- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок - проект по природоведению «Вода - источник жизни»
Урок - проект по природоведению «Вода - источник жизни»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Малинина А.А. |
Дата | 31.10.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок - проект по природоведению
Предварительная работа: сбор загадок, сказок, стихотворений, пословиц, в которых отображается тема воды. Экскурсии к местным водоёмам, оформление книги - раскладушки « Вода - источник жизни». Рисование карты рек Донецкой области, составление презентации на тему: «Моря, океаны, реки ,озёра». Составление авторских работ по теме.
План выполнения проекта
1.Обсудить в классе тему урока и актуальность её выбора.
2.С помощью учителя определить источники нужной информации.
3. Разделить класс на творческие группы, распределить обязанности между участниками.
4. Найти информацию о воде на территории своей местности; в художественной и научно - популярной литературе.
5. Собрать материал для книги - раскладушки.
6. Оформить книгу - раскладушку «Вода - источник жизни».
7. Оценить работу участников проекта.
Тема: « Вода - источник жизни».
Цель : обогатить знания учащихся о воде, её значении в живой природе; ознакомить с водоёмами нашего района; формировать умение выступать перед аудиторией, коротко формулировать свою мысль, делать выводы, оформлять творческий отчёт, пользоваться компьютером, подбирать яркие убедительные факты для аргументации мыслей; привлекать учащихся к поисковой и исследовательской деятельности, воспитывать уважение к традициям своего народа, желание постоянно расширять свой объём знаний, чувство любви и заботливое отношение к природе.
Тип проекта: информационно-творческий.
Время работы над проектом: 1 месяц
Оборудование: материал по теме « Вода в жизни человека», рисунки, книжка-раскладушка, компьютеры, диск со слайдами, авторские работы детей, макет реки, фотоматериалы.
Ход урока
-
Организация класса.
Сегодня у нас необычный день. В это зимнее утро к нам пришли гости. Я вижу у вас хорошее настроение. Улыбнитесь нашим гостям, чтобы у них тоже было хорошее настроение.
-
Мотивация учебной деятельности.
- Наш урок-презентацию хочется начать словами Антуана де Сент-Экзюпери из его книги «Планета людей»: «Вода! У тебя нет ни вкуса, на запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаемся, не ведая, что ты такое. Не говори, что ты необходима для жизни, ты - сама жизнь. Ты - самое великое богатство в мире, но и самая требовательная, ты - самая чистая в лоне Земли».
-Почему именно эти слова я взяла эпиграфом нашего урока?(ответы детей)
-Ребята, а кокой сегодня праздник?(крещение)
Этот праздник отмечают 19 января.
- На тридцатом году жизни, перед тем как отправиться проповедовать новое учение, Христос пришел на реку Иордан и принял крещение от Иоанна Крестителя. Когда Христос выходил из воды, раскрылось небо и с него сошёл Дух святой в обличии голубя. Голубь сел Христу на плечо, и в это время с небес раздался голос: «Ты сын мой возлюбленный, в тебе моё благоволение!» Поэтому этот день называется Богоявлением или Крещением. Отсюда главное событие праздника Крещения - водосвятие.
Накануне вечером и в сам праздник происходило великое освящение воды - водосвятие в церквах, а также на реках, прудах и колодцах. Бывало всей деревней, сопровождая крестный ход, шли к иордани. Обычно прорубь делалась в виде креста, воду в проруби освящали, трижды опускали в неё серебряный крест. Несмотря на крепкий морозец, каким славятся эти дни, после молебна многие смельчаки окунались в иордань: больные - в надежде на исцеление, а нарядившиеся в шутовские наряды под Новый год - очиститься от греха. Люди верили, что вода в проруби и место вокруг неё обладают чудесной силой.
Крещенская вода с давних времён считалась великою святынею. Её хранили в течении всего года, ею окропляли вещи, принимали её с верою при болезнях и давали пить тем, кто по каким то причинам не мог быть допущен к причащению. Считалось, что эта вода может простоять, не портясь несколько лет. Чудесную силу приписывали и крещенскому снегу.
С давних пор в русских деревнях сохранилось поверье: если в ночь на 19 января помолиться открытому небу, то сбудется любая просьба, так как в Богоявленскую ночь, перед утром, небо открывается.
-Вся семья перед едой обязательно должна попробовать освященной воды. Кое-где ещё сохранились традиции петь хозяевам дома величальные песни:
Гей, пане господарю,
У господі, як в раю:
У тебе воли половії,
У тебе плуги золотії,
У тебе двори кедровії,
У тебе столи калиновії...
Гей, пане господарю,
Щасти, Боже, з Йорданом,
І з водицею, і з царицею,
З усім домом, з усім добром,
І з синами- соколами,
І з дочками- чічками...
(две девочки разносят в одноразовых стаканчиках, на подносах святую воду, угощают гостей, одноклассников)
- Мы воспринимаем воду как одно из природных богатств и даже порою не знаем ей цены. Мы не всегда помним, что вода - основа всей жизни на Земле. На нашей планете нет ни одного организма, в состав которого не входила бы вода. Воду и жизнь невозможно отделить друг от друга.
Большое значение вода имеет для животных и растений. Для некоторых из них, например, рыб, китов, дельфинов, водорослей, вода является местом обитания. Растения с помощью воды доставляют себе питательные вещества. Если растения не поливать, они засохнут.
Наше тело на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму кислород и питательные вещества. Испаряясь с поверхности кожи, она регулирует температуру тела. С водой удаляются из организма вредные вещества.
Без пищи человек может прожить до 40 дней. А без воды он умирает на восьмой день. Вода нужна не только для питья или приготовления пищи. Вода необходима для поддержания чистоты воздуха в шахтных забоях, на улицах и дорогах населённых пунктах. По водным путям человек передвигается на плотах, теплоходах, лодках.
Вода помогает человеку выращивать большие урожаи. Многие культурные растения нуждаются в дополнительном поливе.
3. Презентация проекта.
- Сегодня будут презентовать свою работу такие группы:
І-историки
ІІ-химики
ІІІ-литераторы
-
Работа с ключевыми словами
Каждой группе было дано задание: найти и определить значение ключевых слов с которыми мы сегодня будем работать.
1 гр.Презентация - публичная демонстрация, показывание чего-нибудь с рекламной целью.
2 гр.Проект -разработанный план, составление чего-нибудь.
3 гр.Водоёмы - природное,или искуссвенное углубление в земле, в котором собирается и задерживается вода.
2.Работа на компьютере
Инструктаж по технике безопасности
1.Нельзя приносить в класс с собой еду и напитки.
2.Запрещается дотрагиваться до компьютера мокрыми или грязными руками.
3.Нельзя бесцельно нажимать клавиши на клавиатуре.
4.Нельзя выдёргивать шнуры и повреждать оборудование компьютера.
-Обратимся к монитору(таблица) и после рассмотрения сделаем вывод.
1.
Организм человека состоит на 2/3 из воды.
2.
Взрослому человеку необходимо употреблять 2,5 л воды(1л жидкости попадает в организм человека с едой; 1л - жидкость, которую мы выпиваем; 0,5 л организм вырабатывает самостоятельно в процессе сгорания жиров).
3.
Человек не может прожить без воды более 8 суток.
4.
За всю жизнь человек употребляет 50-60 тонн воды.
5.
Чтобы вырастить 1кг овощей, зерна тратят 2тонны воды.
6.
Чтобы добыть 1 тонну угля, нужно 5тонн воды.
7.
Чтобы изготовить 1 тонну стали, необходимо 300 тонн воды.
- Значит, какой можно сделать вывод? Для чего необходима вода? (вода необходима для жизни)
- Вспомните по собственному опыту, если комнатные цветы не полить вовремя, что с ними происходит? Да, они вянут.
- Значит, для чего нужна вода растениям? (для жизни)
- А животным нужна вода? ( по собственным наблюдениям дети делают вывод, что животные тоже не могут жить без воды)
- Значит, вода необходима на Земле для жизни.
- Хочу обратить ваше внимание на такие интересные факты, которые касаются воды:
а) за всю жизнь человек употребляет в среднем 50-60 тонн воды;
б) если бизоны хотят пить, то они чувствуют воду за 5-6 км;
в) американский тушканчик вообще не пьёт воду - ему достаточно влаги из зёрен;
г) медузы состоят на 95 - 98% из воды;
3. Обобщение и систематизация знаний.
- А сейчас мы послушаем результаты работы над проектом «Вода- источник жизни», в процессе которого ученики нашего класса были поделены на группы. Каждая группа будет проводить презентацию по очереди. А остальные должны внимательно слушать, чтобы потом поставить свои вопросы каждой группе.
Отчёт про результаты работы группы «Историков».
(выступает консультант группы)
- Мы подобрали материал о морях, океанах, реках, озёрах.
Нарисовали карту рек Донецкой области. Оформили свой проект на диске.
1-й ученик
_ Я расскажу вам о реках. А начинается она небольшим ручейком. Место, где она начинается, называется исток.
На территории Донецкой области 334 речки, но большинство из них - речки небольшие маловодные. Самая большая река Северский Донец. Своё начало Северский Донец берёт в Курской области (Россия). Длина всей реки 1053 километра. В пределах Донецкой области её длина около 100 километров. Ширина русла реки от 60 до 80 метров, средняя глубина полтора два метра, но в плесах она достигает даже 5-7 метров. Его левые притоки - Жеребец, Боровая, Красная, Деркул, Айдар. Правые - Казенный Торец, Бахмут, Лугань, Луганчик, Большая Каменка и другие поменьше. Русло речки в некоторых местах проходит среди меловых пород, что придаёт ей живописный вид. Северский Донец имеет большое значение для водоснабжения такого большого региона как Донбасс. К бассейну Днепра принадлежат Самара и Вовча. К бассейну Азовского моря - Кальмиус, Грузький Еланчик, Крынка. Озёр на территории нашей области мало - наибольшее из них- Вовче. Зато существуют Славянские солёные озёра. В области создано 141 водохранилище, действуют каналы Северский Донец - Донбасс и Днепр - Донбасс.
2-й ученик
- На карте Донецкой области не обозначено ни одного озера. И всё же озёрами у нас считают небольшие старицы в пойме реки Северский Донец. Это озёра: Чернецкое, Лиман, Подпесочное, Орлово. Они небольшие, например, ширина озера Чернецкое достигает 100 метров, а ширина 3км, но места здесь очень красивы и живописны.
Есть в нашем крае и уникальные озёра. Недалеко от г.Славянска расположены солёные озёра. Наиболее крупные из них - Рапное, Слепное и Вейсово. Они уникальны! Нигде на Украине солёные озёра не встречаются на таком большом расстоянии от моря.
3-й ученик
- Если посмотреть на глобус, то можно увидеть что преобладает голубой цвет. Им обозначен мировой океан.
Мировой океан разделён материками на части, которые называются океанами. На земле - четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
С поверхности океанов испаряется большое количество воды. Из водяного пара образуются тучи. Они переносятся ветром в разные уголки Земли, и там выпадают осадки.
4-й ученик
- На Украине расположены два моря: Азовское и Чёрное. Это- моря Атлантического океана.
В Донецкой области находится Азовское. Наше море самое маленькое - его площадь составляет 38000 квадратных километров. Оно и самое мелкое - средняя глубина 8 метров, максимальная-14 метров. Летом в Азовском море вода нагревается до +30 градусов, а зимой она замерзает.
4.Работа за компьютерами
Просматривание слайдов с комментированием консультанта группы
5.Гимнастика для глаз.
Отчёт про результаты работы группы «Химиков».
(выступает консультант группы)
- Мы подобрали материал о свойствах воды, исследовали: «Вода - это хорошо. Вода - это плохо». С помощью опытов докажем, что вода- жидкость текучая и прозрачная; что вода не имеет запаха; что вода не имеет вкуса; что вода бесцветная, растворяет некоторые вещества.
Вода - это хорошо.
-
Вода - это урожай на огородах, полях, в садах.
-
После дождей - свежий воздух.
-
Можно пускать кораблики по воде.
-
Минеральная вода лечит людей.
-
Вода нужна людям и животным.
-
Водой мы умываемся, стираем.
-
По воде плавают лодки, корабли.
-
На воде строят электростанции.
-
Водой тушат пожары.
Вода - это плохо.
-
В воде можно потонуть.
-
Когда едят снег, лёд, можно застудить горло.
-
После дождя можно испачкать одежду, обувь.
-
Когда много выпадает дождей, растения могут сгнить, погибнуть.
-
Кипятком можно ошпариться.
-
Когда на улице мокро мама не выпускает играть, чтоб не застудиться.
-
Из-за частых, непрекращающихся дождей может произойти наводнение.
-
Если не уметь плавать, то можно утонуть.
Проведя опыты, определим свойства воды.
1-й ученик
Вода - растворитель.
Самое важное свойство воды - способность растворять вещества.
Опыт№1
-Насыплем в стакан с водой чистой соли и размешаем её ложечкой. Пронаблюдаем, что происходит с кристаллами соли. Они становятся всё меньше и меньше. Скоро они исчезнут совсем. Но исчезла ли соль. Попробуем воду. Соль не исчезла. Она растворилась в воде. Какой можно сделать вывод? Вода растворитель. Возьмём камешек, опустим его в воду. Растворился ли камень? Нет. Какой можно сделать вывод? В природе есть вещества, растворяющиеся и не растворяющиеся в воде.
Опыт №2
Можно ли воду положить на стол? Нет, вода разольётся по столу. Если налить воду в стакан, она примет форму стакана. Если наполнить ею пузырёк, она примет форму пузырька. Вода - жидкость. Жидкость не имеет своей формы, а принимает форму сосуда, в котором находится. Делаем вывод: вода текучая, не имеет своей формы.
Опыт №3
Опустим в стакан с водой, а затем в стакан с молоком ложку. Сравните, видна ли ложка в стакане с водой? А в молоке? Это говорит о том, что вода прозрачна.
Опыт№4
Сравните цвет воды с цветом молока. Имеет ли вода цвет? А молоко? Это говорит о том, что вода бесцветная.
Опыт №5
Понюхайте воду и определите, имеет ли она запах? Не имеет, а бензин, или йод? Это говорит о том, что вода не имеет запаха.
Отчёт про результаты работы группы «Литераторов»
(выступает консультант группы)
- Мы подобрали загадки, сказки, стихи, пословицы, рассказы о воде. Некоторые сочинили сами. Оформили книгу - раскладушку «Вода - источник жизни».
( показ Книжки-раскладушки, чтение авторских работ, загадывание загадок)
6.Мы определили, какие свойства имеет вода, находящаяся в жидком состоянии. А в каком ещё состоянии вода встречается в природе?
Правильно определить вам помогут загадки.
1.В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (вода, дождь)
-Значит, какой можно сделать вывод? (вода бывает в жидком состоянии)
2.Молоко над речкой плыло,
ничего не видно было.
Растворилось молоко -
Стало видно далеко. (туман)
-Какой можно сделать вывод? (вода бывает в газообразном состоянии)
3.Рыбам зиму жить тепло:
крыша - толстое стекло. (лёд)
-Какой можно сделать вывод? (вода бывает в твёрдом состоянии).
Демонстрация состояния воды. (дождь, туман, лёд)
7.Тестовая проверка.
Возле трудного вопроса поставьте вопросительный знак.
Тест
1. Вода бывает в…
а) одном состоянии; б) двух состояниях; в) трёх состояниях.
2. В воде растворяются…
а) гранит; б) соль; в) песок.
3. Водяной пар - это вода в…
а) жидком состоянии; б) твёрдом состоянии; в) газообразном состоянии.
4.Самая крупная река Донецкой области…
а) Кальмиус; б) Миус; в) Северский Донец.
5.В Донецкой области находится море…
а) Азовское; б) Чёрное.
8. Блиц-опрос между группами.
«Хорошо ли ты знаешь воду»
-
Самое распространенное вещество на земле? (вода)
-
В чём главная ценность воды? (без воды нет жизни).
-
Кто плавает в воде? (водоплавающие птицы).
-
Без глаз, а слёзы льёт.(вода).
-
Гигантские волны.(Цунами).
-
Наибольший океан.(Тихий).
-
Брызги на воде, которые поднимаются ветром.(волны).
-
Ледовая гора, которая плавает.(Айсберг).
-
Моря, водохранилища, реки, ставки - это…(водоёмы)
10.Ставрида, скумбрия, камбала - это речная рыба или морская?(морская)
11. Какое море больше - Чёрное или Азовское?(Чёрное)
12. Один из наибольших водоёмов на Земле.(Океан)
13.Место, где начинается река называется…(исток)
14.А как называются маленькие реки, которые впадают в главную реку?(притоки)
15. Пьёт ли лягушка воду?(нет)
9. Оценивание учащихся.
- Давайте посчитаем у кого сколько капелек? А теперь ,пустим наши капельки по реке и пусть как река пополняется водой, так и ваши знания тоже пополняются.
10. Итог урока.
-Воду глубоко уважали наши предки. Особенную магическую силу имела так званая «не начатая» вода, набранная до восхода солнца. В ней купали младенцев, поили коров, чтобы давали больше молока, умывались от сглаза. Именно из воды вышли все живые существа. Поэтому и мы - дети Воды. Она утоляет нашу жажду, даёт жизнь насаждениям, согревает дома, стелиться перед кораблями. Поэтому будьте бережливыми к воде. Будьте мудрыми, как Природа, богатыми, как Земля, сильными и здоровыми, как Вода.
- Подведём итог нашего урока.
- Какой сегодня был урок? (необычный, интересный)
- Было для меня открытием…
1.
Организм человека состоит на 2/3 из воды.
2.
Взрослому человеку необходимо употреблять 2,5 л воды(1л жидкости попадает в организм человека с едой; 1л - жидкость, которую мы выпиваем; 0,5 л организм вырабатывает самостоятельно в процессе сгорания жиров).
3.
Человек не может прожить без воды более 8 суток.
4.
За всю жизнь человек употребляет 50-60 тонн воды.
5.
Чтобы вырастить 1кг овощей, зерна тратят 2тонны воды.
6.
Чтобы добыть 1 тонну угля, нужно 5тонн воды.
7.
Чтобы изготовить 1 тонну стали, необходимо 300 тонн воды.