Урок - проект по природоведению «Вода - источник жизни»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - проект по природоведению

Предварительная работа: сбор загадок, сказок, стихотворений, пословиц, в которых отображается тема воды. Экскурсии к местным водоёмам, оформление книги - раскладушки « Вода - источник жизни». Рисование карты рек Донецкой области, составление презентации на тему: «Моря, океаны, реки ,озёра». Составление авторских работ по теме.

План выполнения проекта

1.Обсудить в классе тему урока и актуальность её выбора.

2.С помощью учителя определить источники нужной информации.

3. Разделить класс на творческие группы, распределить обязанности между участниками.

4. Найти информацию о воде на территории своей местности; в художественной и научно - популярной литературе.

5. Собрать материал для книги - раскладушки.

6. Оформить книгу - раскладушку «Вода - источник жизни».

7. Оценить работу участников проекта.

Тема: « Вода - источник жизни».

Цель : обогатить знания учащихся о воде, её значении в живой природе; ознакомить с водоёмами нашего района; формировать умение выступать перед аудиторией, коротко формулировать свою мысль, делать выводы, оформлять творческий отчёт, пользоваться компьютером, подбирать яркие убедительные факты для аргументации мыслей; привлекать учащихся к поисковой и исследовательской деятельности, воспитывать уважение к традициям своего народа, желание постоянно расширять свой объём знаний, чувство любви и заботливое отношение к природе.

Тип проекта: информационно-творческий.

Время работы над проектом: 1 месяц

Оборудование: материал по теме « Вода в жизни человека», рисунки, книжка-раскладушка, компьютеры, диск со слайдами, авторские работы детей, макет реки, фотоматериалы.

Ход урока

  1. Организация класса.

Сегодня у нас необычный день. В это зимнее утро к нам пришли гости. Я вижу у вас хорошее настроение. Улыбнитесь нашим гостям, чтобы у них тоже было хорошее настроение.

  1. Мотивация учебной деятельности.

- Наш урок-презентацию хочется начать словами Антуана де Сент-Экзюпери из его книги «Планета людей»: «Вода! У тебя нет ни вкуса, на запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаемся, не ведая, что ты такое. Не говори, что ты необходима для жизни, ты - сама жизнь. Ты - самое великое богатство в мире, но и самая требовательная, ты - самая чистая в лоне Земли».

-Почему именно эти слова я взяла эпиграфом нашего урока?(ответы детей)

-Ребята, а кокой сегодня праздник?(крещение)

Этот праздник отмечают 19 января.

- На тридцатом году жизни, перед тем как отправиться проповедовать новое учение, Христос пришел на реку Иордан и принял крещение от Иоанна Крестителя. Когда Христос выходил из воды, раскрылось небо и с него сошёл Дух святой в обличии голубя. Голубь сел Христу на плечо, и в это время с небес раздался голос: «Ты сын мой возлюбленный, в тебе моё благоволение!» Поэтому этот день называется Богоявлением или Крещением. Отсюда главное событие праздника Крещения - водосвятие.

Накануне вечером и в сам праздник происходило великое освящение воды - водосвятие в церквах, а также на реках, прудах и колодцах. Бывало всей деревней, сопровождая крестный ход, шли к иордани. Обычно прорубь делалась в виде креста, воду в проруби освящали, трижды опускали в неё серебряный крест. Несмотря на крепкий морозец, каким славятся эти дни, после молебна многие смельчаки окунались в иордань: больные - в надежде на исцеление, а нарядившиеся в шутовские наряды под Новый год - очиститься от греха. Люди верили, что вода в проруби и место вокруг неё обладают чудесной силой.

Крещенская вода с давних времён считалась великою святынею. Её хранили в течении всего года, ею окропляли вещи, принимали её с верою при болезнях и давали пить тем, кто по каким то причинам не мог быть допущен к причащению. Считалось, что эта вода может простоять, не портясь несколько лет. Чудесную силу приписывали и крещенскому снегу.

С давних пор в русских деревнях сохранилось поверье: если в ночь на 19 января помолиться открытому небу, то сбудется любая просьба, так как в Богоявленскую ночь, перед утром, небо открывается.

-Вся семья перед едой обязательно должна попробовать освященной воды. Кое-где ещё сохранились традиции петь хозяевам дома величальные песни:

Гей, пане господарю,

У господі, як в раю:

У тебе воли половії,

У тебе плуги золотії,

У тебе двори кедровії,

У тебе столи калиновії...

Гей, пане господарю,

Щасти, Боже, з Йорданом,

І з водицею, і з царицею,

З усім домом, з усім добром,

І з синами- соколами,

І з дочками- чічками...

(две девочки разносят в одноразовых стаканчиках, на подносах святую воду, угощают гостей, одноклассников)

- Мы воспринимаем воду как одно из природных богатств и даже порою не знаем ей цены. Мы не всегда помним, что вода - основа всей жизни на Земле. На нашей планете нет ни одного организма, в состав которого не входила бы вода. Воду и жизнь невозможно отделить друг от друга.

Большое значение вода имеет для животных и растений. Для некоторых из них, например, рыб, китов, дельфинов, водорослей, вода является местом обитания. Растения с помощью воды доставляют себе питательные вещества. Если растения не поливать, они засохнут.

Наше тело на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму кислород и питательные вещества. Испаряясь с поверхности кожи, она регулирует температуру тела. С водой удаляются из организма вредные вещества.

Без пищи человек может прожить до 40 дней. А без воды он умирает на восьмой день. Вода нужна не только для питья или приготовления пищи. Вода необходима для поддержания чистоты воздуха в шахтных забоях, на улицах и дорогах населённых пунктах. По водным путям человек передвигается на плотах, теплоходах, лодках.

Вода помогает человеку выращивать большие урожаи. Многие культурные растения нуждаются в дополнительном поливе.

3. Презентация проекта.

- Сегодня будут презентовать свою работу такие группы:

І-историки

ІІ-химики

ІІІ-литераторы

  1. Работа с ключевыми словами

Каждой группе было дано задание: найти и определить значение ключевых слов с которыми мы сегодня будем работать.

1 гр.Презентация - публичная демонстрация, показывание чего-нибудь с рекламной целью.

2 гр.Проект -разработанный план, составление чего-нибудь.

3 гр.Водоёмы - природное,или искуссвенное углубление в земле, в котором собирается и задерживается вода.

2.Работа на компьютере

Инструктаж по технике безопасности

1.Нельзя приносить в класс с собой еду и напитки.

2.Запрещается дотрагиваться до компьютера мокрыми или грязными руками.

3.Нельзя бесцельно нажимать клавиши на клавиатуре.

4.Нельзя выдёргивать шнуры и повреждать оборудование компьютера.

-Обратимся к монитору(таблица) и после рассмотрения сделаем вывод.

1.

Организм человека состоит на 2/3 из воды.

2.

Взрослому человеку необходимо употреблять 2,5 л воды(1л жидкости попадает в организм человека с едой; 1л - жидкость, которую мы выпиваем; 0,5 л организм вырабатывает самостоятельно в процессе сгорания жиров).

3.

Человек не может прожить без воды более 8 суток.

4.

За всю жизнь человек употребляет 50-60 тонн воды.

5.

Чтобы вырастить 1кг овощей, зерна тратят 2тонны воды.

6.

Чтобы добыть 1 тонну угля, нужно 5тонн воды.

7.

Чтобы изготовить 1 тонну стали, необходимо 300 тонн воды.

- Значит, какой можно сделать вывод? Для чего необходима вода? (вода необходима для жизни)

- Вспомните по собственному опыту, если комнатные цветы не полить вовремя, что с ними происходит? Да, они вянут.

- Значит, для чего нужна вода растениям? (для жизни)

- А животным нужна вода? ( по собственным наблюдениям дети делают вывод, что животные тоже не могут жить без воды)

- Значит, вода необходима на Земле для жизни.

- Хочу обратить ваше внимание на такие интересные факты, которые касаются воды:

а) за всю жизнь человек употребляет в среднем 50-60 тонн воды;

б) если бизоны хотят пить, то они чувствуют воду за 5-6 км;

в) американский тушканчик вообще не пьёт воду - ему достаточно влаги из зёрен;

г) медузы состоят на 95 - 98% из воды;

3. Обобщение и систематизация знаний.

- А сейчас мы послушаем результаты работы над проектом «Вода- источник жизни», в процессе которого ученики нашего класса были поделены на группы. Каждая группа будет проводить презентацию по очереди. А остальные должны внимательно слушать, чтобы потом поставить свои вопросы каждой группе.

Отчёт про результаты работы группы «Историков».

(выступает консультант группы)

- Мы подобрали материал о морях, океанах, реках, озёрах.

Нарисовали карту рек Донецкой области. Оформили свой проект на диске.

1-й ученик

_ Я расскажу вам о реках. А начинается она небольшим ручейком. Место, где она начинается, называется исток.

На территории Донецкой области 334 речки, но большинство из них - речки небольшие маловодные. Самая большая река Северский Донец. Своё начало Северский Донец берёт в Курской области (Россия). Длина всей реки 1053 километра. В пределах Донецкой области её длина около 100 километров. Ширина русла реки от 60 до 80 метров, средняя глубина полтора два метра, но в плесах она достигает даже 5-7 метров. Его левые притоки - Жеребец, Боровая, Красная, Деркул, Айдар. Правые - Казенный Торец, Бахмут, Лугань, Луганчик, Большая Каменка и другие поменьше. Русло речки в некоторых местах проходит среди меловых пород, что придаёт ей живописный вид. Северский Донец имеет большое значение для водоснабжения такого большого региона как Донбасс. К бассейну Днепра принадлежат Самара и Вовча. К бассейну Азовского моря - Кальмиус, Грузький Еланчик, Крынка. Озёр на территории нашей области мало - наибольшее из них- Вовче. Зато существуют Славянские солёные озёра. В области создано 141 водохранилище, действуют каналы Северский Донец - Донбасс и Днепр - Донбасс.

2-й ученик

- На карте Донецкой области не обозначено ни одного озера. И всё же озёрами у нас считают небольшие старицы в пойме реки Северский Донец. Это озёра: Чернецкое, Лиман, Подпесочное, Орлово. Они небольшие, например, ширина озера Чернецкое достигает 100 метров, а ширина 3км, но места здесь очень красивы и живописны.

Есть в нашем крае и уникальные озёра. Недалеко от г.Славянска расположены солёные озёра. Наиболее крупные из них - Рапное, Слепное и Вейсово. Они уникальны! Нигде на Украине солёные озёра не встречаются на таком большом расстоянии от моря.

3-й ученик

- Если посмотреть на глобус, то можно увидеть что преобладает голубой цвет. Им обозначен мировой океан.

Мировой океан разделён материками на части, которые называются океанами. На земле - четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

С поверхности океанов испаряется большое количество воды. Из водяного пара образуются тучи. Они переносятся ветром в разные уголки Земли, и там выпадают осадки.

4-й ученик

- На Украине расположены два моря: Азовское и Чёрное. Это- моря Атлантического океана.

В Донецкой области находится Азовское. Наше море самое маленькое - его площадь составляет 38000 квадратных километров. Оно и самое мелкое - средняя глубина 8 метров, максимальная-14 метров. Летом в Азовском море вода нагревается до +30 градусов, а зимой она замерзает.

4.Работа за компьютерами

Просматривание слайдов с комментированием консультанта группы

5.Гимнастика для глаз.

Отчёт про результаты работы группы «Химиков».

(выступает консультант группы)

- Мы подобрали материал о свойствах воды, исследовали: «Вода - это хорошо. Вода - это плохо». С помощью опытов докажем, что вода- жидкость текучая и прозрачная; что вода не имеет запаха; что вода не имеет вкуса; что вода бесцветная, растворяет некоторые вещества.

Вода - это хорошо.

  1. Вода - это урожай на огородах, полях, в садах.

  2. После дождей - свежий воздух.

  3. Можно пускать кораблики по воде.

  4. Минеральная вода лечит людей.

  5. Вода нужна людям и животным.

  6. Водой мы умываемся, стираем.

  7. По воде плавают лодки, корабли.

  8. На воде строят электростанции.

  9. Водой тушат пожары.

Вода - это плохо.

  1. В воде можно потонуть.

  2. Когда едят снег, лёд, можно застудить горло.

  3. После дождя можно испачкать одежду, обувь.

  4. Когда много выпадает дождей, растения могут сгнить, погибнуть.

  5. Кипятком можно ошпариться.

  6. Когда на улице мокро мама не выпускает играть, чтоб не застудиться.

  7. Из-за частых, непрекращающихся дождей может произойти наводнение.

  8. Если не уметь плавать, то можно утонуть.

Проведя опыты, определим свойства воды.

1-й ученик

Вода - растворитель.

Самое важное свойство воды - способность растворять вещества.

Опыт№1

-Насыплем в стакан с водой чистой соли и размешаем её ложечкой. Пронаблюдаем, что происходит с кристаллами соли. Они становятся всё меньше и меньше. Скоро они исчезнут совсем. Но исчезла ли соль. Попробуем воду. Соль не исчезла. Она растворилась в воде. Какой можно сделать вывод? Вода растворитель. Возьмём камешек, опустим его в воду. Растворился ли камень? Нет. Какой можно сделать вывод? В природе есть вещества, растворяющиеся и не растворяющиеся в воде.

Опыт №2

Можно ли воду положить на стол? Нет, вода разольётся по столу. Если налить воду в стакан, она примет форму стакана. Если наполнить ею пузырёк, она примет форму пузырька. Вода - жидкость. Жидкость не имеет своей формы, а принимает форму сосуда, в котором находится. Делаем вывод: вода текучая, не имеет своей формы.

Опыт №3

Опустим в стакан с водой, а затем в стакан с молоком ложку. Сравните, видна ли ложка в стакане с водой? А в молоке? Это говорит о том, что вода прозрачна.

Опыт№4

Сравните цвет воды с цветом молока. Имеет ли вода цвет? А молоко? Это говорит о том, что вода бесцветная.

Опыт №5

Понюхайте воду и определите, имеет ли она запах? Не имеет, а бензин, или йод? Это говорит о том, что вода не имеет запаха.

Отчёт про результаты работы группы «Литераторов»

(выступает консультант группы)

- Мы подобрали загадки, сказки, стихи, пословицы, рассказы о воде. Некоторые сочинили сами. Оформили книгу - раскладушку «Вода - источник жизни».

( показ Книжки-раскладушки, чтение авторских работ, загадывание загадок)

6.Мы определили, какие свойства имеет вода, находящаяся в жидком состоянии. А в каком ещё состоянии вода встречается в природе?

Правильно определить вам помогут загадки.

1.В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (вода, дождь)

-Значит, какой можно сделать вывод? (вода бывает в жидком состоянии)

2.Молоко над речкой плыло,

ничего не видно было.

Растворилось молоко -

Стало видно далеко. (туман)

-Какой можно сделать вывод? (вода бывает в газообразном состоянии)

3.Рыбам зиму жить тепло:

крыша - толстое стекло. (лёд)

-Какой можно сделать вывод? (вода бывает в твёрдом состоянии).

Демонстрация состояния воды. (дождь, туман, лёд)

7.Тестовая проверка.

Возле трудного вопроса поставьте вопросительный знак.

Тест

1. Вода бывает в…

а) одном состоянии; б) двух состояниях; в) трёх состояниях.

2. В воде растворяются…

а) гранит; б) соль; в) песок.

3. Водяной пар - это вода в…

а) жидком состоянии; б) твёрдом состоянии; в) газообразном состоянии.

4.Самая крупная река Донецкой области…

а) Кальмиус; б) Миус; в) Северский Донец.

5.В Донецкой области находится море…

а) Азовское; б) Чёрное.

8. Блиц-опрос между группами.

«Хорошо ли ты знаешь воду»

  1. Самое распространенное вещество на земле? (вода)

  2. В чём главная ценность воды? (без воды нет жизни).

  3. Кто плавает в воде? (водоплавающие птицы).

  4. Без глаз, а слёзы льёт.(вода).

  5. Гигантские волны.(Цунами).

  6. Наибольший океан.(Тихий).

  7. Брызги на воде, которые поднимаются ветром.(волны).

  8. Ледовая гора, которая плавает.(Айсберг).

  9. Моря, водохранилища, реки, ставки - это…(водоёмы)

10.Ставрида, скумбрия, камбала - это речная рыба или морская?(морская)

11. Какое море больше - Чёрное или Азовское?(Чёрное)

12. Один из наибольших водоёмов на Земле.(Океан)

13.Место, где начинается река называется…(исток)

14.А как называются маленькие реки, которые впадают в главную реку?(притоки)

15. Пьёт ли лягушка воду?(нет)

9. Оценивание учащихся.

- Давайте посчитаем у кого сколько капелек? А теперь ,пустим наши капельки по реке и пусть как река пополняется водой, так и ваши знания тоже пополняются.

10. Итог урока.

-Воду глубоко уважали наши предки. Особенную магическую силу имела так званая «не начатая» вода, набранная до восхода солнца. В ней купали младенцев, поили коров, чтобы давали больше молока, умывались от сглаза. Именно из воды вышли все живые существа. Поэтому и мы - дети Воды. Она утоляет нашу жажду, даёт жизнь насаждениям, согревает дома, стелиться перед кораблями. Поэтому будьте бережливыми к воде. Будьте мудрыми, как Природа, богатыми, как Земля, сильными и здоровыми, как Вода.

- Подведём итог нашего урока.

- Какой сегодня был урок? (необычный, интересный)

- Было для меня открытием…

1.

Организм человека состоит на 2/3 из воды.

2.

Взрослому человеку необходимо употреблять 2,5 л воды(1л жидкости попадает в организм человека с едой; 1л - жидкость, которую мы выпиваем; 0,5 л организм вырабатывает самостоятельно в процессе сгорания жиров).

3.

Человек не может прожить без воды более 8 суток.

4.

За всю жизнь человек употребляет 50-60 тонн воды.

5.

Чтобы вырастить 1кг овощей, зерна тратят 2тонны воды.

6.

Чтобы добыть 1 тонну угля, нужно 5тонн воды.

7.

Чтобы изготовить 1 тонну стали, необходимо 300 тонн воды.




Урок - проект по природоведению «Вода - источник жизни»

© 2010-2022