«Коренные народы Югры, их занятия и традиции»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Экскурсия в краеведческий музей

ИСШ № 2



«Коренные народы Югры, их занятия и традиции»















Воспитатель: А. М. Воложанина









Игрим

2009




Коренные народы Югры, их занятия и традиции.


Экскурсия в краеведческий музей школы № 2 п. Игрим для ознакомления с традиционными занятиями коренных народов Югры, видами жилищ и предметами быта (домашняя утварь), кухней народов Севера. Цель- формирование у детей представление о социальной среде родного края и месте человека в ней. Педагогическая задача: дать знание о природных богатствах края, дать детям понятие «коренные народы», быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве; развивать наблюдательность, речь, общий кругозор детей, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.
Ход экскурсии

Вступительная беседа.

Обзор по музею краеведения проводит директор музея

Лидия Алексеевна Волкова.

«Коренные народы Югры, их занятия и традиции»

Тема: «Краткая историческая справка посёлка Игрим».

Тема: «Коренные народы Югры, их занятия и традиции».










Ю.Шесталов


Назови по имени

Вы спросите:

-А кто такие манси?-

Мы-манси.

Нас на свете очень много:

Ведь белка, утка, соболь или стерлядь-

Все это мы-мы скачем и летаем…

Так думали отцы и предки наши,

Себя не отделяя от природы…

Они искали с нею пониманья,

Оправдывая званье Человека.


- Кто такие манси, ханты? (коренное население Югры) - Как манси и ханты относятся к природе? « Русские люди хлебопашцы-мастера. А мы, манси, мастера ловить осетра, муксуна… Мы таежные люди, умелые ловцы зверя и рыбы. Мы - охотники. Мы - рыбаки. Мы - мастера ловцы, мы - следопыты. Мы -мастера пасти оленей». Так пишет о своем народе писатель Юван Шесталов. Народы манси и ханты имеют древнюю культуру и очень близки к родной природе. Для мансийских, хантыйских поэтов лес - «брат родной», «родимый дом». В лесу, в тайге ханты и манси строят свои жилища, охотятся, добывают пищу и стараются беречь лесные богатства. Охота Вся жизнь коренного населения связана с лесом. Основное занятие населения Югры. Охотничий промысел зимой. Собака - друг и верный помощник охотника. Всё своё охотничье снаряжение охотник делает сам. Слопцы - специальные ловушки из бревен на небольших зверьков и боровую дичь. Силки - петли, свитые из конского волоса. Ими ловят куропаток.
Самое главное время охоты - зима; промысел на пушных зверей: лис, соболей, песцов, колонков, белок, росомах. Охота на медведя зимой. Летом стреляют водоплавающую дичь, в основном уток, приманивая их при помощи резиновой надувной или деревянной утки-манка. Охота - это очень тяжелый труд. Все охотники - как одна большая семья. Без взаимопомощи, взаимовыручки в тайге не обойтись. Охотники в зимних избушках оставляют друг другу припасы. - На каких зверей и птиц охотятся ханты и манси? - Что вы узнали об охотничьем снаряжении? - Кто и как помогает охотнику? Оленеводство «Олени - наши друзья», - так говорят ханты. Откуда икак появились домашние олени? В устной традиции народов это объясняется и естественным - приручили диких оленей и сверхъестественным образом - оленей хантам дала женщина-дух. Олень для народов ханты и манси - жизненная необходимость и главное богатство и ценность семьи. Охота на диких оленей. Ханты и манси охотятся только по необходимости, никогда не убивают животных просто так, ради развлечения, у убитого животного используют всё. Применение шкур, шерсти, рогов, костей, сухожилий. Домашний олень - транспортное средство. Олень может идти по труднопроходимым местам: по глубокому снегу, летней тундре, топким болотам, горным речкам. Ему не нужно горючее, пищу находит сам, прекрасно видит в темноте. Самое главное - никогда не бросит хозяина, не оставит замерзать в пургу. Оленьи нарты делают из ели, поэтому они очень легкие. Рыбный промысел Рыба - самая процветающая группа позвоночных животных на нашей планете, появившаяся на Земле 200 млн.лет назад. Рыбы - основа жизнеобеспечения народов Югры, важный источник пищи, «живое серебро» нашего края. Пойманная рыба использовалась вся без остатка. Чешуя шла на приготовление универсального клея. Из внутренностей вываривали рыбий жир, а осадок использовали как средство, отпугивающих комаров. Сушеную мелкую рыбу толкли вместе с костями и получали порсу - рыбную муку, из которой можно приготовить питательную похлебку. В большом количестве заготавливали несолёную вяленую рыбу. Варили из рыбы уху. А чаще всего ели рыбу в свежем и свежемороженом виде.

Р.Ругин

Молитвы рыбака

На лов отплывает рыбак на рассвете,

Когда ещё спят и хозяйка и дети.

Рыбак потаенные знает места

И первую рыбу целует в уста.

Потом извлекает он рыбу вторую.

И главное лакомство - нельму сырую

Сперва предлагает он Духу Воды:

«Прими за свои вековые труды.

Поклялся быть верным тебе на огне я,

Позволь мне тайменя поймать пожирнее.

Толику запасов своих отряди

И стаю за стаей к сетям подведи…

Пускай твои строгие дочери - волны

Не губят рыбацкие утлые челны.

Пускай уважают нелегкий мой труд

И жизнь рыбака под заклад не берут».


Одежда, обувь Одежду и обувь раньше ханты шили из рыбьих кож. Она прочна и непромокаема. Сдирали кожу с налима или стерляди и обрабатывали остатками ухи, печенью животных, счищали скребками, мяли руками. Нитки изготавливали из сухожилий оленя, лося или крапивы. Из крапивных нитей ткали полотно, из шерстяных шили пояса либо делали носки.
Одежда из оленьих шкур Сахи - это двойная шуба, у которой подкладка всегда из меха, а верх либо из оленьей шкуры ворсом наружу, либо из ткани яркого сукна. Глухая малица - носят мужчины. Это защитная спереди шуба, а к шейному вырезу пришивается меховая шапка. Обувь из шкур оленя. Характерные особенности современной национальной одежды и обуви. Покрой одежды, сама одежда и обувь ханты удивительно приспособлены для суровых северных условий. Она легкая, мягкая прилегает к телу, теплая и удобная.
Женская одежда и обувь Верхняя одежда. Вместо нательного белья женщины носят нижнее платье с длинными рукавами. Шьют из цветной ткани. На груди разрез по середине. Вокруг него нашивали полоски из однотонной ткани либо пуговицы с бисером. Так же обшивали рукава. Летом носят платья из более легких тканей, чем зимой. Ложась спать, женщины платья не снимают. На платье женщины надевают халат (сак). Он распашной и шьется из ярких однотонных тканей, чаще всего халаты и платья носят без поясов. Праздничная женская одежда и обувь. Отличается от повседневной большей яркостью, нарядным исполнением. Подол праздничного зимнего халата украшен мехом. На ноги зимой надевают теплую обувь из камуса оленя или других животных (лося). Летом носят красивую праздничную обувь, изготовляемую из тонкой кожи типа замши, украшают краской из лиственничной коры. На грудь женщины надевают нагрудные украшения из бус, бисера и колец, монет. В праздничные дни женщины надевают множество колец, обычно из белого металла и меди. Голову покрывают большими яркими платками с кистями. Мансийская обувь .Очень удобная и легкая. Это высокие сапоги или низкие туфли. Зимние сапоги шьют и оленьих камусов мехом наружу, выше колен. Как и одежду, их красиво украшают меховой мозаикой и полосками цветного сукна, вставленного в швы. Отличаются мужские и женские сапоги покроем, мужские и женские сапоги сшиты из «ровдуги». Перед тем, как надеть такие сапоги, кладут стельки из сухой травы. Эту траву женщины заготавливают на всю зиму. Летние сапоги разрисовывали соком березы или отваром из коры лиственницы. Узоры все те же геометрические, похожие на оленьи рога или ветви деревьев. Женские красивые туфли «няры», сшитые из кожи, украшаются бисером или аппликацией из ткани. Их носят с длинными шерстяными носками из цветной собачей шерсти. Все это создается руками женщин. Юван Шесталов пишет:

Сколько б дел имел мужчина,

Сколько трудностей он видел,

Без жены живя на свете,

День и ночь он лил бы слёзы…

Мужская одежда и обувь Одежда не отличается большой красочностью, нарядностью, как женская. Покрой халата мало отличается от покроя женского. Подол обшивается полоской ткани другой однотонной расцветкой либо совсем не отделывается. Халат обязательно подпоясывается поясом. Зимняя мужская одежда - малица. Промысловая мужская одежда и обувь. Эта одежда и обувь для охоты, рыболовства несколько отличается от повседневной. Для рыбной ловли шили бродни наподобие сапог, но без каблуков, с длинными кожаными голенищами (эту обувь заимствовали у русских). Одежда для охоты. Удобная темная обувь, нижний халат-шуба из оленьего меха, пояса, патронташ. Уход за одеждой и обувью: Бережное отношение. Одежду носили десятилетиями, передавали из поколения в поколение.

  • Верхнюю меховую одежду и обувь не заносят теплое помещение.
  • Хранят в мешках, подвешивают в лабазах.

Детскую одежду и обувь изготавливают любовно и красочно.

Кухня народов Югры Основная пища ханты и манси - рыба и мясо. Главная роль отводится мясу дикого оленя. Его вялили, коптили. Рыбу ели сырой, соленой, вяленой. Из внутренностей рыбы вытапливали жир, он шел в пищу в чистом виде или смешанный с толчеными ягодами черемухи. На нем жарили лепешки и приготовляли из него «варку», для чего проваривали в нем истолченную сухую рыбу. Такую «варку» всегда брали в дорогу или на охоту. Зимой рыбу ели мороженой. Головки рыбы, иногда и всю мелкую рыбу сушили и толкли в муку, из которой варили болтушку. Вынутые пузыри сушили и делали из них клей.




Р.Ругин



Строганина

Вы изведали хоть раз

Вкус морозной строганины?

Если нет - зову я вас

В наши снежные равнины.

С перцем, с солью, ох и сласть!

Ничего вкусней не надо,

Съел - и в теле разлилась

Молодящая прохлада.

Стружку нельмы чуть вкусишь,

Невозможно оторваться.

Насладился и спешишь

У печи отогреваться.

Если ж вам преподнесут

Жирной стружки осетровой,

Расцветет, ручаюсь, тут

Самый хмурый и суровый.


Боровую и водоплавающую дичь ели в вареном виде или вялили и коптили. Употребляли в пищу также яйца диких птиц. Из дикорастущих растений ханты и манси потребляли ягоды (чернику, черную смородину, бруснику, черемуху), которые ели сырыми; собирали растения: «медвежью дудку», дикий лук и различные клубни. Весной собирали и пили березовый сок, кроме этого напитками служили отар чаги и другие растительные отвары. Грибы не ели, считая их нечистым порождением. Печеный хлеб стали широко употреблять народами ханты и манси лишь в недавнее время, несмотря на то, что он был, видимо, им известен давно. Еще в 18 в. Ханты и манси изредка в обмен на пушнину и рыбу брали у русских печеный хлеб. Мука, особенно ржаная, значительно раньше печеного хлеба вошла в употребление у этих народов. Бедняки из нее делали болтушку, забалтывая муку в кипящей воде. Более зажиточные пекли из нее на золе и камнях лепешки. Соль употребляли при приготовлении пищи, при заготовке продуктов в прок. Общеупотребительно было жевание древесной смолы, преимущественно лиственничной, которая считалась средством для предупреждения цинги.

Игры , игрушки детей Югры В более ранние времена игрушками были косточки из головы средней щуки, косточки-бабки из костей птиц, самодельные безликие куклы-акань, выструганные игрушки и др. часто дети играли пойманными зверьками (белки, бурундуки). В играх дети подражали взрослым, их деятельности: охоте, рыболовству. С 9-12 лет уже помогали взрослым. С раннего возраста родители старались занять своих детей какой-нибудь яркой игрушкой. Для девочек шили из ненужных отрезков разных тканей кукол, и они играли, подражая матери и старшим сестрам: кормили, качали на руках, укладывали в постель и убаюкивали, напевая колыбельную. Из лоскутков материи мастерили для своих кукол постель, одежду.

«Коренные народы Югры, их занятия и традиции»


Кроме кукол, игрушками девочек были разноцветные осколки разбитой посуды, устаревшая и уже не нужная в хозяйстве посуда: деревянные ложки, чашки, блюдца, чайники и др. С таких игр начиналось постепенное становление помощницы матери, приобщение к семейным хозяйственным делам. У мальчиков игры были связаны с оленями или лошадьми, упряжью. Коробка из- под спичек после того, как к ней прикручивали с обеих сторон оглобли из березового прутика, становились санями. Футляр от спичечной коробки изображали оленя, лошадь. В сани грузили разные игрушки, и обоз отправлялся по полу жилища в далекий путь до неведомого города. В младшем возрасте к игре в лошадок прибавлялась еще одна игра: бабки. Собирали косточки ног оленя, сушили - это и были бабки. Затем играли.


© 2010-2022