Работа по Возрастно-педагогическому консультированию

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменский государственный университет»

Институт психологии и педагогики

Кафедра педагогики и методики начального и дошкольного образования


Портфолио по дисциплине

«Возрастно-педагогическое консультирование»




Выполнил:

Студент 4 курса

Группы 29ПО114

Федорова Анастасия Александровна

Проверил:

К.п.н. Неумоева Е. В.



Тюмень 2015


Оглавление



Анамнез ребенка



Гурюк И, 7 лет. Не сразу обращает внимание на то, что его зовут или просят сделать. Дома практически не занимается уроками, делает их только под надзором родителей. Всегда после учебы идет к коробке с игрушками или к телевизору. Не проявляет интереса к играм на свежем воздухе, работе по дому. На уроках отвлекается от работы, не придает внимания замечаниям, сделанным учителем. Если учитель просит дневник - берет его двумя руками, прижемает к себе и начинает смотреть на учителя «из-под лобья» и не отдает его. В дошкольном возрасте не проявлял тяготения к познанию окружающей среды. Хорошо говорить начал только в 3-4 года, но до сих пор с трудом выговаривает некоторые слова или фразы. В классе общается практически со всеми ребятами, но больше всех ему интересен мальчик по имени Ильдар. Ваня проводит с ним много времени, постоянно разговаривает с ним на уроках, от чего часто получает замечания. Родители никак не могут объяснить такое поведение ребенка. Семья полная. Отец не родной, мать женилась повторно, когда Ване было 1.5 года. Долгое время в его воспитании принимали участие бабушка со стороны матери и ее младшая сестра. До 2х лет мать практически не подходила к ребенку. В настоящий момент воспитанием занимается бабушка со стороны отца, так как живут в квартире его родителей. 3 раза в неделю ребенок после школы предоставлен сам себе, так как мать работает до вечера, а отец работает через сутки. У Вани есть младший брат, с которым он в нормальных братских отношениях. Отношения внутри семьи натянутые. На Ваню кричат и ругаются, если он немедленно не сделает то, что его просят. Сладости разрешают очень редко, объясняя это тем, что «Ваня плохо себя ведёт». Очень странно реагирует, когда рядом с ним кто-то делает резкие движения. Начинает закрывать руками лицо, голову, приседает на корточки. В семье не наблюдалось физического насилия и сказать, почему у ребенка такая реакция, не возможно.



Ситуация деформации поведения



Ученик первого класса Гурюк И. Читает с трудом, пытается аккуратно писать, любит литературу и окружающий мир. Уровень развития на ровне с одноклассниками. На уроках часто отвлекается и возвращается в урок только после нескольких замечаний учителя. В дошкольном возрасте мальчик ходил в садик, был под опекой бабушки и сестры матери. Период адаптации прошел достаточно хорошо, быстро подружился с одноклассниками, не нуждался в поддержке учителя. При обращении к школьному психологу был поставлен диагноз неусидчивость. С учетом собранной информации возможными причинами неусидчивости являются: 1. Скука (отсутствие интереса к повседневным делам); 2. Недостаточные умственные способности (ребенку не интересно познавать окружающий его мир); 3. Собственная тревожность.



Сочинение родителей

Наш Ванечка

В жизни самое главное счастье - это дети! С появлением на свет Вани, многое поменялось, было интересно наблюдать за ним, как он изучает мир, потихоньку изучая предметы, то что его окружает, он изучал еще кто рядом, первые слова, шаги были не забываемы... Пошли самые главные этапы жизни: садик, школа. Развитие ребенка давалось не трудно, ребенку были интересны яркие цвета, животные, машины. Потихоньку он начинал различать где какие животные, самое любимое занятие Ванюхи, это рисовать.

В рисунке, как правило, ребенок может изобразить многое, что может дать понятие его маленькому миру. Сначала в рисунке можно было увидеть увлечение его к животным, он рисовал домашних: котов, собак, петухов. После он начал рисовать уже динозавров.

Потом ему стал интересен футбол, но футбольная команда у него была женская и играла она на каблуках.

Читать книги с ним было немного трудновато, заинтересовать его чтением было сложно, он начинал читать не хотя, со слезами, но если ему нравилось то, о чем он читает он продолжал самостоятельно читать пока не закончит, и не узнает, чем все закончилось,

В данный момент, наверно, как и все малыши безумно любит смотреть мультики, когда он их смотрит, не видит и не слышит никого.

Любит, когда его целуют в нос, и в щечку... Любит, когда называют его Нюша, но в гостях он говорит, что Иван Александрович.

Ванюша дарит самые яркие эмоции в моей жизни: он дари тепло, и свою детскую искреннюю заботу, его крохотными ручками можно почувствовать всю доброту, когда он обнимает, и целует. Когда смотришь ему в глаза, понимаешь, что в них огромное счастье, он счастливый ребенок, у него есть мама, папа и маленькая защита которая растет рядом -его братик. За свою маленькую жизнь, которую он уже прошел, он изучил, познал многое, кто-то его учил, а где-то и пытался узнать сам. Все самое интересное ждет его впереди, а мы, поддав ему руку помощи поможем встать на правильный путь.



Анализ родительского сочинения



1. Реакция на предложение написать сочинение: адекватная. Спустя 5 минут сочинение было написано и с улыбкой передано. 2. Отношение к заданию - отличное. Были некоторые уточняющие вопросы, типа «Что конкретно писать?», «А можно то или это?» и т.д. На лице пишущей была заметно некоторая мечтательность, улыбка, во время написания сочинения, у автора шевелились губы. Это может говорить о том, что рассказчик проговаривал текст про себя. 3. Главные герои - это ребенок. Оценка прямая и позитивная. Пишущая не описывает никаких проблем, кроме трудностей с чтением. Скорее всего не замечает, что ребенку не интересна умственная деятельность. 4. Особенности имени ребенка - во всем сочинении использованы некоторые уменьшительно-ласкательные формы имени ребенка, что может говорить о особо глубокой эмоциональной связи автора сочинения и ребенка. 5. Сочинение напоминает повесть о ребенке, самом лучшем и любимом.



Анализ опросников

Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин Работа по Возрастно-педагогическому консультированию Шкала «Принятие - отвержение» отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Высокие баллы по этой шкале говорят о том, что родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Низкие баллы по этой шкале говорят о том, родитель воспринимает своего ребенка плохим, не приспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду, нередко своим отношением третирует ребенка. Он не доверяет ребенку и не уважает его. Шкала «Кооперация» отражает социально-желательный образ родительского отношения. Высокие баллы по этой шкале являются признаком того, что родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. Низкие баллы по этой шкале говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом. Шкала «Симбиоз» отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда. Низкие баллы по этой шкале являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Шкала «Авторитарная гиперсоциализация» отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. Низкие баллы по этой шкале свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Шкала «Маленький неудачник» отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Низкие баллы по этой шкале, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него.

Опросник Спилбергера-Ханина для определения личной и ситуативной тревожности Шкала ситуативной тревожности - всего: 42 балла; Шкала личной тревожности - всего: 36 баллов. Были даты два опросника, в ситуации тревожности и личной тревожности. Ребенок ставил балл (от 1 до 4), в зависимости от частоты проявления того или иного состояния. Максимум баллов, которое мог получить ребенок и в том и в другом опроснике 80, минимум 20. В первом опроснике сумма баллов 42, во втором 36. В первом случае уровень тревожности равен среднему показателю, т.е. в случае какой-либо ситуации ребенок старается контролировать свои действия и эмоции, в пределах разумных норм. И в случае внутренней тревожности, тоже средний уровень, но в отличии от предыдущего значительно отличается - это не говорит о постоянных внутренних переживаниях ребенка, волнениях и переживаниях за происходящее в его жизни и происходящем вокруг. Вывод: На основе полученных данным методик можно сделать следующие выводы: 1. В семье к ребенку противоречивое отношение, т.к. в некоторых аспектах ребенку дают полную самостоятельность, при это пуская все на самотек, а в некоторых проявляет интерес к его интересам, увлечениям; 2. Жизнь ребенка интересует в большей степени бабушку и сестру матери, т.к. мать, при прохождении теста. Задавала некоторые вопросы своей сестре; 3. Родитель не видит обеспокоенности со стороны ребенка, хотя данные опроса учителя говорят о том, что ребенок на уроках ведет себя встревоженно и боится реакции родителей, на отрицательные оценки в школе; 4. В обычных жизненных ситуациях ребенок спокоен и адекватен в восприятии, но внутри него всегда происходят переживания за происходящее.

Организация совместно деятельности ребенка и родителя

М - мама, В - Ваня, У- учитель. Ване и маме Илле было предложено нарисовать совместный рисунок. Сначала мама отказывалась и говорила, что лучше это сделать с папой, но когда прозвучало предложение, что рисовать рисунок совместно с сыном в школе, она перестала отказываться. У: Здравствуйте, сегодня, хотела бы предложить вам нарисовать совместный рисунок, на школьную выставку в преддверии весенних праздников. Как вы смотрите на это? В: Я так люблю рисовать! М: Конечно, давайте нарисуем. В: А на какую тему можно нарисовать? У: Конечно же на любую. Могу предложить, например, к 9 мая или просто на весеннюю теплую тему. В: Мама, давай нарисуем к 9 мая? М: Хорошо, давай про 9 мая. А что будет у нас происходить? В: Ну…. Вот здесь у нас будет танк (показывается на центр листа), здесь немцы (слева от танка, в углу листа), а здесь русские (справа от танка, один на танке). М: Хорошо, а что-нибудь еще будет? В: Мам, давай пока это нарисуем, а там видно будет. Ладно? М: Хорошо. Несколько минут Ваня тихо увлеченно рисует, мама помогает ему. В: А знаете, когда на самом деле был День победы? М: Когда? (спокойно) В: Он был 8 мая по немецкому времени, а в это время в России уже было 9 мая. Вот. М: Очень интересно. М: Я тоже уже заканчиваю. Смотри, как у нас получилась. Будь-то настоящая картина. Н: Мы закончили. Поставьте нам оценку. А наш рисунок точно будет висеть на выставке? Вы не забудете его повесить? Красиво ведь получилось? А Вы поставите оценку в журнал? У: Ваш рисунок очень красивый и обязательно будет висеть на выставке, а оценку заслужили хорошую. Ты сходи пока за дневником, а я поговорю с твоей мамой. Анализирую данную ситуацию мы видим, что мама неохотно взаимодействует с ребёнком (это было заметно и на предыдущих этапах взаимодействия с родителями). Но принимая участие в данной работе вела беседу, поддерживала ребенка и не упрекала его. Никита же в свою очередь, как и всегда, стремился рассказать о своих знаниях, увлечениях. Продуктом совместной деятельности был рисунок, который был повышал на общешкольную выставку, что было очень приятно и значимо для ребенка. Совместная деятельность есть между мамой и сыном, но мама на это идет с трудом. Можно предположить, что это связано с наличием в семье более младших детей, которым уделяется больше времени и внимания.


Анализ результатов организации совместной деятельности родителя и ребенка

В ходе анализа совместной деятельности, выяснилось, что Ваня является «Ребенком - попустителем», а мама - диктатор.

Особенности позиции партнеров по взаимодействию: родитель - эгоцентричный, активный; ребенок -. потворствующий.

Позиция Вани по типу «Ребенок-попуститель»: равнодушие и незаинтересованность делами, обособленность, отчужденность. Конфликтность взаимодействии присутствует: мама начинает настаивать на своем, Ваня пытается сопротивляться и тут же в матери просыпается диктатор.

Мать не является потворствующим родителем. Она не ориентируется на состояние ребенка и если Ваня обижается, то считает, что лучше будет наказать его за то, чтобы не капризничал. Мать обсуждает формы действия с Ваней, но очень формально. В целом, родитель ориентируется на достижение положительного результата во взаимодействии. Но при этом очень сильно вмешивается в деятельность ребенка и корректирует его деятельность, осуществляет пошаговый контроль, не давая ему самовыражаться и делать так, как он хочет.

При затруднениях в деятельности мама оставляет попытки поддержать контакт с Ваней. Родитель не стремится к близкой дистанции с ребенком. Но иногда использует телесный контакт в виде объятий.


Рекомендации



Помощь ребенку в обучении и выполнении домашних заданий 1.Учитывая повышенную отвлекаемость ребенка, помогите ему организовать рабочее место для выполнения домашних заданий. Лишние вещи должны быть убраны со стола, чтобы они не отвлекали внимания. Недопустимо включение телевизора в комнате. Если ребенок отвлекается на посторонние звуки - создайте в комнате условия тишины. 2.Некоторым из родителей необходимо будет не только выполнять вместе с ребенком домашние задания, но и повторять материал, пройденный в классе, так как ребенок был на уроке не всегда сосредоточен и мог что-то пропустить (не обвиняйте его в этом!) 3. Необходимо освободить ребенка от несущественной работы и сосредоточить его на понимании пройденного материала. Лучше, если бы эти дети в первом классе как можно меньше писали. По крайней мере, не устраивайте своему ребенку бесконечных и бессмысленных переписываний из-за помарок или желания добиться хорошего почерка, которого возможно не будет, так как синдром дефицита внимания часто сочетается с проблемами мелкой моторики руки. 4. Помогайте ребенку развивать визуальное мышление и учите использовать его обучении. При развитом визуальном мышлении ребенок быстро обучается пользоваться рисунками, черт ежами, схемами. Этим снимается нагрузка механического запоминания. 5. Если у вашего ребенка есть трудности в освоении им навыка чтения, существенно отличающие его от других детей, либо аналогичные трудности с освоением грамотного письма, получите консультацию школьного логопеда, который подскажет приемы индивидуальной помощи ребенку. Все перечисленные рекомендации, конечно же, применяются не механически, а в зависимости от индивидуальности ребенка, от конкретной ситуации. При первом рассмотрении они иногда кажутся очевидными и простыми, но тем не менее они являются достаточно трудными, так как от самого педагога или родителя они потребуют высокой организованности, силы воли, самоотдачи во взаимоотношениях с ребенком и вложения энергии в самовоспитание.


© 2010-2022