх «морских орехов»? Запиши вычисления. - Как вычислили? - Какова масса одного ореха? - Как найти массу трёх орехов? - 20+20+20=20 х 3= 60кг.
Внушительные размеры имеет и пальма, на которой растёт «морской орех». Высота ствола пальмы 30м. Задача № 3. Сколько было бы этажей в доме, высотой с Сейшельскую пальму, если высота трёхэтажного дома примерно - 10м? Запиши - Как вычислили? - Какова высота пальмы? 30м - Какова высота одного трёхэтажного дома ? 10м - Как узнать, сколько этажей в доме, высотой с Сейшельскую пальму? 10+10+10 = 30м. 3+3+3 = 9 этажей.
Сегодня о морском орехе не рассказывают легенды. Но до сих пор орех-гигант удивляет всех своими размерами. «Морской орех» -самое большое семя на Земле!
Молодцы. Справились с работой.
Если считали верно, не допускали ошибок, поставьте: без ошибок_______2 балла, 1-2 ош._________1 балл, 3 и более ош.____0 баллов

  1. Итог урока. (Слайд 16)
Что нового узнали на уроке? Что повторяли? Возьмите оценочные листы и подсчитайте количество баллов, заработанных на уроке: Если вы набрали: от 7-8 баллов - за урок оценка «5» от 5-6 баллов - за урок оценка «4» от 2-4 баллов - за урок оценка «3». (Оцените сою деятельность на уроке) - Дома придумайте задачи на тему «Режим дня» (Слайд 17) Спасибо за урок. - До свидания. (Слайд 18)

Методические рекомендации. Решение практических задач.


Группа №1. Мышь-малютка.

Обычно наших соседей-мышей- мы видим редко. Однако они распространены по всей земле.

Самая маленькая из мышей, живущих в России, - мышь-малютка.

Длина тела взрослой мыши не более 7 см,

а масса - 5-7г.

Длина хвоста около 5см.

Задача1.

Поместится ли мышка на ладони? Запиши:_________________________________________________

Это зверёк с темно-рыжей шёрсткой, которую нелегко рассмотреть хищнику, предпочитает влажные луговые травы. Мышь-малютка легкая и проворная, питается созревшими зёрнами прямо из растущего колоса. Мыши-малютки - заботливые родители.

Малыши рождаются маленькими, длина тела 3см. Хорошо питаясь,

уже к 2 месяцам они достигают размера взрослой мыши.

Мышки хорошо лазают по деревьям.

Чтобы не упасть, обвивает стебельки травы

тонким хвостом длиной 5см.

Задача№2.

На сколько сантиметров вырастает малыш мыши-малютки за 2 месяца?

Запиши___________________________________________

Задача№ 3.

Что длиннее у взрослой мыши-малютки: хвост или тельце?

Запиши:_______________________________________________

Методические рекомендации. Решение практических задач. Группа №2.Картофель.

Наверное, ты слышал пословицу: «Картофель - всему подмога». После пшеницы, кукурузы, риса картофель является одним из самых распространённых продуктов питания в рационе современного человека. Сегодня его выращивают в 130 странах, в которых проживает больше половины населения планеты.

Родина картофеля - Южная Америка.

Ты, конечно, не знаешь, в каком веке картофель появился в Европе.

Но через 3 века после Европы, в 19 веке, его стали выращивать в и в Северной Америке.

Задача №1.

  • В каком веке появился картофель в Европе?

Запиши:_________________________________________________

В Россию картофель привезли из Европы несколько веков назад.

Но почти 2 века крестьяне не хотели его сажать. Только к концу 19 века картофель стали использовать в России.

Задача №2

  • Где раньше появился картофель: В России или в Европе?

Запиши:______________________________________________

_______________________________________________________

Сегодня картофель считают вторым хлебом.

Клубень картофеля средних размеров весит 100г.

Если убрать из него воду, то останется примерно 25г. Эти 25г. Полезны для нашего организма.

Задача №3.

  • Сколько граммов воды в картофелине средних размеров?

  • Запиши:_______________________________________________

В них содержатся крахмал, витамины и другие важные вещества.

В кожуре картофеля есть витамин С, который необходим нашему организму.

В 200г молодого картофеля, сваренного в мундире, содержится почти суточная норма этого витамина.

Задача №4.

  • Сколько картофелин среднего размера надо сварить, чтобы обеспечить организм суточной нормой витамина С?

Запиши:___________________________________________________

Методические рекомендации. Решение практических задач. Группа № 3. Морской орех.

Ещё в глубокой древности люди находили на берегах Индийского океана гигантские орехи Сейшельской пальмы, по форме напоминающие сердце. Долгое время никто не знал откуда появляются эти плоды. Считалось, что они созревают в подводных садах, которые охраняет гигантская птица.

Плоды поражают своими размерами.

Высота ореха достигает 45см., а масса -20кг. Представь, как опасно оказаться под пальмой, когда с неё падают орехи!

Задача №1.

Ранец 3кг. На сколько кг орех тяжелее ранца?

Запиши вычисления:________________________________________

Задача №2.

Какова масса кучки из трёх «морских орехов»?

Запиши вычисления:________________________________

Внушительные размеры имеет и пальма, на которой растёт «морской орех».

Высота ствола пальмы 30м.

Задача № 3.

Сколько было бы этажей в доме, высотой с Сейшельскую пальму, если высота трёхэтажного дома примерно - 10м?

Запиши:____________________________________________________________________________________________________________

Сегодня о морском орехе не рассказывают легенды. Но до сих пор орех-гигант удивляет всех своими размерами.

«Морской орех» -самое большое семя на Земле!

Лист-путеводитель. 1 группа.

Для того чтобы выполнить


Задание №1:

  1. Найди в тексте, где указана длина тела мыши.

  2. Затем измерь с помощью линейки длину своей ладони.

  3. Сравни эти длины и сделай вывод.

Задание № 2.

  1. Тебе надо определить, на сколько вырастает малыш мыши-малютки за 2 месяца.

  2. Найди в тексте задачи данные о том, какой длины рождается мышка и какой длины достигает к 2 месяцам.

  3. Вычисли разность этих значений. Тогда и определишь, на сколько вырастет мышь - малютка.

Задание № 3.

  1. В задании № 1 ты уже нашёл в тексте значение длины тела мышки.

  2. Найди длину хвоста.

  3. Сравни длины и сделай вывод.

Лист-путеводитель. 2 группа.

Для того чтобы выполнить

Задание №1.


  1. Найди в тексте, через сколько веков стали выращивать картофель в Северной Америке.

  2. Найди число, в каком веке выращивали картофель в Северной Америке.

  3. Найди, на сколько веков назад картофель появился в Европе, по сравнению с Северной Америкой.

  4. Вычисли разность этих чисел. Ты получишь век, когда картофель появился в Европе.

Задание № 2.

  1. Найди в тексте, когда крестьяне не хотели сажать картофель (сколько веков).

  2. Найди в тексте, к концу какого века крестьяне стали использовать картофель в России.

  3. Вычисли разность этих чисел. Ты найдёшь, в каком веке появился картофель в России.

  4. Затем сравни: век России и век Европы.

  5. Сделай вывод: где раньше появился картофель.

Задание № 3.

  1. Найди в тексте, где указано, сколько весит картофель.

  2. Найди, сколько грамм полезны для нашего организма.

  3. Вычисли разность этих значений.

  4. Ты получишь, сколько граммов воды содержится в картофеле.

Задание № 4.

  1. Найди в тексте, сколько весит один картофель средних размеров.

  2. Сколько раз в 200 содержится по 100.

  3. Ты получишь число картофелин, в которых содержится суточная доза витамина С.

Лист-путеводитель. 3 группа.

Для того чтобы выполнить

Задание № 1.

  1. Найди в тексте массу «Морского ореха».

  2. Сравни: на сколько килограммов орех тяжелее ранца.

Задание № 2.

  1. Найди массу одного ореха.

  2. Вычисли массу трёх «Морских орехов».

Задание № 3.

  1. Найди в тексте высоту ствола пальмы.

  2. В задании найди высоту трёхэтажного дома: сколько метров занимает один трёхэтажный дом.

  3. Сколько раз по 10м содержится в высоте ствола пальмы. Ты узнаешь количество этажей в доме, высотой с Сейшельскую пальму.

Оценочный лист

(Фамилия, имя ученика)_____________________________________________________________________________________________


Этап урока

Название этапа урока

Количество баллов на данном этапе урока

1.

Организационный

-

2.

Проверка Д/З


3.


4.


5.

Физкультминутка

-

6, 7.

Работа в группах


Выставка работ

8.

Итог урока.Рефлексия


Итого количество баллов за урок


ОЦЕНКА ЗА УРОК




Критерии оценивания:

2 этап урока. Проверка Д/З

Без ошибок_______2 балла,

1-2 ош._________1 балл,

3 и более ош.____0 баллов.

3 этап урока. Устный счет.

Без ошибок_______2 балла,

1-2 ош._________1 балл,

3 и более ош.____0 баллов.

4 этап урока. Закрепление.

Без ошибок_______2 балла,

1-2 ош._________1 балл,

3 и более ош.____0 баллов.

6 и 7 этап урока. Решение задач.

Без ошибок_______2 балла,

1-2 ош._________1 балл,

3 и более ош.____0 баллов.


  • Если вы набрали:

от 7-8 баллов - за урок оценка «5»

от 5-6 баллов - за урок оценка «4»

от 2-4 баллов - за урок оценка «3»



Этап урока

Название

этапа урока

Количество баллов

1.

Организационный

-

2.

Проверка Д/З


3.

Устный счёт


4.

Закрепление знаний по теме:

«Умножение на 2»


5.

Физкультминутка

-

6.

Решение практических задач. Работа в группах


7.

Защита работы

8.

Итог урока


Итого


ОЦЕНКА ЗА УРОК






© 2010-2022